Исполняется 70 лет Владимиру Мартынову

Исполняется 70 лет Владимиру Мартынову
Фото Евгения Смолянская, Российская газета

20 февраля исполняется 70 лет композитору, музыковеду и философу Владимиру Мартынову. 21 февраля в Санкт-Петербурге в Музее и галерее современного искусства «Эрарта» в этот день состоится авторский фортепианный концерт Gradus ad Parnassum и творческая встреча с Владимиром Мартыновым. В первом отделении концерта юбиляр сыграет свои фортепианные произведения, во втором — ответит на вопросы публики.

18 февраля начался фестиваль «Между звуком, текстом и образом», организованный Государственным центром современного искусства (ГЦСИ) и Мемориальным музеем А.Н. Скрябина. Главные герои фестиваля — Владимир Мартынов, Татьяна Гринденко, Паоло Ричи и Владимир Тарасов. Фестиваль начался с выставки «Владимир Мартынов» и концерта юбиляра. Выставка продлится до 28 февраля.

 

Владимир Иванович Мартынов род. 20 февраля 1946 года в Москве, в семье известного музыковеда И.И. Мартынова (1908–2005). Окончил Московскую консерваторию (1970, класс композиции Н. Сидельникова) и фортепиано (1971).

С 1973 начал работать в Московской экспериментальной студии электронной музыки. В 1977 организовал рок-группу.

Изучал различные духовные и религиозные традиции Запада и Востока. Ездил в фольклорные экспедиции по России, Северному Кавказу, на Памир, в горные районы Таджикистана.

Самостоятельно занимался изучением музыки Средневековья и Возрождения. Играл в Ансамбле старинной музыки на блокфлейте (рекордере). Параллельно выступал в Московском ансамбле солистов, исполнявшем музыку Дж. Кейджа, К. Штокхаузена, Д. Лигети, Т. Райли, В. Сильвестрова, А. Пярта, в том числе на электромузыкальных инструментах.

В 1978 году Владимир Мартынов посвящает себя православному религиозному служению. Преподает в духовной академии Троице-Сергиевой Лавры. Занимается расшифровкой и реставрацией памятников древнерусского богослужебного пения, изучением древних певческих рукописей в ряде монастырей. Создает музыку для богослужения по древним канонам.

Владимир Мартынов — автор многочисленных произведений для оркестровых инструментов, камерных ансамблей и необычных составов. Им написаны балет «Комде и Медан» (1974), оперы «Серафические видения Франциска Ассизского» (1978) и «Новая жизнь» (2003), ряд симфонических и хоровых произведений. Среди его важнейших крупных работ — «Страстные песни» для сопрано и камерного оркестра (1977), «Temenos: requiem Stabat Mater» (1994), «Гимны» для солиста и рок-группы (1978), «Реквием» (1998), «Танцы на берегу» для фортепиано и видео (2004, перформанс), «Сингапур. О чужих краях и людях. Геополитическая утопия», симфония для оркестра и смешанного хора (2005).

Владимир Мартынов – автор музыки более чем к 50 телевизионным и кинофильмам, театральным постановкам. Написал музыку к фильмам «Юность Петра», «В начале славных дел», «Михайло Ломоносов», «Холодное лето 53-го», «Николай Вавилов», «Темные аллеи», «Остров», «Завещание Ленина» и др.

Пишет книги и статьи, выступает на научных конференциях. С 2003 занимается мультимедийными проектами и инсталляциями, совместными арт-проектами с
Д. Приговым, Л. Рубинштейном, Л. Федоровым…

В 2013 году совместно с Павлом Кармановым подготовил новую музыкальную редакцию оперы Александра Бородина «Князь Игорь» для постановки Ю. Любимова в Большом театре.

В 2011 году одно из сочинений В. Мартынова — «Распорядок дня» для ансамбля ударных инструментов — звучало на фестивале «Кружева» в Вологде (художественный руководитель фестиваля главный редактор газеты «Музыкальное обозрение» Андрей Устинов).
Владимир Мартынов — лауреат Государственной премии России (2002, вместе с Татьяной Гринденко).