Генрих Фридгейм: 100 лет со дня рождения

Генрих Фридгейм: 100 лет со дня рождения

2 марта отмечается 100-летие со дня рождения скрипача Генриха Манасовича Фридгейма.

Его творческая судьба сложилась своеобразно. Он не стал известным солистом, не побеждал на престижных международных конкурсах. Тем не менее, его имя навсегда вошло в историю самого известного и главного оркестра СССР и России — Госоркестра (ныне имени Е.Ф. Светланова). 25 лет Фридгейм играл в этом оркестре, из них 12 лет, в годы расцвета, «золотого века» прославленного коллектива, был первым концертмейстером.

Концертмейстеру принадлежит особая роль в оркестре. Он — первый помощник и правая рука дирижера, проводник, главное связующее звено между маэстро и оркестрантами.

Чтобы выполнять эту роль, нужно быть не только выдающимся музыкантом, но и обладать волей, харизмой, умением объединить усилия коллектива. В отечественной оркестровой истории остались имена великих концертмейстеров: Леопольда Ауэра (Мариинский театр), Льва Цейтлина и Исаака Жука (Госоркестр СССР), Валентина Жука (оркестр Московской филармонии), Владимира Овчарека (ЗКР АСО Ленинградской / Санкт-Петербургской филармонии)… В этом списке достойное место занимает Генрих Фридгейм.

Он родился в Варшаве. В 1939 окончил Высшую музыкальную школу им. Ф. Шопена в Варшаве у Е. Матиасяк (ученицы знаменитого скрипача и педагога Станислава Барцевича). После оккупации Варшавы немцами бежал с братом в г. Белосток, оказавшийся на территории СССР, работал скрипачом в филармонии (родители остались в Варшаве и погибли в гетто).

В 1940 талантливый юноша поступил в Московскую консерваторию в класс профессора А.И. Ямпольского, у которого учился до начала войны. В это же время играл в Госоркестре и в оркестре Радиокомитета. В июле 1941 ушел в Народное ополчение, где находился с 7 июля по 10 августа, после чего был направлен в Московское пехотное училище имени Верховного Совета РСФСР. Получил звание лейтенанта, был назначен командиром батальона, воевал под Сталинградом, в августе 1942 направлен в Уфу, где служил капельмейстером дислоцировавшегося там Запасного полка.

Демобилизовавшись в начале 1946, Фридгейм вернулся в Москву и поступил в оркестр Всесоюзного радиокомитета. В 1946-1947 совершенствовался в Московской консерватории у Ю.И. Янкелевича, однако высшее профессиональное образование в СССР получил лишь спустя 20 лет, окончив в 1967 Музыкально-педагогический институт им. Гнесиных у Ю.И. Янкелевича. В 1948-1951 Фридгейм — концертмейстер оперного оркестра Всесоюзного радио, который в 1951 стал основой симфонического оркестра Московской филармонии. В 1951-1956 — артист Большого симфонического оркестра Всесоюзного радио (им в те годы руководили Николай Голованов, с 1953 — Александр Гаук). С 1956 — артист Государственного симфонического оркестра СССР (до 1965 под руководством Константина Иванова, с 1965 — Евгения Светланова).

По воспоминаниям коллег, Фридгейм был в полном смысле лицом коллектива: высокий, статный с офицерской выправкой, как сейчас бы сказали — харизматичный лидер. Человек исключительно ответственный, фанатично преданный работе, пунктуальный, в меру жесткий — и в то же время обаятельный, остроумный, ироничный, полиглот (знал английский, французский, польский языки), моментально располагавший к себе.

«…Помнится, как он выводил оркестр на сцену, — вспоминал дирижер Госоркестра СССР и России Александр Слуцкий. — Сидящему в зале хотелось тогда выпрямиться: Фридгейм шел с таким достоинством — ведь он выводил первый оркестр страны! <…> если он сидел за пультом, играть в полсмычка и с прохладцей было невозможно. От него исходили такие флюиды, такая гипнотическая магия, что невозможно было себя иначе вести. <…> Генрих Манасович был красив во всем: и в постановке рук, и в игре, и в общении».

Сохранились многочисленные записи Госоркестра тех лет, на которых можно насладиться искусством Генриха Фридгейма. Например, в соло из балетов Чайковского, в «Шехерезаде» Римского-Корсакова, «Жизни героя» Штрауса…

Фридгейм профессионально занимался дирижированием. Он досконально знал все исполняемые оркестром партитуры и мог встать за пульт в любой программе; бывало, заменял заболевшего Е.Ф. Светланова.

В 1973 Генрих Фридгейм был удостоен звания заслуженного артиста РСФСР.

Музыкант скончался 16 сентября 1981 в Москве.

7 марта в Концертном зале им. П.И. Чайковского — концерт Госоркестра России имени Е.Ф. Светланова, посвященный 100-летию со дня рождения Г.М. Фридгейма. В программе — Концертная симфония для скрипки и альта с оркестром Моцарта в переложении для скрипки и виолончели с оркестром (солисты Павел Милюков и Александр Князев) и «Русалочка» Цемлинского. Дирижер — Василий Петренко, который с нового сезона займет пост художественного руководителя Госоркестра.

Использованы материалы журнала «Филармоник», 2012, № 2

«МО»