100 лет Персимфансу: Московская филармония и «Музыкальное обозрение» представляют цикл концертов

100 лет Персимфансу: Московская филармония и «Музыкальное обозрение» представляют цикл концертов

«Музыкальное обозрение» и Московская филармония представляют цикл концертов к 100-летию Персимфанса – первого симфонического ансамбля без дирижера, организованного в 1922 году. Четыре концерта, посвященные этой памятной дате, пройдут с 8 февраля по 1 марта в залах МГАФ.

Петр Айду. Шум и Шуман

8 февраля в Камерном зале – фортепианный вечер «Шум и Шуман»: концерт абонемента «К 100-летию Персимфанса. Instrumentarium: фортепиано – контрабас – скрипка. Представление и интервью – Андрей Устинов». Солист – пианист и композитор Петр Айду – один из основателей, идеолог и председатель правления нового Персимфанса, возрожденного в 2008. В программе сочинения Роберта Шумана.

КАМЕРНЫЙ ЗАЛ МОСКОВСКОЙ ФИЛАРМОНИИ
Сезон 2021/22
Вторник, 8 февраля
19:00

Абонемент № 174
К 100-летию ПЕРСИМФАНСА
«INSTRUMENTARIUM: ФОРТЕПИАНО — КОНТРАБАС — СКРИПКА»

«ШУМ И ШУМАН»
Петр АЙДУ (фортепиано)

Представление и интервью –
Андрей УСТИНОВ

Роберт ШУМАН (1810–1856)

Фрагменты из произведений

Соната № 1 фа-диез минор, соч. 11 (1832–1835)
Юмореска, соч. 20 (1839)
Пьесы-фантазии, соч. 111 (1851)
Избранные песни в транскрипции Клары Шуман

Пётр АЙДУ (фортепиано)

100 лет Персимфансу

13 февраля в Концертном зале имени П.И. Чайковского – юбилейный концерт «100 лет Персимфансу». В концерте, который входит в абонемент МГАФ «Диалоги с ХХ веком», в исполнении симфонического оркестра «Персимфанс» прозвучат Бранденбургский концерт № 2 Баха, «Плач по жертвам Хиросимы» Пендерецкого, Увертюра-фантазия Чайковского «Ромео и Джульетта», Сюита «На Днепрострое» Мейтуса, «Рапсодия в стиле блюз» для фортепиано с оркестром Гершвина. Солист Петр Айду.

КОНЦЕРТНЫЙ ЗАЛ ИМЕНИ П.И. ЧАЙКОВСКОГО
Сезон 2021/22
Воскресенье, 13 февраля
20:00

Абонемент № 56:
«ДИАЛОГИ С ХХ ВЕКОМ»
100 ЛЕТ ПЕРСИМФАНСУ

Оркестр «ПЕРСИМФАНС»
Петр АЙДУ (фортепиано)

И. С. БАХ – Бранденбургский концерт № 2
К. ПЕНДЕРЕЦКИЙ – «Плач по жертвам Хиросимы»
П. ЧАЙКОВСКИЙ – Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта»
Ю. МЕЙТУС – Сюита «На Днепрострое»
Дж. ГЕРШВИН – Рапсодия в стиле блюз для фортепиано с оркестром

Григорий Кротенко. ALL THAT JAZZ

23 февраля в Камерном зале МГАФ пройдет концерт абонемента «К 100-летию Персимфанса. Instrumentarium». Его участники – контрабасист, комиссар, секретарь правления Персимфанса Григорий Кротенко и клавесинистка Александра Коренева – исполнят программу “All that jazz” из произведений Баха, Капустина, Губайдулиной и Прото. Представление и интервью – Андрей Устинов.

КАМЕРНЫЙ ЗАЛ МОСКОВСКОЙ ФИЛАРМОНИИ
Сезон 2021/22
Среда, 23 февраля
19:00

Абонемент № 174
К 100-летию ПЕРСИМФАНСА
«INSTRUMENTARIUM: ФОРТЕПИАНО — КОНТРАБАС — СКРИПКА»

ALL THAT JAZZ
Григорий КРОТЕНКО (контрабас, виола да гамба)

Представление и интервью —
Андрей УСТИНОВ

В концерте принимает участие
Александра КОРЕНЕВА (фортепиано, клавесин)

И. С. БАХ – Соната для виолы да гамба и клавесина соль мажор, BWV 1027
Н. КАПУСТИН – Andantino из Концерта для контрабаса и фортепиано, соч. 76
С. ГУБАЙДУЛИНА – «Пантомима» для контрабаса и фортепиано
(Посвящена Б. Артемьеву)
Ф. ПРОТО – «Кармен-фантазия» для контрабаса и фортепиано

Марина Катаржнова. Траектория

1 марта в Камерном зале в рамках абонемента «К 100-летию Персимфанса. Instrumentarium» выступит Марина Катаржнова, солистка и ведущий специалист Персимфанса (группа струнных). Она исполнит сочинения для скрипки соло Пизенделя, Локателли, Шаррино, Филоненко. В исполнении Марины Катаржновой и Петра Айду прозвучат произведения Вагнера и Шумана. Представление и интервью – Андрей Устинов.

КАМЕРНЫЙ ЗАЛ МОСКОВСКОЙ ФИЛАРМОНИИ
Сезон 2021/22
Вторник, 1 марта
19.00

Абонемент № 174
К 100 – ЛЕТИЮ ПЕРСИМФАНСА
«INSTRUMENTARIUM: ФОРТЕПИАНО – КОНТРАБАС – СКРИПКА»

«ТРАЕКТОРИЯ»
Марина КАТАРЖНОВА (скрипка)

Представление и интервью —
Андрей УСТИНОВ

В концерте принимает участие
Пётр АЙДУ (фортепиано)

И. Г. ПИЗЕНДЕЛЬ – Соната для скрипки соло ля минор
П. ЛОКАТЕЛЛИ – Каприс для скрипки соло ре мажор
из цикла «Искусство игры на скрипке», соч. 3
С. ШАРРИНО – Каприсы № 2, 5 для скрипки соло из цикла «Шесть каприсов»
А. ФИЛОНЕНКО – «Fleur» для скрипки соло
Р. ВАГНЕР – Песни «Der Engel» и «Träume»
(переложение для скрипки и фортепиано)
Р. ШУМАН – Соната № 2 для скрипки и фортепиано ре минор, соч. 121

Юбилей

В феврале – марте состоится юбилейный тур «100 лет ПЕРСИМФАНСА»: 15 февраля концерт в Екатеринбурге, 17 февраля в Перми, 19 февраля в Ижевске, 21 марта в Красноярске, 23 марта в Новосибирске. Оркестр повторит программу юбилейного концерта 13 февраля 2022 в КЗЧ. Тур организован «Всероссийскими филармоническими сезонами».

Марина Катаржнова, Петр Айду, Григорий Кротенко и Андрей Устинов станут участниками программы «Наблюдатель» на телеканале «Россия – Культура» к 100-летию Персимфанса. Дата программы уточняется.

100 лет назад, в 1922, известный скрипач Лев Цейтлин — профессор Московской консерватории, будущий концертмейстер Госоркестра СССР и оркестра Большого театра — организовал «Персимфанс» — «Первый симфонический ансамбль без дирижера». Цейтлин реализовал свою еще дореволюционную идею коллективного труда, свободного от какого-либо диктата.

Первый концерт нового коллектива состоялся 13 февраля 1922 в Колонном зале Дома союзов. В программе были Третья симфония, Концерт для скрипки с оркестром (солист Лев Цейтлин) и увертюра «Эгмонт» Бетховена. Выступление было хорошо принято публикой и критикой, и через неделю музыканты повторили программу в Большом зале консерватории. Музыковед Леонид Сабанеев отмечал, что «„бездирижерье“ подтянуло оркестр, заставило понять, что в оркестре, как вообще в ансамбле, нет второстепенных партий, что все важны. В этом, я полагаю, громадное художественное значение данного исполнения».

Персимфанс вызывал огромный интерес не только своей необычной формой музицирования (оркестр без дирижера), но и выдающимися художественными достижениями, которые отмечались такими музыкантами, как Сергей Прокофьев, Дариюс Мийо, Отто Клемперер и многие другие. Этот коллектив существовал с 1922 по 1932 (по некоторым сведениям, последний его концерт состоялся в 1933), был удостоен звания «Заслуженный коллектив СССР». Все эти годы Лев Цейтлин был председателем его Правления.

Персимфанс был воссоздан в 2008 силами московских консерваторцев, артистов ведущих симфонических коллективов, в Музыкальной лаборатории Театра «Школа драматического искусства» по инициативе ее руководителя пианиста Петра Айду. Нынешний Персимфанс наследует организационные принципы и творческие традиции своего «тезки» и духовного предшественника. Сегодняшний «Первый симфонический ансамбль без дирижера», как и Персимфанс 1920-х-начала 1930-х годов — собрание свободно мыслящих музыкантов; исполнителей, не приемлющих стереотипов, не желающих примыкать ни к каким структурам, быть под властью дирижера-диктатора. Культивирующих дух вольного творчества и музицирования.

Персимфанс XXI века объединяет талантливых исполнителей: лауреатов престижных конкурсов, солистов — лидеров поколения сегодняшних 30-40-летних музыкантов, солистов и артистов ведущих оркестров России, ищущих новые подходы в исполнительском искусстве и находящих их в принципах ансамблевой игры и в коллективной интерпретации симфонических сочинений.

У нынешнего круга есть жажда свободного музицирования и своя нишевая история, стремление к экспериментам, к самореализации в различных творческих направлениях и инициативах. Практически все самые звучные камерные проекты, фестивали проходят с их участием. Под эгидой Персимфанса проводятся выставки, публичные лекции, театральные спектакли. Различные инициативы Персимфанса были отмечены Гран-при премии Курехина в области современного искусства, национальной театральной премией “Золотая маска”. Гастроли коллектива проходили во Франции, Норвегии и Германии.

В нынешних условиях Персимфанс — одно из немногих по-настоящему заметных явлений современного исполнительского творчества. Редкое по нынешним временам горизонтальное сообщество на фоне все более укрепляющейся вертикали власти — везде, в том числе и в искусстве.

«МО»