30 лет назад вышел первый номер газеты «Музыкальное обозрение»

<strong>30 лет назад вышел первый номер газеты «Музыкальное обозрение»</strong>
30 лет назад, 30 мая 1989 года, вышел первый номер «Музыкальной газеты», которая через два года стала «Музыкальным обозрением» и в нынешнем году отмечает 30-летие.

Первый номер вышел в дни Первого Съезда народных депутатов СССР — первого опыта открытой и честной (хотя бы относительно) политической борьбы. На фоне и в окружении многих политических и экономических событий, преобразований, катаклизмов, которые вскоре привели к распаду Советского Союза, глобальным переменам в мире.

Рождение «Музыкальной газеты» — ныне «МО» — один из результатов перемен в стране и в Союзе композиторов СССР. Когда потребовались новые формы работы с читателями, открытый диалог с обществом, проявление гражданской позиции, Т.Н. Хренников и Секретариат СК СССР еще за 2–3 года до выхода нашего первого номера обсуждали вопрос создания публичного печатного органа Союза. Таковым стала «Музыкальная газета», получившая статус «Вестника Союза композиторов СССР».

Решение об издании газеты было принято Московским горкомом КПСС. В первом составе редакции было пять сотрудников. Решением Т.Н. Хренникова на должность главного редактора была приглашена Александра Тихоновна Дашичева, которая до этого более 20 лет (1964–1986) работала зав. отделом музыки и хореографии газеты «Советская культура».

Андрей Устинов с первых дней участвовал в работе редакции и в подготовке № 1 и всех последующих номеров «МГ» – «МО». В 1990 году он был назначен заместителем главного редактора. С 1991 года — главный редактор газеты «Музыкальное обозрение».

У истоков газеты стояли ответственный секретарь СК СССР Борис Диментман (1929—2014, работал в «МО» до 2012) и председатель Комиссии по музыкально-эстетическому воспитанию, актер, журналист Петр Меркурьев (1943—2010, работал в «МО» до 2010).

В № 1 мы опубликовали имена композиторов, избранных народными депутатами СССР от Союза композиторов (для каждого творческого союза существовала квота — 10 человек): Витаутас Лаурушас, Эдуард Мирзоян, Калый Молдобасанов, Андрей Петров, Евгений Станкевич, Эйно Тамберг, Тихон Хренников, Сулхан Цинцадзе, Родион Щедрин, Андрей Эшпай. О программе депутатской группы СК СССР рассказал эстонский композитор Э. Тамберг.

Центральным материалом номера, занявшем целый разворот на стр. 2–3 (поначалу газета выходила на 4 полосах формата А3), стало начало отчета о расширенном заседании правления СК СССР (продолжение последовало в № 2).

Представлены были фестиваль «Московская весна» и авторский вечер Андрея Эшпая.

В рубрике «Международные связи» — информация о музыковедческой конференции, организованной Союзами композиторов СССР и Польши в рамках Дней культуры ПНР в СССР, и эта публикация в № 1 оказалось символичным: на протяжении всех 30 лет деятельности газеты связи с польскими музыкантами были и остаются самими прочными.

Тему справедливого налогообложения деятелей академического искусства   поднял в письме в редакцию композитор Михаил Меерович.

На вопросы «Какой должна быть “Музыкальная газета” СК СССР» и «Какова самая острая проблема современной музыкальной жизни» ответили Евгений Светланов и Борис Покровский.

«Больше всего меня тревожит проникновение в искусство коммерции, бизнеса. Я считаю сегодня это проблемой № 1. Искусство, красота так же, как и природа, нуждаются в защите, в нашей помощи. В искусстве всегда были меценаты, и сегодня они должны быть. Нужна дотация, нужно признание значения искусства на государственном уровне», — сказал Е.Ф. Светланов.

Эти слова актуальны и сегодня, спустя 30 лет.

30 мая 2019, день в день, вышел новый номер «МО» — № 4 (446, 447) за 2019 год.

МО