Выставка «Сергей Прокофьев. Гимн любви» открылась в Александринском театре

Выставка «Сергей Прокофьев. Гимн любви» открылась в Александринском театре

Театральная выставка «Сергей Прокофьев. Гимн любви» открылась 15 апреля 2016 в фойе Новой сцены Александринского театра.

Экспозиция приурочена к 125-летию со дня рождения блистательного русского композитора Сергея Прокофьева и подготовлена в рамках программы XV Международного фестиваля балета Dance Open Государственным центральным театральным музеем им. А. А. Бахрушина.

Центральный сюжет экспозиции — главный балет Прокофьева «Ромео и Джульетта», история его создания и поистине драматическая судьба: от клейма «нетанцевальности» до триумфального шествия балета по лучшим сценическим площадкам мира.

История создания музыки к «Ромео и Джульетте» с самого начала была окружена сюжетами непостижимыми и загадочными. Мало кто знает, что на создание головоломной музыкальной конструкции Прокофьева вдохновила игра в шахматы. Партия длиною в лето, которая была разыграна на 12-ти придвинутых друг к другу досках, могла бы войти в мировую шахматную историю. Но не вошла, потому что фиксировать драгоценные ходы было некому. Композитор играл сам с собой, и рождавшаяся в процессе игры музыка была его самой красноречивой, самой безоговорочной победой. В сентябре 1935 г. она была готова.

Шокирующей доминантой первоначальной версии балета стал счастливый финал шекспировской истории, предложенный Сергеем Сергеевичем в соавторстве с советским режиссёром и шекспироведом С. Э. Радловым. Немногим позже после ряда консультаций с хореографами балетный выход был найден, а музыка – переписана под трагический финал.

Первое представление балета в России, по настоянию хореографа Л. М. Лавровского дополненного рядом новых танцев и драматических эпизодов, состоялось только 11 января 1940 г. в Государственном театре оперы и балета им. Кирова в Ленинграде.

Среди экспонатов «Гимна любви» так много афиш и постеров спектаклей. Выставка представляет целую галерею портретов легендарных Ромео и Джульетт разных лет в разных хореографических трактовках: Михаила Габовича и Галины Улановой, Рудольфа Нуреева и Марго Фонтейн, Николая Фадеечева и Майи Плисецкой. На экспозиции можно увидеть эскизы декораций и костюмов, созданные В. Я. Левенталем и С. Б. Вирсаладзе, и представить себе спектакли прошлого.

Отдельного внимания заслуживают редкие личные снимки самого композитора за работой в кабинете, на репетициях оркестра, за дирижёрским пультом.

Помимо архивных исторических материалов, представленных Театральным музеем им. А. А. Бахрушина, внимание зрителей, без сомнения, привлекут современные экспонаты –сценические костюмы, созданные для труппы Пермского академического театра оперы и балета им. П. И. Чайковского. Именно в этом театре под руководством Алексея Мирошниченко в 2013 г. впервые на российскую сцену был перенесён крупноформатный балет «Ромео и Джульетта» в хореографии легенды Ковент Гарден Кеннета Макмиллана.

Художниками по костюмам выступили итальянские мастера, которые сотрудничали с фондом Макмиллана ранее – они создавали наряды для «Ромео и Джульетты» в Teatro alla Scala в 2010 г. Однако для постановки Пермского театра итальянские художники решили не повторяться, а создать уникальную сценографию и коллекцию костюмов. Всего было создано более 200 костюмов, на выставке будет представлена часть этой коллекции.

Выставка будет работать до 22 апреля 2016 со свободным посещением.