Бесконечное кружевоплетение. «Вологодские кружева» — проект газеты «Музыкальное обозрение»

Бесконечное кружевоплетение. «Вологодские кружева» — проект газеты «Музыкальное обозрение»
Андрей Устинов, Вологда, фестиваль Кружева 2016
В течение всех 30 лет своей деятельности «МО» уделяет особое внимание новой музыке, продвижению современного композиторского творчества. Важное направление этой работы — композиторские проекты «МО», заказ новых сочинений.

От идеи — к ее воплощению

В 2008–2016 газета проводила в Вологде свой фирменный фестиваль «Кружева». Для каждого фестиваля одному из современных российских композиторов заказывалось сочинение под названием «Вологодские кружева» — воплощение в инструментальном звучании всемирно знаменитого историко-культурного бренда региона.

Фестиваль завершался мировой премьерой нового сочинения: это стало его фирменным знаком. Премьера на заключительном концерте была и мощным финальным аккордом форума, и лучом в будущее, символом открытости фестиваля, этапом-увертюрой к его дальнейшей жизни, своеобразной эстафетой между сегодняшним и завтрашним днем фестиваля «Кружева».

В одном мгновении, как в вологодском кружеве, соединялись, сплетались и завершение, и начало новой жизни.

Идея заказа и создания нового сочинения принадлежала художественному руководителю фестиваля «Кружева» Андрею Устинову. Произведение заказывалось специально для фестиваля и рождалось параллельно с ним, с его концепцией и программой. Мы словно присутствовали при всем творческом процессе: от зарождения замысла до его воплощения. А это значит, что над фестивалем с самого начала витал дух созидания и творчества.

Обогащение фестиваля такой уникальной для России традицией, как обязательная мировая премьера, несомненно, поднимало престиж форума, придавало ему особый масштаб и значение.

Для нового сочинения был выбран жанр — увертюра и название — «Вологодские кружева». Дабы сохранить образ кружева, принесший Вологде мировую известность, по предложению А. Устинова в ткань нового произведения непременно вплетались музыкальные символы Вологдчины: мелодия боя часов на колокольне Софийского Собора, интонации и мелодии народных песен Вологодской области.

Было написано семь увертюр «Вологодские кружева» для разных составов:
три для симфонического оркестра,

одна — для камерного оркестра,

одна — для фортепианного трио и оркестра народных инструментов,

одна — для десяти солистов ансамбля старинных инструментов

одна — для пяти музыкантов ансамбля современной музыки.

Страницы музыкальной летописи

В 2008 первую увертюру «Вологодские кружева» для симфонического оркестра написал Александр Чайковский, а исполнил на заключительном концерте Ярославский академический губернаторский симфонический оркестр под управлением Мурада Аннамамедова.

В своем сочинении автор отметил три основных момента. Первый — использование вариантов трех вологодских песен: «Ой, Ваня-Ванюшка, да разудала голова», колыбельной «Лю-лю-лю-лю-бай, уж ты, Валя, засыпай» и «Эко сердце». Но это не просто воспроизведение народных мелодий, а их разработка, перетекание одних мотивов в другие, контрапункт, похожий на плетение вологодских кружев. А в коде звучит авторская тема, выросшая из интонаций и попевок этих песен.

Второй момент — воспроизведение боя часов-курантов на главной площади Вологды.

И, наконец, в ткань пьесы вплетается популярная тема Тарантеллы из балета Валерия Гаврилина «Анюта» — «визитная карточка» этого композитора, уроженца Вологодской земли.

Андрей УСТИНОВ, Александр ЧАЙКОВСКИЙ. Фестиваль Кружева, 2008, Вологда

В 2010 году увертюра А. Чайковского прозвучала на концерте-открытии Второго фестиваля «Кружева», перекинув мост-арку между двумя фестивалями. Сыграла ее Государственная академическая симфоническая капелла России под управлением Валерия Полянского. А на заключительном концерте были представлены «Вологодские кружева» Кузьмы Бодрова, ученика А. Чайковского, в исполнении АСО Московской филармонии во главе с его художественным руководителем Юрием Симоновым.

Интонационный материал пьесы близок вологодским песням, а одна из них — «Тин-тин-тиниха» — прямо цитируется, но «не в своем оригинальном — шуточном и веселом — виде, а словно всплывающий в памяти далекий образ». И мелодия песни, и мелодия боя вологодских курантов появляются ближе к концу сочинения, перед кодой.

В 2011 году оригинальную версию увертюры «Вологодские кружева» — для симфонического оркестра и магнитофонной записи — создал Артем Васильев. Вот как он сам описывает свое сочинение:

Артем ВАСИЛЬЕВ, фестиваль Кружева, Вологда, 2011.

«Вглядываясь в причудливый рисунок вологодского кружева, ощущаешь внутренний ритм и периодичность в смене орнамента. Этим продиктован общий характер звучания пьесы. Помимо этого, в основу композиции легла аудиозапись колокольного звона, сделанного в Вологде. С помощью компьютера запись была замедлена примерно в 8 раз без изменения высоты звука. На получившуюся звуковую основу нанизывается ткань оркестра. Таким образом, замедленная аудиозапись колокольного звона задает пропорции частей произведения, с каждым ударом колокола происходит смена гармонии. Вторым звуковым источником стала запись частушек с наигрышем “под язык”, сделанная в Устюженском районе Вологодской области. Фрагменты записей служат мелодической основой пьесы».

Исполнил пьесу А. Васильева Ярославский академический губернаторский симфонический оркестр, дирижировал Мурад Аннамамедов.

Михаил ГОГОЛИН, фестиваль Кружева, 2012, Вологда.

Вологодский композитор Михаил Гоголин, писавший увертюру для фестиваля 2013 года, использовал состав участников, предложенный Андреем Устиновым. Помимо камерного оркестра Вологодской филармонии и народных голосов (солисты ансамбля русской песни «Солнцеворот»), в исполнении участвовали: худрук фестиваля в качестве вокалиста; заместитель губернатора, сыгравший на колоколах; кружевницы — учащиеся Вологодского областного «Губернаторского колледжа народных промыслов», которые прямо на сцене плели кружева, и звук коклюшек органично вписался в ткань сочинения.

На следующий год прозвучала увертюра Михаила Броннера для фортепиано, скрипки, виолончели и оркестра русских народных инструментов.

Исполнили ее пианист Андрей Диев, скрипач Никита Борисоглебский, виолончелист Борис Андрианов и Губернаторский оркестр русских народных инструментов под управлением Галины Перевозниковой.

Михаил БРОННЕР. Фестиваль Кружева, Вологда, 2014

«Я искал гармоничного сочетания звучания классических и исконно русских инструментов, сочетания колокольных звонов и музыкальных образов, связанных с вологодскими кружевами. Насколько мне известно, сочинений для подобного состава не существует», — отметил композитор.

Автор сочинения 2015 года — Юрий Каспаров — назвал свою увертюру «Эхо тишины» («Вологодские кружева-VI»). Инструментальный состав пьесы: гобой, труба, фортепиано, ударные (один исполнитель играет на трех оркестровых колоколах), три скрипки, альт, виолончель и контрабас. Сочинение написано специально для ансамбля солистов «The Pocket Symphony», которым руководит Назар Кожухарь: этот коллектив стал первым исполнителем «Эха тишины» на фестивале.

Сергей КАСПАРОВ, фестиваль Кружева, Вологда, 2015

«Название моей пьесы, на первый взгляд, странное! Но давайте разберемся, что такое тишина… Мы вслушиваемся в тишину, часто или от случая к случаю, осознанно или чисто рефлекторно, и чем внимательнее мы, тем отчетливее различаем среди прочего эхо ушедшего. Того, что уже не вернется, каким было…

Обязательными условиями были использование народной вологодской песни и имитации звона колоколов Софийского собора в Вологде! Я взял за основу одну из малоизвестных версий песни «Ой вы горы». Народная песня угадывается по отдельным элементам — она как бы находится в ином агрегатном состоянии. Ну, так, стало быть, донесло ее до меня сквозь века «эхо»…

Что касается перезвона колоколов, то именно для этого и требуются те три оркестровых колокола, которые заявлены в списке исполнителей.

Наиболее любопытная особенность пьесы заключается в том, что в ней нет ни одного диеза и ни одного бемоля! Впрочем, еще Стравинский говорил, что каждый композитор должен иметь свою технику и свою философию. Очень надеюсь, что моя пьеса наглядно отражает и первое, и второе!»

Сергей ЖУКОВ. Фестиваль Кружева, Вологда, 2016

В 2016 году «Вологодские кружева» были заказаны Сергею Жукову. Он дал им поэтичное название «Теней вереница и времени нить» («Вологодские кружева-2016»), взяв за основу образно-семантического строя сочинения стихи Валентина Лукьянова:

«Прядутся нити времени, и Парки

Ткут бесконечно млечное, льняное —

Уснувший мир, зашитый тишиною…»

С. Жуков: «Парки — три богини судьбы в древнеримской мифологии. Скрытые в глубинах неведомого, они непрестанно ткут в своих пальцах тончайшую нить человеческой судьбы:

Нона (Nona) — тянет пряжу, прядя нить человеческой жизни,

Децима (Decima) — наматывает кудель на веретено, распределяя судьбу,

Морта (Morta) — перерезает нить, заканчивая жизнь человека.

Один из базовых структурных элементов сочинения — медитативно-повторяющаяся формула партии рояля: своеобразная метафора бесконечного плетения нитей времени.

В композиции использованы цитата народной песни Вологодской области “Кто у нас хороший” и 4-звучный мотив колоколов Софийского собора».

Пьеса написана для флейты/бас-флейты, кларнета/бас-кларнета, виолончели, баяна и фортепиано. Мировую премьеру исполнили солисты Московского ансамбля современной музыки.

Не рвется кружевная нить

Сочинения, созданные семью композиторами по заказу фестиваля «Кружева», продолжают свою концертную жизнь.

Увертюра А. Чайковского не раз звучала в Москве и других городах России.

Композиция М. Броннера, начиная с премьеры, звучала уже 10 раз: в апреле 2015 году в Концертном зале РАМ им. Гнесиных на концерте Второго Международного фестиваля национальных оркестров мира и XIII Всероссийского фестиваля-конкурса современной музыки для русского национального оркестра «Музыка России», а в ноябре-декабре 2018 — в новой версии для ОРНИ и солирующих балалайки, домры, альтовой домры, щипковых гуслей и клавишных гуслей в Архангельске, Петрозаводске, Санкт-Петербурге, Великом Новгороде, Череповце, Вологде, Липецке и Белгороде во время гастрольного тура ГОРНИ под управлением Г. Перевозниковой.

Ну а пьеса Ю. Каспарова долетела до Колумбии: теперь и там знают о существовании вологодских кружев.

«Вологодские кружева» 2008–2016 — музыкальная летопись старинного вологодского промысла, визитная карточка города, региона, Русского Севера.