Александр Невский — 800 лет

Александр Невский — 800 лет
Александр Ярославич Невский. Миниатюра из «Царского титулярника», 1672 (фрагмент)

13 мая 1221 — памятная дата российской истории: 800 лет со дня рождения Александра Ярославича Невского (1221–1263) — князя новгородского (1236–1240, 1241–1252 и 1257–1259), великого князя киевского (1249–1263), великого князя владимирского (1252–1263), полководца, святого Русской православной церкви.

Александр Ярославич родился в г. Переславле-Залесском. Прозвище «Невский» он получил, одержав со своим войском победу над шведами на Неве 15 июля 1240. Еще больше он прославился и окончательно вошел в историю (как один из великих русских полководцев) победой в Ледовом побоище, 5 апреля 1242 на Чудском озере, над немецкими рыцарями Тевтонского ордена, собиравшимися захватить Великий Новгород.

Во все времена Александр Невский официально почитался в России как легендарный военачальник, выдающийся политик, искусный дипломат, заключивший мир с Золотой Ордой, отразивший нападение европейских супостатов, спасший православие и православную Русь от иноверцев-католиков и распространения католицизма, сохранивший ее самобытность. Существует точка зрения (ее придерживаются многие историки), что именно Невский, повернувшись «лицом к Востоку», во многом на столетия вперед определил пути развития русской государственности по образцу восточной.

В 1725 императрицей Екатериной I был учрежден орден Святого Александра Невского, существовавший до 1917.

В СССР имя и деяния Невского были взяты на вооружение как один из патриотических символов — как в политике, так и в искусстве. Незадолго до Великой Отечественной войны, в 1938, был снят фильм Сергея Эйзенштейна «Александр Невский», с музыкой Сергея Прокофьева. Получив предложение принять участие в работе над фильмом, Прокофьев не раздумывая согласился. «Будучи давнишним поклонником его [Эйзенштейна] замечательного режиссерского таланта, я с удовольствием принял предложение», — вспоминал композитор.

Это был второй опыт Прокофьева в кино (первый — «Поручик Киже», 1934; была еще музыка к неосуществленному замыслу Михаила Ромма «Пиковая дама»). По возвращении из последней в жизни зарубежной поездки — в США, во время которой он изучил технику музыкального оформления фильмов в Голливуде, Прокофьев принялся за работу. Эйзенштейн обрел в Прокофьеве, с его ярко выраженной кинематографичностью музыкального мышления и интересом к искусству кино, несомненного единомышленника.

«Ничего мимолетного, ничего случайного, все отчетливо, точно, совершенно. Вот почему Прокофьев не только один из величайших композиторов современности, но, на мой взгляд, еще и самый прекрасный кинокомпозитор», — писал режиссер.

В свою очередь, Прокофьев отмечал, что «работать с Эйзенштейном было чрезвычайно интересно, потому что он является не только блестящим кинорежиссером, но и превосходно разбирается в музыке. Это выразилось, во-первых, в очень конкретных и живописных музыкальных заданиях, которые он ставил передо мной, во-вторых, в том понимании, с которым он принимал от меня написанную музыку. Когда последняя записывалась на пленку, я просил присутствовать Эйзенштейна, и его замечания были всегда очень дельны».

Работа над фильмом и над музыкой шла, образно говоря, «с двух сторон». Вот как об этом вспоминал режиссер: «В фильме есть сцены, где музыка написана целиком по совершенно законченному монтажу, а есть сцены, где изображение смонтировано по заранее записанной музыкальной фонограмме». Например, музыку к одному из ключевых эпизодов — «Ледовое побоище» — Эйзенштейн попросил композитора написать заранее, до съемок. Предварительно он рассказал структуру эпизода, монтажный план, показал свои рисунки, определил хронометраж. Прокофьев, в свою очередь, поделился мнением о том, каким должен быть музыкальный материал этого эпизода и всего фильма. Он настаивал на том, что необходимо всю партитуру «Александра Невского» и, в частности, «Ледового побоища» разделить на две части — «русскую» и «тевтонскую», которые должны противостоять друг другу, причем «тевтонская» часть должна быть «неприятна для русского уха». Необходимо, говорил он, произвести перед микрофоном эксперименты с рядом инструментов и попробовать так исказить их характер, чтобы звук был резко неприятен, и чтобы нельзя было определить, какой инструмент его производит. В результате Прокофьев выбрал валторну, которая была расположена очень близко к микрофону и специально записана с искажением. Спустя несколько дней Прокофьев приехал на студию с готовым клавиром «Ледового побоища». Сев за рояль, он исполнил «Скок свиньи» и спел католическое песнопение. Это авторское исполнение было записано на пленку с тем, чтобы Эйзенштейн мог пользоваться фонограммой как рабочим материалом. Когда же нужно было писать музыку к уже готовым эпизодам, Прокофьев просил показывать только законченный и полностью отшлифованный материал, причем по нескольку раз — до тех пор, пока он не даст знать, чтобы показ прекратили. В зале должна была соблюдаться полная тишина — даже в перерывах, необходимых для перезарядки пленки. Вероятно, именно во время этих просмотров Прокофьев и сочинял музыку во всех ее мельчайших подробностях. Прокофьев просил давать ему только общий хронометраж куска, и то не всегда. Написанная им музыка всегда идеально совпадала с ритмом монтажа Эйзенштейна, а также со всеми внутренними монтажными точками. Он поразительно чувствовал конструкцию и ритм монтажа.

Бывали, впрочем, и «рабочие моменты» споров, кратковременного недопонимания между двумя великими художниками. Вот как Эйзенштейн вспоминал о работе над сценой со свистелками, дудками и бубнами у русских войск: «Я никак не мог детально объяснить Прокофьеву, чего именно в звуках я желал бы видеть в этой области. Тогда, озлясь, я заказал соответствующий бутафорский набор инструментов, заставил актеров зрительно разыграть на них то, что мне хотелось. Заснял это, показал Прокофьеву и… почти мгновенно получил от него точный музыкальный эквивалент тому зрительному образу дудочников, которых я ему показал». Перед выходом на экраны фильм показали Сталину, чтобы получить все высочайшие указания по переделкам. И хотя для этого просмотра «Александр Невский» был смонтирован с предварительным, черновым звуком, вождю он настолько понравился, что фильм был утвержден именно в этом виде. Эйзенштейн не рискнул что-либо изменять, в том числе и звук. «Александр Невский» так и вышел на экраны с плохо записанной звуковой дорожкой.

Однако это не повлияло на грандиозный успех фильма, премьера которого состоялась 1 декабря 1938. Появление фильма именно в то время было не случайно. Европа стояла на пороге новой мировой войны: до нее оставалось ровно 9 месяцев. Исторические события 700-летней давности перекликались с событиями сегодняшнего дня. Актуально звучали с экрана слова Александра Невского (его блистательно сыграл Николай Черкасов): «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет».

Кстати, фильм должен был закончиться сценой смерти Александра Невского от рук предателей. Но товарищ Сталин решил иначе. Вот что рассказывает киновед, бывший директор Музея кино Наум Клейман:

«У Эйзенштейна прямо написано в мемуарах: “Не моей рукой была проведена карандашом красная черта вслед за сценой разгрома немецких полчищ. “Сценарий кончается здесь, — были мне переданы слова. — Не может умирать такой хороший князь!” Мало того что Сталин, явно сопоставлявший себя с великим полководцем, боялся смерти — ему нужно было, чтобы фильм заканчивался актуальным триумфом над немцами, а не освобождением Руси от восточного ига».

Однако вскоре картину изъяли из проката: руководство СССР вело переговоры с Германией о подписании пакта о ненападении (он был подписан 23 августа 1939), и фильм посчитали политически нежелательным.

С началом войны, летом 1941 года, «Александр Невский» вернулся на экраны, а имя Александра Невского стало одним из символов сопротивления фашистскому нашествию.

7 ноября 1941 в речи во время парада на Красной площади в честь 24-й годовщины революции Сталин сказал: «Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков — Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова!». В 1942, в год 700-летия битвы на Чудском озере, был выпущен плакат с этими словами. В июле 1942 Сталин учредил орден Александра Невского, как военный орден для награждения командного состава Красной Армии. А поскольку иконографических изображений святого князя не сохранилось, на ордене был выбит профиль народного артиста СССР Н.К. Черкасова в роли Александра Невского из кинофильма С. Эйзенштейна.

Почти сразу же после выхода фильма Прокофьев приступил к сочинению кантаты на основе музыки, написанной к фильму. «После того, как фильм появился на экране, у меня возникло желание использовать музыку для симфонического произведения с хором, — писал композитор в годы войны. — Это была нелегкая работа, и для того, чтобы сделать из этой музыки кантату, мне пришлось затратить гораздо более трудов, чем при первоначальном сочинении ее для фильма. Прежде всего, требовалось подвести под нее чисто музыкальные основания, построить согласно музыкальной формы, развить ее чисто симфонически, затем все наново переоркестровать, ибо оркестровка симфоническая совсем другого порядка, чем оркестровка для фильма. Несмотря на мое старание подходить к музыке во время этой второй моей работы с чисто симфонической точки зрения, в ней остался известный элемент живописности, идущий от фильма и Эйзенштейна. Эта живописность встречает возражение со стороны одних музыкантов, но облегчает восприятие музыки для других».

Так Александр Невский стал героем, вдохновившим гениального композитора на создание одного из великих музыкальных произведений ХХ века. В нем Прокофьев как будто предсказал нить трагических и героических событий грядущей войны: вражеское нашествие («Крестоносцы во Пскове»), патриотический подъем и сопротивление врагам («Вставайте, люди русские» — эта часть кантаты постоянно звучала по радио во время войны), перелом («Ледовое побоище»), реквием-оплакивание погибших («Мертвое поле»), апофеоз победы и триумф победителей («Въезд Александра во Псков»).

В XXI веке св. Александр Невский остается символом и знаменем патриотических идей. В 2008 он был назван победителем проекта «Имя Россия», по итогам интернет-голосования на сайте проекта, опередив Столыпина, Сталина, Пушкина, Петра I, Ленина, Достоевского, Суворова, Менделеева, Ивана Грозного, Екатерину II и Александра II.

В 2010 был официально возрожден орден Александра Невского, повторяющий дизайн дореволюционного ордена.

За последние 20 лет святому князю поставлено около 20 памятников в городах России (только в 2018 — четыре).

Но главными памятниками Александру Ярославичу Невскому были, есть и будут фильм Сергея Эйзенштейна и кантата Сергея Прокофьева.

Павел РАЙГОРОДСКИЙ, «МО»

(Использованы воспоминания композитора и звукорежиссера Бориса Вольского, работавшего над записью музыки Сергея Прокофьева к фильмам Сергея Эйзенштейна «Александр Невский» и «Иван Грозный»).