Зыгмунт Краузе. Нестандартный маршрут творчества

Зыгмунт Краузе. Нестандартный маршрут творчества
Зыгмунт Краузе, Ирина Никольская. Фото из архива Ирины Никольской

В Москве побывал польский композитор и пианист Зыгмунт Краузе. Поводом для его визита стала презентация книги ведущего российского специалиста по польской музыке ХХ–XXI вв., доктора искусствоведения Ирины Никольской «Зыгмунт Краузе и его музыка».

Презентация и концерт

15 декабря 2017 в Московской консерватории прошла творческая встреча с З. Краузе и презентация книги И. Никольской. Выступили Л. Акопян, С. Савенко, Н. Власова, Е. Тараканова, Т. Красникова и другие известные музыканты и музыковеды; представители издательства «Композитор», Польского культурного Центра во главе с его директором Дариушем Клеховским, который в решающей степени содействовал изданию книги.

Никольская И.И. Зыгмунт Краузе и его музыка. –
М.: Издательство «Композитор», 2017. — 356 с., илл. Тираж 500

Завершившийся сезон — 103‑й в истории театра — отмечен несколькими творческими кульминациями. Первой из них была российская премьера оперы Ф. Гласса «Сатьяграха» в сентябре — важнейшая веха в истории не только Екатеринбургской оперы, но и в России в целом.

В конце февраля — начале марта театр представил еще одну оперную премьеру: «Риголетто» Д. Верди (дирижер Павел Клиничев, режиссер Игорь Ушаков).

Ключевым событием сезона стал концерт-действо Opus 25, посвященный 25‑летию газеты «Музыкальное обозрение» (3 октября 2014, дирижер Михаил Грановский, режиссер Дмитрий Белянушкин) (см. «МО», 2014, № 10). В нем принял участие весь коллектив театра: солисты, хор, балет, оркестр. Состоялись мировые премьеры балетов «Мимолетности» на музыку С. Прокофьева (пост. В. Самодуров) и «Посвящение» на музыку Р. Шумана-Ф. Листа (пост. Н. Малыгина) .

Прошли концерты к 175‑летию П. И. Чайковского, к 70‑летию Победы, концерт, посвященный юбилею художественного руководителя оперы нар. арт. России, проф. Светланы Зализняк.

Под занавес сезона на вершину триумфа взошел балет: как и в прошлом году, собран букет «Золотых масок»; представлено несколько ярких премьер: «Тщетная предосторожность», «Лебединое озеро», а также «Terra Nova» — триптих одноактных балетов, два из которых — премьеры: «Занавес» и «Step Lightly» (в успехах Екатеринбургского балета первоочередная заслуга принадлежит его худруку, многократному обладателю «Золотой маски» Вячеславу Самодурову).

Возрождение унизма

О герое своей книги рассказывает автор — Ирина Никольская:

«Зыгмунт Краузе (род. 19.09.1938 в Варшаве) — видный польский композитор и пианист, представитель хорошо известного поколения «бури и натиска” в польской музыке ХХ века, прославившегося именами Витольда Лютославского, Хенрика Миколая Гурeцкoго, Кшиштофа Пендерецкого, Войчеха Киляра, Казимежа Сероцкого, Витольда Шаленека и многих других.

Также начавший свой путь в 1960-е годы, Краузе резко выделялся на общем фоне, противопоставляя себя доминировавшему в польской музыке направлению сонористики.

Его необычный «унизм» был по-своему синхронен исканиям Владислава Стшеминьского (1893–1952), живописца-авангардиста, сподвижника Малевича. Многое почерпнув в теории и эстетике знаменитого художника, Краузе предложил новый музыкальный стиль, который, как выяснилось через несколько лет, оказался в чем-то близок американскому минимализму. И все-таки в нем было много специфически польского. Не случайно о Стшеминьском и его новаторстве создал свой последний фильм великий Анджей Вайда.

Отстаивая свою самостоятельность и оригинальность, Краузе и дальше творил широко и разнообразно: представлял ли он свои проекты «пространственной музыки», реализованные в дворцах и замках Франции и Австрии, демонстрировал ли придуманный им метод работы с фольклором, соединяя в единый блок разные мелодии и ритмы, вторгался ли в мир авангардистского фестиваля в Донауэшингене, неожиданно интерпретируя шопеновские традиции стиля brillant, а в последние годы разрабатывая новый тип оперы — отказываясь от реприз и повторов, и утверждая новый тип интонационности.

Зыгмунт Краузе — автор трех опер («Звезда», 1980; «Ивонна, принцесса Бургундии», 2004; «Полиевкт» по трагедии Корнеля, 2010), инструментальных концертов, симфонических и камерных сочинений (среди них три струнных квартета), фортепианных, вокальных, хоровых произведений. Совместно с различными архитекторами он создает пространственную музыку, представляемую в Польше, Австрии и Франции. Сочинения композитора издаются на лейблах «Muza», «Dux», «ORF», «EMI» и др. Он — лауреат фортепианных конкурсов, в т.ч. конкурса современной музыки Gaudeamus в Голландии (1966, I премия). С 2006 Краузе — профессор Варшавского университета имени Фредерика Шопена.
Более 20 лет Краузе руководил ансамблем «Варштат Музычны” (Warsztat Muzyczny/ Music Shop/ Музыкальная Мастерская), гастролировавшим по всему миру. В бытность советником Пьера Булеза в IRCAM’е, он организовал в Центре Помпиду самый крупный в Европе фестиваль польской музыки; долгое время вел программу музыки ХХ века на Радио Франс; с привлечением Джона Кейджа и Рольфа Либермана, осуществил французско-польский проект — 20-серийный киноцикл «Тишина и звук» (каждый фильм серии посвящен определенному композитору).

В качестве Президента Международного общества современной музыки (ISCM, эту должность он занимал с 1987 по 1990) организовал фестивали в Амстердаме и Гонконге.

Вся эта многосторонняя деятельность — исполнительская и композиторская — включая экспериментальную и педагогическую, «унистические опыты», «пространственную музыку», эксперименты в жанре оперы и работу в драматическом театре — рассмотрена в книге».

Ирина Никольская — доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник Государственного института искусствознания (сектор искусства Центральной Европы). Училась на историческом факультете Варшавского университета в Институте музыкологии (1968–1972); окончила ГМПИ им. Гнесиных (1973), аспирантура ГИИ (1976).

Автор монографий «От Шимановского до Лютославского и Пендерецкого. Очерки развития симфонической музыки в Польше ХХ века» (М., 1990), «Беседы Ирины Никольской с Витольдом Лютославским. Статьи. Воспоминания» (М., 1995), «Кшиштоф Пендерецкий. Инструментальная музыка. Симфонии. Оперы. Очерки» (М., 2012); статей об отечественной и зарубежной музыке XX–XXI вв. в научных сборниках, материалах конференций, журналах СССР, России, Польши, Германии. Удостоена многочисленных наград (ордена, медали, дипломы, премии) России и Польши.

«Я всегда старался быть в стороне от моды»

Во время пребывания в Москве Зыгмунт Краузе дал интервью Ирине Никольской специально для «МО».

ИН | Зыгмунт, расскажи о своих последних произведениях.

ЗК | Одно из них — трехчастное сочинение «Exodus 2016» для камерного оркестра, впервые исполненное в Загребе. Первая часть — своего рода эмоциональный выплеск, в ней чувствуется некая угроза, музыка передает мое состояние.

Во второй части оркестранты в какой-то момент перестают играть и начинают кричать: так я пытался передать ужасное положение мигрантов из Северной Африки. Это самый драматичный момент произведения. В заключительной части звучит безумный танец в духе музыки курдов. В этом произведении я стремился передать мою гражданскую, общеаственно-политическую позицию, мои чувства.

ИН | Иными словами, в нем воплотилась идея, знакомая нам по другим твоим композициям: приверженность толерантности, касается ли это представителей разных религий или народов. Видимо, вследствие событий последних лет она стала еще более обостренной и актуальной в твоем творчестве?

ЗК | Ситуация действительно ужасная и с ней необходимо что-то делать…

Второе сочинение, о котором хочу вспомнить, написано по заказу Варшавской филармонии: четыре Прелюдии на «Буколики» Витольда Лютославского. В них хотелось выразить уважение и восхищение прославленным композитором, каждая вещь которого — ранняя или поздняя — преисполнена высочайшего мастерства. Эти простые пьесы, написанные в 1952 для фортепиано, в своем жанре поразительно совершенны.

Прелюдии написаны для симфонического оркестра и развивают материал «Буколик»; кроме того, оригинальные пьесы Лютославского можно играть в перерывах между Прелюдиями. Назову еще «Стихотворение Аполлинера» для камерного оркестра и расстроенного пианино, где солист также читает это стихотворение. Здесь повествуется о драматической ситуации авангардного музыканта, которого либо не понимают, либо понимают неправильно. И он кричит, умоляет, просит…

ИН | Вписываешься ли ты в ситуацию сегодняшней польской музыки?

ЗК | Трудный вопрос. Всегда старался быть в стороне от польской, да и европейской моды. И эту свою линию продолжаю и ныне. В 2018 мне исполнится 80, и многие музыкальные институты Европы будут исполнять мою музыку. И я этому очень рад. Хотя должен сказать, что сегодня современная музыка всюду теряет свое значение — кроме Дальнего Востока, где интерес к европейской современной музыке продолжает расти (к примеру, на Тайване, в Гонконге, Южной Корее). Я там преподаю, часто туда наезжаю, и меня этот факт очень радует. В музыке азиатских авторов я слышу освежающие новации.

ИН | А что происходит в Польше после ухода из жизни композиторов, родившихся в 1920-1930-х? Мне кажется, что более молодые авторы не дотягивают до поколения новаторов, я чувствую некую творческую паузу.

ЗК | Категорически не согласен! Появляются другие талантливые композиторы. Назову такую яркую фигуру, как Агата Зубель. Она — певица со своими оригинальными интерпретациями вокальной музыки и талантливый композитор.

На смену ярким индивидуальностям, какими были Лютославский, Сероцкий, Гурецкий, Киляр и другие, пришло, если можно так выразиться, мега-поколение. Оно проявляет существенный интерес к идеям и находкам нашего авангардного поколения и развивает их. Сейчас это совокупность разных творческих позиций, нередко с интересными творческими предложениями, и результаты мы наблюдаем на многочисленных фестивалях современной музыки.

Нынешние молодые не хуже предшественников. Но я бы сказал, что сейчас больше художественной свободы и разнообразия.

ИН | Каковы твои ближайшие творческие планы?

ЗК | Я работаю над композициями для сопрано и струнного квартета, для клавесина соло. а также над оперой (скорее мюзиклом) для детей, которую предполагает поставить Вроцлавская Опера.