22 октября — концерт абонемента WWW.БАЯН.RU. Семен Шмельков (баян) с программой «No Comment». Представление и интервью — Андрей Устинов

22 октября — концерт абонемента WWW.БАЯН.RU. Семен Шмельков (баян) с программой «No Comment». Представление и интервью — Андрей Устинов
Семен ШМЕЛЬКОВ и Андрей УСТИНОВ представляют уникальную программу, посвященную музыке XX–XXI веков, в абонементе Московской филармонии и газеты «Музыкальное обозрение» www.баян.ru 22 октября в Камерном зале МГАФ. В это вечер баян предстанет как инструмент, абсолютно органично вписавшийся в эстетику современной филармонической сцены, новой и новейшей музыки, сегодняшнего изощренного, изысканного музыкального авангарда.
Кликните, чтобы увеличить

Программа концерта выстроена необычно. Баян можно будет услышать и соло, и в сочетании с сопрано, виолончелью, гобоем, фортепиано.

Концерт откроется высочайшей трагической нотой — «Пассакальей» из оперы Шостаковича «Катерина Измайлова». От нее — арка к начинающей второе отделение Cadenza Софии Губайдулиной: композитора, чья роль в освоении баяном и баянистами нового звукового пространства, не ограниченного традиционным фольклором, чрезвычайно велика.

Симфонические, можно сказать — космического масштаба партитуры Шостаковича и Губайдулиной задают тон концерту, определяют его смыслы. Его сердцем станет музыка Мечислава Вайнберга (1919-1996), 100-летие со дня рождения которого отмечают в этом году Россия и весь мир. «Музыкальное обозрение» — инициатор и организатор «Года Вайнберга» в России. Сочинения Вайнберга звучат во всех проектах, организованных «МО» в 2019 году. В концерте Семена Шмелькова музыка Вайнберга впервые в истории прозвучит на баяне. Мы долго советовались с Семеном, какое произведение Вайнберга точнее всего может быть отражено в звучании баяна. И решили, что это Первая соната для виолончели и фортепиано ор. 21. Семен сделал переложение фортепианной партии для своего инструмента. В концерте прозвучит мировая премьера этой версии Сонаты.

Еще одна мировая премьера — No comment для баяна соло Мераба Гагнидзе, одного из самых талант­ливых и своеобычных оте­чественных композиторов наших дней.

Гагнидзе — музыкант с необычной судьбой, в которой, как и в его творчестве, воплотилась драма художника, ярчайшей личности на сломе эпох. В его музыке — свое особое простран­ство и время. Его и ничье другое.

Его музыка — Боль нашего времени. И Боль эта имеет особое время и про­странство.

В нынешнем году Мераб Гагнидзе отметил 75-летие. В программе концерта — еще одно его сочинение: Соната для фортепиано и баяна, посвященная отцу и сыну Липсам. Имя Фридриха Липса, выдающегося музыканта и несомненного лидера российской баянной школы на протяжении последних 30 лет, не раз прозвучит в этот вечер. Шмельков — его ученик. «Пассакалья» Шостаковича будет звучать в его версии для баяна. Два произведения посвящены Фридриху Липсу и его сыну, пианисту Святославу: Соната Гагнидзе и Miserere для сопрано, баяна и фортепиано Сергея Беринского (1946-1998). Сочинение Беринского прозвучит в память об этом талантливом композиторе, ушедшем из жизни в конце прошлого века. Ave Maria для гобоя, двух кларнетов и камерного оркестра Романа Леденева — в память об этом замечательном музыканте, скончавшемся в августе нынешнего года (версию для гобоя и баяна сделал Семен Шмельков).

Роман Леденев и особенно Сергей Беринский много писали для баяна. Они входили в когорту композиторов, которые, как и София Губайдулина, в 1970-х–1990-х годах внесли колоссальный вклад в развитие баянного искусства и своим творчеством способствовали прорыву баяна в пространство новой академической музыки и филармонической сцены.

22 октября 2019
Семён Шмельков (баян)
No comment

Семён Шмельков (баян)
Андрей Устинов (представление и интервью)

В концерте принимают участие:
Алексей Балашов (гобой)
Сергей Суворов (виолончель)
Марина Карпеченко (сопрано)
Ольга Чистохина (фортепиано)

В ПРОГРАММЕ:

1 отделение

Дмитрий Шостакович (1906—1975)
Пассакалия из оперы «Катерина Измайлова». Соч. 114 (1932)
(версия для баяна Ф. Липса)

Мечислав Вайнберг (1919—1996)
Соната № 2 для виолончели и фортепиано. Соч.63 (1958)
(версия для виолончели и баяна С. Шмелькова)

Мераб Гагнидзе (1944)
No comment для баяна (1999)
Соната для фортепиано и баяна (2001). Посвящено Отцу и сыну Lips. Мировая премьера

2 отделение

София Губайдулина (1931)
Cadenza для баяна (2003-2011)

Роман Леденёв (1930—2019)
Ave Maria для гобоя, двух кларнетов и камерного оркестра (2007)
(версия для гобоя и баяна С. Шмелькова)

Сергей Беринский (1946—1998)
Miserere для сопрано, баяна и фортепиано (1993)
Посвящено Фридриху и Святославу Липсу

Ольга Чистохина (1983)
Поэма для баяна (2005)

Родион Щедрин (1932)
«Озорные частушки» для большого симфонического оркестра (1963)
(версия для баяна С. Шмелькова)