Феномен Вайнберга

8 декабря — 100 лет со дня рождения Мечислава Вайнберга (1919–1996). Газета «Музыкальное обозрение» — организатор «Года Вайнберга» в России
Феномен Вайнберга
Мечислав Вайнберг. Архивное фото

В российской музыкальной истории в последние 5 лет случилось феноменальное явление: вернувшееся имя композитора.

Мечислав Вайнберг.

Сейчас, на волне огромного интереса к его наследию, которое в XXI веке переживает подлинный ренессанс, трудно поверить, что еще 20–25 лет назад имя и музыка Вайнберга почти что ушли в небытие, отсутствовали на концертной и театральной сцене.

Конечно, его вспоминали, но в основном как автора музыки к кино- и мультфильмам, как близкого друга Шостаковича…

И «вдруг» в XXI веке оказалось, что Вайнберг стал в мире чуть ли не самым востребованным и исполняемым советским композитором после Шостаковича и Прокофьева (они вне конкуренции). А в последние годы мы все больше ощущаем и осознаем это и в России.

Вайнберг в XXI веке

2019 — год 100-летия Вайнберга. Но возвращение Вайнберга связано не только с памятной датой: оно началось гораздо раньше!

Уже не первый год ставятся и идут оперы Вайнберга («Пассажирка» — в Брегенце, Варшаве, Лидсе, Франкфурте, Карлсруэ, Штутгарте, Нью-Йорке, Детройте, Хьюстоне, Майами, Чикаго; «Портрет» и «Идиот» — в театрах Европы).

Исполняются симфонии и камерные сочинения, проходят фестивали его музыки, выпускаются компакт-диски на Olympia, Naxos, Chandos, СРО, Claves и других мировых лейблах.

Сочинения Вайнберга включают в свой репертуар ведущие солисты, оркестры и дирижеры: Владимир Юровский и ГАСО им. Светланова, Владимир Федосеев и БСО им. Чайковского, Томас Зандерлинг, Павел Коган, Владимир Ланде, Дмитрий Васильев, Станислав Кочановский, Оркестр Польского радио, Sinfonia Varsovia, Марта Аргерих, Андраш Шифф, Елизавета Блюмина, Юрий Башмет, Дмитрий Ситковецкий, Давид Герингас, Гидон Кремер, Алена Баева, Айлен Притчин, Марк Дробинский, Борис Анлрианов, квартет Danel…

Музыка сердца и души

В чем загадка такого возрождения и возвращения запроса на его творчество?

Этот феномен надо изучать, анализировать.

Конечно, один из важнейших факторов — то, что композитор входил в так называемый «круг Шостаковича». Но и это не имеет значения, если нет таланта.

А Вайнберг —  несомненно, выдающийся талант. Большой художник и творец.

Востребованность музыки Вайнберга, всплеск интереса к его личности и творчеству связаны со многими обстоятельствами. Это и выдающийся талант художника, Творца. И драматическая биография. И актуальность «вечных» тем его творчества: война, холокост, национальная идентичность, протест против фашизма и тоталитаризма.

И сама его музыка, в которой — искренность, темперамент, пронзительность высказывания.

Сердечные муки, крик боли и страдания.

Тепло семьи и нежность любви.

Стойкость перед лицом трагедий века и личных трагедий.

Мудрость в восприятии утрат.

Совесть и честность художника.

Юмор и тоска, теплота и суровость, легкость бытия и печаль, отчаяние и мужественность — все это есть в музыке Вайнберга.

Неимоверная драматическая насыщенность сочетается в ней с тончайшей, хрупкой материей нежности, влюбленности и постоянным ощущением изгнанничества, обрубленных корней…

Вместе с его музыкой приходит и его судьба, и трагедии мира и века.

Специфика стиля, языка, мышления Вайнберга, синопсис его музыки — в необычайном многообразии, в сочетании, казалось бы, несочетаемого.

Язык, в котором смешались и слились строгость и дисциплина барокко,

тепло и лирика романтизма, стилистическая полифония современного ему музыкального века. Мощное европейское, немецкое начало (Бах, Шуман, Брамс) и польское (Шопен). Черты стиля старших современников — Шостаковича, Бриттена, раннего Шимановского. И в то же время — еврейские, польские, русские, советские традиции.

Театральность видения и драматургии.

Специфика легких жанров: клезмерской музыки, кино, оперетты…

Страх, вероятно, не покидал его, или он просто смирился с ним, но эта боль оставалась в его музыке.

И в то же время — постоянное стремление к свободе. Пусть только в творчестве. И даже в такой аллегорической форме, как в мультфильмах про Винни-Пухаи Бонифация…

Как Шостакович, Вайнберг умел «длить» музыку, отчего она становилась еще более печальной и трагичной, приобретая высочайший драматический накал.

В своем творчестве Вайнберг очертил территорию своей души и своих близких. В этой территории умещались и музыка для цирка, и щемящая нота советских 60-х (в песнях из фильмов «По тонкому льду» или «Последний дюйм»), и бесшабашное бормотание Винни-Пуха.

Трижды родившийся

Каток истории прошелся по судьбе композитора, не щадя его. Вайнберг и его семья, родные и близкие всю жизнь бежали от смерти, которая буквально шла за ними по пятам.

По сути, судьба Вайнберга — это судьба беженца, вынужденного эмигранта, скитальца, человека с обрубленными корнями, причем не в первом поколении.

Отец Вайнберга Самуил чудом остался жив во время еврейских погромов 1903 года в Кишиневе. В годы Первой мировой осел в Варшаве. Вайнберг — первый выдающийся композитор, родившийся в независимой Польше. В юности он работал в еврейском театре в Варшаве, где играли его родители. Учился в Варшавской и Минской консерваториях.

Но в 1939-м Самуил, его жена и дочь (мать и сестра будущего композитора) не успели бежать из оккупированной фашистами Варшавы и спустя несколько лет погибли в концлагере.

Мечислав сумел перебраться в Советский Союз и избежал трагической участи близких. На склоне лет он вспоминал, что по пути из Польши в СССР не раз находился на краю гибели — вокруг шла война. Попав в СССР, он окончил Минскую консерваторию, по состоянию здоровья не был призван в армию, оказался в эвакуации в Ташкенте, с 1943 о конца жизни жил в Москве.

Уже после войны, в 1948-м, был убит его тесть, великий актер Соломон Михоэлс. А сам он в 1953-м почти три месяца просидел в застенках Лубянки.

В 60-е годы Вайнберг узнал о гибели своей семьи.

«Я считаю своим долгом писать о войне, о тех ужасах, которые обрушились на человечество в нашем веке», — говорил он.

Так возник замысел оперы «Пассажирка», многих других произведений памяти жертв фашизма и войны. «Это не должно повториться» — главный смысл его музыки. Страстный призыв, воззвание, обращение к современникам.

Годы славы

В 60–70-е годы ХХ века Вайнберг — один из самых известных и исполняемых авторов, состоявшийся в матрице советского композитора. Им написано огромное количество музыки: более 150 опусов почти во всех жанрах. Песни и кантаты, балеты и оперетты, музыка к драматическим спектаклям и радиопостановкам, цирковым представлениям, музыка для детей, 26 симфоний, концерты и другие произведения с оркестром, 17 квартетов, фортепианный квинтет, трио, 8 опер, вокальные циклы, камерные ансамбли, около 30 сонат и сольные пьесы для различных инструментов.

Такой необъятный диапазон жанровых предложений привлекал лучших музыкантов. Музыку Вайнберга исполняли Э. Гилельс и Квартет им. Бородина, Д. Ойстрах и Л. Коган, В. Пикайзен и Ф. Дружинин, М. Ростропович и Д. Шафран, оркестры под управлением К. Кондрашина и В. Федосеева, Ю. Арановича и Р. Баршая, И. Мусина и А. Гаука… Его произведения регулярно публиковались издательством «Советский композитор».

Особую славу при жизни обрел Вайнберг как автор музыки для кино. Широко известны его пронзительные мелодии из фильмов «Летят журавли», «Последний дюйм», «По тонкому льду», лирико-комедийные музыкальные образы — в картинах «Укротительница тигров», «Медовый месяц», «Афоня», обаятельные «пыхтелки» и «сопелки» из «Винни-Пуха», прелестная музыка мультфильмов «Двенадцать месяцев» и «Каникулы Бонифация».

Вайнберг был удостоен звания «Народный артист РСФСР» (1980), стал лауреатом  Государственной премии СССР (1990, за Камерную симфонию № 1 и Камерную симфонию № 2).

«Территория Вайнберга»

В отличие от подавляющего большинства его коллег, Вайнберг нигде не служил, не преподавал. Все годы жизни в СССР и России композитор зарабатывал на жизнь только тем, что писал музыку. Он мог работать круглыми сутками, забывая о еде и сне. Никогда не участвовал ни в каких интригах. Его мир и круг — это музыканты. Ближайший друг с военных лет — Д.Д. Шостакович.

Семья:  первая жена — Наталья Вовси-Михоэлс, дочь Виктория (с начала 1970-х она живет в Израиле); вторая жена — Ольга Рахальская (ровесница и подруга старшей дочери), дочь Анна.

Мир и круг Вайнберга запечатлены в посвящениях учителям, друзьям, коллегам, исполнителям его произведений: это Левон Атовмьян, Рудольф Баршай, Вениамин Баснер, Валентин Берлинский, Людмила Берлинская, Револь Бунин, Галина Вишневская, Александр Гаук, Елизавета Гилельс, Тимофей Докшицер, Курт Зандерлинг, Василий Золотарев, Леонид Коган, Кирилл Кондрашин, Александр Корнеев, Юрий Левитин, Илья Мусин, Давид Ойстрах, Николай Пейко, Валерий Попов, Мстислав Ростропович, Анатолий Сафиулин, Георгий Свиридов, Борис Тищенко, Михаил Толпыго, Юзеф Турчиньский, Михаил Фихтенгольц, Борис Чайковский, Даниил Шафран, Дмитрий Шебалин, Родион Щедрин, Карл Элиасберг, Квартет им. Бородина, участники Квартета им. Бетховена, Московский камерный оркестр, Квартет Большого театра…

Посвящения членам семьи: Наталье Вовси-Михоэлс, Соломону Михоэлсу, Ольге Рахальской, дочерям Виктории и Анне. Посвящения памяти отца, матери, сестры, Дмитрия Шостаковича, детей Освенцима, памяти павших в Великой Отечественной войне и тех, кто погиб в Варшавском гетто…

Мечислав ВАЙНБЕРГ. Архивное фото, начало 90-х гг

«Вайнберг-проект» в России

Как уже говорилось, в 1990-х в новой России Вайнберг был почти забыт. В феврале 1996 композитор умер в бедности и почти в безвестности. И конечно, драмой является то,  что записи его рассказов о жизненном и творческом пути, сделанные им незадолго до смерти на магнитофонную пленку, либо утрачены, либо скрыты от общества: во всяком случае, их содержание не обнародовано и поныне.

Ничтожно мало осталось текстов о Вайньберге, его интервью.

Никаких видеоматериалов.

Такова судьба композитора и его наследия. Судьба, овеянная  мифами, тайнами, недосказанностями. Все это затрудняет изучение его творчества.

Многое хранится в частных архивах, не всегда доступных.

Многое — за рубежом, где с 1970-х гг. живет его первая семья.

Сегодня исполнять музыку Вайнберга, писать и рассказывать о Вайнберге стало некой модой. Существует даже определенная конкуренция за причастность к исполнению и исследованию его жизни и творчества.

Следует признать, что Вайнберга в Россию возвращает Запад. Важными вехами на этом пути стали исследования Д. Фаннинга, исполнение полного цикла квартетов бельгийским «Данель-квартом», поставнока «Пассажирки» в Брегенце режиссером Д. Паунтни, с которой началось триумфальное шествие опер Вайнберга по всему миру.

Вайнберг и «МО»

В России первые робкие попытки возвращения Вайнберга относятся к рубежу веков (первый фестиваль его музыки проведен в Москве в 1999; в 2003 впервые прозвучала его 22-я симфония, в которой композитор фактически прощался с миром; в 2006 в Доме музыки состоялась концертное исполнение оперы «Пассажирка» — спустя 40 лет после создания).

Взлет интереса к личности и творчеству Вайнберга приходится на 2010-е годы. Важнейшую роль в этом процессе играет газета «Музыкальное обозрение».

В 2014, представляя нового музыкального руководителя Большого театра Тугана Сохиева, Владимир Урин объявил о планах поставить одну из опер Вайнберга. А незадолго до этого мои польские друзья и коллеги пригласили меня на премьеру оперы «Портрет» в Познань в постановке Д. Паунтни.

Вернувшись из Познани, я провел мониторинг планов российских театров и предложил ≪Пассажирку≫ к постановке в Екатеринбургском театре оперы и балета, руководство которого в то время постоянно обращалось к нам за консультациями. Впервые в истории России предпремьерный период был рассчитан на 2,5 года! Я был сокуратором и фактически художественным руководителем проекта. Мы организовали пиар-кампанию, создали сайт проекта, полностью подготовили номер газеты театра, посвященный премьере.

Мы провели конференции, презентации в Москве и Екатеринбурге, концерты, кинопоказы, фотовыставки, творческие встречи. Включили в программу проекта спектакль по радиопьесе Зофьи Посмыш «Пассажирка из каюты 45», ставшей основой либретто оперы Вайнберга.

Благодаря многолетним связям с польскими коллегами мы вывели проект на международный уровень, привлекли польских партнеров. В Варшаве мы подписали соглашение о сотрудничестве с Институтом Адама Мицкевича. Встретились с пани Посмыш и записали с ней видеоинтервью. Побывали в бывшем концлагере Аушвиц, узницей которого была пани Посмыш и где происходит действие оперы.

Наша деятельность стала импульсом к дальнейшему повороту к Вайнбергу. Большой театр заявил о постановке «Идиота» в сезоне 2016/2017. Еще два театра поспешили объявить о премьерах: Мариинский («Идиот») и московская «Новая Опера» («Пассажирка»). Таким образом, в течение полугода сразу в четырех крупнейших российских театрах, в трех городах были поставлены оперы Вайнберга, композитора ХХ века: случай небывалый для российской оперной сцены.

В феврале 2017 совместно с Большим театром и Государственным институтом искусствознания мы организовали и провели в Москве Международный форум ≪Мечислав Вайнберг (1919–1996). Возвращение≫. Во время форума прошли премьерные спектакли «Идиот» в Большом театре России, «Пассажирка» в театре «Новая опера», московская премьера спектакля «Пассажирка» Екатеринбургского театра оперы и балета; международная конференция с участием более 30 музыковедов, ученых, музыкальных критиков, известных музыкальных и театральных деятелей из России, Польши, Германии, Великобритании, США, Израиля, Бельгии, Белоруссии, Швеции; три концерта камерной музыки Вайнберга (прозвучало несколько мировых и российских премьер, в том числе Концертино для виолончели с оркестром, которое мы вернули к жизни спустя 70 лет после создания); творческие встречи с авторами спектаклей, круглые столы, фотовыставка. (Вайнберг: Возвращение. Итоги Международного форума, посвященного выдающемуся композитору ХХ века. МО № 4-5 (425-426) 2018)

Собрание сочинений

Совместно с издательством «Композитор • Санкт-Петербург» мы с 2017 года выпускаем Собрание сочинений Вайнберга: первое в истории. В первой серии вышло 13 томов (15 тетрадей), в 2020 планируется выпустить еще 7 томов. Проект имеет профессиональное редакторское, нотонаборное и научное обеспечение, подготовленное редакцией «МО». Каждый том сопровождается аналитической статьей. Все нотные тексты тщательно выверены по авторским рукописным материалам из семейного архива и предыдущим прижизненным изданиям. Некоторые произведения печатаются впервые.

Художественное оформление издания выполнено дизайн-бюро газеты «Музыкальное обозрение». На обложках томов размещены редкие фотографии композитора, в основном из семейного архива. Многие из них публикуются впервые.

Собрание сочинений Вайнберга — часть проекта «Библиотека газеты “Музыкальное обозрение”».

В декабре 2018 в Посольстве Республики Польша в Москве прошла презентация первых шести томов Собрания сочинений. Том с вокальным циклом «Цыганская библия» на стихи Юлиана Тувима был выпущен при поддержке Посольства Республики Польша в России.

Наука

В ходе проекта значительно обогащена современная вайнбергиана. Мы выпустили несколько сборников материалов и документов, посвященных композитору (два из них вместе с Большим театром). В них опубликована эксклюзивная или малоизвестная информация о жизни и творчестве Вайнберга, наиболее подробная и точная на сегодняшний день биография композитора.

Мы инициировали работу над новым Нотографическим справочником, поскольку предыдущий, изданный в середине 1980-х, содержит много неточностей, ошибок, непроверенной информации.

В юбилейные дни в Москве прошла международная конференция ≪Судьба и творчество М.С. Вайнберга. К 100-летию со дня рождения≫ с участием ученых из России, Польши, Германии, Великобритании.

Состоялись творческие встречи, презентации новых книг о композиторе.

Конференцию, посвященную Вайнбергу, организовала Магнитогорская консерватория.

«Год Вайнберга» в России

5 декабря 2018 в Большом театре было объявлено о проведении в России в 2019 и состоялось первое заседание Оргкомитета ≪Года Вайнберга≫. В Оргкомитет вошли известные музыканты и музыкальные деятели: Владимир Урин, Владимир Федосеев, Светлана Таирова, Наталия Сиповская и др., представители Министерства культуры РФ, посольства Польши.

Программа «Года Вайнберга» охватывает весь 2019 год и весь сезон 2019/2020.

Год Вайнберга — это спектакли и концерты в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Казани, Брянске, Твери, Дубне, Смоленске, Перми, Мурманске, Архангельске, Воронеже, Омске, Хабаровске, Казани, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Красноярске, Магнитогорске, Ростове-на-Дону, Тюмени, Ульяновске.

Большой театр

Одним из первых московских исполнений музыки Вайнберга стала премьера в марте 1945 года его Фортепианного квинтета, который сыграли Эмиль Гилельс и Квартет Большого театра. В том же году Вайнберг посвятил Квартету ГАБТа свой 4-й квартет. Премьера оперы «Идиот» состоялась в 1991 году на сцене Камерного музыкального театра (ныне это Камерная сцена ГАБТа) в постановке великого режиссера Большого театра Бориса Покровского. А в 2017 «Идиот» поставлен на Новой сцене ГАБТа.

В Большом театре прошла пресс-конференция, посвященная Году Мечислава Вайнберга. К 100-летию со дня рождения композитора на сцену вернулась опера «Идиот». В дни спектаклей в фойе Новой сцены проходит выставка, посвященная памятной дате. Солисты оркестра ГАБТа сыграли Квартет № 4. Сочинения Вайнберга звучат в концертах Камерного оркестра театра под управлением Михаила Цинмана. 10 декабря Камерный оркестр ГАБТа исполнил программу из произведений Вайнберга, в котором прозвучало и виолончельное Концертино, мировая премьера которого состоялась в стенах Большого театра: право премьерного исполнения в феврале 2017 мы дали Петру Кондрашину.

Московская филармония

Газета «Музыкальное обозрение» вместе с МГАФ представляет абонемент «Возвращение. Мечислав Вайнберг (к 100-летию со дня рождения)». Исполнители — солисты ансамбля «Студия новой музыки». Первый концерт («Вайнберг. Шопен») — 4 ноября, два других состоятся в 2020.

Произведения Вайнберга звучат в концертах двух других совместных абонементов «МО» и МГАФ: «Альт – Флейта – Контрабас» (исполнители: альтист Сергей Полтавский, флейтист Иван Бушуев) и «www.баян.ru» (солист Семен Шмельков).

Сочинения Вайнберга включили в свои абонементы солисты Госоркестра имени Е.Ф. Светланова (концерт — в день 100-летия Вайнберга, 8 декабря), РГСО кинематографии, Национальный филармонический оркестр России.

МКЗ «Зарядье»

Камерные сочинения Вайнберга прозвучали в Малом зале «Зарядье» в концертах прошлого и нынешнего сезонов.

19 декабря в Большом зале «Зарядье» — концерт оркестра “Sinfonia Varsovia”, в программе которого сочинения классиков польской музыки Шопена, Монюшко и Симфония № 4 Вайнберга, дирижер Габриэль Хмура.

Вузы

В абонементах консерватории в течение «Года Вайнберга» звучат пьесы из цикла «24 прелюдии для виолончели соло» (солист Иван Монигетти), Скрипичный концерт (солистка Алена Баева), дважды — Фортепианный квинтет.

Три концерта из произведений Вайнберга в сезоне 2019/2020 проводит Ростовская консерватория им. Рахманинова.

Репертуар

В программах концертов ≪Года Вайнберга в России≫ представлено около 50 опусов. Наиболее востребованы скрипичный концерт (его включили в свои выступления Гидон Кремер, Алена Баева, Никита Борисоглебский, Гайк Казазян); Фортепианный квинтет, который был возвращен в концертную практику в 2015 в абонементе газеты «Музыкальное обозрение» и Московской филармонии «Музыка войны и победы» и с той поры постоянно звучит в исполнении ведущих российских музыкантов.

Концерт для виолончели с оркестром с 1970-х годов играет Марк Дробинский, неустанный пропагандист творчества Вайнберга в России и за рубежом, а в Москве — Борис Андрианов и БСО им. Чайковского во главе с Владимиром Федосеевым, которому Вайнберг посвятил несколько сочинений.

Год столетия со дня рождения Мечислава Вайнберга — завершается.

≪Год Мечислава Вайнберга≫ в России продолжается в течение всего концертного сезона 2019–2020.

Вайнберг — явление своего времени и явление вневременное.

Спираль Времени возвращает нам музыку Вайнберга.

Его музыка — важный месседж сегодняшнему дню: художественный, духовный, и нравственный.

И этот месседж, этот феномен нам еще предстоит изучать.

Андрей УСТИНОВ
Исполнительный директор Года Вайнберга в России,
главный редактор национальной газеты и интернет-издания
«Музыкальное обозрение»

Организатор «Года Вайнберга» в России — национальная газета «Музыкальное обозрение», при поддержке Министерства культуры РФ, РГКК «Росконцерт», Государственного института искусствознания, Большого театра России, Московской филармонии, Посольства Республики Польша в Москве, Института Адама Мицкевича в Варшаве, Польского культурного центра в Москве.

Опубликовано МО № 11 (454) 2019

ВАЙНБЕРГ 100