Вышел в свет № 4–5 (411–412) национальной газеты «Музыкальное обозрение» за 2017 год

Вышел в свет № 4–5 (411–412)  национальной газеты «Музыкальное обозрение» за 2017 год

Центральные материалы номера:

Лекция Даниила Дондурея «Любовь к Сталину, криминалу и плохому кино: как телевизор начал руководить нашим сознанием», которую он прочел в августе прошлого года в ходе фестиваля лекций «На крыше», организованного телеканалом «Дождь». Некоторые тезисы этой лекции:
Даниил Дондурей. Фото предоставлено редакцией журнала "Искусство кино"

Просмотр телепередач занимает в жизни россиян больше времени, чем любое другое занятие, «Намного больше, чем вся занятость в народном хозяйстве. Больше, чем общение с детьми. Телевидение на абсолютно первом месте. В 2014-м году каждый человек старше 4 лет (то есть потенциальный потребитель) смотрел телевизор 4 часа 20 минут в сутки. Каждый день, включая субботу и воскресенье. И это порядка 88–89% населения. Это миллиарды часов».

Российское телевидение превратилось в «криминально-сериальное ТВ»:

«Россия — абсолютный чемпион мира по демонстрации сериалов. Мы их сейчас снимаем и показываем в 2–2,5 раза больше, чем в Европе. В год примерно 3,5–4 тысячи новых часов сериалов, а кино — всего 200 часов в год. Примерно 130 фильмов по полтора часа. 200 — и 4000!?»

«Кто разрешил, чтобы все сюжеты (кроме “праймовых” развлечений) были помещены в пространство криминала?»

Телевидение ведет постоянную работу по формированию настроений в обществе:

«Работают смысловики. Парафраз к силовикам, как вы понимаете. Те люди занимаются правопорядком, а смысловики занимаются вашим пониманием жизни, и кто из них эффективнее — еще неизвестно, поскольку у силовиков без смысловиков ничего бы не получилось. Самые главные люди.

Не журналисты делают телевидение. Телевидение делают программисты. Телевидение делают создатели контента. Есть такое чудесное слово, не менее важное, чем «формат», это — «контент». Смыслы. Содержание. Тот, кто проектирует, производит, дает в эфир и потом многократно интерпретирует или отказывается от интерпретации, то есть уводит в никуда…».

«Если ты это не видел по телевидению — значит, этого не было в жизни. То есть ты видишь по телевидению — значит, это есть в реальности. Чем телевидение мощнейшим образом и пользуется, когда какое-то событие оно умножает, усиливает, увеличивает тысячекратно. А какое-то гасит, уводит. <…> Телевидение формирует мораль».

О недоверии:

«Основное социально-психологическое отношение к миру у граждан Российской Федерации (это примерно 67–69 % населения) в течение последних лет 8–10 — это чувство недоверия. Недоверия к другим людям. 59 % процентов считают, что нельзя вообще никому доверять, кроме собственной семьи. <…> Люди в России делятся всего на две категории — на своих и чужих. И всё. Если ты общаешься, вступаешь в бизнесы, сотрудничаешь, что-то делаешь, начинаешь, завершаешь, ждешь, планируешь и так далее — делай это со своими».

Даниил Борисович Дондурей — главный редактор журнала «Искусство кино» в 1993–2017 гг. Журналист, социолог, культуролог, аналитик. Ушел из жизни 10 мая 2017 года, не дожив 9 дней до своего 70-летия.

Эссе Григория Померанца «Корни будущего», в котором выдающийся философ и публицист ХХ века, обращаясь к истории человечества и обсуждая настоящее, пророчески заглядывает в будущее, в век XXI:
Григорий Померанц. Фото из личного архива семьи Г. Померанца

«В походах Чингисхана был свой дикий пафос. В них кипела и изливалась ненависть варваров к коварству «вавилонской блудницы», к интригам и проискам великих цивилизаций.

С этих пор обида и ненависть много раз рождали силу, перекраивавшую картину мира…

Ленин и Сталин, Муссолини и Гитлер лепили из одного материала, созданного мировой войной. Из материала ненависти. От этого и сходство того, что они вылепили».

«С 1914 г. мы живем в “посленовое время”. В 1914 г. возникло что-то, чего раньше не было. Из этого “чего-то” Ленин вылепил свое государство, Гитлер — свое, и мы до сих пор живем на той же самой почве. Меняются слова (коммунизм, нацизм, фундаментализм), а суть остается».

«Первая мировая война — неслыханная прежде четырехлетка ненависти. Пастернак обронил замечательную фразу: 1913-й год был последний, когда легче было любить, чем ненавидеть. Ненавидеть, ловить шпионов, искать измену. Оставалось научиться поворачивать ненависть из стороны в сторону: с немца на буржуя, а потом, когда буржуев повыбили, снова на немца. Или на американца. Это сумели сделать большевики.

Война создала и материальный костяк для государства, основанного на ненависти: управляемую экономику, подчиненную единой воле. Военная экономика Германии была образцом, на который несколько раз ссылался Ленин. По этому образцу он строил свой социализм. Нормальный, привычный, разумный мир был опрокинут. Непредвиденное грозило со всех сторон. В сознании массы людей, сбитых с толку, перекатывались волны злобы, страха и отчаяния».

«Между тем война, начавшаяся в 1914 г., до сих пор не кончилась. Страсти, сдавленные в спорах ядерных держав, кипят в малых войнах и в уличном терроре. Вся мощь Америки не может уберечь ее граждан от взрывов обыкновенных, неядерных бомб и от массового буйства. Характер террора изменился — в сторону еще большей жестокости».

«Свет обычно сопоставляется с разумом. «Свет разума». «Да здравствует солнце, да скроется тьма!» К несчастью, разум может быть одним из источников тьмы. Прямолинейные логические выводы из любого принципа ведут к абсурду. Зажегшись одной идеей, люди не слышат других, вступают с ними в отчаянную борьбу и открывают дорогу раздору. В истории действует множество законов, и постоянно происходит столкновение законов: один закон велит, другой запрещает. Один толкает вперед, другой останавливает или ведет в сторону. Равнодействующая истины складывается из векторов, число которых намного превосходит возможности человеческого ума. И ум восстает против ума, идея против идеи».

«Время от времени народы превращаются в панургово стадо и бросаются вслед за вождем, уверенным в своей миссии».

О современной России (эссе написано в 1993 году):

«Пока что мы лежим на операционном столе. Живот разрезан — и хирурги спорят, что делать дальше. Наркоз слабый, все ноет. Надо терпеть. Если встать — кишки вывалятся. Но становится невмоготу терпеть… Хватит ли у народа терпения? Хватит ли у хирургов разума? Хватит ли сил выгнать из операционной бандитов? Хватит ли у Запада ума — помочь нам продержаться? Случай уникальный, и готовые шаблоны только сбивают с толку.

Допустим, через несколько лет удастся задержать и остановить экономический распад. Но от этого духовный кризис не исчезнет. Духовное состояние России напоминает падение в бездну <…> Идеей или принципом российской политики должно стать достоинство личности, защита прав личности, защита от произвола администрации и буйства толпы. Только человек, уверенный в своем достоинстве, может стать добросовестным работником и создателем рациональной экономики».

Лекция художественного руководителя «Электротеатра Станиславский» Бориса Юхананова «Экспертиза и война критериев. Что может обеспечить эксперту его статус коммуникатора» в рамках образовательного проекта «Институт театра» Фестиваля «Золотая Маска».
Борис Юхананов. Фото Олимпия Орлова

Характеризуя роль эксперта в современном театральном искусстве, Борис Юхананов отметил:

«Сегодня в нашем отечестве полностью отсутствует необходимый ему институт профессиональной экспертизы. Результатом его отсутствия является недостижимость для чиновника культуры и для культуры чиновника. Следствием этого является бесконечная война, нечем не отформованная игра интересов и амбиций. Вследствие этого объективные критерии подчиняются самым разным импульсам, сглатываются ими, исчезают на территории общественной и социокультурной жизни, превращаясь в орудие, т.е. происходит чудовищное извращение, когда низшее начинает повелевать высшим. Все это превращает пейзаж нашей жизни в какой-то чудовищный скрежет сражения.  Выжить в нем трудно, не то что достигнуть гармонии. Гибнет культура, жизнь подчиняясь войне уводит нас в катакомбы и пещеры, мы заслоняемся друг от друга гаджетами и симулякрами, мы растрачиваем драгоценное коммуникативное вещество, нашу продуктивность на войну друг с другом. В конечном итоге, мы все друг друга перебьем, и неизвестно, возникнем ли заново. Останется только в неприкосновенности эта огромная страна с ее запасами воды и лесов. Но кто этим будет пользоваться? Американцы. Нас-то не останется. Так, пытаясь сохранить страну, мы можем ее потерять».

«Роль эксперта не заключается в том, чтобы управлять сложными, таинственными, подчас очень интенсивными процессами развития современности, в частности, культуры. Роль эксперта связана с тем, чтобы понимать происходящее во всех тонкостях и связях, кроме того, сигнализировать о происходящем во всех тонкостях, подчас потерях или приобретениях, которые случаются в актуальном пространстве жизни культурного сообщества. И это вторая важнейшая роль эксперта. Первая – это коммуникация, коммуникативная роль. Он обеспечивает связь во всем многообразии необходимостей, которые назревают на этой территории между художником, сохраняя и созидая вместе с художником его автономию, и чиновником, помогая и осуществляя необходимый путь сигнала от чиновника художнику, и обеспечивая тот диалог, который может состояться между чиновником и художником, иначе этот диалог не происходит».

«Театр многообразен, особенно современный театр. Требуется специальное время, чтобы стать знатоком этой территории. Требуется блестящее знание истории театра, истории идей. Требуется не только знание, но и опыт. Знание мы берем из книг, подчас из общения, знание часто является результатом особого рода высокого совокупления книжной мудрости и человеческих коммуникаций. Опыт — есть то, что постепенно, подспудно возрастает в специалисте до уровня знатока, до уровня мастера. С опытом надо обращаться как с государственной драгоценностью, потому что время созревания этого внутреннего мумие, просвещенного опыта, это время самое медленное из всех времен, но самое результативное. Там на выходе — драгоценный опыт мастера, понимание, из которого возникает подлинная экспертная оценка. Взращивать вот таких мастеров понимания государству абсолютно необходимо, иначе коллапс, обрыв коммуникации между государством и театральным искусством будет разрастаться и окажется болезненным, болезнью, которая может разъесть систему управления искусством. Искусство не подчиняется этой болезни, это как бы ни его проблема в силу презумпции автономии художника, очень существенной идеи, выработанной кровью и потом в 20-м веке, которую государство, коли она осознает драгоценность как таковой идентичной культуры и разной другой, должно лелеять как зеницу ока.

Вот эта самая автономия художника обеспечивает независимость культуры от самой себя в первую очередь и в то же время эта автономия художника обеспечивает продуктивность культуры для развития общества целиком».

Полностью лекции Даниила Дондурея и Бориса Юхананова, эссе Григория Померанца — на страницах нового номера «МО».

В рубрике «Музыкальный театр» — широкая панорама событий в России и за рубежом:

Наш человек в Берлине

С сезона 2018–2019 должность музыкального руководителя берлинского театра «Комише Опер» займет Айнарс Рубикис. Контракт подписан на три сезона. Отмечая значительные достижения молодых латвийских дирижеров в последние годы (так, главным дирижером и художественным руководителем Бостонского симфонического оркестра стал Андрис Нелсонс, с лучшими оркестрами мира сотрудничает Андрис Пога), газета приводит подробную биографию Рубикиса и особо выделяет годы работы в Новосибирском театре оперы и балета, отмеченные выдающимися достижениями и театра, и маэстро. Последним из них стал спектакль «Тангейзер» (премьера в декабре 2014), закрытый по известным причинам.

Айнарс Рубикис. Фото Виктор Дмитриев

Можно не сомневаться в том, что А. Рубикис готов к новым достижениям во главе одного из самых известных и солидных музыкальных театров Европы. «Правильный выбор», «Умный, талантливый театральный человек», — сказал о Рубикисе главный режиссер театра «Комише опер» Барри Коски, отметив «индивидуальное звучание», присущее дирижеру.

А по словам сенатора по культуре администрации Берлина Клауса Ледерера, «возможны и долгосрочные перспективы. Рубикис открыт для экспериментов, является сторонником свободы творчества и дирижером с четкими творческими взглядами и представлениями. В этом он убедил музыкантов оркестра «Комише опер» на первом концерте в феврале, исполнив «Героическую симфонию» Бетховена».

Первой премьерой Рубикиса в театре «Комише опер» в сезоне 2018–2019 станет «Нос» Шостаковича (копродукция с Королевским театром Ковент Гарден).

А буквально в день назначения Рубикиса в YouTube появилась видеозапись спектакля «Тангейзер» Новосибирского театра оперы и балета. Теперь миллионы зрителей могут увидеть один из лучших, хотя и спорных, российских оперных спектаклей XXI века.

Дар не дается бесплатно

В начале 2017 года скончался великий тенор ХХ века Николай Гедда. Как отмечает автор статьи о нем Андрей Хрипин, «В России, где многие называли его просто Николаем Михайловичем, к нему было особенно теплое отношение. С такими людьми уходят в прошлое и наши возвышенные представления о величии и красоте оперного пения».

В жилах Гедды текла и русская кровь: его бабушка по отцу — уроженка Пскова. А воспитывался он практически в русской семье (тетки отца и ее мужа Михаила Устинова, родившегося в Новочеркасске). Так что русский язык Николай Гедда в совершенстве знал с детства. Русской была и его первая жена.

Помимо детальнейшего описания жизненного и творческого пути певца, автор приводит фрагменты из его книги «Дар не дается бесплатно». Вот некоторые из них:

«Все люди хотят быть счастливыми, несчастным не хочет быть никто. Но отыскать счастье трудно, если все время приходится бороться с завистью. Зависть, как говорит мне опыт, — это тяжелая болезнь, в особенности в моей профессии. Но если можешь преодолеть чувство злорадного торжества при поражении коллеги или досаду при его триумфе, тогда ты на верном пути и ощущаешь это как чувство счастья».

«Смысл нашей жизни состоит в постоянном развитии, мысль эта стара, для себя я выкопал ее у Толстого <…> Я разделяю мнение Толстого о том, что церковные догматы не имеют ничего общего с истинным христианством».

В числе представленных в газете оперных новостей — информация о новом CD Юлии Лежневой, на котором записаны арии из оперы немецкого композитора XVIII века Карла Генриха Грауна;

сообщение о присуждении Московскому детскому музыкальному театру имени Н.И. Сац престижной премии International Opera Awards за просветительскую деятельность. Церемония вручения состоялась 7 мая в Лондоне на сцене театра Coliseum, награду получил художественный руководитель театра Георгий Исаакян;

новые назначения в театрах России:

главным режиссером Новосибирского театра оперы и балета стал Вячеслав Стародубцев, аналогичную должность в Башкирском театре оперы и балета назначен Филипп Разенков;

директором Пермского театра оперы и балета назначен Андрей Борисов, а его предшественница Галина Полушкина теперь занимает должность директора по строительству новой сцены. Как отметила недавно министр культуры Пермского края Галина Кокоулина, строительство новой сцены оперного театра — приоритет культурной политики региона. И теперь появились реальные надежды на то, что в ближайшие годы театр получит вторую сцену, о необходимости которой говорится уже почти 10 лет.

Датские «Этюды», «Русские сезоны», американская «Клетка»

Балетный обозреватель «МО» Екатерина Беляева рецензирует новый трипл-бил Большого театра: первую премьеру сезона и первую же — после назначения Махара Вазиева художественным руководителем Большого балета. Классические «до мозга костей» «Этюды» Харальда Ландера на музыку этюдов Черни, бытовавшие в репертуаре Мариинского театра во времена правления Вазиева; восстановленные «Русские сезоны» Ратманского на музыку Десятникова, перенесенные к нам из Америки в 2008 и сегодня являющиеся визитной карточкой труппы Большого; и эксклюзивная во всех смыслах «Клетка» Джерома Роббинса на музыку «Базельского концерта» Стравинского — никогда не шедшая в России и редко исполняемая в мире.

Сцена из балета "Клетка". Фото Дамир Юсупов

«Премьера готовилась в короткие сроки, — отмечает обозреватель “МО”, — т.к. только в конце февраля закончился юбилейный фестиваль балетов Ю. Григоровича, в течение которого были по нескольку раз показаны все спектакли 90-летнего мэтра, включая возобновления «Раймонды» на Исторической сцене и «Золотого века» на Новой.

По замыслу Вазиева, и в двухмесячном фестивале, и в весенней премьере принимали участие и самые молодые артисты, недавно зачисленные в труппу. Парадные «Этюды» стали для некоторых артистов трамплином для начала премьерской карьеры, а для многих ветеранов драмбалета — слишком твердым орешком».

Эхо «Голосов незримого»

В рубрике «Книги» представлено издание «Sacro Art – Сакро-Арт. 1995–2004», вышедшее в издательстве «Аграф» под редакцией Алексея Парина. В ней собраны материалы по истории фестиваля «Сакро-Арт», проходившего с 1995 по 2004 в немецкой деревушке Локкум, в 50 км от Ганновера.

Как пишет автор рецензии Илья Овчинников, главная достопримечательность Локкума — бывший цистерцианский монастырь, основанный в 1163 году. В 1946 г. здесь была создана Евангелическая Академия, под эгидой которой и проходил фестиваль «Сакро-Арт». C первого до последнего года его возглавляли культуролог Ханс-Петер Бурмайстер, умерший 11 лет назад (издание посвящено его памяти), и Алексей Парин, по приглашению Бурмайстера ставший художественным руководителем форума. Именно Парин выступил инициатором, составителем и редактором книги, посвященной фестивалю. Его идею он формулирует так: «искусство нашего времени, включенное в контекст эпохи… которое передавало бы тем или иным способом размышления и чувствования художников на тему спиритуального, духовного, религиозного восприятия мира». С самого же начала предполагалось, что акцент в программе фестиваля будет сделан на современную русскую культуру и участие артистов из России.

В программу фестиваля входили концерты и оперы (в т.ч. мировые премьеры опер Александра Щетинского, Владимира Кобекина, Иосифа Барданашвили, Николая Каретникова, Василия Лобанова, Владимира Мартынова), выставки, поэтические чтения, доклады, круглые столы. В книге собраны полные программы всех девяти фестивалей, тексты ряда докладов, либретто, отзывы российской и европейской прессы, известных деятелей российской культуры.

«Блистательный дилетант»

Так называют специалисты Александра Улыбышева (1794–1858) — дипломата, литератора, драматурга, музыканта и организатора музыкальной жизни первой половины XIX века. Сам себя он называл «допотопным оригиналом», «аматером» — т.е. любителем. Тем не менее, Улыбышев заслужил славу выдающегося музыкального критика, которому принадлежит авторство первых биографий Моцарта и Бетховена, написанных в России. Причем исследование о Моцарте принесло ему европейскую известность, но лишь спустя полвека после написания вышло на русском языке. «Знаете, мой Князь, — писал Улыбышев Одоевскому, — я сам принадлежу к этим оригиналам, допотопным и ископаемым, так как отдал 10 лет своего существования и 20 тысяч рублей личного дохода на написание и публикацию книги, которая, как я и предполагал и прямо говорил, не найдет у нас ни читателя, ни критика».

Музыкальный вечер у Львова (квартет М.Ю. Вильегорского). Литография П. Рорбаха. 1840-е годы

Автор книги «Забытая мелодия. Жизнь и труды Александра Улыбышева» — кандидат филологических наук Валерия Белоногова, много лет изучающая биографию и творчество Улыбышева. Книга вышла в Нижнем Новгороде, где Улыбышев прожил почти 30 лет.

«МО» информирует об открытии Научно-исследовательского института российской музыки открылся при Университете китайского города Линьи.

Почетным директором Института (на общественных началах) приглашена профессор Московской консерватории Валентина Холопова. В числе приглашенных научных сотрудников —  профессора Московской консерватории  Анна Груцынова и Татьяна Кюрегян, музыканты из Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода. Большинство китайских музыкантов, работающих в Институте, учились в СССР. В том чисел и директор, профессор Пэн Чэн — музыковед, защитивший диссертацию в Нижегородской консерватории.

Научная работа НИИ РМ организована по трем секциям: российской музыки, российской теории музыки (музыковедения), российского музыкального образования.

Ростовская консерватория имени С.В. Рахманинова подвела итоги 2016 года. Как отмечается в статье, подготовленной сотрудниками РГК под руководством ректора проф. Михаила Савченко, «Прошедший год — предъюбилейный в истории вуза (в 1967 был создан Ростовский музыкально-педагогический институт, а в 1992 он преобразован в консерваторию) — отмечен результативной работой по всем векторам деятельности.

По результатам всероссийского проекта «Социальный навигатор» МИА «Россия сегодня» РГК вошла в топ-лист вузов России и стала лучшим вузом региона.

Успешно аккредитованы программы аспирантуры и ассистентуры-стажировки. Таким образом, на сегодняшний день РГК имеет государственную аккредитацию программ всех уровней образования».

Одной из главных направлений деятельности РГК, наряду с учебной и научной, является концертная работа. В частности, в ноябре–декабре прошли три концерта Всероссийского фестиваля «Музыкальное обозрение-27», в которых звучали сочинения из эксклюзивного проекта «OPUS 27». Студенческий симфонический оркестр (худ. рук. и главный дирижер засл. деят. иск. РФ, профессор А.В. Гончаров) исполнил в Большом зале филармонии увертюру «Фауст» Вагнера, сюиту из балета «Болт» Шостаковича, «Симфонию-реквием» Бриттена и «Адажио» Барбера. В Малом зале РГК состоялись концерты профессоров кафедры специального фортепиано (исполнялись произведения Моцарта, Бетховена, Шопена, Листа, Скрябина) и студентов кафедры сольного пения.

Среди важнейших результатов года — подготовка более 50 лауреатов Международных, Всероссийских и региональных конкурсов, олимпиад и фестивалей, работа Диссертационного совета (состоялась защита двух докторских и 10 кандидатских диссертаций), проведение трех научных конференций, многочисленных когнкурсов и фестивалей, круглых столов и творческих встреч. Редакционно-издательским отделом опубликованы 4 выпуска «Южно-Российского музыкального альманаха», цикл учебных программ и учебных пособий, монографии, нотные сборники, хрестоматии, сборники научных статей.

Информация

Газета публикует информацию о том, что:

президент Владимир Путин сыграл на рояле своего китайского коллеги песни «Московские окна» и «Город над вольной Невой». Сам президент заметил, что «рояль был расстроен», а «МО» отмечает, что раньше в распоряжении президента были рояли несравненно лучшего качества — например, Steinway, на котором он играл в 2010 году на благотворительном концерте в Санкт-Петербурге;

после более чем 10-летней паузы вновь зазвучал орган Большого зала Московской консерватории;

о фотосессии солистки Большого театра Светланы Касьян для журнала Maxim (как сказала певиц, ее цель — привлечь мужскую аудиторию к оперному искусству);

о концерте старейшей пианистки России Марии Гамбарян в зале Капеллы Санкт-Петербурга;

в парке «Патриот» открыт памятник первому директору Департамента культуры Министерства обороны РФ Антону Губанкову, погибшему в авиакатастрофе над Черным морем 25 декабря 2016 года;

Театр мюзикла, пять лет принимавший зрителей в ДК им. Горбунова, переезжает в киноконцертный зал «Пушкинский» в самом центре Москвы. Новый сезон в новом доме откроется 28 сентября.

Сто лет назад

В рубрике «Рифма в 100 лет» «МО» продолжает публикацию статей и материалов из «Российской музыкальной газеты» 1917 года. В этом номере:

Забастовка в Мариинском театре: «21 февраля во время «Майской ночи» в Мариинском театре хор отказался петь. Занавес был опущен, но вскоре был опять поднят, и опера была доведена до конца без хора. Отказ хора от участия в спектакле объясняется тем, что, несмотря на многочисленные просьбы хора об увеличении содержания, явно недостаточного для существования в настоящее время (около 50 р. в месяц), дирекция ограничивалась лишь обещаниями <…> Многим хористкам во время инцидента сделалось дурно…»

Популярный жанр частушки откликается на события войны:

«На германской на границе
Кровь горохом котится,
Распроклятому германцу
Взять Россию хочется…

Мы проклятому германцу
Ни за что не поддадим
И мириться с ним не будем,
Пока всех их разгромим».

«Девушки, не имеющие в действующей армии женихов, тоже грустят, ибо деревня осталась без здоровой и сильной молодежи, так что им приходится или «сидеть в девках», или, по необходимости, соединить свою судьбу с кем-либо из оставшихся кавалеров “второго разряда”:

Хорошие ребятушки
Пошли Царю служить,
Осталася браковочка,
Придется их любить».

А также — другие факты и подробности музыкальной жизни начала 1917 года.

Конкурсы

«МО» представляет молодых российских музыкантов, удостоенных высоких наград на престижных международных конкурсах, входящих в WFIMC (Всемирную федерацию международных музыкальных конкурсов):

Антон Шабуров — лауреат первой премии Первого международного конкурса дирижеров имени Феликса Мендельсона в Салониках;

Виталий Стариков — лауреат первой премии XXVI Международного конкурса пианистов в Эпинале (Франция);

Степан Стариков — лауреат премий Пятого международного конкурса скрипачей имени Яши Хейфеца в Вильнюсе и Шестого международного конкурса скрипачей имени Анри Марто в Лихтенберге.

Коротко представлены российские лауреаты конкурса «Пражская весна», конкурса инструменталистов в Маркнойкирхене (Германия), конкурса пианистов в Хаэне (Испания). Подробности — в следующих номерах «МО», на сайтах газеты «Музыкальное обозрение» и Ассоциации музыкальных конкурсов (АМКР), на официальной странице газеты “Музыкальное обозрение” и официальной странице Ассоциации музыкальных конкурсов (АМКР) в Фейсбуке.

Газета — информационный партнер Ассоциации музыкальных конкурсов России, объединяющей 170 конкурсов из 60 городов страны.

На страницах «МО» публикуются итоги конкурсов, прошедших в России в начале 2017 г., и условия всероссийских и международных состязаний, которые пройдут в 2017–2018 гг. году под эгидой АМКР.

«Камерата России»

Газета завершает публикацию отчетов о прошедшем сезоне российских оркестров. В рубрике «Камерата России» — отчеты Казанского камерного оркестра «La Primavera» (худ. рук. и главный дирижер Рустем Абязов), Вятского камерного оркестра из Кирова (главный дирижер Константин Маслюк), Челябинского государственного камерного оркестра «Классика» (худ. рук. и главный дирижер Адик Абдурахманов), Губернаторского камерного оркестра Тверской академической филармонии «Российская камерата» (главный дирижер Андрей Кружков), Камерного оркестра Астраханской государственной филармонии (главный дирижер Сергей Гринев), Екатеринбургского камерного оркестр «В-А-С-Н» (главный дирижер Николай Усенко), Камерного оркестра «Камерата Сибири» (худ. рук. и главный дирижер Антон Шароев), Архангельского государственного камерного оркестра (худ. рук. и главный дирижер Владимир Онуфриев).

In Memoriam

Газета публикует некрологи пианиста, экс-ректора Саратовской консерватории Льва Шугома, скрипачей и педагогов Григория Жислина и Матвея Либермана, аккордеониста Валерия Ковтуна, солиста Омского музыкального театра Георгия Котова, дирижера и педагога, профессора Новосибирской консерватории Ильи Зайдентрегера, екатеринбургской певицы Тамары Радченко-Лялиной, эстонского композитора, народного артиста СССР Вельо Тормиса, российского музыкального деятеля Владимира Ковалева.

 

Официальный представитель Steinway & Sons в России
ООО «Старт-Вест-94» — STEINWAY & SONS, BOSTON, ESSEX

121170, Москва, Кутузовский пр-т, д. 41, стр. 1
Тел./факс (495) 280-72-74, 780-05-96, e-mail: [email protected]
Гамбург, Ронденбарг 10, Д 22525, Германия, тел. +49-40-85-39-11-07 www.steinwaysons.ru
Гарантия фабрики-изготовителя, выбор концертных роялей D-274 на фабрике