Взгляд жены

Новая книга об Эдисоне Денисове написана вдовой Екатериной Купровской
Взгляд жены
Э. Денисов и О. Купровская, 1996. Фото из семейного архива Е. Купровской

Новая книга об Эдисоне Денисове написана вдовой Екатериной Купровской. Ее презентация состоялась накануне российской премьеры оперы Ф. Шуберта — Э. Денисова «Лазарь, или Торжество воскрешения» в театре им. Покровского.

Денисов в литературе

Библиография о композиторе на русском языке довольно обширна, включая публикацию дневниковых записей и большие циклы бесед с ним. Наиболее всеохватной является монография Ю. Холопова и В. Ценовой (М., Композитор, 1993, переведена на английский язык). Обязательной для цитирования стали книга Д. Шульгина «Признание Эдисона Денисова, по материалам бесед» (М., Композитор, 1998, второе издание в 2004).

Купровская Е.О. Мой муж Эдисон Денисов
М.: Музыка, 2014. — 204 с., нот., ил.
Тираж 500 экз.

Слово композитора, всегда ценимое как первоисточник, как «истина в последней инстанции», тоже зафиксировано в печатном виде. Опубликованы его записные книжки с комментариями В. Ценовой. Это издание «Неизвестный Денисов. Из записных книжек (1980–1986, 1995)» (М., Композитор, 1997). В интернете доступны дневниковые записи о Денисове композиторов Елены Фирсовой и Дмитрия Смирнова, которые дружили с ним и учились у него. Несколько научных сборников, посвященных ему, выходило в Московской консерватории (1999).

Жены о мужьях

Книга Е. Купровской создавалась именно как воспоминания, то есть по прошествии времени после описываемых событий. Они вписываются в направление литературы, связанное с воспоминаниями жен о великих мужьях. Безусловно, понятен пафос такого нон-фикшн, ведь каждый, кто соприкасался с гениями, хочет рассказать о своих впечатлениях. Тем более, если этот человек был близок, с ним проводилось много времени, как это делали избранницы, возлюбленные и жены выдающихся мужей. Так, выходили на русском языке воспоминания жены Г. фон Караяна (Эльетта фон Караян «Он был моей жизнью», 2010). Известны мифологии, которые создавала жена Моцарта Констанция в своей монографии о гении. Но сложности возникают тогда, когда гений выбирает несколько жен.

«…Денисов никогда не изменял ни себе, ни своим моральным принципам, даже если от этого немало страдало продвижение карьеры или повседневный комфорт. “Нести свой крест” и “быть Дон Кихотом” — таковы были его неизменные категорические императивы…» (Екатерина Купровская)

И разного рода конфликтов — реальных, этических, исторических, интерпретационных — уже не избежать. Отсюда возникает несколько версии событий, противоречивые мнения и притязания на истину. Известны скандалы вокруг А. Н. Скрябина и двух семей.

А наиболее одиозный пример — судьба наследия С. С. Прокофьева. За рубежом полностью вычеркнуто имя его второй жены Миры Мендельсон, а у нас лишь в 2013 вышли ее дневники. Всеми правами обладают наследники от первого брака композитора. В России печаталась монография о Лине Кодиной, публиковались ее воспоминания.

В жизни и в искусстве

Книга состоит из трех частей. Первая представляет собой лирические воспоминания вдовы, где она дает подробные описания своих ощущений от пережитого, откровенно делится эмоциями и мыслями. Вплоть до бытовых мелочей, например, как был сервирован чай с аппетитными пирожными и печеньем во время аудиенции бельгийской королевы Фабиолы.

Рассказ о совместной жизни начинается с их знакомства в 1986 г., когда она еще была студенткой института им. Гнесиных. Она пишет о случайных встречах, которые, как знаки проведения — так она считает — сближали их. Уже тогда она начала изучать его музыку. Как она пишет, прожитые с ним десять лет — непростых, но полных любви — определили ее судьбу. Трагическая авария 1994, после которой Денисов так и не смог оправиться, занимает центральное место в ее повествовании. Она пишет, что композитор после этого стал капризный, взбалмошный, доставлял много сложностей по уходу за ним. Что вся нагрузка по организации их жизни и заботы о двух дочерях легли на ее плечи.

Екатерина Купровская много рассказывает об интересах и пристрастиях композитора в литературе, живописи и кино (например, он увлекался творчеством Вуди Аллена). Денисов страстно любил живопись, был ее большим знатоком. Изучал технику наложения мазков, сочетание цветов, правила построения композиции. В работе со звуковым материалом он пользовался специфически живописными приемами.

К тому же он был настоящим гурманом, прекрасно разбирался в винах, но, живя в Париже, предпочитал русскую водку. В разделе «Портреты» собраны этюды о взаимоотношениях Денисова с известными современниками: О. Мессианом, Анри Дютийё, Янисом Ксенакисом, Пьером Булезом, Юрием Любимовым (он писал музыку для «Театра на Таганке») и Мстиславом Ростроповичем.

Один из разделов посвящен вопросам веры, о которых, как указывает вдова, он много размышлял в творчестве, хотя и не любил говорить об этом. В частности два раздела посвящены работе по окончанию «Лазаря», оперы Ф. Шуберта, любимого композитора Денисова. Как вспоминает Купровская, он долго мучился дилеммой — как дописать сцену по воскрешению Лазаря, стилизовать ли под Шуберта или написать свое. Ответ подсказал пианист Жан-Пьер Арманго, сказав: «Ты же знаешь Вену: твоя музыка в опере Шуберта должна быть как современная архитектура в старой Вене».

Во второй части опубликованы аналитические этюды Купровской о музыке Денисова. Среди рассматриваемых произведений: реконструкция оперы Дебюсси «Родриго и Химена», три прелюдии для фортепиано.

Неожиданный ракурс — денисовская музыка в контексте топологии (так называется один из разделов математики, изучающий непрерывные свойства пространств). Это связано с попыткой вывести некие универсальные свойства мышления композитора, который, как известно, профессионально занимался математикой (закончил физико-математический факультет Томского университета, поступил там же в аспирантуру, ему прочили большое будущее в математике).

Наиболее интересный раздел книги — публикация переписки с друзьями. С художником Борисом Биргером он дружил более 30 лет (на обложке книги — его портрет Денисова, написанный в 1971, в дух Ван Гога, объемными мазками и в сероватой палитре). И еще блок — переписка с французским композитором Анри Дютийё. Жаль, что это лишь избранная переписка, видимо, публикация всего эпистолярия композитора, как, впрочем и полной биографии, дело будущего.

«Жизнь Эдисона Денисова, как и его творческий путь, насыщена не только многочисленными интересными событиями, но и бесконечными испытаниями, связанными с выбранной им жизненной позицией. Его независимость и бескомпромиссность часто становились причиной трений и конфликтов с официальными советскими организациями. Тем не менее, Денисов никогда не изменял ни себе, ни своим моральным принципам, даже если от этого немало страдало продвижение карьеры или повседневный комфорт. “Нести свой крест” и “быть Дон Кихотом” — таковы были его неизменные категорические императивы…»