You have no items in your cart.
Израиль Гусман. Жизнь и судьба дирижера
Осенью этого года в Нижегородской филармонии отметят 100-летие дирижера Израиля Гусмана (1917–2003), возглавлявшего оркестр филармонии без малого 30 лет, с 1957 по 1987. Отметят концертом, в котором обещан «музыкальный сюрприз» от Владимира Спивакова, одного из самых знаменитых учеников Гусмана по дирижированию. Однако к памятной дате стали готовиться заранее — таким «приношением» легендарному горьковскому дирижеру стала книга «Сквозь пять линеек», представляющая собой мемуары самого Гусмана.
Гусман И.Б. Сквозь пять линеек. Составитель Я.И. Гройсман. –
Н. Новгород, Деком, 2015. 336 с., илл. Тираж 1000 экз.
Книга появилась в 2015 в издательстве «Деком», продолжив серию «Имена», повествующую о ярких личностях в мире искусства и науки. Как отмечает автор проекта, издатель Яков Гройсман, «рукописи мемуаров, предоставленные в распоряжение редакции его семьей, проработаны с разной глубиной и степенью завершенности, некоторые фрагменты оборваны буквально на полуслове».
Тем не менее, этот труд, которому Гусман посвятил остаток жизни, был бережно восстановлен и дополнен «интерлюдиями» — так издатель назвал редакционные врезки (отзывы прессы, воспоминания близких людей и коллег, исторические справки), восполняющие лакуны оригинального текста. В итоге сложилась трехчастная структура самой книги, напоминающая по полифоничности голосов, ее составляющих, хорошую симфонию (или даже концерт, учитывая «сольный» характер издания).
Первая часть («Сквозь пять линеек») повествует о пути к профессии и «догорьковском» периоде, пришедшемся на военные и послевоенные годы (это служба в армии, в том числе и в качестве дирижера, а после войны — руководство оркестром Харьковской филармонии), вторая («Шостакович и горьковчане») открывается переездом в 1957 в родной для маэстро г. Горький и рассказывает о работе Гусмана главным дирижером филармонического оркестра, финальная третья («О дирижерской профессии. Интервью, которого не было») посвящена размышлениям об искусстве дирижирования. Книга прекрасно иллюстрирована множеством фотографий, раскрывающим ее содержание.
Дирижер-пионер
Безусловно, автору мемуаров было что рассказать читателям — многое, что делал Гусман, было впервые для города Горького, где развернулась его бурная деятельность, а в иных случаях и для страны. Таковыми стали нововведения дирижера — фестивали «Современная музыка» (с 1962, именно они открыли фестивальное движение в СССР), позволившие говорить о горьковском оркестре как о своеобразной лаборатории новой советской музыки и бесплатные концерты на летней волжской эстраде (начавшиеся с 1958 и продолжающиеся регулярно и в наши дни), популяризовавшие среди широкого населения симфоническую музыку. Неординарными событиями для нижегородцев стали первые исполнения «Страстей по Матфею» Баха, «Жанны д’Арк на костре» Онеггера, возвращение к жизни «Катерины Измайловой» (после 25 лет забвения оперы, впервые в стране, игрались четыре антракта), приезды ведущих композиторов (Д. Шостакович, А. Хачатурян, Т. Хренников, Р. Щедрин), известнейших дирижеров и исполнителей (Кондрашин, Темирканов, Козловский, Вишневская, Ростропович, Оборин и многие другие… даже Ван Клиберн!), единственное выступление Шостаковича в качестве дирижера…
«Борьба за Шостаковича»
Шостакович — вообще отдельная глава (точнее главы) в мемуарах Гусмана. Познакомившись с ним в юности (чему поспособствовал отец Гусмана, бывший в ту пору заместителем директора Большого театра), Израиль Борисович имел счастье не раз творчески пересекаться с композитором — на Всесоюзном смотре молодых дирижеров в Ленинграде (где Гусман вошел в пятерку лауреатов, а ДД был председателем жюри), а также уже в Горьком, готовя премьерные исполнения его сочинений (одним из блестящих итогов такого поклонения стал монографический фестиваль Шостаковича в Горьком — единственный, который состоялся в нашей стране при жизни ДД, в 1964). Главы о Шостаковиче содержат много ценной информации — в первую очередь, о первых интерпретациях его музыки (в Москве, Ленинграде, Горьком) и о советах самого ДД в этом плане, непосредственные впечатления от общения с композитором. Живой и заинтересованный тон Гусмана позволяет стать словно очевидцем тех далеких событий, увидеть, как шла «настоящая борьба» за музыку Шостаковича и к какой «дипломатии» приходилось подчас прибегать дирижеру, чтобы эта музыка звучала в Горьком («Подумайте сами — если мы сыграем симфонию, то ее услышат только тысяча человек в зале. Но если мы отменим исполнение, то об этом на следующий же день по «вражеским радиоголосам» узнает весь мир» — таковы были аргументы, сказанные Гусманом в управлении культуры «в защиту» 13-й симфонии, премьера которой была под большим вопросом).
«Солдат музыки»
Рассказ Гусмана подкупает особой заразительностью, увлеченностью, способностью говорить прямо, без оглядок, о проблемных моментах — и в жизни, и в профессии. Возможно, что военное время, в которое он формировался как человек и как дирижер (И.Б. прошел войну в воздушно-десантных войсках и в эти же годы оканчивал военный факультет Московской консерватории), определило такую независимую позицию, «боевые» качества дирижера, так пригодившиеся ему в профессиональной жизни (показательно, что Ростропович как-то назвал Гусмана «солдатом настоящей музыки»). В мемуарах, охватывающих более 60 лет (!), в подробностях передается атмосфера времени, рассказывается «о тех событийных ступенях, по которым поднималась наша музыка». Рассказывается ярко, образно (кажется, что литературный дар его отца, известного журналиста Бориса Гусмана, передался и сыну) и с присущим ему, как отмечали многие, отменным чувством юмора.
Тайны профессии
Столь же интересна и последняя часть книги — размышления о профессии, хотя этими размышлениями в общем-то наполнена вся книга, без исключения (здесь воспоминания и о дирижерах Большого театра, где он буквально «рос за кулисами», и о смотре дирижеров в Ленинграде; рассказ о военной оркестровой службе, оценка исполнений своих коллег-дирижеров.) На страницах книги Гусман делится своим мнением относительно «болевых» вопросов оркестровой жизни: психологического климата в коллективе, конфликтов и их истоков, негатива оркестровой работы («если попытаться обобщить сущность репетиционной работы дирижера, то она состоит в ОТРИЦАНИИ: дирижер постоянно говорит музыкантам, что они играют НЕ ТАК…»), других аспектов. Для Гусмана это были серьезные вопросы, в своей жизни он знал не только розы, но и шипы (так, вскользь упоминается о его вынужденном уходе из филармонии в 1987, после которого он уже фактически не вернулся к оркестру. Вообще последний период жизни Гусмана (а это еще 16 лет после ухода) практически мало освещен — то ли мемуары оборвались на нем, то ли издатель не счел нужным педалировать острые моменты биографии своего героя). В то же время книга дает читателю возможность взглянуть на Гусмана как на практика — благодаря включенным в издание отзывам и воспоминаниям о его работе известных музыкантов страны, а также артистов горьковского симфонического оркестра.
Жаль только, что мемуары «Сквозь пять линеек» (наподобие других музыкальных изданий из серии «Имена») не дополнены диском — ведь в фондах наверняка осталось немало записей Израиля Гусмана (так, на протяжении четырех лет — в «зрелые» для дирижера 1981–1985 — съемки оркестра вело Горьковское телевидение, где перед исполнением музыки Гусман выступал и как лектор. «Говорит и показывает Израиль» — так остроумно кто-то из оркестрантов окрестил в свое время этот цикл.) Было бы невероятно интересно оценить трактовки дирижера, о некотором числе которых его любимый Шостакович говорил, как о великолепных.
Израиль Борисович Гусман родился в 1917 в Нижнем Новгороде в семье известного журналиста и музыканта Бориса Евсеевича Гусмана (его отец окончил Петербургскую консерваторию по классу скрипки). В 1920 переехал с семьей в Москву, где отец получил назначение на должность заведующего театральным отделом газеты «Правда», а чуть позднее стал заместителем директора Большого театра. Гусман-младший обучается игре на гобое, создает школьный оркестр, впервые пробуя себя в роли дирижера. В тридцатые годы он, по совету отца, поступает на работу в оркестр — сначала музыкального театра им. Немировича-Данченко, затем Московской филармонии (играет на гобое, а также осваивает ударные).
Пройдя срочную службу в армии, он в 1941 поступает в Московскую консерваторию, которую оканчивает в 1944, получив диплом с отличием по специальности «военный капельмейстер». Во время войны Гусман служит в воздушно-десантной части, а в последний год войны становится дирижером объединенного оркестра Прикарпатского военного округа и Черновицкой филармонии.
Демобилизовавшись, он направляется руководством киевского комитета по делам искусств на Всесоюзный смотр молодых дирижеров в Ленинград. Войдя в пятерку лучших, Гусман сразу получает приглашение возглавить оркестр Харьковской филармонии, в котором он проработает десять лет (в эти же годы начнется его преподавательская работа в местной консерватории). В 1957 Гусмана пригласят в Горький (Нижний Новгород), где он сменит Кирилла Кондрашина и станет главным дирижером филармонического оркестра и будет им на протяжении трех десятилетий. Его деятельность выдвинет горьковский оркестр в число лучших симфонических коллективов страны. Оркестр неоднократно гастролировал в Москве, Ленинграде, Риге, Вильнюсе, городах России, дважды завоевывал первое место на Всероссийских конкурсах симфонических оркестров (в 1975 и 1984). Также маэстро дирижирует другими оркестрами, в том числе и за рубежом (Германия, США, Куба, Япония), спектаклями в Большом театре. В эти же годы (с 1957) Гусман преподает в Горьковской консерватории, где ведет оркестровый и оперный классы, симфоническое дирижирование. Студенческий оркестр п/у Гусмана играет современную музыку (10-ю симфонию и «Песню о лесах» Шостаковича), ставит оперы «Пиковая дама», «Сказка о царе Салтане», «Кармен». В это же время дирижер начинает работать над планирующейся книгой о Дм. Шостаковиче. В 1965 дирижер становится заслуженным деятелем искусств, а спустя 13 лет — народным артистом РСФСР; в 1981 его избирают профессором консерватории.
В 1987, после вынужденного ухода из филармонии, Гусман едет на работу в Москву — он приглашен стать главным дирижером Детского музыкального театра Наталии Сац. Но спустя два года он снова возвращается в Горький и сосредотачивается на работе в консерватории. На 1992 приходятся его последние выступления в качестве дирижера: в сентябре на первом Сахаровском фестивале, а в декабре на концерте в честь своего 75-летия, где он представлял большую программу из сочинений Берлиоза, Прокофьева, Щедрина и Шостаковича. В 1996 за большие заслуги в развитии музыкального искусства города губернатор Нижегородской области Борис Немцов лично награждает его званием почетного гражданина региона.
В последние годы Израиль Борисович Гусман, уже не работая в консерватории, пишет мемуары, оставшиеся незавершенными. Маэстро скончался в Нижнем Новгороде в 2003. На доме, где он жил, установлена памятная доска.