Латышская экспансия

Айнарс Рубикис назначен музыкальным руководителем берлинской «Комише Опер»
Латышская экспансия
Фото Виктор Дмитриев

Дирижерская школа Латвии покоряет все новые вершины. Вслед за Марисом Янсонсом, который долгие годы руководил двумя лучшими европейскими оркестрами: амстердамским Концертгебау и Баварского радио (в Мюнхене он продолжает работать по сей день), в когорту ведущих маэстро мира вошли представители молодого поколения: Андрис Нелсонс, Андрис Пога, Айнарс Рубикис.

Андрис Нелсонс (род. 1978) в 2006–2009 возглавлял Филармонический оркестр Северо-Западной Германии, в 2008–2016 — Симфонический оркестр Бирмингема, с мая 2013 — художественный руководитель и главный дирижер Бостонского симфонического оркестра.

Андрис Пога (род. 1980) — лауреат первой премии конкурса дирижеров им. Е.Ф. Светланова в Монпелье (2010), главный дирижер и художественный руководитель Латвийского Национального симфонического оркестра (с 2013), сотрудничал с лучшими оркестрами России, Франции, Германии, Японии, Канады, Израиля.

В мае нынешнего года крупный ангажемент получил Айнарс Рубикис. Он приступит к своим обязанностям в театре «Комише опер» с сезона 2018–2019, сменив маэстро из Венгрии Хенрика Нанази, который стоял у руля театра с 2012. 12 мая Нанази продирижировал своим прощальным концертом, исполнив с оркестром и солистами театра 4-ю симфонию Малера. Именно эту симфонию А. Рубикис исполнял на конкурсе им. Малера в Бамберге (2010), где был удостоен первой премии.

Нелишне напомнить, что маэстро не один год с успехом работал в России.

Wer sind Sie, Herr Rubikis?

Айнарс Рубикис род. в 1978 в Риге. Учился в специальной музыкальной школе им Э. Дарзиньша, пел в Хоре Домского собора и был в нем вторым дирижером. Руководителя хора М. Сирмайса он называет среди своих учителей: «Марис научил меня работать с людьми, понимать и чувствовать музыку». В 1997 был назначен руководителем Камерного хора 1-й Высшей школы Риги.

Рубикис получил степень бакалавра в Латвийской академии музыки по специальности «хоровое дирижирование», окончил магистратуру в классе проф. Я. Линденберга («Он правильно поставил мне руки, настроил мой профессиональный аппарат») и аспирантуру по специальности «симфоническое дирижирование» у А. Вецумниекса, вице-ректора Академии. Участвовал в мастер-классах М. Янсонса («Он научил меня никогда не говорить музыкантам «нет»… Начинать с «нет» всегда означает потерять энергию»).

С 2000 по 2005 Рубикис — художественный руководитель Латвийского камерного хора, в 2006−2010 — ассистент дирижера в хоре Латвийского радио. Он сотрудничал с Латвийским национальным симфоническим оркестром, оркестрами «Sinfonietta Riga», Латвийской национальной оперы, Симфоническим оркестром Лиепаи, выступал в 2010 на фестивале в Локкенхаусе. С 2008 — дирижер Латвийской национальной оперы, где был дирижером-постановщиком опер Моцарта «Дон Жуан» и «Волшебная флейта» и ассистентом К. Майстера на постановке «Зигфрида» Вагнера. «Я вообще авантюрист, мне нравится рисковать, мне нужен какой-то импульс от жизни… Вот так я и прыгнул в оперу», — вспоминает маэстро.

В 2010 А. Рубикис завоевал первую премию на Третьем конкурсе симфонических дирижеров им. Г. Малера в Бамберге. С этого успеха началась его международная карьера.

«Конечно, после этого конкурса моя жизнь очень изменилась, ко мне проснулся такой инте­рес! Две недели мой телефон просто не замолкал», — говорит Рубикис. Сразу после конкурса с ним заключило контракт лондонское артистическое агентство Askonas Holt, в число эксклюзивных дирижеров которого входили и входят К. Аббадо, Р. Фрюбек де Бургос, К. Хогвуд, Д. Баренбойм, Мюнг Вун Чун, Э. Гардинер, Б. Хайтинк, З. Мета, Дж. Нотт, Т. Пиннок, С. Рэттл и другие прославленные музыканты.

В мае 2011 Рубикис был приглашен в Новосибирский театр оперы и балета. В октябре того же года провел первый концерт, а в декабре — первый спектакль («Кармен»). С 1 января 2012 занял должность музыкального руководителя и главного дирижера НГАТОиБ. Получил премию «Золотая маска» в номинации «лучшая работа дирижера в оперетте или мюзикле» за постановку «Мессы» Бернстайна (2014).

22 декабря 2014 в Новосибирском театре состоялась премьера спектакля «Тангейзер» (реж. Т. Кулябин, дирижер А. Рубикис). В результате последовавших за этим известных событий был уволен директор театра Б. Мездрич и на его место назначен В. Кехман, после чего в апреле 2015 А. Рубикис покинул Новосибирск.

В последние годы Рубикис дирижировал спектаклями «Кармен» Бизе в Новом национальном театре Токио и театре Лисео в Барселоне, «Набукко» Верди на фестивале в Обераммергау, «Мнимая садовница» Моцарта в Бамберге. Приглашенный дирижер Большого театра и Лирической оперы в Чикаго. Дирижировал симфоническими и филармоническими оркестрами Страсбурга, Ливерпуля, Гейдельберга, Борнмута, Бамберга, Торонто, Мельбурна, Люцерна, Фонда Гулбенкяна (Лиссабон), Гонконга, Брюсселя, Будапешта, Шотландским симфоническим оркестром BBC, камерными оркестрами «Северная симфония», Национальным оркестром Страны Луары, Эстонским национальным оркестром. Ближайшим летом предстоит постановка «Летучего голландца» Вагнера в Обераммергау и дебют в Валлийской национальной опере.

В декабре 2016 — дирижер-постановщик спектакля «Евгений Онегин» в Латвийской национальной опере (режиссер Резия Калниня).

Правильный выбор

Пять лет назад, комментируя назначение Рубикиса в Новосибирск, «МО» писало о нем как о дирижере, обладающем «многими ха­рактеристиками для того, чтобы стать за­метной фигурой среди дирижеров крупных оперных театров. Это разностороннее музыкальное образо­вание (хоровое и симфоническое дирижиро­вание), опыт постановок в музыкальном театре, побе­да на престижном международном конкур­се симфонических дирижеров имени Г. Малера в Бамберге (2010), интегрирован­ность в международный музыкальный процесс. Но самое важное, пожалуй, что у нового дирижера есть установка на долгую серьезную работу в театре, а не на создание вокруг себя осо­бой ауры, священного трепета и подпит­ку собственной харизмы» (№ 1, 2012).

Время показало справедливость этих суждений. Можно не сомневаться в том, что А. Рубикис готов к новым достижениям во главе одного из самых известных и солидных музыкальных театров Европы. «Правильный выбор», «Умный, талантливый театральный человек», — сказал о Рубикисе главный режиссер театра «Комише опер» Барри Коски, отметив «индивидуальное звучание», присущее дирижеру.

Контракт подписан на три года (до конца сезона 2020–2021), но, по словам сенатора по культуре администрации Берлина Клауса Ледерера, «возможны и долгосрочные перспективы. Рубикис открыт для экспериментов, является сторонником свободы творчества и дирижером с четкими творческими взглядами и представлениями. В этом он убедил музыкантов оркестра «Комише опер» на первом концерте в феврале, исполнив «Героическую симфонию» Бетховена».

Первой премьерой Рубикиса в театре «Комише опер» в сезоне 2018–2019 станет «Нос» Шостаковича: копродукция с Королевским театром Ковент Гарден.

(Использованы материалы агентства DPA).

Дирижер Айнар Рубикис вместе с женой, актрисой Резия Калныня

P.S.

14 мая, буквально день в день с сообщением о новом назначении А. Рубикиса, в YouTube появилась видеозапись спектакля «Тангейзер» Новосибирского театра оперы и балета. Теперь миллионы зрителей могут увидеть один из лучших, хотя и спорных, российских оперных спектаклей XXI века.

Театр «Комише опер» в этом году отмечает 70-летие. Он основан вскоре после войны в восточном секторе Берлина, на месте разрушенного в 1945 здания «Метрополь-театра» / Театра на Беренштрассе, история которого отсчитывается с 1764, и был крупнейшим оперным театром ГДР. Основатель «Комише опер» — легендарный режиссер Вальтер Фельзенштейн (1901–1975), возглавлявший театр до конца жизни.

В 1965 состоялись гастроли театра в Москве, на сцене МАМТ им. Станиславского и Немировича-Данченко («Отелло» Верди, «Сон в летнюю ночь» Бриттена, «Рыцарь Синяя борода» Оффенбаха). В декабре 1969 в МАМТе Фельзенштейн поставил «Кармен» (дирижировал Д. Китаенко).

Еще один выдающийся мастер — Гарри Купфер — был главным режиссером в 1981–2002. С «Комише опер» сотрудничали дирижеры Отто Клемперер, Курт Мазур, Вацлав Нойман. В 2002–2007 музыкальным руководителем (генеральмузикдиректором) «Комише опер» был Кирилл Петренко, который с 2018 приступит к обязанностям руководителя Берлинского филармонического оркестра. В 1996–2000 спектаклями театра дирижировал Владимир Юровский.