Заря на Москве-реке

Ольга Жукова, генеральный директор МКЗ «Зарядье»: «Концертных залов много не бывает»
Заря на Москве-реке
Зал "Зарядье". Фото Дмитрий Лилеев

Ольга ЖУКОВА: Этот зал задумывался и построен для классической музыки. Так записано и в нашем Уставе. Он многофункциональный, может трансформироваться, из амфитеатра превращаться в атриум, что дает возможность проводить разные проекты. Но они все равно находятся в сфере классики, ее лучших образцов.

Ольга ЖУКОВА

Наша задача — сделать зал филармонической площадкой мирового уровня. Все — и мы, и руководство Департамента культуры — понимают, что сразу этого не добиться. Мы только в начале пути. Нужно минимум три года, чтобы заработать реноме, приучить зрителя ходить к нам постоянно. Образно говоря, нужно «протоптать дорожку», должна появиться привычка к атмосфере, к репертуару, к работе всего комплекса вплоть до буфета и его ассортимента. Должны быть выработаны правила работы с артистами.

Мы должны пройти свой путь, через свои ошибки, победы и поражения. Только так мы сможем обрести себя в московском контексте, в контексте страны и мира.

Наш коллектив — большой механизм, в котором сейчас работают все необходимые службы: художественно-постановочная часть, аудио-видео комплекс, продюсерский отдел, пиар-служба, пресс-служба, финансовый и юридический отделы — порядка 200 человек, а по штату должно быть около 300.

У нас есть Наблюдательный совет по художественному развитию зала. Входят туда первые лица. Начиная от председателя наблюдательного совета, Валерия Абисаловича Гергиева. Туда входит и Юрий Абрамович Башмет, и Сергей Ролдугин, и Михаил Васильевич Плетнев. В общем, его функции и задачи свободные — просто помочь развиться площадке. Речь идет, в том числе, о внешнем «промоушне», содействии ее продвижению.

Аудитория

Есть мнение, что Москве не нужен еще один — уже четвертый после БЗК, КЗЧ и ММДМ — концертный зал примерно одинаковой вместимости (от 1500 до 1800 человек), что в столице нет такого количества публики для концертов классической музыки. И мы создадим якобы ненужную конкуренцию.

Но я считаю, что концертных залов много не бывает. Мы не хотим ни с кем конкурировать. Мы все должны работать в одном направлении: чтобы привлечь как можно больше слушателей на концерты. И то, что в Москве появился такой зал — красивый, удобный, с прекрасной акустикой — замечательно!

А что касается посещаемости и аудитории — я всегда говорю, что зрители голосуют рублем. Понятно, что у нас есть госзадание, к нам предъявляются требования и по зарабатыванию денег, и по заполняемости зала. Помогает наружная реклама в городе. Идет информация на нашем видео-фасаде.

Мы постоянно отслеживаем продажи, придумываем, как и чем «зацепить» тот или иной сегмент аудитории. Обратили внимание, что люди среднего и старшего возраста по традиции чаще приходят за билетами в кассу. Но 60-70% составляют онлайн-продажи. Это в основном молодежная аудитория. Ее уже достаточно много, но мы хотим привлечь как можно больше молодых: общаемся с ними в соцсетях, особенно в Инстаграме — он сегодня наиболее популярен. Привлекаем блогеров. Мы изучаем свою аудиторию, общаемся с нашим зрителем, в том числе просим оставлять свои контактные данные нашим капельдинерам и кассирам. В Фейсбуке собираем статистику буквально на каждого, кто зашел на нашу страницу.

У нас есть программа по работе с турагентствами, и поэтому рассчитываем, что со временем будет больше посетителей из-за рубежа.

Но может оказаться, что, скажем, мы и какой-то другой зал ведем переговоры с одним и тем же артистом, коллективом на одни и те же даты. Или с одинаковым репертуаром. Поэтому нужно координировать усилия. Договариваться о том, чтобы избегать таких совпадений, как это было совсем недавно, когда в Большом театре и в Филармонии в одни и те же дни показали «Кандида» Бернстайна.

Лекции

Мы понимали, что этот проект рискованный. Но пошли на него и не прогадали. Практически на каждую лекцию зал продается полностью, люди стоят даже в проходах. Для нас стало откровением то, что он оказался таким популярным. Конечно, билеты недорогие, так как это просветительский проект. Мы рады, что он набирает обороты, и обдумываем, как он будет развиваться, привлекаем новых лекторов. Планируем лекционный цикл для детей.

Вообще детское направление для нас — один из приоритетов. Дорабатываем большой детский блок: спектакли, симфонические программы, игровые развивающие истории — все связано с классической музыкой. Сейчас это около 10 проектов, а будет как минимум 50. И, кстати, детские программы быстро раскупаются, фактически весь сезон уже распродан.

Планы

О наших новогодних проектах. 30 декабря —  сольный концерт Ильдара Абдразакова. 31 декабря — предновогодний вечер с джазовым оттенком: РНО с Михаилом Плетневым за роялем, Альбиной Шагимуратовой, танцующим дирижером Джозефом Олиферовичем.

А со 2 по 9 января в Большом зале каждый день — «Щелкунчик»: опера-балет, идея которой принадлежит продюсеру Павлу Каплевичу, он же создал и оригинальные декорации. Режиссер Нина Чусова, хореограф Анна Абалихина, костюмы Андрея Бартенева, дирижер Филипп Чижевский.

Есть несколько проектов, по которым ведутся переговоры. Например, обсуждается проведение гала-концерта  лауреатов конкурса Чайковского 29 июня. Пока мы зарезервировали именно эту дату.