Вышел в свет № 6 (413) газеты «Музыкальное обозрение» за 2017 год

Вышел в свет № 6 (413) газеты «Музыкальное обозрение» за 2017 год
Фото Андрей Устинов, 2017

В номере:

«Большие итоги 2016 года». «Летнее чтение» от Андрея Устинова и Павла Райгородского

Наступило лето — традиционное «время большого чтения». Время, призывающее даже в этот безумный калейдоскопический век хотя бы ненадолго остановиться, оглянуться…

…летом такая возможность есть…

…вспомнить и мелочи, и то, что, как нам кажется, когда-то вырастет в нечто значительное, а мы через годы посмотрим, сбылись ли предсказания.

Что из плохого, вредного, негативного продолжает развиваться.

Что из хорошего, полезного, стоящего ушло, умерло.

О чем все же следует помнить, что не следует забывать.

С другой стороны, попробуем систематизировать недавние события по тенденциям, идеям, темам… Попытаемся понять, как прошлое влияет на сегодняшнюю нашу жизнь, на творчество?

Попытаемся оставить для потомков более или менее объективную, основанную на фактах, картину и панораму Времени, которое уже никогда не вернется, но воспоминания о нем еще более-менее свежи.

Попытаемся это сделать с холодным рассудком и горячим сердцем: даже если рассудок к чему-то уже охладел, но сердце, хочется надеяться, еще не потеряло горячность…

Константин Райкин: «Нам нужно соединиться». Художественный руководитель театра «Сатирикон» Константин Райкин выступил на съезде Союза театральных деятелей РФ

«Меня очень тревожат — я думаю, как и вас всех — те явления, которые происходят в нашей жизни. Эти наезды на искусство, на театр, в частности. Эти совершенно беззаконные, экстремистские, наглые, агрессивные, прикрывающиеся словами о нравственности, о морали, и вообще всяческими благими и высокими словами: “патриотизм”, “Родина” и “высокая нравственность”. Вот эти группки оскорбленных якобы людей, которые закрывают спектакли, закрывают выставки, очень нагло себя ведут, и к которым власть как-то странно нейтральна — дистанцируется. Это безобразные посягательства на свободу творчества, на запрет цензуры. А запрет цензуры — я считаю, величайшее событие векового значения в нашей жизни, в художественной, духовной жизни нашей страны… Это проклятие и многовековой позор отечественной культуры, нашего искусства — наконец, был запрещен.

И что сейчас происходит? Я вижу, как у кого-то явно чешутся руки — это изменить и вернуть обратно. Причем вернуть обратно не во времена застоя, а еще в более давние сталинские времена».

Владимир Путин: «Где найти таких чиновников, как Вы?». Дискуссия о недопустимости цензуры на заседании Советов при президенте РФ по культуре и искусству и по русскому языку

Евгений Миронов, член Совета по культуре и искусству: «Как Вы, Владимир Владимирович, знаете, в минувшие месяцы в профессиональной среде, театральной среде, возникли опасения по поводу ограничения свободы творчества. Эти опасения во многом связаны именно с противоправными действиями ряда чиновников, в том числе в провинции, где, попросту говоря, запрещали к показу некоторые спектакли, ссылаясь на некоторых представителей тех или иных общественных организаций».

Прямая речь. Цитаты известных политиков и музыкантов

Валерий Гергиев: «Чем старше я становлюсь, тем больше я понимаю, что артист должен быть скромным, честным, а тем более музыкант. Можно сказать, что каждый музыкант — это немножко гуманист, <…> и этот маленький гуманист в нем растет и растет, и растет» (речь на вручении Государственной премии РФ, июнь 2016)

Денис Мацуев: «Перед Кубком конфедераций и чемпионатом мира мы постараемся организовать <футбольный> турнир среди артистов. Пригласим в том числе и артистов из-за рубежа. Спорт и культура связаны друг с другом неразрывно. Сейчас наблюдается всплеск интереса к искусству, а спорт – это продолжение искусства» (февраль 2016)

Владимир Спиваков: «Когда мы с оркестром играли концерт, посвященный 70-летию снятия блокады в Ленинграде, то после выступления, когда я уже собирался уезжать, ко мне подошли доверенные лица Владимира Владимировича и попросили еще раз выйти в фойе, поскольку президент не хотел уходить, не попрощавшись со мной. И таких случаев много. Как видите, дело не в моем статусе, просто это нормальное человеческое общение» (декабрь 2015)

Елена Ямпольская: «Когда как журналист и главный редактор газеты я общалась с представителями разных партий, я поняла, что дело делать можно только с “Единой Россией”. “Единая Россия” делает. Мне бы хотелось быть с теми, кто деятельный, а не с теми, кто только разговаривает» (апрель 2016).

Сергей Ролдугин: «Владимир Владимирович — человек очень высокого духа, ему нравится все высокое.  Он очень любит классическую музыку. Как-то на концерте в Москве я играл в первом отделении. Отыграл, меня пригласили в его ложу. Его приближенные говорят: “Ну что, Сергей отыграл. Уходим?”. А Володя отвечает: “Нет. Во втором отделении будет Рихард Штраус, “Жизнь героя”. Я хочу послушать…”. И мы остались. А это сложнейшая симфоническая партитура…» («Вечерняя Казань», март 2014).

Операция «Пальмира». Оркестр Мариинского театра: концерт в древнем сирийском городе

Вскоре после первого освобождения Пальмиры российскими и правительственными сирийскими войсками, мужской состав оркестра Мариинского театра во главе с В. Гергиевым, виолончелист С. Ролдугин и скрипач П. Милюков дали в этом городе концерт «С молитвой о Пальмире. Музыка оживляет древние стены». <…> Оркестр Мариинки, участвовавший в те дни в Пасхальном фестивале, совершил «марш-бросок» по маршруту Россия — Пальмира — Россия: фактически это была секретная спецоперация.

В Пальмиру музыканты вылетели вечером 4 мая из Екатеринбурга, где выступали в ходе Пасхального фестиваля. Как рассказывали оркестранты, сразу после вечернего концерта они выехали в аэропорт. В Сирию летели всю ночь на военном самолете.

5-го рано утром приземлились на российской военной базе, где позавтракали, надели бронежилеты весом около 10 кг и сели в автобусы. Путь в Пальмиру занял несколько часов. Ехали с задраенными окнами, без остановок. Туалетов в автобусах не было.

«В каждой мимолетности вижу я миры…». Итоги «Года Сергея Прокофьева» от Павла Райгородского и Марии Зуевой

«В 2016 Прокофьев действительно стал “нашим музыкальным всем”, заменив хотя бы на один год — на свой юбилейный год — П.И. Чайковского. Его 125-летие отмечалось повсеместно и на всех уровнях: от Дворцовой площади Санкт-Петербурга до десятков сельских клубов и библиотек, от «Великана» до «Войны и мира», от балета до музыковедения, от художественных выставок до литературных проектов…»

«Оперное нашествие». Итоги оперного 2016 года. Премьеры театров оперы и балета и музыкальных театров от Андрея Хрипина

Не будь 2016 объявлен Годом кино — его вполне можно было бы назвать Годом оперы. Такого количества событий — премьер, фестивалей, концертных исполнений, филармонических абонементов, кинопоказов — невозможно припомнить.

Сцена из спектакля "Симон Бокканегра", театр Ла Скала на сцене ГАБТ, 2016

Событием года стали сентябрьские гастроли театра «Ла Скала» на сцене Большого театра в рамках фестиваля «Черешневый лес».

Самые яркие премьеры прошли в московских театрах. Четыре из них — «Катерина Измайлова» Шостаковича и «Билли Бадд» Бриттена в Большом театре; «Любовь к трем апельсинам» Прокофьева и «Пиковая дама» Чайковского в МАМТе — удостоены премии «МО» в номинации «Спектакль года — опера».

«3 000 000 знаков с пробелами». Год газеты «Музыкальное обозрение». Всероссийский фестиваль «Музыкальное обозрение — opus 27»

В прошлом году газете «Музыкальное обозрение» исполнилось 27 лет.

27-й год «МО» — это:

12 номеров (9 выпусков) газеты.

328 полос формата А3.

Три миллиона знаков: букв, запятых, точек и пробелов.

Два специальных выпуска «МО»: к 70-летию Томской филармонии (№ 404) и 50-летию Белгородской филармонии (№ 407).

Четыре фестиваля: «Кружева», MusicDocFest, Всероссийский фестиваль к 85-летию Софии Губайдулиной, Всероссийский фестиваль «Музыкальное обозрение – opus 27».

46 концертов в 23 городах страны.

Абонемент «Персона-композитор» в Московской филармонии.

Четыре творческие встречи в России и Литве.

Специальный проект «Мечислав Вайнберг. “Пассажирка”. Первая театральная постановка в России» и подготовка к международному форуму «Мечислав Вайнберг (1919–1996). Возвращение».

Переезд в новое помещение.

«Как гуляли — веселились…». Симфоническая карта России 2016 года: оркестры, дирижеры, фестивали, гастроли

Юрий СИМОНОВ. Фото Дмитрий Линников

В отличие от оперного, оркестровый год заметных открытий не принес. На виду те же персоны и события: В. Юровский и его летний фестиваль, М. Плетнев и Большой фестиваль РНО, Ю. Симонов и его оркестр, В. Полянский и Госкапелла России, Д. Лисс и УАФО, А. Сладковский и ГСО Татарстана.

«…Посчитали — прослезились». Мониторинг симфонических оркестров от Александра Колотурского

В последние годы Союз концертных организаций России ведет мониторинг деятельности симфонических оркестров («МО» проводит свой мониторинг с 2003). Некоторые итоги, подготовленные к IV симфоническому форуму в Екатеринбурге, озвучил в своем выступлении на очередном съезде СКОР его вице-президент, директор Свердловской филармонии Александр Колотурский.

«Двадцать оттенков современного». События 2016 года в области современной музыки. Главное в мире новой музыки — от Владислава Тарнопольского

Год 2016-й оказался плодотворным для современной музыки.

Несколько резонансных фестивалей современной музыки: традиционных, с давней историей (как «Московская осень», «Московский форум») и сравнительно новых («Другое пространство», reMusic, Sound 59 в Перми и ряд других), с разным творческим контекстом. Современная музыка звучала и на других форумах (в частности, на «Возвращении» — произведения Л. Десятникова и С. Невского).

Главной персоной года в области новой музыки стала София Губайдулина, чье 85-летие было отмечено Всероссийским фестивалем.

В числе тех, чья роль в продвижении новой музыки традиционно значительна — ансамбли «Студия новой музыки» и МАСМ, «Электротеатр Станиславский», театры (им. Сац, им. Покровского, Пермский театр оперы и балета, теперь и «Геликон-опера»).

Важнейшей институцией в этом процессе в последние годы стала Московская филармония, с фестивалем биеннале «Другое пространство» и абонементом «Персона – композитор».

Музыковед Владислав Тарнопольский назвал 20 важнейших, по его мнению, событий 2016 года в области современной музыки.

«Танцующие в тесноте». Итоги балетного года от Екатерины Беляевой

Сцена из спектакля "Ромео и Джульетта", Екатеринбургский ТОБ, 2016

Прошлый год оставил странное ощущение пустоты на танцевальном поле. И не по причине уменьшения количества выпущенных в наших театрах и привезенных на гастроли спектаклей, а из-за тотального сужения самого балетного круга. Место, где балет и танец действительно рождаются, стало крошечным, еле различимым, фражильным. И, наоборот, вокруг проходных, само собой разумеющихся, тривиальных, заказных событий некоего альтернативного, официозного балетного мира выросла толпа безвкусных покровителей и безликих почитателей.

«Музыкальное жужжание». На земле и под землей, в небесах и на море, на аэродроме и на крейсере. Экзотика музыкального openair от Павла Райгородского

Фото primpress.ru

«Фишкой» года стали бесконечные концерты и фестивали open air: от Москвы и Калининграда до Южно-Сахалинска и Магадана садово-скверно-парково-водно-улично-подземная и прочая музыка буквально заполонила страну.

Список того, что происходило в прошлом году в жанре open air, поражает воображение. Такое впечатление, что города, регионы и исполнители соревновались в изобретательности: где и как можно «отметиться»?

«На книжном поле и книжных полках». Музыкальная библиотека-2016 от Ольги Шальневой

Marta Minujin. The Parthenon of Books, 2017, steel, books and plastic sheeting. Friedrichsplatz, Kassel, documenta 14. Фото Андрей Устинов

Более 20 лет «МО» ведет летопись российского музыкального книгоиздания, отслеживая, фиксируя и представляя на своих страницах все выходящие новинки. Диапазон жанров — от развернутых рецензий (полоса и более) до кратких аннотаций и представления в списках.

Что же год прошедший нам подготовил?

«Как всегда, впереди!» Молодые российские музыканты — лауреаты международных конкурсов 2016 года под эгидой WFIMC

Каждый прожитый год приносит бездну новых событий, впечатлений —радостных и не очень.

Но есть и то приятное, что не меняется из года в год.

Одна из таких констант — успешные выступления молодых россиян на самых престижных международных конкурсах на родине и за рубежом. Многие из этих состязаний входят в WFIMC (Всемирную федерацию международных музыкальных конкурсов), что еще более поднимает их статус. А значит, и статус их лауреатов.

«Дети и “Вдова Клико”». Итоги XIII Московского международного конкурса артистов балета и хореографов

С самого первого утреннего тура стало понятно, что тринадцатый московский смотр — это конкурс младшей группы. Здесь сразу определились лидеры, был задан хороший уровень, обнаружилась примечательная география. Юношеское вдохновение и яркие таланты детей предстали в незагримированном мудростью педагогов варианте.

«Бенуа» достиг Уругвая. В Большом театре в 25-й раз вручили призовые статуэтки «Бенуа де ля Данс»

Елизавета Кокорева и Денис Захаров. Фото Игорь Захаркин

Престиж этой премии, называемой «балетным Оскаром», не слабеет. Быть признанным внутри уважаемого сообщества хочется всем балетным артистам и хореографам. Как «МО» не раз отмечало, в последние годы сам мини-фестиваль «Бенуа де ля Данс», который когда-то был основным смотром новейшей хореографии мира, несколько потерялся на фоне энергичных столичных фестов, привозящих зарубежные спектакли целиком и в больших количествах. С другой стороны, формат концертных па де де или монологов из балетов способствует лучшей концентрации внимания, когда оценить спектакль в целом нужно по маленькому фрагменту.

Новости Ассоциации музыкальных конкурсов (АМКР)

Итоги и условия конкурсов, проходящих в России в 2017–2018 гг.

«Без Steinway жизнь пианиста была бы ошибкой…»

Исполнилось 80 лет пианисту и дирижеру, артисту Steinway & Sons Владимиру Ашкенази

Анонс

С 20 по 26 ноября в Москве пройдет Второй Всероссийский конкурс артистов балета и хореографов по специальности «Характерный и народно-сценический танец»

Официальный представитель Steinway & Sons в России
ООО «Старт-Вест-94» — STEINWAY & SONS, BOSTON, ESSEX

121170, Москва, Кутузовский пр-т, д. 41, стр. 1
Тел./факс (495) 280-72-74, 780-05-96, e-mail: [email protected]
Гамбург, Ронденбарг 10, Д 22525, Германия, тел. +49-40-85-39-11-07 www.steinwaysons.ru
Гарантия фабрики-изготовителя, выбор концертных роялей D-274 на фабрике