145 лет со дня рождения Чарльза Айвза

145 лет со дня рождения Чарльза Айвза
Чарльз Айвз. Фото Eugene Smith
20 октября 2019 исполняется 145 лет со дня рождения выдающегося американского композитора, одного из основоположников американской композиторской школы Чарльза Эдварда Айвза (1874—1954). Одно из самых известных произведений Айвза – «Вопрос, оставшийся без ответа» (1935) — прозвучит на концерте к 30-летию национальной газеты «Музыкальное обозрение» 20 декабря 2019 в зале «Зарядье».

Чарльз Айвз: «Шарахаться от диссонанса — разве это по-мужски?..»

<…>О возрасте Соединенных Штатов редко вспоминают, разве что когда задумываются о том, как много времени должно пройти, чтобы в новом государстве возникло свое собственное искусство, — тогда-то и понимаешь, насколько США молоды. Во времена Баха и Гайдна классической музыки в Америке не существовало. Лишь после войны Севера и Юга оперные театры и оркестры стали более или менее стабильным явлением, и долгие годы большинство исполнителей были европейцами, а музыка так и вообще оставалась вся сплошь европейской.

Тем не менее в первом крупном американском композиторе отчетливо проглядывает истинный американец. Вместо того чтобы проникнуться европейской традицией, Чарлз Айвз назвал классицизм «девчачьей музыкой», а европейских музыкантов — «слюнтяями». Вместо того чтобы получить образование во французской или немецкой консерватории, как тогда было принято, он поступил в Йельский университет. А вместо того чтобы зарабатывать в качестве дирижера, продавал страховки.

Человека более американистого, чем Чарлз Айвз, и вообразить нельзя: он играл в бейсбол, курил сигары, рекламировал свое творчество и в целом «сделал себя сам». В его музыке слышатся отзвуки таких сугубо американских явлений, как распевание гимнов на христианских собраниях в шатрах и духовые оркестры на парадах Четвертого июля. Кроме того, его музыка безусловно своеобразна и ни на что не похожа.

Но, возможно, это тоже очень по-американски.<…>

<…>Годы шли, но мало кто слышал музыку, написанную Айвзом. Поскольку следовать ему было нечему, кроме собственных наклонностей, каждый аспект сочинительства он трактовал весьма своеобразно. Его созвучия довели бы Гайдна до инфаркта, а от его ритмов Брамса хватила бы кондрашка. Айвз не понимал, по какой причине оркестр должен играть в одном ключе — или даже придерживаться единого ритма. В творчестве Айвза одна группа инструментов может играть в ритме марша, а другая исполнять вальс; для некоторых его оркестровых произведений даже требуется не один дирижер.

Излюбленным приемом Айвза было включать в свои произведения популярные песни и мелодии — этакая ранняя версия хип-хопа. Он цитировал церковные гимны («Ближе, Господь, к Тебе», «В чудесном будущем»), марши (часто написанные Джоном Филиппом Сузой[40]) и широко известные мотивы («Индейка в соломе», «Лондонский мост падает»), порою одна мелодия вторгалась в другую или звучала поверх другой. Кроме того, Айвз обладал, так сказать, музыкальным чувством юмора. Он любил создавать музыкальные эффекты, «перепевающие» реальный мир. В «Деревенском маршевом оркестре», написанном в честь любительских духовых оркестров, некий незадачливый трубач играет на два такта дольше, чем его товарищи. «Четвертое июля», одна из частей Пятой симфонии («Праздничные дни») Айвза, заканчивается фейерверком, от которого загорается ратуша, а в песне «Беглая лошадь на Главной улице» музыкальными средствами изображено именно то, о чем говорится в названии, — беглая лошадь и улица. Время от времени Айвз показывал свои работы профессиональным музыкантам, но в лучшем случае натыкался на искреннее непонимание.<…>

<…>Айвз решительно не желал подлизываться к музыкальным обществам классической музыки и оркестрам, добиваясь их одобрения; этих официальных музыкальных деятелей он величал не иначе как «егозливыми обабившимися слабаками». Айвз был твердо убежден, что музыка должна стать более американской, более мужественной, а музыкальными обществами часто заправляли светские женщины и изнеженные мужчины, — на такого сорта публику Айвз вовсе не рвался произвести впечатление. Мачо Айвз до того разбушевался, что заклеймил мелодичную, исполненную гармонии музыку Мендельсона, Дебюсси и Равеля эпитетом «девчачья». «Шарахаться от диссонанса — разве это по-мужски?» — вопрошал он.<…>

<…>Айвз проторил дорогу многим направлениям в музыке модернизма и даже постмодернизма. Полиритмия, полигармония, политональность, атональность, кластеры, диссонансный контрапункт — все это представлено в его творчестве. Мы причисляем Айвза к модернистам, но на самом деле он не вписывается ни в одну категорию, до конца оставаясь исключительно самим собой — воплощением американского индивидуализма.<…>

Опубликованы фрагменты из книги Ланди Элизабет «Тайная жизнь великих композиторов» Изд. Книжный клуб 36,6, 2013)

Аивз Чарлз Эдуард (англ. Charles Edward Ives, 20 X 1874, Данбери—19 V 1954, Нью-Йорк) начал обучаться музыке под руководством отца, капельмейстера военного духового оркестра, рано научился играть на рояле и органе. В 1898 окончил муз. факультет Иельского университета, где изучал композицию у X. Паркера, игру на органе у Д. Бака.

С 1899 в течение 40 лет добровольно исполнял обязанности церковного органиста в Нью-Йорке, работая в это время страховым агентом. Досуг посвящал композиции, за собственный счет издавал свои сочинения, рассылал их крупным музыкантам, оркестрам, библиотекам, но до конца 30-х гг. его произведения не были известны. Лишь в 1937 с успехом была исполнена его 3-я симфония (1911), в 1947 удостоенная премии Пулицера — высшей награды, присуждаемой в США за произведения искусства.

Настоящее признание Айвз получил посмертно, когда американские музыканты по достоинству оценили самобытный и ярко национальный характер его творчества.

Айвз — один из ярких новаторов в истории музыки XX в. Вместе с тем корни его музыкального языка — в американском фольклоре: старинные церковные гимны, патриотические песни, марши, танцы…

Сочинения Айвза отличаются композиционным мастерством, изобретательностью. Импровизационность изложения сочетается в его творчестве с приемами атонального и политонального письма, элементы традиционной бытовой музыки — с оригинальной инструментовкой экспериментального плана.

В лучших своих сочинениях композитор с искренней теплотой рисует образы и картины народной жизни Америки. Наследие Айвса позволяет причислить его к числу основоположников американской композиторской школы.

Источники публикации notkinastya.ru и Викичтение