«Оркестр»: вышел № 3 (492,493) газеты «Музыкальное обозрение» за 2022 год

«Оркестр»: вышел № 3 (492,493) газеты «Музыкальное обозрение» за 2022 год
Фото Андрей Устинов

В номере 3 газеты «Музыкальное обозрение» — оркестры и дирижеры со всех сторон. Под микроскопом и с квадрокоптера. Тайны, проблемы, интриги, приобретения и потери. Что было, что есть и что б….?  Темы номера — «Оркестр», «Персимфанс».

В номере:

Из жизни играющих. Российский оркестровый ландшафт в 2020–2022:

Статья Андрея Устинова и Павла Райгородского.

Симфонический форум в Екатеринбурге,
«Год Шостаковича», репертуар,
оркестры посчитали и поделили,
оркестры-лидеры и «оркестры-невидимки»,
дирижеры и гастроли, юбилеи и памятные даты,
отставки и назначения, опустевшие подиумы… (материал на сайте «МО»)

Круговорот conductors или кто здесь главный?

Миграция, эмиграция, передислокация и другие приключения дирижеров в России. Оркестры Москвы и регионов:
Ульяновск: Фабио и Ко.
Тамбов: Новый оркестр вместо старого.
Ростов-на-Дону: Шабуров
Тольятти: Мокеров
Хабаровск
Киров: Дербилов
Тюмень: Карабанов
Санкт-Петербург: Титов
Самара: Щербаков vs Десси
Новосибирск: Зандерлинг

Павел Коган по собственному желанию покинул МГАСО имени себя. Василий Петренко приостановил сотрудничество с Госоркестром имени Е.Ф. Светланова. (материал на сайте «МО»)

Темирканов попрощался

Юрий Темирканов. Фото Владимир Григорович (1922–1995)

Юрий Темирканов передал пост худрука Заслуженного коллектива России АСО Санкт-Петербургской филармонии Николаю Алексееву, но остался художественным руководителем филармонии.  (материал на сайте «МО»)


Готовьтесь к концертам

Фото Вера Журавлева

«Готовьтесь к концертам!» — призывает любителей музыки Владимир Юровский, бывший художественный руководитель, а ныне почетный дирижер Госоркестра имени Е.Ф. Светланова и художественный руководитель Баварской оперы. 4 апреля ему исполнилось 50 лет. (материал на сайте «МО»)


Souvenirs d’une belle époque — «Воспоминания о прекрасной эпохе»

Фото Владимир Волков / Московская филармония

Лучшие страницы концертной жизни Москвы в сезоне 2021/2022 в обзоре Антона Дубина: Гендель и Губайдулина, L’Ensemble intercontemporain и Иан Бостридж, Уильям Кристи и Les Arts Florissants, Марк Минковски и «Музыканты Лувра», Филипп Херревеге и Пааво Ярви… Самые памятные концерты со 2 сентября по 26 февраля. (материал на сайте «МО»)

Молодежные сборные

Российский национальный молодежный симфонический оркестр. Фото предоставлено Московской филармонией

Молодым везде у нас — оркестр! О молодежных и юношеских оркестрах России, их достижениях, проблемах, перспективах — в эксклюзивном аналитическом материале «МО» от Андрея Устинова и Павла Райгородского. (материал на сайте «МО»)


«И назвавши себя — Седьмая»

Дмитрий Шостакович, декабрь 1941

Воспоминания и размышления Иосифа Райскина (очевидца и слушателя премьеры 7-й симфонии Шостаковича в Куйбышеве 5 марта 1942) о Седьмой симфонии, истории ее создания, премьерах в Куйбышеве и в блокадном Ленинграде. (материал на сайте «МО»)


«Седьмая симфония»: мнения, сомнения

"Седьмая симфония", сериал, 2021. Кадр из сериала

Отклики СМИ на показ сериала «Седьмая симфония» на телеканале «Россия» (материал на сайте «МО»)


Оркестр Сибирью прирастет

Новосибирский юношеский симфонический оркестру имени В.Я. Янковского

История и современность Новосибирского юношеского симфонического оркестра, которому исполнилось 25 лет. (материал на сайте «МО»)


«Оркестровая карта России»

Новосибирский филармонический и Ярославский губернаторский симфонические оркестры.

In memoriam

Памяти дирижера Михаила Юровского (25 декабря 1945 – 19 марта 2022). ((материал на сайте «МО»)
Памяти пианистки Юлии Туркиной, музыковеда и хормейстера Ларисы Абелян, музыковеда Изольды Цахер, органистки Татьяны Чаусовой.

ПЕРФОРМАНС – ПЕРСИМФАНС!

Специальный выпуск «МО» — № 3 (493) «100 лет Персимфанса».

Персимфанс на репетиции с Сергеем Прокофьевым в Большом зале Московской консерватории. 1927

Первый симфонический ансамбль без дирижера, существовавший в 1922–1933. История Персимфанса, музыканты, жившие и творившие в те годы, рецензии, высказывания современников. Музыкальный ландшафт 20-х годов ХХ века. Хроника 1922 года: окончание Гражданской войны, НЭП, «Философский пароход», образование СССР. Первый концерт Персимфанса. И возрожденный Персимфанс наших дней. Новый Персимфанс – Арт-группа Персимфанс. (материал на сайте «МО»)

ДнепроГЭС, химия и второе пришествие

Концерт Персимфанс. Концертный зал им. П.И. Чайковского. Февраль 2022/ Фото предоставлено Московской филармонией

Комиссар, секретарь правления Персимфанса Григорий Кротенко: «Персимфанс — это не оркестр в привычном филармоническом смысле этого слова. Персимфанс — арт-группа. Смыслы наших акций находятся и в сфере искусства, и в социальном поле. Само наше существование — убедительный пример демократии, яркий и серьезный политический жест». (Читать на сайте «МО»)


«Пять лет Персимфанса»

Фрагменты книги Арнольда Цуккера, опубликованные в книге «100 лет Персимфанса» (М.: Бослен, 2022) (материал на сайте «МО»)

«Явление нового искусства»

Леонид Сабанеев. Фрагменты книги «Музыка после Октября». М.: 1926 (из книги А. Цуккера «Пять лет Персимфанса», опубликованной в книге «100 лет Персимфанса»).(материал на сайте «МО»)

Книги номера

Мелодические лица
Михаил Юровский. «Династия Юровских. Больше века в музыке». – М.: Музыка, 2022

«О профессии дирижера я мечтал с детства, но, признаться, не с самого раннего, и эти мечты возникли из первоначального желания стать режиссером кино или даже театра: естественно, ни об опере, ни о балете, ни о симфонической музыке я тогда и думать еще не мог!». Воспоминания маэстро, вышедшие незадолго до его ухода из жизни. (Читать на сайте «МО»)

Взгляд из нового века
Станислав Понятовский. «Персимфанс – оркестр без дирижера». – М.: Музыка, 2003

«В начале 2000-х годов мне в руки попала книга Понятовского о Персимфансе. — Конечно, то, что я там прочел, было поразительно. Размах деятельности Персимфанса, концептуальная ясность и продуманность, масса оригинальных новаторских идей, объем сыгранных программ, уровень артистов, выступавших с Персимфансом и в Персимфансе — это действительно сногсшибательно» (Петр Айду, инициатор воссоздания Персимфанса в XXI веке).

Персимфанс: 1922–2122
100 лет Персимфанса / П.Э. Айду, К.В. Дудаков-Кашуро, Г.П. Кротенко, Я.В. Шварцштейн. – М.: Бослен, 2022

«Наша книга не только о прошлой и настоящей жизни ансамбля. Она о летаргическом сне, в котором Персимфанс видел апокалиптические кошмары ХХ века. Она о следующем столетии. Со времен Гутенберга не было напечатано книги важнее: она рассказывает о втором пришествии в прошедшем времени. Наш квартет — Айду, Дудаков, Шварцштейн и Кротенко — говорит из Миллениума. Персимфанс спасет мир: давайте играть вместе, мы знаем, как это делать» (Григорий Кротенко).


Фото первой полосы

Фото Андрей Устинов

Гравюра номера

«Морские чудовища вокруг корабля», Адриан Колларт (ок. 1560—1618) Ruks Museum, Амстердам, Нидерланды

Фото номера

Вучетич Е.В. (1908—1974). «Перекуем мечи на орала», 1957. Авторская копия. Филиал Третьяковской галереи на Крымском валу, парк «Музеон». Фото Андрей Устинов

Официальный представитель Steinway & Sons в России
ООО «Старт-Вест-94» — STEINWAY & SONS, BOSTON, ESSEX

121170, Москва, Кутузовский пр-т, д. 41, стр. 1
Тел./факс (495) 280-72-74, 780-05-96, e-mail: sw7800596@yandex.ru
Гамбург, Ронденбарг 10, Д 22525, Германия, тел. +49-40-85-39-11-07 www.steinwaysons.ru
Гарантия фабрики-изготовителя, выбор концертных роялей D-274 на фабрике

«МО»

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях

ВКонтакте    Телеграм