Эстетика красоты

Эдисон Денисов
6 апреля 1929 — 24 ноября 1996
85 лет со дня рождения
Эстетика красоты
Эдисон Денисов, 1979. Фото Дмитрий Смирнов

Так сложилось, что в год 85-летия со дня рождения композитора Эдисона Денисова (отмечаемая дата, вроде бы, не очень значительная) прошло несколько громких премьер и исполнений, вернувших имя отечественного авангардиста в гущу музыкальных событий.

Легенда

«Музыка – это язык, которым мы говорим чаще всего то, что не можем, что не хотим или просто даже боимся сказать словом, и язык этот гораздо более широкий и гораздо о большем говорящий, чем любое слово…

…если художник на самом деле настолько талантлив … настолько чуток к тому, что можно назвать некой неведомой и высшей тайной, то только тогда всё это… начинает… и отражаться, и оставлять след в его сочинении, и только тогда это сочинение и становится вечным». (Эдисон Денисов)

«Музыка – это язык, которым мы говорим чаще всего то, что не можем, что не хотим или просто даже боимся сказать словом, и язык этот гораздо более широкий и гораздо о большем говорящий, чем любое слово…” (Эдисон Денисов)

«Его стиль… узнаётся сразу… Это область интимных душевных движений и хрупких филигранных образов, нежных переливов звуковых оттенков и неожиданных вспышек-всполохов, изящнейшей хроматической вязи мелодических линий и плотной многослойной полифонии. Здесь органично сливаются барочные контрапунктические принципы и красочная палитра французского импрессионизма, элементы техники нововенцев и объективность бартоковского конструктивизма. Денисов как никто другой… поставил перед русской музыкой новую задачу, провозгласив эстетику красоты как основополагающий принцип музыки». (композиторы Елена Фирсова и Дмитрий Смирнов)

Композитор, общественный деятель, музыковед Эдисон Денисов (1929—1996) вошел в историю один из ярких представителей русского авангарда послевоенной, послесталинской эпохи. Наряду с А. Волконским, А. Шнитке, С. Губайдулиной и другими композиторами, он, как писали исследователи его творчества Ю. Холопов и В. Ценова, повернул развитие русской музыки на новые пути — пути обновления музыкального мышления. Он использовал весь спектр актуальных композиторских техник: от атональной музыки, сериализма, додекофонии до электронных экспериментов.

Получил широкую известность в СССР и на Западе после премьеры кантаты «Солнце инков» (1964) и статьи «Новая техника — это не мода» в итальянском журнале «Il contemporaneo» (1966). Особое признание музыка Денисова нашла во Франции. Именно французское Министерство культуры сделало ему первый заказ на сочинение (Струнное трио, 1969). Обладатель высшей награды Франции — Ордена Почетного легиона, почетный гражданин Парижа. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1989), народный артист РФ (1995).

Дружил со всеми известными композиторами-авангардистами XX в.: П. Булезом (по его приглашению работал в ИРКАМе в 1990-1991 гг.), Л. Ноно, К. Штокхаузеном, Я. Ксенакисом, Д. Лигети, А. Дютийе, Дж. Крамом, Л. Даллапиккола и др.

После окончания Московской консерватории (класс В.Я. Шебалина) преподавал здесь же оркестровку. Свой класс получил в 1980-х. Многие молодые тогда композиторы — Дмитрий Смирнов и Елена Фирсова, Александр Вустин, Владимир Тарнопольский, Сергей Павленко, Иван Соколов — считали его своим учителем. Выпускники его класса: Юрий Каспаров, Ольга Раева, Антон Сафронов и др. В 1990-е занимал пост секретаря Союза композиторов. Стоял у истоков возрождения Ассоциации современной музыки в Москве, был избран ее президентом.

Дважды женат. Первый брак с музыковедом Галиной Владимировной Григорьевой (с 1957), ныне профессор Московской консерватории, дети Дмитрий и Екатерина. Второй брак с музыковедом Екатериной Олеговной Купровской (с 1987), ныне доктор искусствоведения университета Сорбонна, дети Анна и Мария.

В 1994 попал в тяжелую автокатастрофу, был вывезен на лечение во Францию, где прожил 2 года. Умер 24 ноября, похоронен в Париже на Южном кладбище коммуны Сен-Манде.

Рецепции

«Сегодня, на фоне новых опытов в области звука, — рассказывает Е. Купровская, — музыка Денисова воспринимается как классика XX века. Наиболее часто звучат камерные произведения. Это связано с трудностями исполнения. Денисова надо учить, много репетировать… В наше время, в эпоху макдональдизации культуры, это не рентабельно. Тем не менее, и в Европе, и в России, есть музыканты, которые его музыку знают, любят, пропагандируют и умеют играть!

Они передают эту традицию своим ученикам. Во Франции среди таких исполнителей — прежде всего те, кто лично был знаком с Денисовым: флейтист Пьер-Ив Арто, саксофонист Клод Делангль (оба часто гастролируют в России), аккордеонист Макс Боннэ (ученик Фридриха Липса, отечественного исполнителя денисовской музыки). Недавно два выпускника Парижской консерватории создали дуэт, носящий имя Эдисона Денисова, состав которого — саксофон и виолончель».

Один из первых «официальных» учеников Денисова композитор Юрий Каспаров сказал «МО»: «Никто и никогда не считал Денисова, как, впрочем, и Шнитке, и Губайдулину, авангардистом. В чём смысл авангарда? Исключительно в изобретении и декларации нового приёма.

Возникает авангардный период, когда новые идеи не могут быть реализованы старыми средствами. Вот тогда и приходит когорта авангардистов, начинающая изобретать соответствующие приёмы.

А Денисов ничего не изобретал и, соответственно, не декларировал. Его уважают за то, что он высказывался глубоко современным и абсолютно понятным музыкальным языком, сохраняя при этом глубокие традиции русской композиторской школы и был смелым новатором».

При этом англоязычная Википедия связывает имя композитора с «андеграундом» или «антиколлективистским», «альтернативным», «нонконформистским» движением в советской музыке. А французская Википедия определяет его язык через традиции второй школы нововенцев, подкрашенные сериализмом и одухотворенные музыкальными идеями Шостаковича. Отмечается, что он один из первых музыкантов XX в. сделал многое для возрождения роли клавесина в современной культуре (создал 4 опуса с участием этого инструмента). В немецкоязычном интернет-ресурсе подчеркивается его роль музыкального теоретика и Денисов определяется как наиболее значительный композитор русской музыки эпохи Современности.

Каспаров также замечает, что для нынешнего поколения российских композиторов музыка Денисова практически не известна: «сегодняшние молодые композиторы, за редким исключением, не интересуются музыкой Денисова. В первую очередь потому, что всё интеллектуальное им чуждо в принципе. Сегодня особой популярностью пользуются Кейдж, Лахенманн, отчасти Гризе и особенно композиторы следующего поколения: австрийцы (Фурер, Хаас, Ланг), французы, представляющие (заметьте, не spectral music!) направление musique saturée (Бедросян, Сандо) или итальянцы типа Биллоне».

Наследие

Парадоксально, но, несмотря на все сложности, музыка Денисова при его жизни звучала намного чаще, чем сейчас. Все его крупные сочинения были исполнены: две оперы «Пена дней» (Париж, 1986) и «Четыре девушки» (Москва, 1990), балет «Исповедь» (Таллин, 1984), «Живопись» для большого оркестра (Вайц, 1970), «Колокола в тумане» для большого оркестра (Москва, 1988), Реквием (Гамбург, 1980), «Плачи» для сопрано, фортепиано и ударных на русские народные тексты (Брюссель, 1968), «Три картины Пауля Клее» для альта и ансамбля (1985, Москва), «Пение птиц» для подготовленного фортепиано и магнитофонной пленки (Дубна, 1970) и др.

На фирме «Мелодия» было записано 22 пластинки с его музыкой, чуть меньше за рубежом — 20. В «Советском композиторе» и «Музыке» вышли практически все его ноты и книги, в частности «Ударные инструменты в современном оркестре» (1982) и «Современная музыка и проблемы эволюции композиторской техники» (1986).

Многие зарубежные издательства публиковали его сочинения. Это «Le Chant du monde», «Alphonse Leduc», «Gérard Billaudot» (Франция), «Sikorski», «Breitkopf & Härtel», «Peters» (Германия), «Universal Edition» (Австрия), венгерская «Musica», «Boosey & Hawkes» (Англия) и «Ricordi» (Италия).

Современность

Бóльшая часть архива Денисова находится во Франции. Сохранением и распространением его наследия занимается вдова Екатерина Олеговна Купровская. Она проводит лекции в учебных заведениях Франции и России. Среди них консерватории Парижа, Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Российская академия музыки им. Гнесиных, институт Шнитке, Томское музыкальное училище. В парижском пригороде Кремлен-Бисетр, в Сансе, к 75-летию Денисова по ее инициативе проходил фестиваль камерной музыки (2004). Во Франции, на французском языке, она инициировал первый музыковедческий сборник о нем «Edison Denisov, compositeur de la lumière», вышедший по следам конференции (Paris, 2011, редактор-составитель, переводчик, со-автор Е. Купровская).

К 10-летию со дня его смерти, в 2006, был организован Международный фестиваль современной музыки «Пространство Эдисона Денисова» в Московской консерватории.

В 2011 г. на сцене Большого зала Петербургской филармонии состоялась российская премьера оперы «Родриго и Химена» К. Дебюсси, законченная Денисовым.

В Штутгарте, в декабре 2012 года, была поставлена опера «Пена дней», вызвавшая большой резонанс в СМИ. Режиссера Й. Вилер, сценограф Й. Килиан, дирижер С. Камбрелен.

Сейчас в концертах звучат в основном камерные сочинения: чаще всего сонаты для саксофона и фортепиано, для флейты и фортепиано, для саксофона и виолончели, реже Октет для духовых, сюиты из киномузыки. Исполняются также Камерные симфонии, «Ода» и «Плачи».

Денисовские сочинения включаются в обязательную программу международных конкурсов, например, Соната для кларнета, Соната для саксофона и фортепиано, Соло для фагота. С 2014 Е. Купровская учредила Премию Денисова на Орлеанском конкурсе современной музыки для фортепиано.

Выходят диски с его музыкой, один из последних – в фирме «Harmonia mundi France». В исполнении l’Ensemble Orchestral Contemporain под управлением Даниэля Кавка записаны обе камерные симфонии и «В высоте небес…» для голоса и камерного оркестра на стихи Ж. Батая и др.

Широкой публике хорошо известна его музыка к кинофильмам (более 60), особенно, запоминающиеся, красивые и утонченные мелодии из фильма «Безымянная звезда». А также радиопостановки (всего 30), например «Малыш и Карлсон, который живет на крыше». В 2009 был снят документальный фильм «Эдисон Денисов. Преодоление жизни» (режиссер Т. Андреева), который был показан на ТВ «Культура» и сейчас доступен на YouTube.

Многие зарубежные издательства публиковали его сочинения. Это «Le Chant du monde», «Alphonse Leduc», «Gérard Billaudot» (Франция), «Sikorski», «Breitkopf & Härtel», «Peters» (Германия), «Universal Edition» (Австрия), венгерская «Musica», «Boosey & Hawkes» (Англия) и «Ricordi» (Италия).

Центр

На родине композитора в Томске, где он прожил более 20 лет, действует Денисов-центр (основан в 1999). Он работает на базе музыкального колледжа, в котором учился композитор и который теперь носит его имя. При активном участии директора колледжа, кандидата искусствоведения Наталии Чабовской и директора Центра Любовь Крымовой здесь проходят разнообразные музыкальные мероприятия, проводится научная деятельность. При поддержке администрации города проводится Международный фестиваль современной музыки, Конкурс юных пианистов (с 2004) и Конкурс молодых композиторов (с 2007), научные конференции, издаются сборники научных статей. В 2009 на доме, где жила семья Денисовых, открыта мемориальная доска.

Юбилей

Юбилейную программу открыл Томск с традиционным Международным фестивалем современной музыки им. Денисова, первая часть которого прошла в марте и апреле, а вторая – в октябре. Среди участников: Московский ансамбль современной музыки, у истоков основания которого стоял Денисов, дуэт импровизированной музыки Рафаэль Судан (Швейцария) и Роман Столяр (Россия), пианист Александр Яковлев и др. Прозвучала музыка Терри Райли, Константина Лакина, Карлоса Рейеса, Хервига Райтера, Джузеппе Джулиано. Состоялась выставка друга Денисова – художника Бориса Биргера.

В Московской консерватории в апреле прошла юбилейная конференция, в которой участвовали А. Соколов, Г. Григорьева, В. Тарнопольский, В. Холопова. Отдельная секция была посвящена проблемам исполнения денисовской музыки (И. Соколов, А. Любимов, М. Пекарский, Т. Алиханов, М. Дубов, О. Танцов). В обсуждениях участвовали ученики, коллеги и друзья композитора: Юрий Каспаров, Владимир Тарнопольский, Александр Вустин, Фарадж Караев, Дмитрий Капырин. Состоялся концерт «Студии новой музыки». Готовится к печати сборник статей, редактор-составитель Е. Купровская. Она выпустила сборник статей и воспоминаний «Мой муж Эдисон Денисов» (издательство «Музыка»). Во Франции готовится ее научная монография с переводами на французский язык теоретических работ самого композитора.

В Камерном театре им. Покровского состоялась российская премьера религиозной драмы «Лазарь, или Торжество Воскрешения» Ф. Шуберта, законченная Э. Денисовым.

В ГМИИ им. Пушкина по инициативе Купровской прошел фестиваль (20-23 ноября), где прозвучали фрагменты из «Лазаря», прошли концерты «Неизвестный Денисов. Портрет художника в юности», «Эдисон Денисов и музыка, которую он любил». Участвовали «Студия новой музыки», Ансамбль ударных инструментов Марка Пекарского, Иван Соколов, Юрий Фаворин, Дмитрий Щелкин, Алиса Гицба. А 17 ноября в Филармонии, на фестивале «Другое пространство», Владимир Юровский исполнил Вторую симфонию для большого оркестра.

На фестивале «Московская осень» 30 ноября состоялся памятный вечер. Прозвучали «Черные облака» для вибрафона, «Рождение ритма» для ансамбля ударных и кантата «Плачи». Солисты – Дмитрий Щелкин (вибрафон), Алиса Гицба (сопрано), Иван Соколов (фортепиано). Ансамбль ударных Марка Пекарского.

«Признание»

«Меня увлекали так называемые абстрактные аспекты математики. Больше всего увлекался топологией, теорией множеств – теми пограничными областями математики, где торжествует самый высокий дух мысли, где математика уже не всегда наука, а скорее и во многом больше искусство; где её границы, практически, те, что трогает и музыка и те, что трогает и религия.»

«Музыка – самый абстрактный вид искусства. То же самое, как математика в науке – это наиболее абстрактный из всех типов человеческого мышления в высоком смысле слова.»

«Сочинение, если в нем нет совершенной архитектуры, если оно не выстроено идеально, то оно рушится так же, как и всякий плохо построенный дом. Если архитектор не знает свое ремесло, его творение не будет стоять века. То же самое и в музыке: если ты не знаешь свое ремесло, а ремесло это – ремесло техническое, это то, что называется профессионализмом, то все здания, которые ты строишь, они все будут построены плохо, они все рухнут…» Из книги Д. Шульгина «Признание Эдиссона Денисова»

P.S. Редакция благодарит музыковеда Е.О. Купровскую, композитора Ю.С. Каспарова и музыковеда Г.В. Григорьеву за помощь в подготовке материала.