Деятели театра о расширении экспертного совета при Минкульте

Деятели театра о расширении экспертного совета при Минкульте
Экспертный совет при Министерстве культуры РФ может быть расширен: глава ведомства Владимир Мединский поручил ввести в его состав представителей всех отраслей культуры. Решение последовало после выхода из совета Иосифа Кобзона, заявившего о необъективности совещательного органа. «Театрал» спросил у экспертов, есть ли необходимость в этой мере и нужна ли при Минкульте столь разветвленная сеть совещательных структур?

Борис Любимов, ректор ВТУ им. Щепкина:

– Мне трудно судить, в какой мере дублируются функции различных советов, работающих при Минкульте, потому что я присутствую не во всех из них. Но, могу сказать, что у министерства огромное количество функций: совет по наградам – это одно, совет по выбору ректоров – другое, совет по молодой режиссуре – третье. Эти структуры занимаются совершенно разными вопросами. Можно, конечно, сказать: «А давайте вообще обойдемся без экспертных советов, пусть все решают чиновники», но представляется, что тогда начнется?

Я, в отличие от Иосифа Давыдовича [Кобзона], не считаю, что мы ведем себя как-то неправильно. Большинство членов совета относится к своим обязанностям очень серьезно, отдаются этому делу целиком. Все годы, что существует совет по наградам, Иосиф Давыдович весьма активно участвовал в его работе. Почему он решил уйти именно сейчас, а не в другое время – это вопрос его отношений с Минкультом. Так или иначе, это его позиция, он имеет на нее полное право, но она совершенно не обязательна для остальных членов совета.

Что касается расширения, я не берусь судить, какими соображениями руководствуется Владимир Ростиславович и кого он туда включит, но, насколько мне представляется, состав совета довольно разнообразный – у нас есть представители по драматическому и музыкальному театру, архитектуре, живописи… По эстраде был Кобзон, очевидно, кто-то теперь придет на его место. С моей точки зрения, самая затруднительная тема – это кукольный театр, особенно в части выдачи наград людям этой сферы. Очевидно, специалист по кукольному театру нам не помешал бы.

Елена Гремина, сценарист, режиссёр и драматург:

– Экспертные и общественные советы при органах власти – это хорошо. Но вопрос состоит в том, что при нынешнем министре их существование совершенно бесполезно. Знаете, как в анекдоте – что ни соберешься делать, получится автомат Калашникова. Сейчас работа экспертных советов сводится к выполнению только консультативных функций. А какой смысл давать консультации нынешнему руководству Министерства культуры, если у него есть своя жесткая идеологическая линия, которой оно придерживается? Министр не стесняясь говорит, что у него есть свои идеологические взгляды, которые, как мы видим, претворяются в жизнь в работе Министерства культуры. Его взгляды как частного лица – это его личное дело, но он говорит это как человек, занимающий должность в руководстве государственного органа. Поэтому в создавшейся ситуации экспертные и общественные советы практически бесполезны, в какой-то другой они, возможно, и заработали бы.

Александр Галибин, режиссер театра «Школа современной пьесы»:

– Если и расширять совет, то таким образом, чтобы в него вошли представители всех сфер власти и культуры, в том числе те, которые Мединскому не нравятся. Есть же деятели культуры, которые критикуют Мединского. Мне кажется, было бы правильно, если бы в экспертный совет вошли люди, компетентные в различных областях. Сейчас большинство членов экспертного совета не знают, что делается в «Электротеатре Станиславский», «Театре.doc» или театре того же Кирилла Серебренникова. Они знают только одно направление, назовем его классическим, которое всячески поддерживается, а другие направления у них вызывают раздражение. Но в экспертном совете должны быть и представители тех направлений, которые вызывают раздражение. Если бы там был художественный руководитель «Театра.doc»  Михаил Угаров или кто-то из руководства «Электротеатра Станиславский», кто-то из критиков, не согласных с мнением Мединского, то в результате можно было бы выработать единое мнение, интересное и важное для театральной общественности.