Вышли новые 7 томов Собрания сочинений Мечислава Вайнберга

Вышли новые 7 томов Собрания сочинений Мечислава Вайнберга

«Музыкальное обозрение» и издательство «Композитор • Санкт-Петербург» продолжают выпуск Собрания сочинений Мечислава Вайнберга. В декабре 2022 завершено издание второй объявленной серии Собрания сочинений.

Первая серия Собрания сочинений (13 томов, 15 тетрадей) вышла в 2017–2021.

В новые семь томов вошли:

  • Фортепианное трио ор. 24 (1945). Посвящается Наталии Вовси
  • Струнный квартет № 5 ор. 27 (1945). Посвящается Квартету имени Бетховена
  • Симфониетта № 1 ор. 41 (1948). Посвящается дружбе народов СССР
  • Камерная симфония № 1 для струнного оркестра ор. 145 (1986)
  • Камерная симфония № 2 для струнного оркестра и литавр ор. 147 (1987)
  • Камерная симфония № 3 для струнного оркестра ор. 151 (1990)
  • Камерная симфония № 4 для кларнета и струнного оркестра ор. 153 (1992). Посвящается Борису Александрович Чайковскому

Изданы партитуры и комплект голосов Камерных симфоний (издательство предлагает прокат нот).

Запланировано издание третьей серии Собрания сочинений. В нее войдут все шесть сонат для скрипки и фортепиано, Концерт для скрипки с оркестром, клавир и партитура последней 22-й симфонии.

  • Соната № 1 для скрипки и фортепиано ор. 12 (1943). Посвящается С. Михоэлсу
  • Соната № 2 для скрипки и фортепиано ор. 15 (1944). Посвящается Д.Ф. Ойстраху
  • Соната № 3 для скрипки и фортепиано ор. 37 (1947). Посвящается М.И. Фихтенгольцу
  • Соната № 4 для скрипки и фортепиано ор. 39 (1947). Посвящается Л.Б. Когану
  • Соната № 5 для скрипки и фортепиано ор. 53 (1953). Посвящается Дмитрию Дмитриевичу Шостаковичу
  • Соната № 6 для скрипки и фортепиано op. 136bis (1982). Посвящается памяти матери
  • Концерт для скрипки и оркестра ор. 67 (1959). Посвящается Леониду Борисовичу Когану
  • Симфония № 22 ор. 154 (1994). Посвящается «Оле — моей жене». Авторский клавир
  • Симфония № 22 ор. 154 (1994). Посвящается «Оле — моей жене». Авторский клавир
  • Симфония № 22. Партитура (оркестровка Кирилла Уманского) 

Собрание сочинений Вайнберга – совместный проект издательства Музыкального обозрения» и «Композитор • Санкт-Петербург». Над проектом работает творческая команда редакторов «МО»: Андрей Устинов (инициатор и руководитель проекта), Павел Райгородский, Екатерина Лобанкова, Дмитрий Лилеев; редакторы издательства «Композитор • Санкт-Петербург»: Елена Исаенко, Арина Смирнова, Александр Моносов.

Дизайн Собрания сочинений — Андрей Устинов. Фотографии М.С. Вайнберга для оформления томов издания предоставлены семьей композитора. Фотографии на обложках томов не повторяются. Каждый из выпущенных 20 томов сопровождается аннотацией, вступительной статьей, аналитической статьей и комментариями к сочинениям (авторы статей — Андрей Устинов, Павел Райгородский, Екатерина  Лобанкова,  Анна Воскобойникова, Жанна Менхель. Комментарии — Елена Исаенко).

Нотный набор осуществляется издательством «Композитор • Санкт-Петербург»

Собрание сочинений М. Вайнберга является частью Библиотеки «Музыкального обозрения».

Все тома 1-й и 2-й серий можно заказать в редакции «МО» (по тел. +7-495-927-02-54, muzobozrenie@mail.ru) и в издательстве «Композитор • Санкт-Петербург» (office@compozitor.spb.ru).

Собрание сочинений Вайнберга — часть проекта «Вайнберг. Возвращение», который «Музыкальное обозрение» ведет с 2014 года.

Главные события Проекта

2016 — первая в России постановка оперы «Пассажирка» в Екатеринбургском театре оперы и балета в 2016 (премьере предшествовало два года подготовительной работы: создание сайта проекта, презентации, концерты, привлечение зарубежных партнеров).

2017 — Международный форум «Мечислав Вайнберг (1919–1996). Возвращение» в Москве совместно с Большим театром и Государственным институтом искусствознания и международная научная конференция с участием ученых более чем из 10 стран.

2019 — «Год Вайнберга в России» и Всероссийский фестиваль музыки Вайнберга в 2019, к 100-летию со дня рождения (60 концертов, в которых прозвучало более 50 опусов — треть наследия композитора);

международная научная конференция в Государственном институте искусствознания в дни празднования 100-летия со дня рождения композитора;

абонемент камерной музыки «Вайнберг. Возвращение» в Московской филармонии.

2021 — выход книги Дануты Гвиздалянки «Мечислав Вайнберг – композитор трех миров» (проект МО Института Адама Мицкевича в Варшаве), на сегодня это самая подробная биография композитора, изданная на русском языке.

Главный итог нашей работы и проекта «Вайнберг. Возвращение» в том, что включение исполнителями произведений Вайнберга в свой репертуар стало обычным делом.

В 2022 по сведениям «МО», состоялось более 30 концертов, в которых исполнялись сочинения Вайнберга: в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Саратове, Саранске, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Петрозаводске, Дубне, других городах России. Звучали его симфонические, камерные, вокальные сочинения. Среди самых исполняемых: Квартет № 5, Фортепианный квинтет, Фортепианное трио, Симфониетта № 2, две сонаты для виолончели и фортепиано, соната для кларнета и фортепиано, скрипичный, виолончельный и флейтовый концерты, Концертино для скрипки и камерного оркестра, Концертино для виолончели с оркестром.

Уже в 2023 состоялось несколько исполнений произведений Вайнберга.

28 января в Ростовской филармонии прозвучал Концерт для виолончели с оркестром ор. 43 (1948/1956). Солист Николай Шугаев, Ростовским симфоническим оркестром дирижировал Антон Шабуров.

3 февраля в Музее П.И. Чайковского в Москве, на концерте «Из истории вокального цикла» исполнялись «Три романса» для голоса и фортепиано ор. 7 на стихи Александра Прокофьева и Елены Рывиной (1941, мировая премьера), исполнители – бас-баритон Сергей Байков и пианистка Марина Белашук, и «Еврейские песни», первый цикл op. 13 на стихи Ицхока-Лейбуша Переца (1943), солистка Евгения Афанасьева (сопрано).

Этот же цикл ор. 13 исполнили 6 февраля в московской Галерее НИКО сопрано Дарья Зыкова и пианистка Варвара Мягкова.

9 февраля в Камерном зале Московской филармонии на фестивале «Гудьба», проводимом Творческим объединением «Притяжение» — Трио для скрипки, альта и виолончели ор. 48 (1950).

 

Первая серия Собрания сочинений Мечислава Вайнберга (издана в 2017–2021)
  • Том 1. Концертино для виолончели и струнного оркестра ор. 43 (1948) Первый вариант. Партитура и партия
  • Том 2. Концертино для скрипки и струнного оркестра ор. 42 (1948) Партитура и партия
  • Том 3. Квинтет для фортепиано, двух скрипок, альта и виолончели ор. 18 (1944) партитура и партии
  • Том 4a. Двенадцать пьес (миниатюр) для флейты и струнного оркестра ор. 29 bis (1945/1983). Клавир и партия
  • Том 4b. Двенадцать пьес (миниатюр) для флейты и струнного оркестра oр. 29 bis (1945/1983). Партитура и партия
  • Том 5. Трио для скрипки, альта и виолончели ор. 48 (1950). Партитура и партии
  • Том 6. Квартет № 8 для двух скрипок, альта и виолончели ор. 66 (1959). Посвящается квартету им. Бородина: Р.Д. Дубинскому, Я.П. Александрову, Д.В. Шебалину, В.А. Берлинскому. Партитура и партии
  • Том 7. Симфониетта № 2 для оркестра и литавр ор. 74 (1960). Посвящается квартету им. Бородина. Посвящается Рудольфу Борисовичу Баршаю. Партитура
  • Том 8. Концерт для трубы и оркестра ор. 94 (1966–1967). Посвящается Тимофею Александровичу Докшицеру. Партитура и партия
  • Том 9. Три детских тетради (23 прелюдии для фортепиано): оp. 16 (1944), оp. 19 (1944), ор. 23 (1945–1947). Посвящается Виктории Вайнберг
  • Том 10. 21 легкая пьеса для фортепиано ор. 34 (1946). Посвящается Н.И. Пейко
  • Том 11. Шесть детских песенок для голоса и фортепиано ор. 139 (1947/1984). Авторы стихов О. Жук, З. Александрова, В. Хорол, И. Перец.
  • Том 12a. Музыка к кинофильмам
  • Том 12b. Музыка к мультфильмам и фильмам для детей
  • Том 13. «Цыганская библия». Песни на слова Юлиана Тувима для меццо-сопрано и фортепиано ор. 57 (1956). Посвящается Дмитрию Дмитриевичу Шостаковичу

«МО»

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях

ВКонтакте    Телеграм