Заряжай! Целься! Пли!

Москва получила уникальный концертный комплекс
Заряжай! Целься! Пли!
Фото Лидия Ольхова

Появление парка «Зарядье» породило разные мнения. Он обошелся городскому бюджету в 14 млрд. руб., а уже  после открытия и известных «деяний» вандалов получил дополнительное финансирование. Мемом стал «секс в Зарядье» (это признал даже главный архитектор Москвы С. Кузнецов). Что-то еще предстоит доделывать.

Но гораздо важнее и серьезнее то, что Москва и вся Россия приобрели великолепный, уникальный с точки зрения акустики концертный комплекс, одним  из ориентиров для которого стал проект недавно открытой «Эльб-филармонии» в Гамбурге.

Главное — акустика

Уже на первой акустической репетиции 22 августа, за 2,5 недели до открытия,  с участием РНО под управлением М. Плетнева, стало очевидно совершенство акустики. Звук распределяется — даже в незаполненном пространстве — феноменально, создается полноценное акустическое поле, все тембры инструментов идеально слышны, и из любой точки зала — точно так же, как в Венской или Гамбургской филармонии — можно услышать весь тембральный срез: и гармоническую вертикаль, и полифоническую горизонталь.

Безусловно, главные достоинства Большого зала — акустика и внутренняя атмосфера, которая будет доработана, дожита. В частности, с открытием в следующем году органа.

Важно, что кроме двух великолепных залов здесь построена современная студия звукозаписи, с огромными возможностями для записи музыки. И теперь вопрос музыкальных записей стоит для Москвы не так остро, даже с учетом получившего резонанс закрытия ГДРЗ, который и так уже давно не функционировал как звукозаписывающий комплекс.

Гергиев и «Зарядье»

На эту тему можно написать целую повесть. Еще на этапе фантазий об этом зале кураторство над ним было как бы автоматически» закреплено за маэстро: кто же, если не он? Долгое время шли разговоры о том, что именно Гергиев будет определять творческую стратегию «Зарядья». В московских кругах это вызывало настороженность и вопрос: а зачем это ему? Чтобы еще больше расширить свою империю?

Из достоверных источников известно, что Гергиев предполагал назначить руководителем зала своего человека, и тот уже получил соответствующие полномочия. Но мэр Москвы и влиятельные деятели музыкального искусства отстояли московскую принадлежность «Зарядья».

В. Гергиев продирижировал первым концертом в присутствии В. Путина, С. Собянина, депутатов, министров, других почетных гостей, символически начав с «Рассвета на Москве-реке» — вступления к «Хованщине» Мусоргского. Он возглавляет Наблюдательный совет зала. Но в афише сезона его концерты и проекты отсутствуют. Хотя логично было бы предположить, что в «Зарядье» пройдут концерты Пасхального фестиваля — ведь это московский проект. Может быть, их нет потому, что неизвестны программы? Притчей во языцех стали «пустые» афиши московских концертов Пасхального до самого его открытия (ни программ, ни исполнителей), а покупать «кота в мешке» готовы далеко не все, даже если афиши и билборды украшает лицо маэстро и неизменное пасхальное яйцо.

И все-таки нельзя не воздать В. Гергиеву за неиссякаемое упорство по продвижению в сознание чиновников необходимости строительства в России новых современных, совершенных по акустике концертных залов. «Зарядье» — один из них.

Новый зал-конкурент

Несомненно, появление МКЗ «Зарядье» должно обострить конкуренцию среди академических концертных площадок Москвы. Какому артисту не захочется выступить в центре города, рядом с метро, с удобной логистикой, в условиях идеальной акустики, что немаловажно — с серьезным рекламным ресурсом в виде муниципальных рекламных площадей, а после концерта с удовольствием прогуляться либо к набережной, либо по парку, либо в сторону Красной площади и Кремля?

Маршруты московские

Сезон «Зарядья» отличается от сезонов трех других главных московских центров академической музыки, также имеющих по несколько площадок: филармонии, консерватории, Дома музыки. Два из них — федеральные (МГК и МГАФ), два — московские. В афише федеральных в иные дни — до 8–10 концертов. Консерватория — учебная организация и проводит свою политику, в которой значительное место занимают концертов с участием студентов и студенческих коллективов, аспирантов, педагогов. Консерваторские концерты проходят не только в пяти залах МГК (включая Зал им. Н.Я. Мясковского и Музей Н.Г. Рубинштейна), но и в музеях, библиотеках, культурных центрах, а порой и вовсе экзотических местах — например, в Школе Сергея Андрияки, Геологическом музее имени В.И. Вернадского.

В то же время с открытием «Филармонии-2» число концертов Московской филармонии в залах МГК с каждым годом сокращается. В этом сезоне концерты МГАФ идут только в Большом зале.

Что касается Дома музыки, то он, открывшись 15 лет назад, сразу заявил о себе разнообразной и увлекательной афишей трех залов, оригинальными абонементами и проектами. Но в Большом (ныне Светлановском) зале ММДМ с самого начала были глобальные проблемы с акустикой. И как ни пытались ее усовершенствовать, «намолить» акустику не удалось. Да и само это место намоленным так и не стало. (Кстати, часть бывшего персонала ММДМ сегодня работает в «Зарядье»).

Постепенно требования к репертуару снижались, и сегодня отыскать яркие, неординарные концерты академической музыки сложно.

Поскольку «Зарядье» имеет ту же ведомственную принадлежность, что и Дом музыки, волей-неволей задумываешься о возможной опасной тенденции. Тем более что велик соблазн проводить здесь, рядом с Кремлем и Администрацией президента, общественно-политические мероприятия (18 сентября в Большом зале состоялась инаугурация С. Собянина, а 17–18 июля, задолго до официального открытия зала — Московский инновационный форум).

Но «Зарядье» — комплекс, предназначенный для классической музыки (по словам гендиректора Ольги Жуковой, это записано в Уставе организации). И это замечательно!

Вообще же московская концертная афиша поражает своими масштабами. Кроме четырех названных площадок, имеющих по нескольку залов (среди них — пять больших концертных, включая «Филармонию-2», примерно с одинаковой вместимостью), есть и комплекс гнесинских залов, и Национального музея музыки (бывший Музей им. Глинки), ГМИИ им. Пушкина, Третьяковская галерея, Зал церковных соборов, парки и усадьбы, многочисленные музеи, музеи-квартиры, библиотеки, культурные центры… Ежедневно в Москве проходит 50–70 концертов академической музыки, а по выходным — возможно, до 100. В месяц это не менее 2000 концертов. Хорошо, что артистам есть, где выступать. Но набирается ли в городе столько публики, желающей слушать классику?      

Сказку сделать былью

«Зарядье» предъявило действительно выдающийся сезон. Векторы его — самые разнообразные. Помимо традиционных жанров и форм, появились новшества: лекции, баттлы, киноконцерты с показом фильмов в сопровождении «живой музыки»; музыканты и коллективы альтернативных направлений…

Созвездие блестящих исполнителей — российских и зарубежных.

Но не закончится ли эта сказка с окончанием дебютного сезона? Как пример можно привести второй сезон новой Парижской филармонии, который оказался вполне обычным по сравнению с первым. А ведь Париж находится на маршруте всех ведущих артистов мира.

Время покажет, как пойдут дела. Как будут заполняться залы, продаваться билеты, каковы будут интересы слушателей. Полноценно можно будет судить обо всем этом только тогда, когда улягутся «страсти по открытию», «стартовая лихорадка» сменится спокойной каждодневной работой (собственно, это уже произошло), и 3D-реальность самого’ зала и пространства вокруг него, как будто сошедшая с компьютерных макетов и глянцевых журналов, согреется дыханием публики и заживет своей истинной природой. Хотелось бы верить, что у московского руководства хватит финансовых ресурсов, чтобы за прекрасным началом последовало столь же достойное продолжение.

P.S.

В Москве за последние годы появились два великолепных современных зала с феноменальной акустикой: «Зарядье» и «Филармония-2». Но, безусловно, «Зарядье» в выигрышном положении, поскольку расположилось в историческом центре Москвы, рядом с метро, в парке, где можно провести время до и после концерта.

Москва вправе гордиться «Зарядьем». Его появление свидетельствует о том, что руководство города способно самостоятельно решать самые сложные художественные задачи, в том числе и в такой деликатной сфере, как академическая музыка.

Андрей УСТИНОВ

Благодарим руководителя пресс-службы МКЗ «Зарядье»
Ольгу Кузьмину за предоставленную информацию