Конференция «Центральная Европа: взгляд со стороны (Искусство и культура во второй половине XX века)» (ГИИ, 29—30 сентября 2022)

Конференция «Центральная Европа: взгляд со стороны (Искусство и культура во второй половине XX века)» (ГИИ, 29—30 сентября 2022)

29-30 сентября 2022 Государственный институт искусствознания проведет Международную научную конференцию «Центральная Европа: взгляд со стороны (Искусство и культура во второй половине XX века)». Заявки на участие и тезисы докладов принимаются до 1 июня 2022.

Страны Центральной Европы (речь прежде всего о Польше, Чехии, Венгрии, бывшей Югославии) имеют за плечами долгую и противоречивую историю, связанную с первыми буржуазными революциями, разделами Польши, развитием пангерманизма, Балканскими войнами, Первой мировой войной. Опыт Центральной Европы может пролить свет на многие вопросы, которые волнуют сегодня как Восток, так и Запад.

К участию в конференции приглашаются специалисты по искусству Польши, Чехии, Венгрии, Югославии и других стран региона, а также культурологи и историки искусства, специализирующиеся на изучении Западной Европы, России или Востока.

Предлагаемые хронологические рамки: период с конца Второй мировой войны по настоящее время.

Возможные направления исследования:

Вид с Запада. Центральная Европа как «бывшая Европа», «младший брат» СССР, особое социокультурное пространство в пору социализма. Центральная Европа как «новая Европа» и «младший брат» Запада после крушения железного занавеса. Национальное и общеевропейское: интеграция в европейский художественный процесс и сохранение самобытности в эпоху глобализации.

Вид с Востока. Концепция «окна в Европу» в период «строительства социализма». Цензура, авторство, стиль, идеология и индивидуальность. Смена иерархий и предпочтений, взаимное удаление и отталкивание после 1989. Эволюция взглядов на общность и совместную историю.

Эхо империй. Культурное взаимодействие с Германией, Россией, Турцией. Проблемы исторической памяти, травм и покаяния. Общий для стран бывшего Восточного блока опыт противостояния «старшим братьям», этнической дискриминации, тоталитарным системам разного рода.

Центр и периферия. Специфика восприятия культурных явлений в зависимости от точки зрения. Как сегодня оценивается и изучается искусство Центральной Европы у нас (с позиций Востока) и на Западе (западная славистика)? Концептуальное осмысление центральноевропейского пространства: актуализация идей евразийства, междуморья и др. и их влияние на культуру региона.

На пересечениях (Москва – Париж, Москва – Берлин, Москва – Нью-Йорк). Основные эмигрантские маршруты шли через страны Центральной Европы, которые играли роль не только «перевалочного пункта» для людей, но также «шлюза», хранилища и «адаптора» для художественных практик и идей. Многие из них заметно видоизменялись в процессе следования с Востока на Запад и обратно, многие «застревали» и «пускали корни» по пути. С этим связана, в частности, специфика неоавангарда в странах Центральной Европы.

Оргкомитет конференции: Д. Г. Вирен, Т. Ю. Гнедовская, Н. В. Злыднева, Е. В. Надеждина, И. И. Никольская, И. Н. Проклов.

«МО»

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях

ВКонтакте    Телеграм