Дягилевский фестиваль: полная программа (23 июня – 2 июля 2023, Пермь)

Дягилевский фестиваль: полная программа (23 июня – 2 июля 2023, Пермь)
Фото Марина Дмитриева, предоставлено пресс-службой Дягилевского фестиваля

23 июня 2023 в Перми откроется Дягилевский фестиваль (художественный руководитель – Теодор Курентзис). В программе – симфонические и камерные концерты, оперные постановки, экспериментальные перформативные проекты, классическая и альтернативная музыка. Для жителей и гостей города будет работать фестивальный клуб, для студентов творческих вузов – образовательная программа. Билеты на события основной программы поступят в продажу 16 мая. Фестиваль продлится до 2 июля включительно.

Организатор Дягилевского фестиваля 2023 – Дягилевский фонд поддержки культурных инициатив. Фестиваль проходит при поддержке Министерства культуры Пермского края в рамках празднования 300-летия Перми. Самому Дягилевскому фестивалю, основанному в 2003-м, в этом году исполняется 20 лет.

Теодор Курентзис. Фото Никита Чунтомов, предоставлено пресс-службой Дягилевского фестиваля

ОПЕРА

Главным событием фестиваля 2023 станет премьера постановки на музыку двух сочинений Игоря Стравинского: «Персефона» и Симфония псалмов (1 и 2 июля). Это масштабное действо, в котором объединяются пение и декламация, танец и пантомима, видеоинсталляции и перформативные практики. В спектакле участвуют оркестр, хор и танцевальная труппа musicAeterna, приглашенные артисты и перформеры. Музыкальный руководитель и дирижер постановки – Теодор Курентзис, режиссер – автор премьеры прошлогоднего фестиваля De temporum fine comoedia Анна Гусева, за пластическое решение отвечает хореограф Анастасия Пешкова.

Вторая премьера Дягилевского фестиваля этого года – оратория Георга Фридриха Генделя «Триумф Времени и Разочарования» (28 и 30 июня). Новую постановку оратории – в режиссерской версии Елизаветы Мороз – представит труппа Нижегородского театра оперы и балета под управлением Дмитрия Синьковского.

Дмитрий Синьковский. Фото Сергей Тютелов, предоставлено пресс-службой Дягилевского фестиваля

ПЕРФОРМАНС

Аудиоспектакль-променад «Персефона. До» (каждый день с 24 июня) – это пролог-предвкушение главного события фестиваля. Режиссер Евгений Маленчев и драматург Екатерина Августеняк отправят участников своего нового site-specific-проекта в затон Пермской судоверфи, куда в обычное время вход невозможен. Аудиоспектакль основан на беседах, интервью и воспоминаниях Игоря Стравинского. Встреча с Дягилевым, идея и история создания «Персефоны», «трагическое в изгнании» и другие темы станут основой аудиомистерии, разворачивающейся среди кораблей, доживающих последние дни посреди цветущей природы.

Постоянные соавторы греческого режиссера Теодороса Терзопулоса композитор Панайотис Велианитис и ведущая актриса-перформер театра «Аттис» в Дельфах София Хилл привезут в Пермь свою новую постановку «В память о Прометее» (25 июня) на основе трагедии Эсхила «Прометей прикованный».

Амбассадор татарского современного танца Нурбек Батулла, хореограф Марсель Нуриев, режиссер Туфан Имамутдинов и композитор Эльмир Низамов создадут кросс-жанровый перформанс Därdemänd (23 июня). На стыке танца, перформанса, физического театра, поэзии и музыки они исследуют связь своего народа с родным языком, историей и мифом.

Действие экспериментального open-air-проекта «Поэма горы» (30 июня и 1 июля) в постановке Серафимы Красниковой развернется на набережной Камы. В партитуре композитора и звукового художника Дмитрия Мазурова используются фольклорные голоса, аккордеон и духовые в сочетании с dark-электроникой.

КОНЦЕРТ

На открытии основной программы фестиваля 23 июня оркестр musicAeterna под управлением Теодора Курентзиса исполнит три произведения Чайковского: оркестровую фантазию «Ромео и Джульетта», симфоническую фантазию «Франческа да Римини» о трагической любви двух влюбленных из «Божественной комедии» Данте, а также Итальянское каприччио.

Серию концертов (24 июня, 29 июня и 1 июля) даст греческий инструменталист и композитор Йоргос Калудис. Много лет он исследует возможности игры на критской лире, одном из самых древних музыкальных инструментов. Йоргос усовершенствовал инструмент, добавив четвертую струну. Также в частной филармонии «Триумф» выступит ансамбль этнической музыки из Египта Mazaher (24 июня)

Йоргос Клаудис. Фото Люда Бурченкова, предоставлено пресс-службой Дягилевского фестиваля

.Темой концерта Московского ансамбля современной музыки (МАСМ) станут разные тактики взаимодействия текста, солиста и музыкантов-инструменталистов (29 июня). В программе: Алексей Сысоев – Mon aimée, ma belle Irène для баритона и ансамбля на текст Бориса Вильде из «Дневника и писем из тюрьмы»; Андреас Мустукис – L’ Adieu для сопрано, ударных, электропиано и электроники на тексты Гийома Аполлинера (мировая премьера); Владимир Раннев –  «Вот такая любовь» для голоса, ансамбля и интерактивной электроники на анонимный текст из сборника «Рукописный девичий рассказ» социолога Сергея Борисова.

Московский ансамбль современной музыки. Фото Андрей Чунтомов, предоставлено пресс-службой Дягилевского фестиваля

Мультиперкуссионист Петр Главатских выстраивает программу своего концерта «Времена 300» (29 июня) вокруг идеи времени, объединяя традиционный пермский фольклор с латиноамериканскими ритмами и мелодиями Вивальди. Акусмониум – «оркестр громкоговорителей» – исполнит сочиненную Олегом Нестеровым пространственную композицию, в которой фрагменты киномузыки Олега Каравайчука собраны в 11 смысловых линий (25 июня).

На «Барокко-гала» (24 июня) оркестр La Voce Strumentale и Дмитрий Синьковский представят два главных достижения итальянской ветви высокого барокко: оперу-сериа и инструментальный концертный стиль.

Барокко Гала, фото предоставлено пресс-службой Дягилевского фестиваля

26 июня оркестр musicAetena под управлением Теодора Курентзиса исполнит увертюры из опер Рихарда Вагнера. В программу концерта вошли увертюры почти ко всем самостоятельным (не входящим в тетралогию) зрелым операм композитора. Вместе они образуют краткий дайджест немецкого героического эпоса, который Вагнер разрабатывал всю жизнь, заимствуя мотивы из рыцарских романов, средневековых легенд, античных мифов и исторических хроник.

Традиционные концерты на рассвете пройдут в Пермской художественной галерее, а завершится фестиваль концертом альтернативной музыки, который представит разные направления актуальной клубной сцены: постпанк в исполнении петербургского дуэта «ДК Посторонних», нуар-электропоп от москвичей Love Object и психоделический дрим-поп пермской группы Half Moon Glass.

Полная программа опубликована на официальном сайте Дягилевского фестиваля diaghilevfest.ru.

«МО»


Дорогие наши читатели, коллеги, друзья!
Времена изменились, но «Музыкальное обозрение» неизменно в своей сути: качественная аналитика, рецензии, статьи, книжные обзоры, исчерпывающая картина культурной жизни в столицах и регионах.
Подписывайтесь на газету «Музыкальное обозрение»!
Подписка на газету – это ваша поддержка сайта, концертов и фестивалей, образовательных, просветительских, издательских проектов «Музыкального обозрения».
Также вы можете поддержать наше издание финансово.

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях

ВКонтакте    Телеграм