События и персоны. Премия национальной газеты «Музыкальное обозрение». Итоги 2019 года

<strong>События и персоны. Премия национальной газеты «Музыкальное обозрение». Итоги 2019 года</strong>

«Музыкальное обозрение» объявляет итоги 2019 года.
События и персоны. Премия национальной газеты «Музыкальное обозрение».

.
Спектакли. Фестивали. Книги. Исполнители. Композиторы. Музыковеды. Критики. Проекты. Премия существует с 1995.

событие года
XVI Международный конкурс имени П.И. Чайковского
16–29 июня 2019, Москва, Санкт-Петербург
Сопредседатель Оргкомитета Валерий ГЕРГИЕВ
Руководитель Дирекции конкурса, генеральный директор ФГБУК «Росконцерт» Андрей МАЛЫШЕВ

событие года
«Год Мечислава Вайнберга (1919—1996)» в России. К 100-летию со дня рождения композитора

фестиваль года
ХХ Международный фестиваль современного танца DanceInversion
10 сентября – 3 ноября 2019
Художественный руководитель, продюсер Ирина ЧЕРНОМУРОВА

фестиваль года
XXXIX Международный музыкальный фестиваль «Декабрьские вечера Святослава Рихтера»
1–23 декабря 2019
Президент ГМИИ им. А.С. Пушкина Ирина АНТОНОВА
Генеральный директор ГМИИ им. А.С. Пушкина Марина ЛОШАК
Заведующая отделом музыкальной культуры ГМИИ им. А.С. Пушкина
Юлия ДЕ-КЛЕРК

спектакль года – опера
Петер Этвёш. «Три сестры»
Спектакль театра Урал Опера Балет
Музыкальный руководитель и дирижер Оливер фон ДОХНАНЬИ
Режиссер Кристофер ОЛДЕН
Российская премьера 16, 17, 18 мая 2019

спектакль года – балет
Адольф Адан. «Жизель»
Спектакль Большого театра России
Хореограф-постановщик Алексей РАТМАНСКИЙ
Дирижер-постановщик Павел КЛИНИЧЕВ
Премьера 21, 22, 23, 24 ноября 2019

коллектив года
Государственная академическая симфоническая капелла России
Художественный руководитель и главный дирижер Валерий ПОЛЯНСКИЙ
Директор Александр ШАНИН

сочинение года
Сергей НЕВСКИЙ, Дмитрий КУРЛЯНДСКИЙ, Александр ХУБЕЕВ, Николай ПОПОВ
Liberta/MO/30/2019

Concerto grosso
для симфонического оркестра, солирующих арфы, флейты, альта, контрабаса, баяна и электроники
Мировая премьера 20 декабря 2019, МКЗ «Зарядье»
Солисты: Оксана СИДЯГИНА (арфа), Сергей ПОЛТАВСКИЙ (альт), Иван БУШУЕВ (флейта), Григорий КРОТЕНКО (контрабас), Иосиф ПУРИЦ (баян)
ГАСК России, художественный руководитель и главный дирижер – Валерий ПОЛЯНСКИЙ

проект года. программа
Программа юбилейного концерта «Музыкальное обозрение-30» «Изменяясь, я вновь воскресаю»
20 декабря 2019, МКЗ «Зарядье»

проект года
Создание Челябинского симфонического оркестра
Художественный руководитель и главный дирижер Адик АБДУРАХМАНОВ
Генеральный директор Челябинской филармонии Алексей ПЕЛЫМСКИЙ

музыкант года
Дмитрий СИНЬКОВСКИЙ
Скрипач, певец, дирижер

музыкант года
Максим ЕМЕЛЬЯНЫЧЕВ
Дирижер, пианист, клавесинист

коллектив года
Казанский камерный оркестр «La Primavera»
Директор – художественный руководитель и главный дирижер Рустем АБЯЗОВ

коллектив года
Вокальный ансамбль «Intrada»
Художественный руководитель и дирижер Екатерина АНТОНЕНКО

проект года
Центр современной музыки reMusik.org
Художественный руководитель Мехди ХОССЕЙНИ

музыковед года
Ричард ТАРУСКИН
За вклад в науку о русской музыке

жизнь в музыке
Валентина ХОЛОПОВА
Доктор искусствоведения, профессор Московской консерватории

документальный фильм года
Документальный фильм «Катастрофа ТУ-154: из-за чего погибла доктор Лиза и хор Александрова»
Выпуск YouTube-канала Алексея Пивоварова «Редакция» от 19 декабря 2019
Автор Алексей ПИВОВАРОВ

книга года
Владимир СОРОКИН
Триумф Времени и Бесчувствия: Сборник либретто
«Дети Розенталя», «Сны Минотавра», «Фиолетовый снег», «Триумф времени и бесчувствия»
М.: АСТ Corpus

Комментарий к итогам

Газета «Музыкальное обозрение» представляет вам итоги прошедшего 2019 года. Года, который если кто-то еще вспоминает, то в разной степени: у тех, кто создавал события — одна сила памяти, у тех, кто наблюдал, анализировал, комментировал — другая.

События января 2020-го фактически обнуляют прошлое.

Но, как известно, произошедшее так или иначе влияет на происходящее. А происходящее — на то, что произойдет.

Хорошо бы разбираться в этих связях. Но это встречается все реже.

Многие живут с обнуления, с нуля каждый день… И так день за днем.

А события января создают иллюзию, что у нас появилось какое-то будущее, в образе «новой» Конституции.

С 1995 года, опираясь на свой многолетний опыт, на свой аналитический инструментарий, на «широкоформатную оптику», направленную на всю территорию России — от Калининграда до Владивостока, на институты музыкальной инфраструктуры (театры, вузы, концертные организации и др.) — мы подводим итоги года и объявляем лауреатов Премии «Музыкального обозрения».

Много лет, вместе с объявлением рейтинга «События и персоны» и лауреатов Премии, мы готовили Большие итоги, представлявшие ландшафт музыкальной жизни ушедшего года, вершинные явления которой становились лауреатами Премии «МО».

Прошедший год был для «МО» юбилейным, и поэтому мы стремились к тому, чтобы события, которые мы создавали сами, стали событиями в масштабе страны. Большие итоги 2019 года и итоги года «МО» появятся в скором времени.

А пока мы в 25-й раз объявляем лауреатов «Премии «МО». Делая выбор, мы не ограничиваем себя ни в количестве лауреатов, ни в номинациях. Панорама прошедшего года охватывается максимально полно: фестивали, конкурсы, опера, балет, оркестр, концертные проекты, современная музыка, музыковедение, книги. События и персоны.

Так случилось, и так все 30 лет строилась наша деятельность, что помимо зрителя, наблюдателя (критика, аналитика, репортера) — мы сами становились авторами пьес, режиссерами, актерами, действующими лицами и исполнителями. Мы давно сформулировали: «МО» не только отражает, но и формирует, создает явления музыкальной жизни России.

В этой ситуации нам пришлось исполнить новую роль: оценить те события и явления, которые были созданы при нашем участии, их место и значение в музыкальном пространстве страны.

Поэтому в итоговый рейтинг года включены следующие события:

«Проект года» — «Год Мечислава Вайнберга» в России,

«Сочинение года» — Liberta/30/MO/2019,

«Программа года» — программа юбилейного концерта «МО» в «Зарядье».

Каждое из этих событий получило признание наших коллег-музыкантов. И ложная скромность здесь ни к чему.

«Год Вайнберга», проведенный в России к 100-летию со дня рождения композитора, стал вершиной, итогом процесса, который мы инициировали шесть лет назад, взяв на себя кураторство первой в России сценической постановки оперы «Пассажирка» в Екатеринбургском театре оперы и балета. И тогда же начали выстраивать стратегию к 2019-му — году 100-летия Вайнберга.

Мы видели свою миссию в возвращении Вайнберга. Мы спровоцировали этот процесс, помогли ему осуществиться. Но решение об участии в «Годе Вайнберга» принимали сами музыканты. И поэтому организаторами «Года Вайнберга» мы считаем всех его участников, всех, кто откликнулся не по постановлению правительства или приказу губернатора (которых не было), а по велению души.

Вместе с музыкой Вайнберга в наше сознание вошла его судьба. А вместе с судьбой — его музыка.

«Год Вайнберга» в России стал частью процессов увлечения творчеством Вайнберга, идущий в Европе и Америке в XXI веке.

Что касается программы нашего юбилейного концерта в «Зарядье», то у нас есть опыт анализа и оценки качества оркестровых программ. Более 15 лет мы анализируем концертные программы симфонических и камерных оркестров России в проекте «Оркестровая карта».

Эту программу сочинили не только мы, а вся наша история, все друзья и коллеги, кто причастен к созданию и жизнедеятельности газеты на протяжении 30 лет. В ней отразился наш опыт создания концертных программ, коих не одна сотня, которые мы реализовали в своих проектах. Мы готовы поделиться своим опытом и принимаем заказы на создание концертных программ. У нас есть чему поучиться.

Современная музыка — одно из главных направлений нашей деятельности.  В Московской филармонии 11-й сезон идет абонемент «Персона – композитор». В нашем багаже концертные проекты с участием современных композиторов и ведущих исполнителей нового поколения, заказ новых сочинений.

Liberta/30/MO/2019, в котором воплотилась идея Свободы — уникальный проект в области новой музыки, который создали четыре ведущих композитора, пять солистов, симфонический оркестр. Во всех смыслах беспрецедентное событие в современной музыке России.

событие года

XVI Международный конкурс имени П.И. Чайковского
16–29 июня 2019, Москва, Санкт-Петербург
Сопредседатель Оргкомитета Валерий ГЕРГИЕВ
Руководитель Дирекции конкурса, генеральный директор ФГБУК «Росконцерт» Андрей МАЛЫШЕВ

Фото предоставлено пресс-службой XVI Международного конкурса им. Чайковского
Валерий ГЕРГИЕВ
Андрей МАЛЫШЕВ

материалы «МО» по теме

фестиваль года

XXXIX Международный музыкальный фестиваль «Декабрьские вечера Святослава Рихтера»
1–23 декабря 2019
Президент ГМИИ им. А.С. Пушкина Ирина АНТОНОВА
Генеральный директор ГМИИ им. А.С. Пушкина Марина ЛОШАК
Заведующая отделом музыкальной культуры ГМИИ им. А.С. Пушкина Юлия ДЕ-КЛЕРК

Ирина АНТОНОВА
Марина ЛОШАК
Юлия Де-КЛЕРК

материалы «МО» по теме

спектакль – опера

Петер Этвёш. «Три сестры»
Спектакль театра Урал Опера Балет
Музыкальный руководитель и дирижер Оливер фон ДОХНАНЬИ
Режиссер Кристофер ОЛДЕН
Российская премьера 16, 17, 18 мая 2019

Фото Елена ЛЕХОВА
Оливер фон ДОХНАНЬИ
Кристофер ОЛДЕН

материалы «МО» по теме

спектакль – балет

Адольф Адан. «Жизель»
Спектакль Большого театра России
Хореограф-постановщик Алексей РАТМАНСКИЙ
Дирижер-постановщик Павел КЛИНИЧЕВ
Премьера 21, 22, 23, 24 ноября 2019

Фото Дамир Юсупов
Алексей РАТМАНСКИЙ
Павел КЛИНИЧЕВ

материалы «МО» по теме

коллектив года

Государственная академическая симфоническая капелла России
Художественный руководитель и главный дирижер Валерий ПОЛЯНСКИЙ
Директор Александр ШАНИН

Фото http://gaskros.ru
Валерий ПОЛЯНСКИЙ
Александр ШАНИН

материалы «МО» по теме

сочинение года

Сергей НЕВСКИЙ, Дмитрий КУРЛЯНДСКИЙ, Александр ХУБЕЕВ, Николай ПОПОВ
Liberta/MO/30/2019
Concerto grosso
для симфонического оркестра, солирующих арфы, флейты, альта, контрабаса, баяна и электроники
Мировая премьера 20 декабря 2019, МКЗ «Зарядье»
Солисты: Оксана СИДЯГИНА (арфа), Сергей ПОЛТАВСКИЙ (альт), Иван БУШУЕВ (флейта), Григорий КРОТЕНКО (контрабас), Иосиф ПУРИЦ (баян)
ГАСК России, художественный руководитель и главный дирижер – Валерий ПОЛЯНСКИЙ

Сергей НЕВСКИЙ
Дмитрий КУРЛЯНДСКИЙ
Александр ХУБЕЕВ
Николай ПОПОВ

материалы «МО» по теме

проект года

Программа юбилейного концерта «Музыкальное обозрение-30» «Изменяясь, я вновь воскресаю»
20 декабря 2019, МКЗ «Зарядье»

материалы «МО» по теме

событие года

Создание Челябинского симфонического оркестра
Художественный руководитель и главный дирижер Адик АБДУРАХМАНОВ
Директор Челябинской филармонии Алексей ПЕЛЫМСКИЙ

Фото предоставлено пресс-службой Челябинской филармонии
Адик АБДУРАХМАНОВ
Алексей ПЕЛЫМСКИЙ

материалы «МО» по теме

музыкант года

Дмитрий СИНЬКОВСКИЙ
Скрипач, певец, дирижер

Фото https://www.dmitrysinkovsky.com/

материалы «МО» по теме

коллектив года

Казанский камерный оркестр «La Primavera
Директор – художественный руководитель и главный дирижер Рустем АБЯЗОВ

Фото предоставлены пресс-службой оркестра La Primavera
Рустем АБЯЗОВ

материалы «МО» по теме

проект года

Центр современной музыки reMusik.org
Художественный руководитель Мехди ХОССЕЙНИ

Мехди ХОССЕЙНИ

материалы «МО» по теме

жизнь в музыке

Валентина ХОЛОПОВА
Доктор искусствоведения, профессор Московской консерватории

материалы «МО» по теме

документальный фильм года

«Катастрофа ТУ-154: из-за чего погибла доктор Лиза и хор Александрова»
Выпуск YouTube-канала Алексея Пивоварова «Редакция» от 19 декабря 2019
Автор Алексей ПИВОВАРОВ

Алексей ПИВОВАРОВ

материалы «МО» по теме

книга года

Владимир СОРОКИН
Триумф времени и бесчувствия: Либретто опер

«Дети Розенталя» (композитор Леонид Десятников, Большой театр, Москва, премьера 23 марта 2005), «Сны Минотавра» (композитор Ольга Раева, Театр Наций, Москва, премьера 12 октября 2012), «Триумф времени и бесчувствия» (композитор Георг Фридрих Гендель, Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко, премьера 17 мая 2018), «Фиолетовый снег» (композитор Беат Фуррер, Городской оперный театр, Берлин, премьера 13 января 2019)
М.: АСТ Corpus

материалы «МО» по теме