Выживет ли «книжное дерево»?

Музыкальное книгоиздание в Год литературы в России: проблемы, тенденции и тренды
Выживет ли «книжное дерево»?
Фото Андрей Устинов

В России 2015 объявлен Годом литературы. В прошлом году (2014) мы прошли через Год культуры. Кому-то он запомнился спортивными достижениями российской сборной на Олимпийских Играх в Сочи. Для кого-то стал годом «Тангейзера» и общественных дискуссий о культуре. А еще развернулась крымская эпопея и военные действия на Украине.

Год литературы начался с разрушительного пожара в библиотеке ИНИОН РАН, являющейся оазисом интеллектуального изобилия в области гуманитарных наук. Пострадали тиражи книг, выпущенные в сериях Российской академии наук под руководством С. Я. Левит. Ее деятельность газета «МО» отметила как «лучшего книжного куратора — 2014». Гибель библиотеки — это и эсхатологический символ, когда уничтожается память, зафиксированная с помощью печатного слова, и страшная потеря уникальных интеллектуальных ресурсов (например, коллекция периодики). Рок? Закономерность? Предостережение? На это накладывается другой символ — грандиозная книжная выставка на Красной площади (25—28 июня). Впервые главный государственный образ страны объединяется с образом книги. Фестивальная, карнавальная форма культуры выполняла важную миссию — связать развлечение с книгой и чтением. Это фасад, «обложка» книжного процесса в России. А что же происходит за красивыми декорациями?

Пикник на обочине

Книжная система пытается выстоять в условиях финансового кризиса, обесценивания рубля по отношению к доллару и евро, в ситуации зависимости от импорта. Много шума наделал введенный торговый сбор на арендные площади в Москве, который, возможно, распространится по всей России. Небольшие книжные магазинчики расценили дополнительные поборы как окончательный смертельный удар. Альянс независимых издателей и книгораспространителей опубликовал петицию за внесение в закон поправок, освобождающих книжные магазины от этого сбора

Прогнозы в этой ситуации таковы: книги будут дорожать где-то минимум на 25%. Типографии уже подняли цены, что является вынужденной мерой — краска и бумага импортные.

Статистика

По данным Российской книжной палаты за первое полугодие 2015 общий тираж книг и брошюр, выпушенный в России на 20% меньше, чем в прошлом году. Совокупный тираж книжных новинок снизился на 14, 6%. Самой многочисленной группой оказались книги и брошюры, напечатанные тиражом до 500 (!) экземпляров — в эту группу вошли свыше 24,7 тысяч изданий (именно к этой категории книг уже давно принадлежит музыкальная продукция). На 10% уменьшилось число переводных книг.

По данным журнала «Книжная индустрия» (апрель, 2015), только за последний год в России было закрыто более 100 книжных магазинов. Самым существенным изменением, о котором говорят главные игроки книжной отрасли, стало закрытие важных сетей «Топ-книга» и «Букбери». На сегодняшний день в России работает 2221 книжный магазин. Таким образом, один книжный магазин в РФ приходится на 64 600 человек. В столицах эти показатели чуть лучше: один магазин — на 55 тысяч жителей в Москве и 30 тысяч — в Санкт-Петербурге. Для сравнения: в европейских странах в крупных городах один книжный магазин приходится в среднем на 10 тысяч жителей.

Миссия невыполнима?

Несмотря на кризис, книги продолжают издаваться. Работают книжные магазины и интернет-магазины (самые раскрученные Ozon и Labirint). Запущен официальный сайт Года литературы в России: https://godliteratury.ru/

А участники книжного процесса пытаются добиться включения в «Основы культурной политики» пункт о защите книжных магазинов и издательств, в том числе о предоставлении им статуса учреждения культуры, получении финансовой и имиджевой поддержки государства. Сами участники книжного процесса видят себя в роли культуртрегеров, поэтому роль книжного магазина выходит за рамки только продаж. Постепенно появляются своего рода досуговые центры — миксты из магазина, библиотеки, интернет-точки с бесплатным Wi-Fi, клуба по интересам, куда приходят популярные писатели, интеллектуального центра с диспутами и мастер-классами, продленки для детей и, наконец, кафе.

Музыка в слове

В музыкальном мире книга о музыке занимает довольно странное положение падчерицы. Может быть, многие придерживаются того мнения, что писать о музыке, все равно что рассказывать слепым о танце?! Это дело неблагодарное (вот она, теория Ганслика в действии!).

Количество специализированных издательств остается стабильным, но все они занимают разный статус и действуют с разной степенью успешности.

Номер один — петербургский «Композитор», выпускающий несколько полных собраний сочинений, ноты, обучающую литературу, литературу о музыкальном Петербурге и актуальные исследования. В его конгломерате собственный магазин в центре Петербурга, интернет-магазин, где идет продажа книг и других издательств, а также поддержка Союза композиторов Петербурга. Показатели за 2014 год: средняя цена за 1 экземпляр книги составила 700 руб., средний тираж — 600 экз., количество проданных книг в 2014 году по сравнению с 2013 увеличилось на 18%.

Исследовательским центром наследия Д. Д. Шостаковича является издательство «DSCH». Это и культурный центр, и издательство с выпуском полного собрания сочинений, и центр распространения его музыки. Фактически, оно является единственным в России научным институтом, посвященным творчеству отечественного классика.

Держится на плаву московская «Музыка» и его вторая половина, «Издательство П. Юргенсон». Иногда можно увидеть новинки от «Дека-ВС» и московского «Композитора».

В 2015 большую медийную поддержку получило челябинское издательство «MPI», выпустившее первые 4 тома Полного собрания сочинений П. И. Чайковского. Оно боролось за престижный титул «Книги года» на книжной ярмарке ММКВЯ (2—6 сентября), но проиграло другому госпроекту «Великая Отечественная война 1941—1945 годов» в 12 томах, выпущенное Министерством обороны РФ. Конечно, война и победа на уровне государственных ценностей, оказались выше музыкального классика.

Отдельным и довольно обширным сегментом можно считать вузовскую книгу, презентирующую вузовскую науку. Лидером среди них является Московская консерватория с ее отдельным научно-издательским центром, интернет-страничкой и киоском, где можно купить новинки. В Петербургской консерватории активно издаются исследования по музыкальной палеографии и расшифровки древних русских песнопений.

В небольших гуманитарных издательствах существуют специализированные серии по музыке. Интересные исследования печатают: «Центр культурных инициатив» (публикующий серии РАН), «Аграф», «Молодая гвардия» с серией «ЖЗЛ», Издательство им. Новикова, «Ad Marginem», «Дмитрий Буланин».

В раскрученных интеллектуальных издательствах также иногда появляются музыкальные новинки, особенно если они связаны с широкими проблемами культуры, с исследованиями советской истории или являются частью non-fiction. Эти направления развивают «Corpus», «Новое литературное обозрение», Издательство им. Лимбаха. Тиражи музыкальных книг, выпускаемых музыкальными издательствами, уже лет пять не поднимаются выше 500—800 экземпляров. Наиболее распространенный тираж составляет где-то 300 экземпляров.

Основным спросом в музыкальной отрасли пользуются ноты и образовательная литература (учебники, пособия, самоучители). За счет этого пытаются выживать и музыкальные издательства. Специализируются на этой продукции издательства «Планета музыки», «Питер».

Финансовый кризис незначительно сказался на музыкальном рынке, который и без этого уже лет пять находится в стагнации. Можно ли назвать его рынком, когда основные рыночные механизмы здесь не работают?!

Единственное огорчение для любителей книг по искусству — закрытие магазина «Паолине», который располагался напротив Московской консерватории. Да и «Классика-XXI», переформатировавшаяся в «Арт-транзит», почти отошла от музыки и перешла на распространение книг по искусству, арт-бизнесу и образованию. Из последних проектов — запуск серии книг «Новая школа». В сентябре 2015 вышло исследование П. Сальберга «Финские уроки: история успеха образовательной реформы в Финляндии».

Тематика

Главным событием книжного 2015 года стал старт Полного собрания сочинений Чайковского. Первые четыре тома приурочены к 175‑летию композитора.

В привязке к юбилейным датам вышли две монографии о Бетховене, две — о Бахе. Экзотика — монография о Сальери, долгое время не имеющем книги на русском языке. Актуальная музыка неизменно вызывает поток публикаций. О современных петербургских композиторах много публикует питерский «Композитор», что является одной из его стабильных линий. Продолжает пользоваться спросом балетная тема: от исторической монографии о Петипа до сборника рецензий и записок концертмейстера балета.

Если все книжные эксперты в один голос утверждают, что книги для детей никогда не выйдут из спроса, то в секторе детской литературы о музыке пока все тоже затишье. Можно отметить лишь новые проект издательства «Бослен» и визуальные энциклопедии «Арт-Волхонки».

Игра в одни ворота

Модель современного книжного процесса в музыкальной отрасли, как и в «большом мире» книг, состоит из нескольких «игроков»: автора, издателя, дистрибутора (сюда же относится система ярмарок и фестивалей), книгопродавца (магазин или интернет-магазин), библиотеки и читателя. Чтобы система работала, шестеренки ее элементов должны сцепляться друг другу и тем самым двигать вперед механизм.

В книжном спецномере мы представляем позиции издателя (И. Прохорова, гендиректор издательства «НЛО») и книгопродавца (М. Каменева, директор наиболее успешного книжного магазина «Москва»). Они же много говорят о системе дистрибуции.

Позиция автора и читателя — это опыт самой газеты. В 2014—2015 под эгидой «МО» вышло три книги: хроника и аналитика газеты в сборнике статей «Международный конкурс им. П. И. Чайковского: Хроника событий. Факты. Интервью. Комментарии», фотоальбом главного редактора «МО» А. Устинова «INSTRUMENTARIUM» и книга-справочник «Музыкальные конкурсы России. 2015».

Кроме того, именно газета является наиболее профессиональным читателем, так как на ее страницах сохраняется постоянная рубрика «Книги»: с рецензированием, рейтингами и премией за лучшие издания (подобная практика является уникальной среди других СМИ).

Пройдя путь от разработки идеи книги до процесса распространения и зная опыт других игроков этого процесса, мы воссоздаем модель современной книжной системы.

Этюд в иронических тонах

Эта «машина» пока больше тарахтит, чем движется вперед. Каждый игрок работает по принципу «вопреки», так что рассуждать о рыночных механизмах в музыкальной отрасли бессмысленно. Если создать коллективный портрет издателя или распространителя, то это будет человек, одержимый книжным делом, книжный фанатик, не представляющий жизни без бумажной книги и без своей деятельности по ее производству. Это его хобби, которому он посвящает 24 часа в сутки и максимум энергии. Часто он работает где-то еще (например, в исследовательском институте), чтобы обеспечить себе «хлеб без масла».

Автор может издать готовую рукопись в основном за свои средства — личные вложения, полученный грант или спонсорскую помощь (третье реже). Издательство в этом случае часто выступает как типография — не влияет на замысел, не вкладывается в оформление книги. Тяготы редактуры и корректуры в этом случае ложатся на плечи автора. Отсюда ощущается неутешительная тенденция: культура оформления и издания печатного текста уходит (часто невозможно найти полные выходные данные на титульных листах издания, вплоть до отсутствия информации о тираже). Об авторском гонораре речи не идет. Абсолютное счастье автор ощущает уже от того, что его детище материализовалось в книгу.

Настоящие «круги ада» проходит автор, когда пытается распространить издание. Хорошо если у издательства есть свой магазин (в этом смысле в самом благоприятном положении находится «Композитор-Санкт-Петербург» с собственным выставочным пространством) или целый пиар-отдел, занимающийся продвижением новинок.

В выигрыше оказываются и те, кто организовывает при издательстве собственный интернет-магазин, продавая книги с минимальной накруткой. Так поступает «Corpus», объявляя дни бесплатной доставки по всей России. «НЛО» включилось в цифровое пространство.

В противном случае, если автор заинтересован в продажах, то он должен буквально каждый экземпляр разносить вручную по предполагаемым продажным точкам и потенциальным покупателям.

Как показывает статистика «Литературной карты России» (исследование Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям), успех книги, уровень ее распространения зависит от пиар-компании издателя, его активных действиях. Но зачастую у маленьких издательств, специализирующихся на интеллектуальной литературе и берущихся иногда за музыкальные темы, просто нет ресурсов (материальных, временных и человеческих) для ее продвижения. В малом издательстве может работать 2—3 человека: директор, занимающийся финансами, и редактор, создающий культурную политику, отбирающий рукописи, выполняющий редактуру и даже корректуру. И еще дизайнер, он же верстальщик, который отвечает за процесс производства. Часто команда собирается под конкретный заказ, полученный грант.

Наибольшие проблемы в системе дистрибуции у вузовской книги. Информацию о том, что, где, почему и когда публикуется, получить практически невозможно, она остается за «семью печатями», в стенах вуза. Может, понятие успеха книги вообще не входит в круг ожиданий ее производителей?

Для кого?

Как и во всей книжной отрасли, главной проблемой остается вопрос распространения. По логике, если книги издаются, значит они кому-то нужны. Но, как показывает опыт, зачастую они оказываются нужны лишь самому автору и десятку-другому его знакомым. Получается, что проблема не только в отсутствии денег, с одной стороны, на производство и, а с другой, — на покупку? Скорее дело в другом — нет потребности в чтении о музыке, даже у профессиональных музыкантов. Существует ли сегодня понятие «Музыкант читающий»? Может ли стать этот имидж привлекательным и востребованным в российской культуре?

Эту функцию могли бы выполнять специализированные библиотеки и библиотеки вузов. Но и здесь система не срабатывает. Библиотеки существуют на обочине актуального книжного процесса. Как сообщила заведующая библиотеки в одном из ведущих вузов страны, «наш вуз не участвует в рассылке книжной палаты» (это такой список, по которому издательства должны обязательно рассылать новинки). «А зачем? — удивилась она. — Нам приходит столько не нужного, вот мы и отказались».

Как показывает статистика, главной проблемой библиотек оказывается отставание от актуального книжного процесса. Книги долгое время описываются, поступают в электронные и карточные каталоги. Этот путь в лучшем случае занимает 2—3 года.

Где искать?

До читателя информация о книгах приходит в обрывочном виде. Лишь самые громкие научно-популярные проекты, поддержанные в СМИ, а таких 1—2 в год. Наиболее продвинутые магазины делают тематические выкладки. Магазин «Москва» и его интернет-версия создают списки по темам, можно заказать личную рассылку по теме «Музыка». Правда, туда попадут и книги о группе «Сплин» и блатной песне, рок и рок-н‑рольные истории. Появилась рубрикация в интернет-магазине «Фаланстер», но не всегда полностью отражающая реальный ассортимент магазина. Еще одна точка: «Циолковский» действует как реально, так и онлайн. Музыкальная полка охватывает книги с 2005 по всем направлениям.

Институт ярмарок и выставок практически не срабатывает для музыкального пространства. Специализированный сектор растворяется в общем потоке книжного производства. Музыкальные же издательства в основном не участвуют в выставках из-за высокой арендной платы. Только «DSCH», для которого ежегодное участие в ММКВЯ, Non/Fiction является вопросом репутации и престижа.

Газета «Музыкальное обозрение» становится единственной площадкой, где собирается большинство книг по академической музыке. В том числе у нас представлена вузовская книга, сборники научных статей, которые практически не находят выхода к аудитории.

А нужны ли печатные книги?

С развитием интернет-технологий образовательные и исследовательские проекты зачастую выкладываются в интернете. Исключая детскую литературу и альбомы по искусству (хотя и этот сегмент активно развивается в онлайн), многие музыкальные издания могли бы тоже переходить в разряд виртуальных. Тем более, что печатаются они на гранты государства, практически не покупаются, пылятся на складах, рынок продаж в стагнации. Наиболее востребованные интернет-площадки, они не только не «отбирают» покупателей у «реальной» книги, а наоборот создают ей дополнительную бесплатную рекламу (как образовательный проект Arzamas, активно работающий и с музыкальной сферой).

P. S.

В качестве приятного бонуса, можно привести данные Института глобализации и социальных движений. В его февральском докладе был дан следующий прогноз: в ситуации кризиса «наибольшие потери понесет развлекательный жанр. Спрос сосредоточится на серьезных произведениях, способных помочь людям разобраться в настоящем и определиться с будущим. Кризис подтолкнет миллионы россиян к поиску нового смысла жизни». А значит, и интеллектуальные книги по музыке могут оказаться в тренде.

P. P. S.

Впервые за последние 30 лет Нобелевскую премию по литературе присудили русскоязычному автору — Светлане Алексиевич «за ее многоголосное творчество — памятник страданию и мужеству в наше время». Ее имя вписано в один ряд с И. Буниным, Б. Пастернаком, М, Шолоховым, А. Солженицыным, И. Бродским. Характерно, что отмечены жанр документальной литературы и литература с российскими героями и российскими историческими событиями. Романы «У войны не женское лицо» (1985), «Последние свидетели» (1985), «Цинковые мальчики» (1990), «Зачарованные смертью» (1993), «Чернобыльская молитва» (1997), «Последние свидетели. Соло для детского голоса» (2004) и «Время сэконд хэнд» (2013) посвящены страшным событиям Второй мировой, афганской и чеченской войн, Чернобыльской катастрофе, увиденным глазами женщин и детей. Вслед за объявлением имени победительницы в России развернулась горячая дискуссия о решении Нобелевского комитета. Правильно или нет? Достойна или нет? Но каждая премия решает судьбу лауреатов так, как она хочет. Можно только позавидовать всемирному значению Нобелевской. Учредите свою премию и награждайте ею своих «лучших». Вот такое завершение Года литературы!

При подготовке статьи использованы данные сайта Года литературы, сайта Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, журнала «Университетская книга».

Екатерина КЛЮЧНИКОВА, Андрей УСТИНОВ