www.баян.ru: абонемент Московской филармонии и газеты «Музыкальное обозрение», сезон 2018/19, автор и ведущий — Андрей Устинов

www.баян.ru: абонемент Московской филармонии и газеты «Музыкальное обозрение», сезон 2018/19, автор и ведущий — Андрей Устинов
Московская филармония и газета «Музыкальное обозрение» представляют абонемент www.баян.ru. Звезды баяна и аккордеона» с участием мастеров исполнительства на этих инструментах. Мария ВЛАСОВА с программой «Посвящения (Les Hommages)» (24.10.2018), Михаил БУРЛАКОВ — «Отражения» (14.03.2019), Иосиф ПУРИЦ —  «Наваждения» (02.04.2019). Автор и ведущий программ — главный редактор газеты «Музыкальное обозрение» Андрей УСТИНОВ.
Андрей УСТИНОВ

www.баян.ру

Абонемент № 180 Московской филармонии и газеты «Музыкальное обозрение». Представление и интервью — Андрей УСТИНОВ

24 октября 2018
Посвящения (Les Hommages)
Мария ВЛАСОВА (аккордеон)

14 марта 2019
Отражения
Михаил БУРЛАКОВ (баян)

2 апреля 2019
Наваждения
Иосиф ПУРИЦ (баян)

Мария Власова «Посвящения» (Les Hommages)

Мария ВЛАСОВА

24 октября 2018, 19.00
Московская филармония
Камерный зал
Сезон 2018/2019
Абонемент № 180
www.баян.ru.
Звезды баяна и аккордеона
Представление и интервью
Андрей Устинов
Мария Власова «Посвящения» (Les Hommages)

Программа:

Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Фугетта “Das Jesulein soll doch mein Trost”, BWV 702 (версия для четырех аккордеонов)

Франц Лист (1811–1886) Прелюдия и фуга на тему B-A-C-H, S. 529 (1855) (переложение для аккордеона соло М. Власовой)

Артюр Онеггер (1892–1955) Прелюдия, ариозо и фугетта на тему B-A-C-H, H 81 (1932) (переложение для аккордеона соло М. Власовой)

Иоганн Себастьян Бах – Сергей Рахманинов (1873–1943) Прелюдия, Гавот и Жига из Партиты № 3 соль мажор для скрипки соло, BWV 1006 (ок. 1720) (переложение для аккордеона соло М. Власовой)

Никита Мндоянц (1989) VS BACH для пяти аккордеонов (мировая премьера)

Артем Васильев (1974) «Прелюдия к вальсу» (Мировая премьера)

Михаил Глинка (1804–1857) – Вячеслав Грязнов (1980) «Вальс-фантазия» (1856)

Михаил Броннер (1952) «Венок Петру Ильичу Чайковскому» (2001) (переложение для аккордеона соло М. Власовой)

Петр Чайковский (1840–1983) «Танец феи Драже» и «Русский танец» («Трепак») из балета «Щелкунчик» (переложение для двух аккордеонов О. Ивашиной и Е. Листунова)

Николай Попов (1986) “Martellato/2” для аккордеона и электроники и видео. Видеохудожник Эндрю Квинн (Италия/Австралия) (Мировая премьера)

Александр Бородин (1833–1887) «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь» (переложение для 15 аккордеонов М. Власовой)

Мария Власова (аккордеон)

В концерте принимают участие студенты РАМ и училища им. Гнесиных (класс М. Власовой): Константин Волошко, Роман Малявкин, Григорий Головко, Михаил Карнаков, Назарий Левицкий, Максим Кузнецов, Александр Звягинцев, Алексей Логанов, Юлия Попкова, Марина Максимец, Дарья Нороча, Анастасия Шамова, Анастасия Кутукова, Дарья Сахарова

Мария Власова: «Les Hommages (Посвящения) – программа многих пересечений, и прежде всего творческих»

Приходилось ли вам слышать аккордеон? Наверняка, да. Дуэт и трио аккордеонов также не вызовут вашего удивления. А как насчет квинтета? А что скажете про дуодецимет — это 15 аккордеонов вместе?! Вопрос конечно интересный — а где же их взять в таком количестве?

А у нас с собою было… 14 студентов училища и Российской академии музыки им. Гнесиных — мой класс в полном составе. Звук аккордеона будет заполнять собой все пространство зала: сцену, партер, балкон и холл. Инструменты будут вступать одновременно и по очередности, нависать над сценой и прятаться в темноте…

По сути, аккордеон здесь – мост, соединяющий классику и современность. Менее чем за полвека он научился существовать в разных музыкальных измерениях, что мы с удовольствием и продемонстрируем!

Les Hommages (Посвящения) – программа многих пересечений, и прежде всего творческих. Специально для нее были созданы три произведения, мировые премьеры которых прозвучат на концерте.

Каждый из трех наших современников — Никита Мндоянц, Артем Васильев и Николай Попов — написали свои посвящения трем великим предшественникам, исходя из общей концепции концерта и по велению собственной души.

В этом году исполнилось 333 года со дня рождения Иоганна Себастьяна Баха. Вокруг его имени строится первое отделение концерта. Откроет его фугетта “Das Jesulein soll doch mein Trost” («Иисус должен стать моим утешением»).

То, что происходит потом, напрямую связано с И.С. Бахом, хотя и не принадлежит его перу.

Без сомнения, самым известным приношением великому мастеру стал органный цикл Ференца Листа: Прелюдия и фуга на тему B-A-C-H. Следом прозвучит опус не так часто исполняемый — Прелюдия, ариозо и фугетта на тему B-A-C-H Артюра Онеггера.

Дань уважения гению барокко отдал Сергей Рахманинов, сделав транскрипцию Прелюдии, Гавота и Жиги из Партиты ми мажор для скрипки соло. Здесь Бах предстает в новых гармонических красках и фактурных изысках.

Завершает отделение мировая премьера сочинения Никиты Мндоянца  VersuS BACH (против Баха). За его основу взят ре-минорный клавирный концерт, который рассматривается сквозь призму минимализма. Это своего рода послесловие к посвящениям Баху. Музыка рассыпается на молекулы и атомы, уходя в иные сферы…

Во втором отделении — четыре приношения российских композиторов — наших современников их великим предшественникам. Вальс-фантазию Михаила Глинки предваряет «Прелюдия к Вальсу» Артема Васильева (мировая премьера). Это гармоническое состояние, длящееся и затягивающее в себя, подобно Солярису, из которого рождается тот самый Вальс.

«Венок Петру Ильичу Чайковскому» преподнесет Михаил Броннер, лиризмом и проникновенностью «мотивчиков» не уступающий своему предшественнику. Без сомнения, Танец феи Драже и Трепак из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского узнаваемы всеми с детства.

А кстати… в этом году исполняется 125 лет со времени первого появления нашего предка (гармоники) в серьезной симфонической партитуре. Случилось это в Сюите №2 до мажор op. 53 («Характеристическая») П.И. Чайковского. В III части этого пятичастного сочинения («Юмористическое скерцо») солируют 4 диатонические гармоники. По тем временам это должно было восприниматься как черт, выпрыгнувший из табакерки. Композитор ценил и обожал все русское, любил и розыгрыши. Но знал, что исполнители на гармониках того времени «консерваториев не кончали», поэтому на всякий случай продублировал все их соло духовыми — а вдруг не вступят?!

Сам автор в сноске заметил: «Для надлежащаго эффекта этой пiесы аккордiоны ВЕСЬМА ЖЕЛАТЕЛЬНЫ, но не необходимы».

24 октября, в день нашего концерта, свой день рождения празднует София Губайдулина. Этой дате посвящена мировая премьера сочинения Николая Попова. Творчество С. Губайдулиной — энциклопедия новых звучаний и приемов для нашего инструмента. Detto (Сказавший) для аккордеона и электроники составлено из «уже сказанного» ею.

Финал вечера обещает быть запоминающимся — мы все, наконец, выйдем из тени и исполним дуодециметом «Половецкие пляски» Александра Бородина из отперы «Князь Игорь».

Мария ВЛАСОВА родилась во Владимире. В 2004 окончила Российскую академию музыки имени Гнесиных, в 2006 — ассистентуру-стажировку РАМ (класс народного артиста России, профессора Ф.Р. Липса).

Лауреат престижных международных конкурсов в России (Череповец, 2004; Москва, 2005), Италии (Кастельфидардо, 1995), Германии (Клингенталь, 2002, 2003, 2005), Китае (Тяньжинь, 2004), Испании (Аррасате, 2006.

Постоянный участник российских и международных фестивалей: «Московская осень», «Баян и баянисты», «Мост Александра III», «Возвращение» (Москва), «Преображение» (Ярославль), «Дни аккордеона» (Сербия), «Фогтландские дни музыки» (Германия), «Les Heures Concertantes de Touraine», «Rencontres Musicales Internationales de Graves» (Франция), Canterbury international music festival (Англия) и других.

Выступала с сольными концертами в Польше, Украине, Германии, Австрии, Франции, Англии, Дании, Швейцарии, США, во многих городах России.

Постоянно играет в дуэтах с сотрудничает в дуэтах с кларнетистом Евгением Варавко (дуэт AkClardeon), органистом Константином Волостновым (дуэт Il duo Brilliante), исполнителем на ударных инструментах Виктором Сычом.

Сотрудничает с ГАСО им. Е.Ф. Светланова (дирижер Владимир Юровский), МГАСО под управлением Павла Когана, камерными оркестрами «Времена года», KREMLIN, Ансамблем солистов «Орфарион», камерными, симфоническими и народными оркестрами Кирова, Орла, Твери, Череповца, Нижнего Новгорода и других российских регионов

В репертуаре исполнительницы — «Хорошо темперированный клавир», «Французские сюиты» и «Гольдберг-вариации» Баха, «Времена года» Чайковского, «Картинки с выставки» Мусоргского, «Ludus tonalis» Хиндемита, «Рождение Господа» (девять медитаций для органа) Мессиана.

С 2008 совместно со Святославом Липсом возглавляет дирекцию международного фестиваля классической и современной музыки «Рандеву…» (Москва).

В 2013 защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата искусствоведения «Творчество Михаила Броннера для баяна».

К 2017 выпустила шесть сольных CD: «Рождение Господа», «Силуэт», «П.И. Чайковский. “Времена года” — М.П. Мусоргский. “Картинки с выставки”», «Ожидание нежности», «Сад снов», «Серьезные вариации».

C 2015 преподает в РАМ им. Гнесиных, доцент кафедры баяна и аккордеона.

Михаил Бурлаков «Отражения»

Михаил БУРЛАКОВ

14 марта 2019, 19.00
Московская филармония
Камерный зал
Сезон 2018/2019
Абонемент № 180
www.баян.ru.
Звезды баяна и аккордеона
Представление и интервью Андрей Устинов
Михаил Бурлаков «Отражения»

Программа:

Томазо Антонио Витали (1663–1745) Чакона для скрипки и фортепиано (опубл. 1872) Переложение для виолончели В. Тонха, транскрипция партии фортепиано для баяна М. Бурлаков

Арво Пярт (1935) «Тривиум» для органа (1976) Переложение для баяна М. Бурлаков

Джон Кейдж (1912–1992) «Сон» (1948) Транскрипция для баяна М. Бурлаков

Альфред Шнитке (1934–1998) Две маленьких пьесы для органа (1980) Транскрипция для баяна М. Бурлаков

Кирилл Волков (1943) «Мать Мария» для домры и баяна (2017)

Альфред Шнитке «Сюита в старинном стиле» для скрипки и фортепиано (1972) Переложение для ансамбля М. Бурлаков

Альфред Шнитке «Гоголь-сюита» (1981):
Увертюра
«Детство Чичикова»
«Шинель»
«Чиновники»

Михаил Бурлаков (баян)
Ростислав Буркин (виолончель)
Александра Скрозникова (домра)
Ансамбль солистов «Классик-форум»

Михаил Бурлаков; «Программа, которую мы с моим ансамблем “Классик-форум” сыграем в абонементе Андрея Устинова, полна сюрпризов…»

Что мы знаем о современном баяне?..

Музыкальный инструмент, который чуть ли не во половине стран мира считают своим народным.

Старая шутка про парнокопытное, ныне ставшая интернет-мемом…

Пожалуй, всё.

Надеюсь, слушатели концерта «Отражения» в Камерном зале Московской филармонии узнают об этом инструменте что-то новое. Программа, которую мы с моим ансамблем «Классик-форум» сыграем в абонементе Андрея Устинова, полна сюрпризов: многоликий баян в роли средневекового клавира или космического органа из будущего представит образы, далекие от будничных реалий современного мира.

Солист и ансамбль играют «ва-банк»: вся музыка концептуальна, требует бескомпромиссного качества, к тому же исполняется на неоригинальных инструментах.

Знаменитая «Чакона» Витали, одна из самых странных загадок классической музыки, авторство которой до сих пор под сомнением… «Новый стиль» Арво Пярта, объединяющий многие другие стили и не похожий ни на один из них…

«Новая фольклорная волна» Кирилла Волкова…

Коллажи Альфреда Шнитке — «Вселенная звуков» со своим пространством и временем…

Все эти, во многом полярные, опусы объединяет неуловимое сходство: в них звучат вечные вопросы, на которые пытливый и вдумчивый слушатель, возможно, найдет ответы.

Михаил БУРЛАКОВ — исполнитель, педагог, музыкальный деятель, яркий представитель плеяды выпускников Российской академии музыки им. Гнесиных рубежа XX–XXI веков. Родился и начал заниматься на баяне в г. Кузнецке Пензенской области. По окончании Кузнецкого музыкального училища поступил в РАМ им. Гнесиных в класс выдающегося музыканта, народного артиста России профессора Ф.Р. Липса, у которого в 2002 окончил Академии, а в 2004 — ассистентуру-стажировку.

Лауреат I Всероссийского конкурса исполнителей имени И.Я. Паницкого в Саратове (1995), международных конкурсов в Ланчиано (Италия, 1999), Клингентале (Германия, 2000), Москве (2000), Челябинске (2001), Аррасате (Испания, 2001), Кастельфидардо (Италия, 2003).

Сольно и вместе с ведущими творческими коллективами страны (БСО им. П.И. Чайковского, оркестр «Новая Россия», Капелла им. Юрлова, Камерный хор Московской консерватории, НАОНИР им. Н.П. Осипова, АОРНИ им. Н.Н. Некрасова и др.) играет в крупнейших залах Москвы, городов России и мира, пропагандируя классическое музыкальное наследие и современное академическое искусство.

С 2004 года преподает в РАМ им. Гнесиных, доцент. В числе его воспитанников — лауреаты престижных международных конкурсов. Читает курсы лекций по истории исполнительского искусства, методике и музыкальной психологии.

Михаил Бурлаков — создатель и художественный руководитель ансамбля солистов «Классик-форум». Постоянно участвует в крупных музыкальных форумах, фестивалях, научно-методических конференциях и семинарах, преподает на курсах повышения квалификации, работает в жюри всероссийских и международных конкурсов.

www.bourlakov.com

Иосиф Пуриц «Наваждения»

Иосиф ПУРИЦ

2 апреля 2019, 19.00
Московская филармония
Камерный зал
Сезон 2018/2019
Абонемент № 180
www.баян.ru
Звезды баяна и аккордеона
Представление и интервью Андрей Устинов
Иосиф Пуриц «Наваждения»

Программа:

Торбьен Лундквист (1920–2006) «Дуэль» для баяна и ударных (1966)

Сергей Прокофьев (1901–1953) «Наваждение» ор. 4 (1910) Переложение И. Пурица

Никита Сухих (1985) Премьера нового сочинения для баяна и кларнета

Михаил Броннер (1952) «Музыка местечка» (версия для баяна и кларнета, 2009)

Клод Дебюсси (1862–1918) Пьесы из цикла «Детский уголок» (L 113, 1906–1908): «Серенада куклы». «Маленький пастушок». «Кукольный кэк-уок». Переложение И. Пурица-старшего

Модест Мусоргский (1839–1881) «Картинки с выставки» (1874). Переложение И. Пурица

Иосиф Пуриц (баян)
Ростислав Бальчюнас (ударные)
Михаил Меринг (кларнет)

Иосиф Пуриц: «Баяну с его модернистской натурой удается по-новому передать “дикое” начало “Наваждения”»

Начинается концерт с произведения шведского композитора Торбьена Лундквиста «Дуэль». По словам самого автора, «Слушателю не стоит ждать того, чтобы исполнители выхватили оружие и начали схватку на сцене — дуэль свершается только с помощью музыкальных средств, причем сразу на нескольких уровнях: естественно, это дуэль между исполнителями, различными инструментами, а точнее разной природой возникновения звука, разными образами, которые характеризуются контрастными элементами формы, а также – между различными музыкальными стилями. Наступает момент, когда кажется, что ситуация становится довольно критической, но … мы не будем заранее раскрывать весь сюжет!»

«Наваждение» Сергея Прокофьева — одна из 4 фортепианных пьес ор. 4, произведение, давшее название программе концерта. Совсем молодой композитор (а ему было 20 лет, когда он окончательно отредактировал эту фортепианную пьесу), как и некоторые его современники, уловил драматичность начинающегося XX века. «Страшные всадники степей, подавляющие всякое проявление жизни», — так охарактеризовал характер этого сочинения Борис Асафьев. Баяну с его модернистской натурой удается по-новому передать «дикое» начало «Наваждения». Постоянное «вдалбливание» темы, повторяющийся с неотступным напором токкатный ритм — все это резонирует с природным характером инструмента.

Вслед за этим прозвучит мировая премьера нового сочинения молодого талантливого композитора Никиты Сухих для баяна и кларнета. Его работы исполняли такие коллективы, как камерный оркестр Большого театра, оркестр Berliner Camerata и другие.

Продолжает программу «Музыка местечка» Михаила Броннера: произведение, которое переносит нас в «штетл» — в небольшое полугородское еврейское поселение, из тех. что во множестве существовали в Восточной Европе до начала Второй мировой войны. Образ «местечка» — своеобразная метафора к жизненному укладу, который оказался «стерт» из нашей сегодняшней реальности маховиком истории.

Музыкальный импрессионизм представлен в программе тремя миниатюрами Клода Дебюсси из цикла «Детский уголок». «Серенада куклы», «Маленький пастушок» и «Кукольный кэк-уок» — три разнохарактерные пьесы: тут можно будет увидеть «фарфоровую куклу», популярную игрушку начала XX века, представить мелодию пастушьей флейты на воображаемых французских лугах и, наконец, поучаствовать в «Рэгтайме», который композитор не без определенной доли иронии передает в своей музыке.

«Картинки с выставки» Мусоргского — одно из центральных произведений в фортепианной литературе. Баян по-новому переживает каждую из «картинок»: в «Прогулках» высвечивается мелодия русских распевов и проявляется оркестровая натура инструмента, в «Старом замке» появляется протяжность, «зависание» звуков в воздухе, благодаря которому рисуется меланхоличная картина средневекового итальянского замка, который словно парит в туманной дымке.

Последние «картинки» предъявляют к исполнителю повышенные требования: как в техническом плане, так и с точки зрения передачи образного мира этой музыки. В них оркестровая партитура оказывается ближе природе инструмента, нежели фортепианный оригинал, и в звуках солирующего баяна воплощается звучание симфонического оркестра.

Вместе со мной на сцене замечательные музыканты и мои друзья: Михаил Меринг (кларнет) и Ростислав Бальчюнас (маримба, ударные).

Иосиф ПУРИЦ родился в Москве в семье музыкантов-баянистов. Игру на баяне начал осваивать под руководством родителей. В 2008 окончил Музыкальный колледж при МГИМ им. Шнитке (класс проф. А.И. Леденева), в 2013 — РАМ им. Гнесиных, где занимался в классе профессора, народного артиста России Ф.Р. Липса. В 2014, выиграв грант объединенного комитета Королевских школ музыки (ABRSM) в Лондоне, начал обучение в Королевской академии музыки в классе проф. Овена Маррея (окончил в 2017).

Иосиф Пуриц — лауреат более 30 международных конкурсов. В восемь лет он получил первое лауреатское звание на Международном конкурсе «Классика нова» в Германии. После этого становился победителем международных конкурсов в Клингентале (неоднократно в разных возрастных категориях), Кастельфидардо (Италия, 2009), Аррасате (Испания, 2011), «Трофей мира» (Спокэйн, США, 2012), Первого Всероссийского музыкального конкурса (2013), Karl Jenkins Classical Music Award (Лондон, 2014), Hattori Foundation Senior Awards (Лондон, 2015), Patrons’ Award (Лондон, 2016). Будучи выбранным из нескольких сотен претендентов, стал обладателем главного гранта Drake Calleja Trust за 2016–2017.

В 2015 Иосиф стал первым в истории классическим музыкантом BBC Introducing (проект радио ВВС, поддерживающий молодых музыкантов). С тех пор он неоднократно выступал в эфире корпорации, а также на фестивалях и концертах, организуемых ВВС.

Иосиф Пуриц гастролировал в США, Великобритании, Канаде, Австрии, Швеции, Финляндии, Германии, Чехии, Китае, Франции, Испании, Сербии, Дании и других странах.

Выступал на самых престижных концертных площадках России и мира: в Большом зале Московской консерватории, Концертном зале им. Чайковского, Зале Капеллы Санкт-Петербурга, Carnegie Hall (Нью-Йорк), Wigmore Hall (Лондон), George Weston Recital Hall (Торонто), Nybrokajen Concert Hall (Стокгольм), National House of Vinohrady (Прага),

Concert Hall of Central Conservatory of Music (Пекин), Royal Danish Academy of Fine Arts

(Копенгаген), UNESCO (Париж).

Неоднократно участвовал Международном фестивале «Баян и баянисты» в Москве и на многих престижных фестивалях в Росси и за рубежом, в концертах и абонементах Московской филармонии.

http://www.iosifpurits.com/