Экспресс набирает ход

Объявлены сроки, условия, города проведения, регламент работы жюри XV конкурса. Участников и слушателей ждут нововведения.

Первая встреча

14 января 2014 состоялось первое заседание Оргкомитета. В его составе:

О. Голодец, вице-премьер Правительства России (сопредседатель);
В. Гергиев, художественный руководитель-директор Мариинского театра (сопредседатель);
Р. Абдуллин, ректор Казанской консерватории;
Ю. Башмет, художественный руководитель Государственного симфонического оркестра «Новая Россия»;
М. Брызгалов, генеральный директор ВМОМК им. Глинки, в настоящее время директор Департамента культурного наследия МК РФ;
М. Гантварг, ректор Санкт-Петербургской консерватории;
Т. Голендеева, статс-секретарь – зам. руководителя Федеральной таможенной службы РФ;
П. Гроте, бывший генеральный менеджер Kawai Deutschland;
О. Жукова, зам. директора Департамента поддержки искусства и народного творчества МК РФ;
С. Капков, руководитель Департамента культуры Москвы;
А. Колотурский, директор Свердловской филармонии;
К. Курленя, ректор Новосибирской консерватории;
Д. Мацуев, председатель Общественного совета при Министерстве культуры РФ;
В. Мединский, министр культуры РФ;
Е. Миловзорова, зам. министра культуры РФ;
С. Ролдугин, художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки;
О. Ростропович, художественный руководитель Центра оперного пения Г. Вишневской;
А. Соколов, ректор Московской консерватории;
В. Толстой, советник Президента РФ;
В. Урин, генеральный директор ГАБТ;
А. Шалашов, генеральный директор Московской филармонии;
С. Шумаков, директор ГТРК «Культура».

Ольга Голодец

Валерий Гергиев

Денис Мацуев

Андрей Малышев

Решения приняты

Первое заседание (в редакции «МО» имеется полная его стенограмма) прошло весьма помпезно, в Большом театре.

Говорилось много и о многом:

  • об открытом голосовании;
  • о проведении, по словам В. Гергиева, «живого отбора», т.е. прослушиваний претендентов не по DVD, как это было 4 года назад, а «живьем»: в России, США, странах Европы, Азии, Австралии, возможно, Латинской Америки, куда бы выезжала комиссия для отбора конкурсантов;
  • о допуске лауреатов первой премии Всероссийского музыкального конкурса без отбора;
  • о телетрансляции конкурса, принципах формирования и работы жюри, возможности или невозможности участия в жюри педагогов конкурсантов, необходимости обязательного присуждения I премии, формировании бюджета.

Дискуссия шла и по другим темам.

Основной этап XV Конкурса им. Чайковского состоится с 15 июня по 3 июля 2015. Пианисты и скрипачи будут состязаться в Москве, виолончелисты и вокалисты в Петербурге.

Было подтверждено, что конкурс, как и 4 года назад, пройдет в двух городах —Москве и Санкт-Петербурге — с 15 июня по 3 июля 2015. Хотя блуждали слухи о том, что конкурс могут провести в нескольких городах, как ЧМ по футболу.

Условия изменились

Пять лет назад, накануне XIV конкурса, когда было объявлено о его «перезагрузке», была продемонстрирована новая степень информационной открытости конкурса. Главным ньюсмейкером в течение полутора лет был В. Гергиев, который регулярно проводил пресс-конференции, давал интервью, демонстрируя свое лидерство (интеллектуальное и организационное) во всех вопросах, связанных с проведением конкурса.

На этот раз картина несколько иная. Но очевидно, что «теневыми», а по сути, истинными руководителями конкурса являются В. Гергиев и Д. Мацуев.

Второе заседание Оргкомитета состоялось в июне в Санкт-Петербурге, в новом здании Мариинского театра. И в новых политических реалиях, возникших после весенних событий в Украине и воссоединения Крыма с Россией.

На Оргкомитете речь шла о том, что конкурс Чайковского должен иметь высочайший статус. Быть не «одним из…», а первым и лучшим. В. Мединский заявил о том, что Конкурс должен стать «музыкальной Олимпиадой». О. Голодец назвала его «национальным достоянием России». О конкурсе говорят, как о «главном культурном событии 2015 года», совпадающем и с 175-летием П.И. Чайковского, о событии общегосударственного масштаба и значения, каковым он был в СССР.

Однако изменившаяся международная обстановка внесла некоторые коррективы в планы организаторов. Было решено отказаться от идеи очных прослушиваний в разных странах. «Этот сценарий показался нам организационно слишком сложным», — заметил В. Гергиев. Решили вернуться к прослушиваниям по DVD, но с важнейшим нововведением: участники, отобранные по DVD, будут участвовать в очных прослушиваниях в первой половине июня в Москве, накануне I тура конкурса:

пианисты, скрипачи, виолончелисты с 6 по 9 июня,

вокалисты с 14 по 17 июня.

Участники отборочного тура должны прибыть в Москву за свой счет, а тем, кто прошел на I тур, будут компенсированы расходы.

Непонятен пункт 1.1 Регламента: «Отборочная комиссия имеет право пригласить принять участие непосредственно в конкурсе лауреатов первых премий конкурсов Всемирной федерации международных конкурсов, Фонда Алинка — Аргерих и Всероссийского музыкального конкурса».

Это значит, что лауреаты названных конкурсов проходят ту же процедуру, что и все остальные претенденты — отбор по документам и видеозаписям. Единственная их привилегия — возможность в случае приглашения не играть отборочный тур, а сразу выступить на I туре.

Всё о «Чайковском»

Основной этап XV Конкурса им. Чайковского состоится с 15 июня по 3 июля 2015. Пианисты и скрипачи будут состязаться в Москве, виолончелисты и вокалисты в Петербурге.

Возраст участников-инструменталистов — 16–32 года, вокалистов — 19–32 года. Возраст инструменталистов повышен до 32 лет по предложению В. Гергиева: по словам маэстро, это сделано для того, чтобы предоставить опытным музыкантам, достигшим предельного возраста для участников конкурсов (а это, как правило, 30 лет), последнюю возможность попытать счастья на Конкурсе им. Чайковского: «Может быть, 30-31-летние музыканты сочтут для себя возможным поставить заключительную точку в своей блистательной конкурсной карьере».

Гран-при Конкурса увеличено с 30 000 евро (в 2011 это было 1,2 млн. руб.) до 100 000 долларов (на сегодняшний день — 55 млн. руб.) — самый большой приз в мире международных музыкальных конкурсов. Теперь и здесь Россия «впереди планеты всей».

Однако неясно, кто будет выносить решение о присуждении Гран-при. Вероятно, это должен быть тот, кто способен сравнить всех финалистов, по всем специальностям, суммируя их выступления на всех турах.

Дирекция XV международного конкурса им. П.И. Чайковского — Российская государственная концертная компания «Содружество». Компания имеет опыт проведения Всероссийского музыкального конкурса и Всероссийского конкурса артистов балета и хореографов и др.

Дирекцию возглавил генеральный директор РГКК «Содружество» Андрей Малышев. Заявленный бюджет конкурса — 300 млн. руб. Однако, с учетом падения курса рубля он, вероятно, будет скорректирован. Как известно, бюджет предыдущего конкурса составил около 400 млн. руб. Очевидно, что эта цифра будет значительно превышена, и с учетом затрат на предварительные прослушивания наверняка приблизится к 0,5 млрд. руб.

На сегодняшний день главным источником официальной информации по предстоящему состязанию является сайт конкурса http://www.competition-tchaikovsky.com и сайт Министерства культуры РФ.

Участники

Заявки на участие в отборочных прослушиваниях принимаются до 1 февраля 2015. По статистике предыдущих конкурсов, всегда было от 500 до 600 человек.

Для участия в очном предварительном туре в Москве (см. выше) будет отобрано 240 человек, из которых в первый тур будет допущено 120 музыкантов (включая тех, кто будет приглашен непосредственно в I тур): 30 пианистов, по 25 скрипачей и виолончелистов, 40 вокалистов (по 20 мужчин и женщин).

К участию во втором туре будет допущено не более 12 пианистов, 12 скрипачей, 12 виолончелистов и 20 вокалистов (10 мужчин и 10 женщин). К участию в третьем туре будет допущено не более 6 пианистов, 6 скрипачей, 6 виолончелистов и 8 вокалистов (4 мужчины и 4 женщины).

Таким образом, для будущих лауреатов Конкурс Чайковского будет состоять из 5 очных этапов: предварительного раунда, I тура, двух этапов II тура (сольный и с камерным оркестром) и финала с симфоническим оркестром — и продлится почти месяц.

Премии

Гран-при — $100 000 одному из лауреатов

I премии, в дополнение к сумме I премии

I премия — $30 000

II премия — $20 000

III премия — $10 000

IV премия — $5 000

V премия — $3 000

VI премия — $2 000

Специальный приз за лучшее исполнение концерта с камерным оркестром на II туре — $2 000

Общий премиальный фонд Конкурса — $456 000 (на начало декабря около 25 млн. руб., а с учетом растущего курса доллара он может дойти до 30, а то и более млн. руб.).

Обязательные сочинения, в отличие от прошлого конкурса, не предполагаются (в 2011 их авторами были Р. Щедрин для пианистов, Дж. Корильяно для скрипачей, К. Пендерецкий для виолончелистов).

Залы для прослушиваний

Москва

Фортепиано: Большой зал консерватории (I–III туры)
Скрипка: Малый зал консерватории (I–II туры), Концертный зал им. Чайковского (III тур)

Санкт-Петербург

Виолончель: Малый зал филармонии (I–II туры), Большой зал филармонии (III тур)
Сольное пение: Малый зал Мариинского театра-2 (I–II туры), Концертный зал Мариинского театра-2 (III тур)

Ангажементы

Фестивали

Шопеновский фестиваль в Дузники Здруй (Польша)
Бетховенский фестиваль в Бонне
Бетховенский фестиваль в Варшаве
Фортепианный фестиваль в Лилле (Франция)
Фестиваль в Граффенеге (Австрия, концерт с Тонкюнстлероркестром Нижней Австрии)
Тиволи-фестиваль в Копенгагене
Фестиваль Среднегерманского радио MDR
Musiksommer в Германии
Фестиваль City of London

Концерты

Концертные туры по Японии и Китаю
Тур по Нидерландам с Гелдерс-оркестром
Сантори Холл, Токио
Сольный концерт, Тель-Авив
Зал Плейель, Париж
Концертгебау, Амстердам
Концертхауз, Вена
Лондонский симфонический оркестр Фестшпильхауз, Баден-Баден,
Оркестр Мариинского театра
Гала-концерт Лондонского симфонического оркестра, Великобритания
Симфонический оркестр Штутгартского радио
Иерусалимский симфонический оркестр
Симфонический оркестр Джузеппе Верди, Милан
Оркестр Maggio Musicale, Флоренция
Оркестр радио и телевидения Итальянской Швейцарии, Лугано

Оркестры

Фортепиано: ГАСО России им. Светланова (худ. рук. В. Юровский), ГАКО России (худ. рук. и главный дирижер А. Уткин), камерный ансамбль «Солисты Москвы» (худ. рук. и главный дирижер Ю. Башмет)

Скрипка: АСО Московской филармонии (худ. рук. и главный дирижер Ю. Симонов), Московский камерный оркестр Musica Viva (худ. рук. и главный дирижер А. Рудин)

Виолончель: ЗКР АСО Санкт-Петербургской филармонии (худ. рук. и главный дирижер Ю. Темирканов), АСО Санкт-Петербургской филармонии (худ. рук. и главный дирижер А. Дмитриев), «Страдивари-ансамбль» Мариинского театра (худ. рук. и главный дирижер В. Гергиев)

Сольное пение: Симфонический оркестр Мариинского театра (худ. рук. и главный дирижер В. Гергиев)

Состав жюри

На июньском заседании Оргкомитета В. Гергиев заявил, что состав жюри будет объявлен в августе–сентябре. Но окончательный состав еще не утвержден, как и председатели жюри (неизвестно, будут ли они, или все члены жюри будут равны, как на XIV конкурсе).

На сегодняшний день известно, что те списки музыкантов, давших согласие работать в жюри XV конкурса им. Чайковского, которые опубликовали некоторые СМИ, не являются на 100 процентов достоверными. Представить окончательные списки Оргкомитет пока не готов

«Кодекс чести»

Впервые официально опубликован регламент работы жюри — фактически кодекс судейства: «На XV Международном конкурсе имени П.И. Чайковского вводятся новые правила и процедура судейства, основанные на принципах ясности, открытости, оптимальной объективности и простоты.

Студенты членов жюри не допускаются к участию в Конкурсе. Результаты конкурса не являются итогом соглашения и/или обсуждения между членами жюри, но представляют собой компромиссное решение по итогам индивидуальных высказываний каждого члена жюри по поводу каждого конкурсанта. Четкие результаты достигаются с помощью разъясненной системы голосования. В данных правилах судейства не предусмотрено обсуждение процедуры голосования или результатов, а также повторное голосование».

Мнение эксперта

А. Устинов, председатель Совета Ассоциации музыкальных конкурсов России: «Одно из достижений предстоящего конкурса им. Чайковского — введение системы голосования по принципу “да – нет”.

Систем определения лауреатов много. Самая совершенная, наверное, еще не изобретена. 25-балльная система оценок, с повторным пересчетом среднего балла, давно перестала всех удовлетворять. Компьютерный подсчет, применявшийся на Конкурсе Чайковского 4 года назад и подававшийся его разработчиками как стопроцентно объективный, также себя не оправдал, более того — спровоцировал несколько нештатных ситуаций. В этой системе могли разобраться только специалисты по высшей математике.

Систему “да–нет”, которая является наиболее объективной и вбирает в себя остальные системы голосования, уже более 10 лет пропагандирует и внедряет на многих российских конкурсах Ассоциация музыкальных конкурсов России. Так что можно констатировать, что Конкурс Чайковского в данном случае взял на вооружение богатый опыт АМКР.

Правда, эта система работает исключительно в том случае, если в конкурсе не участвуют ученики членов жюри. Так что и этот пункт в регламенте конкурса —достижение организаторов. Хотя, учитывая современные реалии: уровень коммуникации, возможности посещения мастер-классов и открытых уроков в любой точке земного шара у любого маститого исполнителя и педагога (а иных в жюри конкурса не будет), а также человеческий фактор (теоретически всегда можно что-то заранее обсудить между педагогами и “непедагогами”), понятие “свой – не свой ученик” весьма расплывчато».

Как будут голосовать

После I и II туров каждый член жюри обязан написать «да» против фамилий стольких участников, сколько должно пройти в следующий тур. Затем дополнительно расставить их по 25-балльной системе (это учитывается только при равенстве голосов в последних позициях списка: в следующий тур проходит участник, набравший больше баллов). Эта информация остается конфиденциальной.

Результаты объявляются через час после последнего выступления в данном туре. Затем члены жюри могут объяснить причины своего голосования конкурсантам, не прошедшим в следующий тур.

После III тура каждый член жюри обязан распределить финалистов по местам с 1 по 6, не удваивая места (т.е. 1 балл = 1 место, 2 балла = 2 место и т.д.). 1-й приз и золотая медаль (равенство голосов не допускается) может быть присуждена лидеру финала только большинством голосов с перевесом не менее 9 (из 13).

Результаты объявляются через час после последнего выступления в финале.

А. Устинов: «Возможно, главное достижение конкурса — объявление о невозможности каких-либо обсуждений перед вынесением оценок. Здесь дискуссии неуместны. Это правило хорошо бы взять на вооружение на многих российских конкурсах, где идут дискуссии, как на экзаменах в ДМШ, а лауреаты часто определяются под давлением авторитета председателя жюри или кого-то еще. После чего возникают конфликты, скандалы, люди перестают друг с другом здороваться и т.д. и т.п. Нигде в мире этого нет. Оценка должна быть суммой личных мнений, а не результатом всеобщего обсуждения.

Публикация регламента работы жюри прояснила еще один момент. Когда в начале года прозвучала фраза “голосование будет открытым”, то многие подумали, что оно будет происходить, как в былые годы в гимнастике или фигурном катании: с поднятием карточек, демонстрацией оценок на табло (а ныне — в онлайн-трансляции)… В таком случае уже сами судьи стали бы объектом судейства со стороны всех остальных участников процесса: конкурсантов, педагогов, зрителей. Теперь ясно, что этого не будет. И есть надежда, и даже уверенность, что конкурс на сей раз будет отличаться истинной объективностью результатов».

Все ли флаги в гости?..

Конкурс Чайковского в последние 20 лет часто упрекают в том, что на нем много участников из Азии. Но это давно уже стало мировой тенденцией. В нынешней политической ситуации (влияющей и на сферу культуры) есть некоторые опасения относительно представительности состава участников — как в географическом плане, так и в творческом.

Конечно, до официальных бойкотов дело не дойдет. Однако можно предположить, численный перевес снова останется на стороне стран СНГ и Азии (Корея, Китай, Монголия, возможно, Япония). К тому же еще не вполне восстановлен престиж конкурса в мире, поздно опубликованы условия, а также — что немаловажно — в 2015 пройдет немало топ-конкурсов: пианистов им. Шопена и в Лидсе, скрипачей им. Сибелиуса и ряда других. Выбор велик, и не факт, что все сделают его в пользу «Чайковского».

Остается надеяться, что мощная государственная поддержка, пиар-усилия, прежде всего, широко известных в мире В. Гергиева, Д. Мацуева, Ю. Башмета, а главное — огромный призовой фонд привлекут внимание молодых музыкантов всего света, а не только отдельных его частей.

Прямая речь

Д. Мацуев (ноябрь 2014): «Конкурс Чайковского 2015 года станет одним из самых главных ПОЗИТИВНЫХ источников новостей из России. Ведь мы все понимаем, в какое время живем, и такие вещи, как КЧ, должны сглаживать, скрашивать, мирить народы: ведь к нам приедут музыканты со всего мира.

<…> Музыка и политика вещи абсолютно не пересекаемые. Напротив, в наше время музыка является уникальным источником терапии и лечения от любых социальных недугов. Может, это вообще единственное лекарство, которое осталось. <…> Увы, в этом году не получилось сделать «живые отборы» в разных частях света, — просто потому, что об этом поздно начали говорить: это же огромная техническая машина, когда основное конкурсное жюри должно ездить по континентам… Поэтому для КЧ-2015 было принято иное оптимальное решение: живое прослушивание состоится здесь, в Москве, непосредственно перед конкурсом.

<…> Живой отбор всегда честнее. Так что начало июня (до КЧ) будет очень жарким. Поток участников, конечно, пойдет огромный. Москву ждет настоящее музыкальное паломничество.

<…> Пока Гергиев не возглавил КЧ, все что было связано с организацией смотра, находилось на очень низком уровне. А теперь нам надо всем сплотится и сделать КЧ-2015 поистине уникальным культурным событием» (МК).

В. Гергиев (ноябрь 2014, Австралия): «Мы завершили работу по формированию жюри почти на 80%, но есть 5-6 замечательных музыкантов, которых мы хотим пригласить, и думаю, что появятся сюрпризы. Очень сильный состав и жюри, и Оргкомитета, так что я надеюсь, что юные, молодые музыканты со всего мира откликнутся и рискнут принять участие в отборах. Это конкурс исторический, он сыграл такую огромную роль в истории исполнительства в ХХ веке, но надо писать новую главу, и писать ее очень интересными красками, выступлениями молодых.

Мы сделаем необычные вещи, которые мало кому приходили в голову: постараемся соединить усилия тех, кто занимается отбором молодых пианистов, с усилиями и работой тех, кто будет судить I, II и III туры. Вот в этом, пожалуй, будет нечто необычное, новое.

Естественно, обеспечим трансляции, можно будет услышать всех, кто попадет на I тур. Не собираемся ни от кого ничего скрывать, потому что могут произойти ошибки, можно потерять изумительно талантливого исполнителя на подступах к конкурсу Чайковского или на I туре. Очень много думаю о том, чтобы этого не допустить, хотя тут гарантировать ничего нельзя. Нельзя выкручивать руки членам жюри, если им кто-то не нравится… И единственный выход для молодых ребят — здорово подготовиться, почувствовать ту золотую середину, которая позволяет тебе одновременно очень здорово сыграть Концерт Рахманинова или Прокофьева и все-таки не провалиться при исполнении сонаты или концерта Моцарта или Гайдна. Я советую всем максимально оценить свои возможности и делать всё, что позволит ровнее пройти те действительно разнообразные препятствия, которые, к сожалению, стоят перед каждым из нас, и даже перед нами, опытными артистами».

В. Гергиев (ноябрь 2014): «Это наша гордость — Конкурс Чайковского. И предыдущий конкурс дал изумительные открытия музыкальному миру. Хотя полного единства во мнениях тогда не было, особенно в рядах музыкальных критиков. Кому-то казалось, что дойти до Гран-при и золотой медали у пианистов должен был другой. Но прошедшие три года показали, что наши победители именно в таком порядке и расположились: Даниил Трифонов, Сон Йол Юн и Чо Сенг Чжин из Южной Кореи, Александр Романовский (Украина). Музыкальный мир принял с энтузиазмом результаты этого конкурса. И так можно сказать не только о пианистах, но и о виолончелистах, о певцах. Составы жюри на том конкурсе были наполнены большими именами. А в этот раз я хочу, чтобы в жюри попали также люди, которые твердо обеспечат победителям возможность в ближайшие пять лет выступать перед публикой во всем мире. Потому что, если после победы на конкурсе никто и нигде не будет слышать выступления этих музыкантов, память ненадолго сохранит их имена.

<…> На отборе будет другой, не конкурсный состав жюри. В Оргкомитет мы специально ввели представителей международной музыкальной элиты: руководителей фестивалей, крупных оркестров и филармоний, консерваторий. Потому что главная наша задача, чтобы из тысячи лучших молодых пианистов в мире хотя бы 50 или 100 попали в отбор Kонкурса Чайковского. А отборочное жюри важно сформировать из безукоризненных профессионалов, которые будут не “тянуть одеяло на себя”, оценивая музыкантов с позиции собственных представлений о том, какая школа должна превалировать — французская, русская, немецкая, американская или китайская, а думать о том, какой артистический потенциал у молодых музыкантов, как они мыслят.

Хотелось бы, чтобы к нам прилетели музыканты со всего мира — и из Австралии, из Вьетнама, например. Когда-то замечательный вьетнамский пианист Данг Тхай Шон выиграл Kонкурс Шопена, а Аргентина дала миру выдающуюся Марту Аргерих, Бразилия — потрясающего Нельсона Фрейре. Мы хотим, чтобы к нам приехали ребята из этих стран. Не важно, где они учатся — в Джульярде, в Москве или в Цюрихе: они будут представлять свои страны. И так как я постоянно выступаю в Европе, в Америке, в Китае, в Японии, в Корее, я буду следить за тем, чтобы лучшие педагоги в мире были осведомлены, что в 2015 году у нас будет Конкурс Чайковского, и посылали к нам своих учеников.

<…> Обязательно нужно добиться, чтобы у людей, а их десятки, сотни тысяч, а на каком-то этапе — даже миллионы, была возможность слушать в интернет-трансляциях весь Kонкурс с первого тура. Мы привлекаем крупные европейские компании, которые уже многие годы доминируют в классической музыкальной среде: Mezzo и Medici. Рассчитываем также на интерес российского ТВ, чтобы не только “Культура”, наш постоянный партнер, но и другие каналы вели репортажи или дневники Kонкурса Чайковского.

<…> Я уверен, что не только мы, но и весь мир увидит на Конкурсе Чайковского Россию в самом выгодном свете» (РГ).