Юбилейная симфония: Ростовский академический симфонический оркестр отмечает 60-летие

Газета «Музыкальное обозрение» сформировала юбилейный сезон Ростовского симфонического оркестра
Юбилейная симфония: Ростовский академический симфонический оркестр отмечает 60-летие

В сезоне 2015–2016 РАСО отпраздновал 80‑летие. Коллектив с давними традициями, которым в разные годы руководили выдающиеся дирижеры Николай Аносов, Марк Паверман, Семен Коган, Равиль Мартынов, подошел к юбилею в достойной творческой форме, но с большими организационными проблемами.

С чего начать?

К концу сезона 2014–2015 Ростовский оркестр остался без руководителя: у главного дирижера Александра Поляничко завершался трехлетний контракт, и уже было известно, продлевать его маэстро не будет.

Так повелось в России, что именно главный дирижер и художественный руководитель определяет планы коллектива: репертуарные, гастрольные и т. д. (в то время как на Западе этими вопросами занимается большая команда профессиональных менеджеров).

В сложившихся условиях, когда оркестр оказался без руководителя, без планов и пребывал в неведении относительно своего ближайшего будущего, руководство Ростовской филармонии обратилось к нам в «МО» с отчаянной просьбой, умоляя помочь — выстроить, сформировать предстоящий юбилейный сезон: его структуру, репертуар, программы.

Мы согласились взяться за этот сложнейший проект и отнеслись к этой работе, как всегда и ко всему, со свойственными нам ответственностью и перфекционизмом.

Что двигало нами? Прежде всего, то, что на протяжении десятилетий нас многое связывает с донским коллективом. Это память о Равиле Мартынове, нашем большом друге. Дружба со старейшими музыкантами РАСО. Ростовский оркестр всегда участвовал в наших юбилейных проектах, а мы участвовали в судьбе оркестра (в непростых, порой конфликтных ситуациях после кончины Р. Мартынова). Радости и огорчения в жизни коллектива мы всегда воспринимали близко к сердцу.

Свет в конце тоннеля

Мы начали свою работу, когда до первого концерта оставалось около пяти месяцев. Обычно к этому времени (середина весны) филармонии и оркестры не только презентуют полностью спланированный сезон, но и распродают все абонементы. Так что надо было срочно наверстывать упущенное время. Перед нами стояла задача в кратчайшие сроки провести мониторинг ситуации, учитывая массу обстоятельств и компонентов.

А это:

  • экономическое состояние филармонии и области;
  • специфика города и региона (в т. ч. национальная);
  • возможности зала и самой филармонии;
  • юбилей оркестра;
  • календарь праздников, юбилеев и памятных дат;
  • принципиально новый подход к системе абонементов;
  • план выездных концертов в городах и районах области;
  • особенности концертных площадок;
  • план детских абонементов;
  • график уже спланированных концертов (их было не более 5–6);
  • особенности взаимоотношений главных музыкальных институтов города (филармония, симфонический оркестр, музыкальный театр, консерватория);
  • определение круга и возможности приглашения солистов и дирижеров с учетом графика их выступлений в предстоящем сезоне;
  • пожелания оркестра;
  • многие другие параметры и компоненты.

И на этой основе — выстроить художественную концепцию сезона, его структуру, определить главные направления деятельности оркестра в юбилейном году.

Формируя программы, необходимо было думать и о том, чтобы каждая из них несла индивидуальное содержание (историческое, смысловое, музыкальное), особый смысл и в то же время была вписана в контекст и драматургию концертного сезона и конкретного абонемента. Чтобы каждая программа могла бы быть увлекательно и доходчиво представлена и музыковедами со сцены, и рекламной службой. И добиться этого. Хотя менеджмент и реклама — не самая сильная сторона Ростовской филармонии, у которой в последние годы достаточно много и иных проблем.

Мне пришлось взять на себя функции куратора и художественного руководителя юбилейного сезона РАСО, выступить в роли интенданта — менеджера, который должен держать в руках все нити, все вопросы: творческие, экономические, организационные.

Разумеется, мы воспользовались музыковедческим потенциалом «МО», доскональным знанием оркестровой ситуации в стране, многолетним опытом по формированию программ, организации фестивалей, концертов, абонементов.

Огромную роль сыграл опыт нашего эксклюзивного проекта «Симфоническая карта России», который «МО» ежегодно проводит с 2003, а также имеющиеся в нашем распоряжении материалы по менеджменту симфонических оркестров.

Нами был составлен список приглашенных дирижеров и солистов. Мы предложили им программы, учитывая их творческие пристрастия, специфику города и региона. Так, персональный абонемент был предложен скрипачу Никите Борисоглебскому, уроженцу г. Волгодонска Ростовской области, одному из самых востребованных российских солистов.

При этом необходимо было принимать во внимание и экономический фактор, учитывать ресурсы, имеющиеся в распоряжении филармонии. Например, в бюджете того или иного концерта можно было запланировать приглашение лишь одного артиста: либо солиста, либо дирижера.

При нашей серьезной и, может быть, решающей поддержке оркестр неожиданно для себя получил грант (13 млн. руб.) Правительства России.

Жизнь оркестра

Были определены приоритеты сезона. В первую очередь, акценты на событиях, связанных с историей и современной жизнью коллектива:

  • открытие и закрытие сезона;
  • Международный день музыки;
  • юбилейный концерт;
  • 70‑летие со дня рождения Равиля Мартынова.

В эту линию был встроен и цикл «Парад солистов РАСО». В концертах «Парада…» оркестранты, с одной стороны, получили возможность проявить себя в концертах с оркестром (скрипичный концерт и Вариации на тему рококо Чайковского, альтовый Бартока, для трубы Телемана, флейтовая сюита Баха, и как апофеоз — участие в исполнении Тройного концерта Бетховена для фортепиано, скрипки и виолончели с оркестром). С другой — оркестр предстал как коллектив солистов в таких партитурах, как «Дон Жуан» Р. Штрауса, «Ученик чародея» Дюка, «Жар-птица» Стравинского на юбилейном вечере…

Завершающий концерт сезона был назначен на 16 июня, день 70‑летия со дня рождения Равиля Мартынова (1946–2004) — художественного руководителя и главного дирижера РАСО в 1992–2004.

Равиль МАРТЫНОВ

В его программу мы предложили два ключевых сочинения мировой симфонической классики: 1‑ю симфонию Брамса и 15‑ю Шостаковича. На наш взгляд, они символизируют путь художника от бурного, энергичного, мощного начала (Брамс) до светлого прощания (финал 15‑й симфонии) — таков был замысел этой программы. Мы пригласили продирижировать этой программой Гинтараса Ринкявичуса, одного из самых талантливых учеников Равиля Мартынова. И он дал согласие.

Приоритетом стал и акцент на решении разных исполнительских задач: охват всех жанров, эпох стилей (от барокко до XXI века).

Мы призвали музыкантов оркестра принять участие в формировании программ, и в репертуаре юбилейного сезона нашли отражение пожелания и предложения оркестра.

Безусловно, надо было учитывать спрос, потребности публики, которая предпочитает популярные, хорошо знакомые и любимые сочинения. И в то же время не забывать о просвещении слушателя. На это мы также ориентировались при составлении программ.

Генеральная симфоническая линия сезона: Моцарт — Бетховен — Брамс — Прокофьев — Шостакович — и как высшая точка, «Эверест» сезона — 2‑я симфония Малера под управлением Айнарса Рубикиса: в этом случае, безусловно, учитывался опыт и авторитет маэстро — дирижера с мировым именем, обладателя первой премии конкурса имени Густава Малера в Бамберге.

На две программы был приглашен Назар Кожухарь, специалист в области исполнения барочной музыки в России. Одна из них — из произведений Баха (Сюита № 3), Генделя (антем «Задок священник» и «Прибытие Царицы Савской» из оратории «Соломон»), Вивальди («Глория»).

В программе предпасхального концерта на Страстной неделе — «Семь слов» Гайдна и арии из «Пассионов» и Мессы Баха.

Календарь года и сезона

Особые программы были подготовлены к праздникам: Новом у Год у (впервые публике предлагались новогодние концерты до 31 и с 3 января, как в Венской филармонии, с программами из популярной классики, симфонических и оперных шлягеров, вальсов, фрагменты из оперетт, музыки кино), 8 марта («Времена года» Вивальди и Пьяццоллы), Дню России (Чайковский. Торжественная увертюра «1812 год», Римский-Корсаков. Сюита из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже», Стравинский. «Жар-птица»). К Дню музыки мы предложили сыграть шедевры композиторов, которых называют символами музыкального искусства, высшим проявлением красоты в музыке — Моцарта и Шопена с участием солистов — студентов РГК (и сделать вход свободным). В День Святого Валентина звучала программа «Ромео и Джульетта» из произведений Чайковского, Бернстайна, Прокофьева.

В одном из центральных событий сезона — концерте ко Дню Победы — мыслилось исполнение 2‑й симфонии «с колоколом» Хачатуряна — одного из выдающихся симфонических памятников военной поры (к сожа лению, редко звучащего), и кантаты Прокофьева «Александр Невский».

Монографический цикл

Были запланированы концерты к памятным датам. Монографические программы, представляющие в течение одного концерта творчество того или иного композитора — нечастное явление в современной оркестровой практике, и одной из наших задач было заполнить эту лакуну.

Так сформировались программы к 260‑летию Моцарта (Увертюра к опере «Свадьба Фигаро», Концерты №№ 12 и 26 для фортепиано с оркестром, Симфония № 26 — одновременно это был и концерт проекта «МО» opus 26), 245‑летию Бетховена (Концерт для фортепиано № 4, Симфония № 3), 175‑летию Дворжака (Виолончельный концерт, 9‑я симфония), 150‑летию Глазунова (Скрипичный концерт, музыка из балета «Раймонда»), 150‑летию Сибелиуса (Скрипичный концерт, 2‑я симфония), 125‑летию Прокофьева (1‑я и 7‑я симфонии и редко звучащая «Сюита вальсов»), 110‑летию Шостаковича (1‑я симфония и два фортепианных концерта), 100‑летию Свиридова («Маленький триптих», сюита «Время, вперед!», «Патетическая оратория»), 100‑летию со дня смерти Скрябина (Фортепианный концерт, «Прометей», 3‑я симфония). К 150‑летию Вас. Калинникова исполнялась его 1‑я симфония.

Городу и региону

Одна из основных идей в концепции сезона — сотрудничество филармонии и РАСО с главными музыкальными институтами города: музыкальным театром и консерваторией. Объединение всех лучших творческих сил города — залог творческого роста и оркестра, и вуза, и театра, и музыкальной жизни региона в целом.

На момент нашего включения в проект отношения между филармонией, театром и вузом вряд ли можно было назвать безоблачными. Поэтому одной из наших задач было — придать этим отношениям позитивный импульс.

И первым нашим шагом было предложение маэстро Андрею Аниханову, художественному руководителю Ростовского музыкального театра выступить с РАСО. За пять предыдущих лет работы в Ростове ни разу не получил подобного предложения от руководства филармонии. В то же время он уже давно сотрудничал с консерваторией: преподавал и руководил студенческим оркестром. В юбилейном сезоне Аниханов продирижировал программой из произведений Вагнера (Увертюра к опере «Нюрнбергские мейстерзингеры»), Р. Штрауса («Четыре последние песни», солистка — Н. Дмитриевская, солистка РГМТ) и Брамса (Симфония № 4).

К участию в концертах юбилейного сезона РАСО были приглашены хор и солисты театра, студенты и педагоги РГК в качестве солистов и коллективов к сезону.

В свою очередь, РАСО принял участие в традиционном консерваторском фестивале «Ростовские премьеры», с программой из сочинений Прокофьева (2‑я симфония), Попова, Рославца, Мосолова, дирижировал маэстро из Санкт-Петербурга Александр Титов (подробности фестиваля — в «МО» № 3, 2016).

Мы предложили полностью пересмотреть структуру, идеологию и программы выездных концертов в города и районы Ростовской области. И вместо привычных «ассорти» из произведений легкой популярной классики в городах области (Миллерово, Новочеркасск, Каменск-Шахтинский, Таганрог, Шахты, Белая Калитва) прозвучали серьезные, насыщенные симфонические программы, учитывающие специфику концертных площадок городов.

Кружево абонементов

В выстраивании репертуара, безусловно, была особая траектория и специфика.

Мы специально формировали программы концертов с тем условием, чтобы каждая программа и каждое произведение входили не в одну, а в 5–6 смысловых линий, сочетали в себе множество компонентов: экономику вопроса, и внутреннюю «вертикаль» концерта, его место и значение в «горизонтальной» логике сезона, соотнесенность с каким-либо днем, событием или датой, задачами юбилейного сезона, функционированием оркестра в целом. И возможность красиво представить каждую программу в ее уникальности.

Так сложился широкий спектр «перекрестных» абонементных циклов (когда один и тот же концерт входит в разные абонементы): более 20 изысканных тематических репертуарных линий, что можно назвать «ноу-хау» сезона для ростовской публики.

Сезон как никогда активно представил историю музыки — русской и зарубежной, в сочетании эпох и стилей музыки XVIII–XXI вв.

Сформировались сквозные линии:

  • «Первые симфонии» (Бетховен, Брамс, Калинников, Прокофьев, Шостакович): панорама того, как начинали великие композиторы-симфонисты;
  • абонемент «Вторые симфонии»: Шуман, Малер, Сибелиус, Прокофьев, Хачатурян;
  • «Последние симфонии»: 15‑я Шостаковича, 7‑я Прокофьева, 4‑я Брамса, 3‑я Скрябина, 9‑я Дворжака.

Отдельными линиями выделены: барокко (Бах, Гендель, Вивальди), музыка Вены (Гайдн, Моцарт, Бетховен, Шуберт, Малер), немецкий романтический симфонизм XIX века (Шуман, Брамс, Вагнер, Р. Штраус), музыка славянских и русских композиторов (Шопен, Дворжак, Чайковский, Римский-Корсаков, Глазунов, Калинников, Скрябин, Стравинский, Прокофьев, Шостакович, Хачатурян, Свиридов; образцы советского авангарда 1920‑х годов, впервые звучащие в Ростове); современная музыка (концерт из произведений ростовского композитора Игоря Левина). Два цикла «ХХ век начинается» — Европа (Гершвин, Барток, Сибелиус) и Россия (Прокофьев, Шостакович, Попов, Мосолов, Рославец).

Концерты с участием хоровых коллективов Ростовского музыкального театра и консерватории, таганрогского хора «ЛИК»

В рамках юбилейного сезона РАСО представлены вершины жанра инструментального концерта в исполнении пианистов А. Диева, Е. Михайлова, скрипача Н. Борисоглебского, виолончелиста М. Дробинского.

Как и во всех концертных и фестивальных проектах «МО», мы отдавали пальму первенства репертуару. Каждая программа была тщательно продумана и выверена. Речь идет и о сочетании сочинений в рамках программы и — шире — в рамках абонементного цикла; и о тончайших связующих нитях в сопоставлении музыки разных авторов, эпох, стилей; и о приглашении конкретных исполнителей на конкретные программы (например, Е. Михайлова на скрябинскую, А. Диева — на бетховенскую, дирижера Энхэ — на моцартовскую); и о «привязке» к той или иной дате.

Ни об одном из десятков сочинений нельзя сказать, что оно случайно «проникло» в репертуар сезона. Каждая программа несла неповторимый смысл и особую миссию.

Сезон как произведение искусства

К сожалению, не все планы удалось реализовать. В какой-то момент мы осознали, что наше стремление к перфекционизму и идеалу, выстраиванию идеального здания наталкивается на сопротивление (сначала подспудное, а со временем все более явное) со стороны различных местных структур.

В июне 2015 по рекомендации Юрия Башмета, уроженца Ростова-на-Дону, в РАСО в качестве главного дирижера был назначен Валентин Урюпин. Вопрос решался на уровне администрации региона, и распоряжение о назначении было «спущено» в филармонию. Молодой дирижер, никогда прежде не имевший своего коллектива, довольно бойко взялся за перекраивание не им подготовленного сезона (в чем сыграли свою роль и юношеский максимализм, и стремление самоутвердиться и, безусловно, недостаток опыта).

В результате некоторые ключевые звенья были упущены, и цельность и стройность проекта отчасти пострадали. Был отменен концерт закрытия сезона 16 июня, в день 70‑летия со дня рождения Равиля Мартынова — дирижера, который на рубеже веков возродил славу РАСО, вывел его в число ведущих оркестров России, и до сих пор коллектив держит уровень благодаря накопленному в те годы потенциалу. Надеемся, что в наступающем сезоне ростовские музыканты отметят памятную дату своего маэстро.

Тем не менее, несмотря на некоторые изменения, все же стержневые направления, точки опоры, главные художественные и смысловые линии концертного сезона, его суть — остались.

Мы удовлетворены своей работой. Мы отнеслись к ней как к созданию произведения искусства, которое живет и развивается по своим внутренним и внешним законам. Которое можно рассматривать, анализировать и в то же время любоваться его красотой и гармонией, стройностью целого и выделкой каждой инкрустированной в него детали.