«…И я лечу, лечу на свет…»

Смерть в опере. Франческо Чилеа. «Адриана Лекуврёр»
«…И я лечу, лечу на свет…»

20 марта 1730 года в Париже в возрасте 37 лет умирает актриса театра Комеди Франсэз Адриенна Лекуврёр, легенда французской сцены, реформаторка традиций актерской игры и театрального костюма. Симптомы ее болезни позволяют подозревать разные причины смерти, от дизентерии до отравления. Вскрытие, на котором настоял друг Адриенны Вольтер, не дает однозначных результатов. Ходят слухи, что Адриенну отравила соперница: Мария-Каролина Собесская, герцогиня де Тюренн, будущая герцогиня Буйонская. Считается, что герцогиня была влюблена в любовника Адриенны Морица Саксонского, внебрачного сына польского короля и видного полководца на службе Франции.

Франческо Чилеа
«Адриана Лекуврёр»

Либретто: Артуро Колаутти по одноименной драме Эжена Скриба и Эрнеста Легуве
Премьера: 6 ноября 1902, оперный театр Милана (бывший театр Каноббиана)
Дирижер: Клеофонте Кампанини
В титульной партии – Анджелика Пандольфини

В 1849 году французский драматург Эжен Скриб пишет пьесу «Адриенна Лекуврёр», в основу которой ложится версия гипотетического соперничества и отравления. Верди рассматривал возможность написать оперу по этой пьесе, но в итоге она послужила материалом для Франческо Чилеа. Его опера на либретто Артуро Колаутти была поставлена в 1902 году и, поскольку все имена были итальянизированы, закрепилась в каноне как «Адриана Лекуврёр». Адриана (сопрано) нюхает отравленные фиалки, которые принимает за оскорбительное послание от неверного возлюбленного, не зная, что в действительности они присланы герцогиней Буйонской (меццо-сопрано). Вскоре ее сознание начинает путаться, и она умирает на руках не предававшего ее Морица (тенор) и безответного влюбленного в нее коллеги по сцене Мишонне (баритон).

«Адриана Лекуврёр» – самая исполняемая из опер Франческо Чилеа; считается, что держаться в репертуаре ей позволяет тот факт, что заглавная партия очень хорошо подходит для стареющих примадонн: она написана в относительно низкой тесситуре, зато требует мощного сценического присутствия. Известными Адрианами были Рената Тебальди, Монтсеррат Кабалье, Джоан Сазерленд, Анджела Георгиу. В 2017 году эту роль примерила Анна Нетребко в спектакле Мариинского театра, поставленном режиссером и сценографом Изабель Парсьо-Пьери; в 2018 русская дива спела диву французскую в Метрополитен-опере, в бессмысленно-костюмном спектакле Дэвида МакВикара; петербургская и нью-йоркская постановки могли бы быть близнецами, если бы не придуманный Парсьо-Пьери сквозной визуальный образ крокодила, периодически отвлекавший зрителей от любовной драмы.

Отравительницу-герцогиню, которая в кадре лишь исходит ревностью, а убийство готовит за сценой, пели в свое время такие звезды, как Джульетта Симьонато, Елена Образцова, Ольга Бородина. В спектакле Метрополитен-оперы за восторг критиков с Нетребко успешно конкурировала Анита Рачвешвили.

Четвертый акт
Пятая сцена

Адриана:
Бедные цветы, украшение лугов,
лишь вчера родились, а сегодня умирают,
как клятвы неверного сердца!
Дарю вам первый и последний поцелуй,
нежный и крепкий поцелуй смерти, поцелуй любви…

(Адриана подносит увядшие цветы к носу и губам, словно пытается вдохнуть их последний аромат с поцелуем.)

Все кончено!
Когда уйдет ваш запах, уйдет и презрение:
вместе с вами без возврата исчезнет
былая ошибка!..

Заключительная сцена

Мишонне: Надежда есть… Но что случилось?

Мориц: Она понюхала цветы…

Мишонне: Цветы?.. У меня есть подозрение!

Мориц: Говори!..

Мишонне: (понизив голос)
Яд… У нее есть соперница?..

Мориц: (тихо) (Жуткая догадка!)
Она умирает!

(склонившись над Адрианой)

Она открывает глаза… Адриана! Любимая!

Мишонне: Доченька!

Мориц: (Адриане, с беспокойством)
Посмотри на меня! Улыбнись! Скажи что-нибудь!

Адриана: (с резким вскриком, внезапно осознав свое состояние)
Спасите меня! Я не хочу умирать!..
Он любит меня! Он предложил мне руку…

Мориц: (страстно)
Я люблю тебя!

Адриана: Почему я должна умереть?.. Я хочу жить его любовью…

Мишонне: Пусть боль пройдет!

(Мишонне снова дает ей нюхательную соль; Адриана тут же лихорадочно вскакивает на ноги.)

Адриана: (корчась от боли) 
Нет, внутри меня смерть!
Змея впилась мне в сердце… Ах!
Прочь, невежды!.. Я – Мельпомена!..

(тянет руки к чему-то невидимому)

Вот Свет, он покоряет меня,
он меня возносит, первый и последний свет любви…
Боль отпустила меня, и я лечу, лечу на свет, как обессилевшая белая голубка…

(Адриана падает на руки Морица и Мошонне, они бережно опускают ее на кушетку. Мучительная тишина.)