Юбилейный сезон Московской филармонии

Путеводительный огонь
Юбилейный сезон Московской филармонии

Не отрываясь от мировых трендов, свой 100-й сезон Московская филармония выстроила вокруг двух ключевых тем: барокко и новой музыки. Между этими опорными точками разместились традиционные филармонические программы, с которыми, однако, связаны приезды в Россию настолько неординарных фигур (Филиппа Херревеге или Марка-Андре Амлена), что даже заигранная классика воспринималась и наверняка еще будет восприниматься как нечто неизведанное.

«Блестит золотыми глазами»

Хоть и с третьего раза, но все-таки состоялся масштабный фестиваль «Георг Фридрих Гендель: мир горний и мир дольний» (3–15 сентября). Задуманный как юбилейный (в 2020 исполнилось 335 лет со дня рождения Генделя), фестиваль попал прошлым летом в пандемическую ловушку, перенесся на год вперед и снова был отменен. Теперь же все случилось в наилучшем виде, пускай и с некоторыми нюансами: заявлены были одни барочные «звезды» – приехали, в отдельных случаях, другие – вот, собственно, и все изменения. Точнее, почти все: сократился на одну программу первый фестивальный цикл («Мир горний»), в котором было представлено ораториальное творчество Генделя. Зато второй цикл – оперный («Мир дольний») – прозвучал полностью: «Роделинда, Королева Лангобардов», «Тамерлан», «Юлий Цезарь в Египте».

Директором фестиваля «Георг Фридрих Гендель: мир горний и мир дольний» выступил музыковед, музыкальный критик, продюсер Михаил Фихтенгольц, что объяснимо и правильно, ведь именно стараниями Фихтенгольца в 2009 в Московской филармонии впервые в России прозвучала в концертном исполнении опера Генделя «Орландо» (зарубежные солисты, Musica Viva, Кристофер Мулдс). С этого переломного момента, собственно, и начала раскручиваться в Москве (да и в России в целом) большая генделевская история, постепенно разросшаяся до масштабов фестиваля. Новым генделевским проектом Михаил Фихтенгольц, недавно покинувший пост художественного руководителя Цюрихской оперы, возобновил сотрудничество с Московской филармонией.

Ну и поскольку Генделя много не бывает (хотя становится его в мире все больше), в октябре в МГАФ – оратория «Триумф времени и разочарования». Кому-то, безусловно, памятна ее сценическая версия Богомолова / Сорокина / Чижевского (2018), которая, увы, в прошлом (этот действительно выдающийся
спектакль, отмеченный затем Премией «Музыкального обозрения», был показан в МАМТе 17 раз и больше не показывается). Кто-то, не исключено, выберет Кшиштофа Варликовского и его «Триумф», или Юргена Флимма, или Роберта Карсена. А другие, возможно, в очередной раз предпочтут Генделя концертного, тем более что в «Триумфе» вновь заявлена, в списке солистов, Юлия Лежнева. В 2019 она солировала в «Зарядье» в интерпретации генделевской оратории ансамблем La Voce Strumentale, дирижировал Дмитрий Синьковский. Теперь же, 7 октября 2021 в Московской филармонии, Лежнева выступит вместе с ансамблем Les Accents под руководством Тибо Ноалли.

Оперные премьеры

В том же октябре, 19 числа, в Камерном зале МГАФ состоится российская премьера оперы-пародии Доменико Скарлатти «Дириндина». Опера совсем небольшая – не опера, а комическое интермеццо: встречается и такое о ней упоминание. Так или иначе, в России это сочинение прозвучит впервые. Среди солистов – сопрано Яна Иванилова и Анастасия Бондарева. Также в концерте участвует Московский ансамбль «Солисты барокко».

9 ноября – опера еще одного редко звучащего в России барочного композитора: «Полифем» Никколо Порпоры. Вновь на сцену выйдет Юлия Лежнева, а вместе с ней – выдающиеся барочные певцы: контратеноры Макс Эмануэль Ценчич и Юрий Миненко, сопрано Диляра Идрисова, меццо Соня Рунье, бас Павел Кудинов и греческий Оркестр Armonia Atenea под управлением Маркеллоса Криссикоса.

Время Баха

Возвращаясь к октябрьскому барокко Московской филармонии, отметим и выступление Берлинской академии старинной музыки (25 октября, КЗЧ) в абонементе «Вершины мастерства барокко. Часть третья. И.С. Бах» с Шестью Бранденбургскими концертами Баха. В 2022 оркестру исполнится 40 лет, в его исполнительском бэкграунде – долгое партнерство с бельгийским певцом и дирижером Рене Якобсом, совместные концерты с пианистом, клавесинистом Андреасом Штайером, скрипачкой Изабель Фауст, пианистом Александром Мельниковым, сотрудничество с авангардным хореографом Сашей Вальц.

В январе 2022 в КЗЧ выступит Ансамбль COLLEGIUM VOCALЕ GENT во главе с Филиппом Херревеге: мастера из Бельгии привезут в Москву свою версию Мессы си минор.

Филипп Херревеге

В декабре 2021 в Москву вновь приедет знаменитый французский дирижер американского происхождения Уильям Кристи. 10 лет назад вместе со своим ансамблем Les Arts Florissants и солистами (Кэтрин Уотсон, Кристиной Хаммарстом и другими) он впервые в России исполнил в КЗЧ ораторию Генделя «Иевфай». В 2019 Кристи привозил в Москву молодых певцов из основанной им академии Le Jardin des Voix (с 2002, раз в два года в нее отбираются на конкурсной основе 5-6 вокалистов, которые затем гастролируют с Les Arts Florissants): в Зале Чайковского была исполнена опера Моцарта «Мнимая садовница». В этот приезд Кристи представит в Москве ораторию Генделя L`Allegro, il Pensieroso ed il Moderato («Радостный, Задумчивый и Умеренный»).

10 января 2022 в КЗЧ – концертное исполнение оперы Антонио Вивальди «Олимпиада». Солисты – (контральто), Юрия Засимова (сопрано), Рикардо Новаро (баритон). За пультом Московского камерного оркестра Musica Viva – Федерико Мария Сарделли.

9 февраля французский дирижер Марк Минковски и его оркестр исторических инструментов «Музыканты Лувра» исполнят «Новую воображаемую симфонию» Жана-Филиппа Рамо (составленную оркестром из фрагментов оперной, балетной и клавесинной музыки Рамо). В марте 2019 Les Musiciens Du Louvre играли в Зале Чайковского «Воображаемую симфонию» Рамо (одноименный диск вышел в 2005), и Минковски со сцены, говоря о Рамо в самых восторженных тонах, проводил параллели между ним и Дебюсси, Равелем. Возможно, в той же аналитической тональности пройдет и предшествующее Москве представление Une Nouvelle Symphonie Imaginaire в Баден-Бадене (Фестшпильхаус, декабрь 2021).

22 марта в КЗЧ вместе с ансамблем Berliner Barock Solisten выступят сопрано Юлия Лежнева и контральто Соня Прина (Италия). В программе – арии и дуэты Генделя, фрагменты его Concerti Grossi, арии Вивальди, а также Stabat Mater Перголези – кантата для сопрано, меццо-сопрано, струнных и бассо континуо.

А 27 апреля Джованни Баттиста Перголези, но уже с другим сочинением – Salve Regina для сопрано, струнных и basso continuo, будет звучать в исполнении Франчески Аспромонте и Московского камерного оркестра Musica Viva (также в программе Gloria Генделя, Пятая симфония для струнных К.Ф.Э. Баха и Концерт № 4 для двух скрипок, альта и basso continuo Б. Галуппи). Дирижер – Вацлав Лукс (Чехия): в январе 2020 в «Зарядье» он феерически продирижировал российской премьерой последней оперы Рамо «Бореады» (европейские солисты и ансамбль Лукса Collegium 1704).

«И с будущим совпасть»

Линия новой музыки была прочерчена отчетливее некуда на открытии юбилейного сезона МГАФ: 2 сентября 2021: в Концертном зале имени Чайковского вновь выступил выдающийся французский коллектив Ensemble intercontemporain. По словам его музыкального руководителя и дирижера – композитора Маттиаса Пинчера, прошлое выступление в Москве (ноябрь 2020, фестиваль «Другое пространство») чрезвычайно воодушевило музыкантов EIC (тех, что тогда приехали: это был сильно сокращенный состав). Тот концерт стал глотком нековидного воздуха и для московской публики, «изголодавшейся» по живому общению с музыкой и ее проводниками. Нынешний концерт Ensemble intercontemporain (в полном составе!), о котором подробно написано в этом номере «МО», в очередной раз дал понять, что высокое искусство никуда не делось и не может исчезнуть, как бы настойчиво ни вытравливалось из сегодняшней жизни современным ее течением.

Главный юбилей

Среди важнейших российских и мировых музыкальных событий этого года и 90-летие Софии Губайдулиной. С этой мощной композиторской фигурой XX–XXI веков, с этим удивительным человеком нашу газету связывают давние теплые отношения.

В 2011 «Музыкальное обозрение» приняло активное участие в проведении фестиваля к 80-летию композитора в Московской филармонии: С. Губайдулина была участником абонемента «Персона – композитор» (автор и ведущий – главный редактор «МО» Андрей Устинов).

В 2014 София Асгатовна поздравила «Музыкальное обозрение» с 25-летием, подчеркнув, в частности:

«Мы переживаем сейчас довольно сложное время: цивилизация пришла к такому состоянию, когда больше ценится развлечение. Развлекать или увлекать – это два разных вида искусства.

И газета «Музыкальное обозрение» как раз имеет такой широкий масштаб, более широкий взгляд, чем обычно, что для меня очень дорого и ценно. Газета заинтересована в том, чтобы поощрять, заинтересовывать публику, читателей, слушателей, газета делает очень важное дело».

В 2016 наша газета организовала и была главным информационным партнером Всероссийского фестиваля к 85-летию Софии Губайдулиной.

София Губайдулина – дважды лауреат Премии газеты «Музыкальное обозрение» (2006 и 2011) в номинации «Композитор года».

Недавний, прошедший в сентябре 2021 в Саратове, фестиваль «Сотворчество» – организованный «Музыкальным обозрением» вместе с Саратовской филармонией и Саратовской консерваторией – также в значительной степени был связан с творчеством Софии Губайдулиной, композитором-резидентом фестиваля: в каждом из концертов звучали ее сочинения – камерные и симфонические.

Юбилейная тема продолжится и тремя концертами в Камерном зале МГАФ (Абонемент № 197. К 90-летию Софии Губайдулиной. «www.баян.ru» – совместный проект «МО» и Московской филармонии). В концерте In Croce 24 октября (день рождения Софии Губайдулиной) будет представлен одноименный опус в переложении для виолончели и баяна (солисты – Борис Андрианов и Михаил Бурлаков), в концерте Et Exspecto 2 ноября – произведения для баяна De Profundis и Et exspecto (солист – Иосиф Пуриц), в концерте 12 ноября – Чакона для фортепиано (в транскрипции для аккордеона Марии Власовой). Автор и ведущий всех трех проектов – Андрей Устинов.

Владимир Юровский

Еще один значимый концерт к 90-летию Софии Губайдулиной состоится 13 ноября в КЗЧ. Составляя программу, дирижер Владимир Юровский (сказавший в одном из интервью, что ему интересно играть то, что не играет никто) включил в нее и диковинный Концерт для двух оркестров, эстрадного и симфонического, и «Мираж: Танцующее солнце» для 8 виолончелей, и Der Zorn Gottes («Гнев Божий») для оркестра, etc. Вместе с Госоркестром России им. Е.Ф. Светланова выступят сопрано Надежда Гулицкая и Анна Бутурлина, меццо-сопрано Елена Манистина, баритон Борис Пинхасович.

Накануне выхода этого номера стало известно, что Владимир Юровский избран почетным дирижером Госоркестра. Передав пост художественного руководителя Василию Петренко, он продолжает сотрудничество с коллективом.

«Другое пространство. Продолжение»

Как и концерт Ensemble intercontemporain, концерт Юровского входит в абонемент № 1 «Другое пространство. Continuo». Третьим в этом абонементе будет (понадеемся) концерт знаменитого британского дирижера и композитора Томаса Адеса (28 апреля 2022), запланировавшего привезти в Москву две собственных премьеры: российскую (Inferno) и московскую (Фортепианный концерт; солист – Кирилл Герштейн). Также в программе выступления Т. Адеса и Российского национального молодежного симфонического оркестра – Вторая симфония Арво Пярта (сочинение Пярта еще авангардного периода, редко звучащее сегодня – чего не скажешь о Tabula Rasa: 6 ноября 2021 в КЗЧ этот пяртовский «хит» исполнят скрипачи Айлен Притчин и Леонид Железный и Ансамбль Questa Musica под руководством Филиппа Чижевского).

Продолжением «Другого пространства»-2020 станет и абонемент № 1А «Другое пространство. Weekend». Наконец приедут (хочется в это верить) так и не доехавшие в прошлом году до Москвы пианисты Пьер-Лоран Эмар и Тамара Стефанович (из-за ковид-корректив на фестивале не прозвучали в их исполнении «Диалоги» Бернда Алоиса Циммермана: концерт для двух фортепиано и большого оркестра). Обещаны Булез («Структуры» для двух фортепиано, вторая книга), Волконский (Musica Stricta), Рославец (Вторая фортепианная соната).

11 декабря в КЗЧ Филипп Чижевский и Questa Musica исполнят, в частности, Джачинто Шельси (Anahit) и Сальваторе Шаррино (Le voci Sottovetro; солирует контртенор Михаил Широченко).

А Роман Минц и Айлен Притчин – на постконцерте «Другого пространства. Weekend» (11 декабря, 22.30) – сыграют сочинение Луиджи Ноно для двух скрипок Hay que caminar.

16 декабря в Камерном зале филармонии МАСМ сыграет «Тарусу» Сергея Невского на стихи Пауля Целана. В той же программе – I’d rather sink Дмитрия Курляндского (пять песен на стихи Н. Родионовой).

19 января 2022 в Большом зале консерватории, в концерте Александра Лазарева и Российского национального оркестра (абонемент № 82 РНО) – сочинение Николая Корндорфа «Улыбка Мод Льюис», написанное под впечатлением от живописи Мод Льюис (1903–1970) и от внутренней силы этой канадской художницы, с детства страдавшей от тяжелого заболевания. 23 января 2022 Николаю Корндорфу (1947–2001) исполнилось бы 75 лет.

12 февраля редкую изысканную программу представят в КЗЧ (абонемент «Другое пространство. Continuo») пианисты Лукас Генюшас и Анна Генюшене вместе с ансамблями «Студия новой музыки» и N’Caged: Nuun Беата Фуррера (для двух фортепиано и ансамбля), Zwei Gefühle, Musik mit Leonardo Хельмута Лахенмана (для двух чтецов и ансамбля), Laborintus II Лучано Берио (для голосов, инструментов и фонограммы).

16 февраля Московский ансамбль современной музыки представит в Камерном зале МГАФ программу из сочинений Шельси, Шнитке, Вышнеградского, Кириакидеса, Павленко: концерт абонемента № 149 «100 партитур, которые я возьму с собой на необитаемый остров».

19 февраля Сергей Полтавский (альт), Государственная академическая хоровая капелла России имени А. А. Юрлова и Госоркестр России им. Е. Ф. Светланова (дирижер – Василий Петренко) исполнят одно из наиболее известных сочинений Гии Канчели «Стикс» (посвящено Юрию Башмету). «Стикс» будет звучать и в одном из концертов оркестра «Новая Россия» (дирижер Александр Сладковский, солист Юрий Башмет).

(Отметим, что и Полтавского, и контрабасиста Григория Кротенко, и флейтиста Ивана Бушуева, и арфиста Александра Болдачева несколько лет назад «привело» в Московскую филармонию «Музыкальное обозрение» – в свои абонементы. Сегодня они и другие ведущие молодые солисты, лидеры исполнительского поколения, участвуют во многих филармонических проектах).

Анри Дютийё

Вечер 26 марта (также в рамках абонемента «Другое пространство. Weekend») вместит в себя три концерта. В первом (18.00) – «Целый мир вдали…» Анри Дютийё (концерт для виолончели с оркестром, солист – Александр Рамм) и «Концентрические пути» Томаса Адеса (скрипичный концерт, сольная партия у Айлена Притчина), ГАСО им. Светланова дирижирует Федор Леднев. Во втором концерте (21.00) – Ксенакис, Лигети, Шнитке, Сысоев (Ф. Леднев, солист – Борис Андрианов). В постконцерте (22.30) – The Rothko Chapel Мортона Фелдмана (вокальный ансамбль INTRADA).

8 апреля в абонементе № 57 «Новая музыка: диалог цивилизаций» Филипп Чижевский выступит не только в традиционной роли дирижера (на сей раз он окажется за пультом АСО Московской филармонии), но и в качестве рассказчика. В программе – Скрипичный концерт Джона Адамса (солистка – Елена Ревич) и Вторая симфония («Песнопения») Гии Канчели.

На следующий день «Академия старинной музыки» Татьяны Гринденко будет играть в Камерном зале МГАФ нидерландского минималиста Симеона тен Хольта.

21 мая в КЗЧ состоится российская премьера «Музыки пустыни» для хора и симфонического оркестра Стива Райха. Российским национальным молодежным симфоническим оркестром и вокальным ансамблем INTRADA продирижирует Валентин Урюпин.

Композиторы – персоны

Абонемент № 146 «Персона-композитор» в Камерном зале МГАФ (совместный проект «Музыкального обозрения» и Московской филармонии; автор и ведущий – Андрей Устинов) в этом сезоне проходит в 13-й раз. Среди его участников были 35 композиторов разных поколений: от мэтров – Родиона Щедрина, Софии Губайдулиной, Андрея Эшпая, Сергея Слонимского, композиторов старшего и среднего поколений – Владислава Агафонникова, Кирилла Волкова, Михаила Броннера, Сергея Жукова, Юрия Воронцова, Виктора Екимовского – до тех, кто определяет сегодня векторы развития новой российской музыки (Дмитрий Курляндский, Сергей Невский, Николай Попов, Александр Хубеев, Артем Васильев и др.).

В этом сезоне в абонементе два вечера. 14 декабря – авторский концерт композитора Николая Попова. Его сочинения исполнят музыканты ансамбля солистов МГК «Студия новой музыки».

Второй концерт абонемента «Персона-композитор» пройдет 12 апреля и будет посвящен Георгию Дорохову (1984–2013). Со словами о нем выступят композиторы, участники абонемента прошлых лет Владимир Тарнопольский и Юрий Каспаров.

ГАМ-ансамбль

27 ноября 2021 в Камерном зале МГАФ состоится первый концерт абонемента № 148 «Миры современной музыки. Эволюция», в котором участвуют ГАМ-Ансамбль Олега Пайбердина и лектор Рауф Фархадов – музыковед, ведущий эксперт Ассоциации современной музыки). Vacuum Quartet, созданный в 2016 в Московской консерватории, исполнит Второй струнный квартет Дьердя Лигети, Scherzo для струнного квартета Чарльза Айвза, Four для струнного квартета Джона Кейджа и Струнный квартет № 2 Александра Мосолова.

Всего в абонементе три концерта. Во втором («Дуэтные фазы»; 13 марта 2022) прозвучат «Структуры. Книга II» для двух фортепиано Пьера Булеза, Piano Phase для двух фортепиано Стива Райха и Три пьесы для двух фортепиано Дьердя Лигети. В третьем концерте («Электрический ансамбль. Вокруг спектрализма»; 11 апреля 2022) – две российских премьеры: Localized Corrosion для саксофона, электрогитары, фортепиано и ударных Филиппа Юреля и сочинение Кена Уно …blood blossoms… для бас-кларнета, виолончели, контрабаса, электрогитары, фортепиано и ударных (усиленных микрофонами). Кроме того, в программе мировая премьера Poème Symphonique для 100 метрономов, ансамбля и электроники Дьердя Лигети / Николая Попова и Trash TV Trance для электрогитары соло Фаусто Ромителли.

Не только XXI век

«Музыкальное обозрение» и Московская филармония возобновляют цикл концертов абонемента «Мечислав Вайнберг. Возвращение», прерванный пандемией. В сезоне 2021–2022 пройдут два концерта. 8 декабря, в 102-й день рождения композитора – квартетный вечер «Вайнберг – Бах – Шостакович». В исполнении квартета «Студия новой музыки» прозвучит Квартет № 6 Вайнберга, российскую премьеру которого исполнил в 2018 году «Данель-квартет» на фестивале «Декабрьские вечера», и Квартет № 10 Шостаковича, посвященный Вайнбергу. «Он [Вайнберг] написал девять квартетов (у меня их было восемь). Я поставил задачу догнать и перегнать Вайнберга, что и сделал», – писал Шостакович (свои 10-е квартеты оба композитора окончили в 1964).

Во втором концерте абонемента (21 марта 2022) в окружении музыки Баха и Шумана будут звучать две сонаты Вайнберга для виолончели и фортепиано в исполнении Бориса Андрианова и Юрия Фаворина.

Оркестры

Оркестровая жизнь Московской филармонии в юбилейном сезоне не особо отличается от прошлых лет. Разве что можно посетовать на отмену фестиваля РНО (хотя весной он планировался). Можно и отметить, что все большая роль в программах сезона отводится Российскому национальному молодежному симфоническому оркестру – фактически уже ставшему вторым штатным симфоническим оркестром МГАФ, наряду с АСО Юрия Симонова. Оркестр уже сыграл Бетховена и Брамса с одним из лидеров аутентичного исполнительства Филиппом Херревеге и планирует выступить в течение сезона с такими дирижерами, как Туган Сохиев, Максим Емельянычев, Пласидо Доминго, Альвизе Казеллати, Василий Синайский, Марко Боэми, Александр Лазарев, Федор Леднев, Антонелло Манакорда, Станислав Кочановский, Михаил Плетнев, Лионель Бренгье, Пааво Ярви, Максим Венгеров, Семен Бычков, Марк Минковски, Саша Гетцель, Томас Адес… Многие ли оркестры Москвы и Санкт-Петербурга (да и европейские, американские) могут похвастать таким созвездием имен в одном сезоне?

Два юбилея в сезоне 2021/22 отметит Капелла под управлением Валерия Полянского: 50-летие хора и 30-летие Капеллы (первый ее концерт состоялся 27 декабря 1991 под управлением Геннадия Рождественского). В числе абонементов ГАСК – традиционный оперный абонемент («Трубадур» Верди, «Лоэнгрин» Вагнера и «Русалка» Дворжака).

Гастролеры

Конечно, пандемия нарушила многие планы и филармонии, и артистов. Тем не менее список именитых музыкантов, уже выступивших или планирующих выступления в абонементах и концертах МГАФ, остается внушительным.

В Московской филармонии запланированы концерты выдающихся мастеров оперной сцены: Томаса Хэмпсона (США), Эрвина Шротта (Уругвай), Маттиаса Герне (Германия).

Заявлены скрипачи Виктория Муллова, Николай Цнайдер и Леонидас Кавакос; пианисты Мария Пиреш, Рудольф Бухбиндер, юный Александр Канторов, который после победы на XVI конкурсе имени Чайковского становится, кажется, таким же любимцем московской публики, как и лауреат предыдущего «Чайковского» Люка Дебарг (которого также можно будет не раз услышать в филармонических залах). Дирижеры Кристоф Эшенбах, Олег Маркевич-Каэтани, Андрей Борейко.

Хотелось бы, чтобы все гастроли зарубежных музыкантов состоялись, и отмены концертов Дрезденской государственной капеллы под управлением Кристиана Тилемана и Королевского оркестра Консертгебау (дирижер Туган Сохиев) стали бы редкими темными пятнами на юбилейном полотне 100-го сезона Московской филармонии.

Антон ДУБИН, Екатерина РОМАНОВА, Павел РАЙГОРОДСКИЙ
«МО» №8 (482) 2021

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях

ВКонтакте    Телеграм