Готовится к выходу диск с произведениями Александра Мосолова

Готовится к выходу диск с произведениями Александра Мосолова

Вслед за масштабным проектом по возвращению наследия Моисея Вайнберга в современное культурное пространство кажется, что похожая судьба (правда, в более скромных масштабах) ожидает и музыку другого яркого композитора той эпохи — Александра Васильевича Мосолова (1900—1973). Ученик Глиэра и Мясковского, создатель конструктивистского музыкального опуса «Завод», прогремевшего на всю Европу, и не менее эпатажных «Четырех газетных объявлений» — вот, пожалуй и все, что мы знаем об авторе, композиторский взлет которого был буквально оборван в тридцатые годы травлей и последовавшим арестом. В 1938 г. он, по ходатайству Мясковского, был отпущен, но фактически уже не возвращался к музыкальным эспериментам, сосредоточившись на более традиционном письме с обилием хоровых опусов (славильные кантаты и оратории о вождях и героях, обработки народных песен и оригинальные сочинения для хоров, в том числе и народных. Последнее обстоятельство во многом было инспирировано знакомством с руководителем Северного русского народного хора Ниной Мешко, ставшей не только верным творческим партнером Мосолова, но и его женой). Работал он и в крупных жанрах, написав семь симфоний, однако эта «работа в стол» (большинство из симфоний он никогда не слышал вживую) была, по понятным причинам, очень тягостна для композитора.

О многих его сочинениях судить сложно — часть из них так и не была издана и сохранилась только в рукописях, которые разбросаны по разным архивам, некоторые вообще оказались утеряны. Усилиями музыковедов Инны Барсовой и Игоря Воробьева, а также авторов проекта «Репрессированная музыка» имя Мосолова в наши дни возрождается, а его музыка постепенно возвращается к слушателю. Впереди российскую публику ждет первое исполнение крупного симфонического произведения автора под названием Антирелигиозная симфония.

Это одно из сочинений Мосолова конструктивистского периода, пожалуй, одного из самых интересных у композитора. Антирелигиозная симфония (или, в других источниках, Антирелигиозная симфоническая поэма) 1930 года — музыка, которая никогда не была издана и исполнена. Рукопись (партитура и клавир) нашлась в библиотеке Гостелерадио в Москве и инициатива ее исполнения также принадлежит москвичам — симфоническому оркестру радио «Орфей» под управлением Сергея Кондрашева. Вокальную часть озвучил хор «Нижний Новгород» (худ. руководитель — Борис Мокеев) и в обозримом будущем эта совместная работа двух коллективов будет представлена на диске.

Симфония для хора, двух солистов (сопрано и меццо-сопрано), чтецов и симфонического оркестра включает две части и написана на стихи Владимира Маяковского и Александра Жарова, созданные незадолго до появления музыки (соответственно «Наше воскресенье» 1923 г. и «Все мы теперь краснофлотцы» 1926 г.). Сочинение во многом можно рассматривать как социальный заказ (на это указывает резкий поворот в пристрастиях автора, за пять лет до этого написавшего кантату «Сфинкс» на стихи О. Уайльда), однако некоторые существенные отклонения объясняют, почему оно так и не было исполнено публично. Камнем преткновения наверняка стала первая часть, в которой фактически представлен аналог церковной пасхальной службы (с музыкальными цитатами «Христос воскрес из мертвых», «Да воскреснет Бог», «Со святыми упокой») с достаточно неожиданным финалом, в котором причудливо соединяются церковное с народным, возвышенное с приземленным («ходи руки, ходи ноги!» или «пей, брат, в лежку, пей до дна»). Вторая часть расставляет все точки над i, разворачивая сюжет воскресения в нужное русло — место Христа занимает обычный советский человек, раб — но не божий («в эти дни в рост весь меж буржуазной паники раб рабочий воскрес и встал на ноги»). Музыкальная драматургия движется от мрака к свету, от обильно диссонирующей музыки к «хорошо ложащемуся на слух» маршу в стилистике революционного, что вполне отвечало новым идеалам советского искусства тридцатых, стремящегося к простоте и доступности. Это же заметно и в оркестровке сочинения — от использования всего большого позднеромантического состава до камерных, простых звучностей, рассвеченных новыми тембрами — Мосолов вводит в оркестр две гармони. Тем не менее в сочинении есть и «авангардные» эпизоды — так, оригинальным представляется длительный фрагмент хорового скандирования во второй части, в том числе и с элементами полифонии.

После записи диска организаторы проекта не исключают, что Антирелигиозная симфония может прозвучать в столице и вживую — спустя почти девяносто лет после своего создания. Не исключено, что это событие может стать не менее впечатляющим, чем открытие (также после большого перерыва) Погребальной песни Стравинского.

Елена Прыткова, специально для «МО»