Вышел в свет № 3 (410) национальной газеты «Музыкальное обозрение» за 2017 год

Вышел в свет № 3 (410)  национальной газеты «Музыкальное обозрение» за 2017 год

В номере:

«Симфоническая карта России». Эксклюзивный проект «МО»;

«Пять признаков тяжелой болезни». Открытое письмо профессора Саратовского госуниверситета министру образования РФ Ольге Васильевой;

Услышать будущее. Завершился Второй Московский международный конкурс пианистов Владимира Крайнева;

Хоровая идентичность нации. Интервью с председателем Хорового союза Литвы Витаутасом Мишкинисом;

Из лаборатории — в историю. В серии «ЖЗЛ» издательства «Молодая гвардия» вышла новая книга об Александре Бородине.

«Симфоническая карта России». Эксклюзивный проект «МО»

На протяжении всей своей истории газета «Музыкальное обозрение» уделяла особое внимание оркестровой тематике, деятельности симфонических и камерных оркестров. С 2003 года «МО» проводит на своих страницах эксклюзивный проект «Симфоническая карта России» — ежегодный мониторинг сезонов десятков симфонических оркестров страны: полный репертуар, дирижеров и солистов, фестивали, гастроли, абонементы и многие другие важные события завершившегося концертного сезона.

orch1

«Предложив оркестрам участие в мониторинге, вовлекая оркестры в этот проект, мы стремились объединить оркестровое хозяйство страны, приблизиться к общему пониманию базовых принципов, дать дирижерам, оркестрантам, директорам оркестров и филармоний возможность увидеть друг друга на страницах «МО», — отмечается в редакционной статье.

В статье акцентируются многие проблемы, типичные для большинства симфонических оркестров и для оркестрового хозяйства современной России в целом:

«Большинство оркестров по-прежнему варятся в собственном соку, не предпринимая усилий по активному вхождению в российскую концертную жизнь. При тяжелой экономической ситуации, низких зарплатах жизнь в них течет чаще всего по инерции.

При этом «бунта на корабле» не предвидится. Редкие всплески недовольства связаны с совсем уж откровенным невежеством и административным беспределом (в частности, в Волгоградской и Крымской филармониях). Людей можно понять: когда ничего не меняется, из года в год балансируешь на грани выживания, у них просто опускаются руки»

«Зачем региону симфонический оркестр, если в нем 45–50 человек, а зарплаты —15–20 тыс. руб., и регион не может обеспечить достойную оплату труда людям, 20 лет учившимся своей профессии? Симфонический оркестр — дорогое удовольствие, оно не может стоить копейки. Дорогие «игрушки» дешево не продаются».

«Одна из проблем российских коллективов — несменяемость, отсутствие ротации главных дирижеров. В Европе и США сменяемость дирижеров более частая.

С другой стороны, есть оркестры, где дирижеры не задерживаются больше 2–3 лет. И немало случаев, когда уходят они не в связи с окончанием контракта, а в результате неразрешимых конфликтов, часто сталкиваясь с некомпетентным начальством».

Об этих и других парадоксах российской оркестровой действительности — в материале «МО».

«Пять признаков тяжелой болезни»

Профессор Саратовского госуниверситета Вера Афанасьева написала Открытое письмо министру образования РФ Ольге Васильевой

Вера Афанасьева стала известна всей стране после публикации поста в Фейсбуке в начале года: «Пять причин, по которым не нужно становиться профессором», в котором откровенно описала истинное положение вещей в отечественном высшем образовании. Пост собрал более 100 000 просмотров, был перепечатан несколькими СМИ, в т.ч. в № 2 газеты «Музыкальное обозрение». Мы получили немало откликов читателей с благодарностью за эту публикацию.

Впрочем, пост заинтересовал не только читателей. В «один прекрасный день» Афанасьеву на рабочем месте посетил представитель правоохранительных органов и допросил по поводу фактов коррупции в СГУ (о чем в ее тексте не было ни слова). Тем не менее Афанасьева, ставшая звездой Фейсбука, не раз заявляла, что подписывается под каждым словом и продолжит высказываться на наболевшие темы. Вместе с единомышленниками она создала группу «Проблемы образования и науки», для обсуждения проблем российского образования: https://www.facebook.com/groups/Nauchobrazovanie/?fref=ts

obrazovanie1

И вот новое резонансное выступление профессора, которое также активно обсуждается в Сети и СМИ.

В чем же, по ее мнению, главные беды российского образования?

1. Тотальная нищета

Государственные вложения в российское образование чрезвычайно малы и не позволяют ему достойно существовать. Постоянное сокращение числа бюджетных мест уменьшает и без того крохотное финансирование.

Преподаватели вузов и школьные учителя получают нищенскую, унизительную зарплату, недостойную высокообразованных людей. Достаточно сказать, что жалование провинциального профессора составляет смехотворную сумму — менее 500 евро, что гораздо меньше пособия по безработице в развитых странах и на порядок меньше зарплаты европейского профессора. Не лучше обстоит дело и у школьных учителей.

Чудовищная нищета российского образования — подлинная национальная катастрофа.

2. Бумажная паранойя и канцелярская шизофрения

Российское образование в последние годы превратилось в безумную контору.

Вот формула этого превращения:

«конторизация образования = беспрецедентная бюрократизации + абсурдная канцеляризация + бессмысленная формализация + жесточайший чиновничий диктат».

Российское образование буквально погребено под грудами никому не нужных документов, завалено бессмысленной отчетностью, задавлено чиновничьими предписаниями — и лавина бумаг катастрофически растет. Постоянно меняющиеся федеральные образовательные стандарты не приносят ничего нового по существу, зато делают из образования неэффективную механическую машину, основной целью которой становится производство и воспроизводство бумаг. Преподаватели всей страны, от Петропавловска-Камчатского до Калининграда, сегодня превратились в бесплатных клерков, в писарей, в машинисток.

3. Патологическая ложь – псевдология и мифомания

Сегодня российское образование есть единое поле непрерывной болезненной лжи.

Самая большая ложь — наше образование по сути своей осталось советским, а мы дружно делаем вид, что оно западное. Неловко подражаем западным образцам, но не достигаем их. Например, у нас не прижился институт магистратуры, но мы лжем, что он нормально функционирует, и заманиваем в магистратуры всех подряд, загоняем в них даже докторов наук, абсурдным образом понижая их квалификацию. <…> Мы давно уже забыли о радости научного общения, о профессиональном энтузиазме, об удовольствии говорить правду, о наслаждении поиском истины.

4. Девальвация знания

Сегодня молодежь ориентирована на получение дипломов, а не систематических знаний. Реальность убеждает: образование само по себе не способствует карьере, не составляет основу социального успеха, не почитается, не уважается. Образованность подменяется дипломированностью, профессионализм — умением устроиться и приспособиться.

Пудовой гирей на чашу обесценивания отечественного образования упало придание ему статуса УСЛУГИ, что уравняло учителя, преподавателя с продавцом, официантом, домработницей, маникюршей, банщиком, прачкой, мусорщиком.

5. Душевное нездоровье

Оно складывается из страха, суетности умов, скудоумия, лживости, лицемерия.

Университеты давно уже перестали быть оплотами свободомыслия, столь необходимого любому здоровому обществу. И в этих условиях любое правдивое высказывание воспринимается как подвиг или сумасшествие.

Мы молчим, предаем, не заступаемся, уступаем произволу. Но трусливый не может быть учителем, не годится в воспитатели. Запуганный всегда глуп. <…>

О лживости сказано уже достаточно. Ее постоянный спутник — лицемерие».

Какие же реформы предлагает профессор Афанасьева?

«Нет денег? Прекратите тратить их на бумагомарание, сократите чиновничий аппарат, ограничьте зарплату вузовской администрации, активнее искореняйте коррупцию. Нет успехов? Дайте людям работать, а не отчеты писать; прекратите руководить каждым шагом творческих людей. Падает престиж? Начните с того, что избавьте образование от клейма «услуга».

В любом случае, концепция современного российского образования требует серьезнейших, глубочайших изменений».

Подробности — на страницах № 3 « МО».

Услышать будущее

Таков девиз Международного конкурса пианистов Владимира Крайнева, который во второй раз прошел в Москве. В конкурсе по итогам предварительных прослушиваний приняли участие 20 юных пианистов в возрасте от 9 до 18 лет (по 10 в младшей и старшей группах).

krainev123

«Мы занимаемся очень ответственным делом, — сказал арт-директор и председатель жюри конкурса Александр Романовский на церемонии закрытия и вручения наград, — потому что искусство, музыка не только соединяют нас здесь, но и приближают нас к Богу. Поэтому те ребята, которые сейчас сидят на этой сцене, в будущем будут отвечать за душевное состояние всего мира. И для нас большая честь видеть их первые шаги, от которых зависит вся их дальнейшая жизнь. А значит, и наша».

Обладателями главных призов стали:

в младшей группе — 12-летний Зан Хын Цой из КНДР (Премия «Открытие», 250 000 руб.);

в старшей группе — 16-летний уфимец Тимофей Владимиров, учащийся ЦМШ при Московской консерватории (Гран-при, 500 000 руб.).

Хоровая идентичность нации

Персона номера — председатель Хорового союза Литвы, профессор Литовской академии, композитор, художественный руководитель всемирно известного хора вильнюсского мальчиков «Ажуолюкас» («Дубок») Витаутас Мишкинис.

Витаутас МИШКИНИС

В диалоге с главным редактором «МО» Андреем Устиновым Мишкинис рассказывает о традициях профессионального и массового хорового искусства в странах Балтии и прежде всего в Литве.

«Каждые 4 года в Литве, каждые 5 лет в Латвии и Эстонии тысячи людей проходят Праздники песни. Эти же три страны обратились в ЮНЕСКО с просьбой признать Праздники песни в наших странах шедеврами устного и нематериального наследия человечества как уникального явления мировой культуры, нуждающегося в поддержке и защите.

И такое решение было принято.

Первый праздник песни прошел в 1924 в Каунасе.

В 1991, в переломный социальный, политический и экономический момент истории, люди не сопротивлялись с пистолетами или с ружьями, не противились армии, а просто стояли и пели. Стояли стеной, не подпускали танки ни к парламенту, ни к комитету телерадиовещания. Этот феномен назвали «поющей революцией». Начали это движение литовцы, за нами пошли латыши и эстонцы.

Массовая психология, как мы знаем, более яркая, более глубокая, более сильная во всех отношениях. Эмоция умножается в сто, в тысячу раз. Мы знаем огромную силу массового психоза страха, массового состояния радости: этот психологический феномен мы ощущаем и в массовом пении хора.

Во многих странах Европы есть высококлассные хоры, но их — единицы. А такую массовость, такое количество поющих коллективов можно встретить только в Прибалтике.

Хор «Ажуолюкас» создал в 1959 выдающийся музыкант — певец, хормейстер, педагог Герман Перельштейн, мой учитель.

Перельштейн придумал всю систему: младший хор, концертный (или средний) и «пенсионеры» — юноши, прошедшие мутацию, удержать которых — самая главная задача.

Хор с самого начала задумывался Германом не просто как собрание поющих вместе детей и взрослых, а как большая семья людей, наслаждающихся совместным пением и общением. Самое главное — мы сохранили систему, созданную Перельштейном. Мы уникальны не столько как хор, сколько как система, содружество, клан постоянного общения при помощи музыки.

Волга, «Волга» и консерватория

Один из старейших музыкальных вузов России — Нижегородская государственная консерватория им. М.И. Глинки — отметил 70-летие.

novgorodconsa

Нижний Новгород (в 1932–1990 Горький) — самый крупный город на Волге, неофициальная столица Поволжья. Через четыре года, в 2021, город будет отмечать 800-летие. Не так много в России городов с такой уникальной историей, традициями, культурой. С этим городом связаны страницы жизни и творчества Дмитрия Шостаковича, Мстислава Ростроповича, Бориса Покровского, Альфреда Шнитке.

Город входит в число десяти музыкальных столиц России — городов с полной музыкальной инфраструктурой (театр оперы и балета, филармония, симфонический и камерный оркестры, консерватория, музыкальное училище, хоровая капелла).

Консерватория была образована в первый послевоенный год. Первый набор составил 52 человека, первый выпуск (в 1952) — 19 человек.

За 70 лет консерваторию окончил 7931 музыкант: 7248 специалистов, 683 аспиранта и ассистента-стажера. Среди них композиторы Борис Гецелев (председатель Нижегородской организации СК РФ), Эдуард Фертельмейстер (нынешний ректор ННГК);

музыковеды Тамара Левая, Вера Валькова, Ольга Томина (директор Нижегородской филармонии);

дирижеры Лев Сивухин, Александр Скульский, Сергей Калагин, Дмитрий Васильев, Владимир Понькин.

В настоящее время в ННГК обучаются 608 студентов (524 россиянина и 84 иностранца).

Премии за патриотизм

pravitelstvo

Объявлены лауреаты премии Правительства России в области культуры за 2016 год. Среди лауреатов:

За постановку оперы «Легенда о граде Ельце»: Георгий Исаакян — режиссер; Николай Карасик — соавтор либретто оперы, писатель; Наталия Мекаева — автор идеи создания оперы, художественный руководитель – директор Липецкой областной филармонии; Радомира Ползунова — автор либретто и соавтор общей концепции оперы; Александр Чайковский — автор музыки и драматургии оперы.

За Международный музыкальный фестиваль «Звезды на Байкале»: Денис Мацуев — художественный руководитель фестиваля.

За выставочный проект «Гимн России»:

Михаил Брызгалов — автор идеи, руководитель проекта, генеральный директор Государственного центрального музея музыкальной культуры имени М.И. Глинки; Владимир Лисенко — руководителю региональной версии проекта, первый заместитель генерального директора ГЦММК им. М.И. Глинки; Наталия Тартаковская — главный эксперт по фондам ГЦММК им. М.И. Глинки.

За создание Всероссийского юношеского симфонического оркестра: Юрий Башмет — основатель, художественный руководитель и главный дирижер оркестра; Дмитрий Гринченко — основатель, продюсер и директор оркестра.

За цикл абонементных концертных программ Международного Благотворительного Фонда Владимира Спивакова «Дети — детям. Услышать будущего зов…»:

Петр Гулько — автор идеи проекта, художественный руководитель МБФ Владимира Спивакова»; Екатерина Ширман — автор программ проекта, исполнительный директор той же организации.

Наград также удостоены:

авторы художественной программы «Русские Карелии» — руководители Национального ансамбля песни и танца Карелии «Кантеле»;

авторы патриотического проекта «Праздник Песни — Народное караоке № 1 в стране. Поет вся страна!» во главе с Михаилом Турецким;

за создание спектакля «Маскарад. Воспоминания будущего» по драме М.Ю. Лермонтова «Маскарад» и спектаклю Вс. Мейерхольда 1917 года: Валерий Фокин — автор спектакля, режиссер, и артисты — исполнители  главных ролей.

Премией в основном отмечены проекты ярко выраженной патриотической направленности.

Это произведения, посвященные героическим страницам русской военной истории: опера «Легенда о граде Ельце, деве Марии и Тамерлане» о противостоянии монголо-татарскому игу; творческая группа художественного фильма «Битва за Севастополь» о легендарном снайпере, Герое Советского Союза Л. Павличенко и циклы картин ректора Московского государственного академического художественного института им. Сурикова Анатолия Любавина, посвященные Великой Отечественной войне; спектакль «Крейсера» Приморского краевого драматического театра им. Горького, по роману В. Пикуля о русско-японской войне; роман Алексея Иванова «Ненастье» о судьбе бывших солдат-«афганцев».

Проекты, посвященные культуре российских регионов (Карелии, Хакасии, фестиваль Д. Мацуева «Звезды на Байкале» в Иркутске).

События музыкальной жизни, связанные с творчеством юных артистов: создание юношеского симфонического оркестра Ю. Башмета, концертные программы МБФ В. Спивакова.

Выставка «Гимн России» в Музее им. Глинки которая прошла в 2014 в честь 70-летия Гимна СССР Ал. Александрова, С. Михалкова и Г. Эль-Регистана, впервые прозвучавшего 1 января 1944: с 2000 это Гимн Российской Федерации. На выставке была представлена история российских гимнов, от первого «Гром победы, раздавайся» времен Екатерины Великой (авторы О. Козловский и Г. Державин) до современного гимна.

Проект М. Турецкого «Праздник песни» особо заинтересовал министра культуры В. Мединского. Министр встретился с Турецким и обсудил с ним будущее развитие проекта, который также получил название «народное караоке».

В рубрике «Оркестр» в центре внимания — дирижеры.

Памятная дата:

150 лет со дня рождения Артуро Тосканини (25.03.1867 – 16.01.1957).

toscanini

Юбилеи:

75 лет художественному руководителю и главному дирижеру Саратовского театра оперы и балета Юрию Кочневу;

70 лет художественному руководителю и главному дирижеру Санкт-Петербургского государственного симфонического оркестра «Классика» Александру Канторову;

60 лет художественному руководителю и главному дирижеру Российского национального оркестра Михаилу Плетневу;

60 лет профессору РАМ им. Гнесиных Владимиру Зиве.

Назначения:

Томас Зандерлинг — художественный руководитель и главный дирижер Новосибирского академического симфонического оркестра;

Александр Титов — художественный руководитель и главный дирижер Санкт-Петербургского государственного академического симфонического оркестра;

Антон Шабуров — художественный руководитель и главный дирижер Дальневосточного академического симфонического оркестра;

Владимир Федосеев — музыкальный руководитель – главный приглашенный дирижер, Валерий Кирьянов — и.о. главного дирижера театра «Геликон-опера».

Феликс Коробов — претендент на должность руководителя АСО Саратовской филармонии.

In memoriam: памяти Альберто Дзедды (2.01.1928 – 6.03.2017), выдающегося интерпретатора творчества Россини.

Сто лет назад

В рубрике «Рифма в 100 лет» «МО» публикует материалы из «Российской музыкальной газеты» 1917 год, посвященные оркестровой тематике.

rmgnew

«Оркестровые музыканты в России до сих пор, за малым исключением, не имеют сплоченной профессиональной организации, — пишет “РМГ”. — Их профессиональные интересы остаются без защиты. Никто не заботится о поднятии культурного уровня громадной армии музыкантов-исполнителей, носящих на себе немалый, иногда очень тяжелый труд. Там, в глубине оркестрового помещения в театре, на концертной — большой и малой — эстраде, ежедневно работает огромная масса музыкантов. Она интересна для нас только в часы исполнения. В большинстве, даже дирижеров она интересует только во время “работы”. А человеческая личность, закулисная домашняя обстановка, борьба за существование очень многих из этих отдельных личностей — кого все это привлекает, кто подумает об этом? Заполнить этот пробел, пойти навстречу профессиональным интересам артистов оркестра, если возможно, выяснить задачи и условия поднятия культурного уровня их, наконец, печатать необходимые для оркестранта сведения и справки, — для этой цели редакция “Русской Музыкальной Газеты” делает попытку открыть новый — Оркестровый отдел, который будет посвящен следующим вопросам:

  1. Статьи, посвященные профессиональным и художественным интересам артистов оркестра.
  2. Взаимоотношения дирижеров и артистов оркестра.
  3. Анкеты из области оркестровой жизни и касающиеся улучшения материального положения артистов оркестра.
  4. Сведения о составе (дирижеров и музыкантов) разных местных оркестров в предстоящем сезоне и справки о вакансиях оркестрового труда (какие артисты оркестра требуются и на каких условиях).
  5. Спрос и предложение труда оркестровых музыкантов и т.д.

Создание Оркестрового отдела поддержали директор Петроградской консерватории А.К. Глазунов, профессор, заведующий оркестровым классом Петроградской консерватории Н.Н. Черепнин, дирижер Мариинской оперы Н.А. Малько, многие дирижеры, оркестранты, педагоги.

Газета представляет новые книги о музыке:

Анна Булычева. «Бородин» (изд. «Молодая гвардия», серия «ЖЗЛ», 2016).

Автор рецензии, профессор Лариса Кириллина, отмечает: «Бородин по мере углубления в текст открывается как личность сложная, многогранная и, по сути, постоянно раздвоенная — с первых дней своего появления на свет до самой смерти: счастливо мгновенной, как положено праведнику, но гротескно нелепой (Александр Порфирьевич, напомним, внезапно скончался на костюмированном балу). Личность Бородина вбирает в себя, по сути, все противоречия русского XIX века.  Пожалуй, лишь в музыке разные стороны личности Бородина приобретали вожделенную цельность, для которой Анна Булычева подобрала точное, пусть и метафорическое, название: «Гармония сфер» (так именуется II часть книги). Но давалась эта гармония ему нелегко. И результат не всегда встречал понимание даже у ближайших соратников по «Могучей кучке».

Рецензент цитирует заключительные строки книги, по ее мнению, лучше всего характеризующие ее героя: «Бородин дуализма не терпел, однако гармонично сочетал в себе химика и музыканта. Он прожил жизнь, избегая принимать решения, все происходило словно само собой, «и он не умел сказать: нет». Но вопреки — или благодаря этому Бородин не зарыл в землю ни один из дарованных ему талантов».

Дмитрий Ситковецкий. «Диалоги» (изд. «Музыка», 2017).

Книга скрипача и дирижера Дмитрия Ситковецкого (р. 1954 в семье выдающихся музыкантов — пианистки Бэллы Давидович и скрипача Юлиана Ситковецкого) написана в двух частях. В первой — диалоги маэстро с музыкальным критиком Ильей Овчинниковым, постоянным автором «Музыкального обозрения». Во второй — диалоги, основой которых стали телеинтервью Ситковецкого (выходили на телеканалах «Культура» и «Доверие», позже на Medici). Среди его собеседников и музыканты старшее поколение (Бэлла Давидович и Гари Граффман), и ровесники (Миша Майский, Барбара Хендрикс, Антонио Паппано, Ефим Бронфман), и те, кому от 40 до 50 (Евгений Кисин, Леонидас Кавакос, Александр Антоненко). Двое — Марк Тайманов и сэр Невилл Марринер — ушли из жизни, пока книга готовилась к печати.

«Уникальность бесед именно в том, что мы говорим на равных, — говорит Дмитрий Ситковецкий, — мне коллеги могут сказать то, чего не скажут малознакомому интервьюеру. К каждому нужен свой ключ».

Анатолий Милка. Полифония. Учебник для музыкальных вузов. Часть I. Строгое письмо. Часть II. Полифонические формы свободного письма (Санкт-Петербургская консерватория, «Композитор • Санкт-Петербург», 2016).

Как отмечает автор рецензии, доктор искусствоведения Марина Рыцарева, «Трудно поверить, но в Петербурге учили полифонию по устной традиции, заложенной крупнейшим ученым и яркой, ренессансной личностью – Христофором Степановичем Кушнаревым (1890-1960).

Продолжал устную традицию и профессор Милка, лет двадцать, пока не стало очевидным, что учебник необходим. Ну а дальше – еще лет двадцать пять ушло на его создание. Эпические масштабы. Но и результат эпический. По словам автора, ему всегда хотелось обобщить и сложить в одном месте все достижения ленинградской-петербургской школы: Должанского, Кушнарева, Иогансена, Пустыльника и других. Разумеется, и классические труды московской школы, учения С.И. Танеева и С.С. Богатырева, интегрированы в общую систему.

Что касается настоящего учебника, он не только обобщает созданное, но и предлагает новое: продолжает разработку различных видов инверсионного контрапункта, представляет систему имитационного письма более подробно, чем в других учениях».

В рубрике книги — статья к юбилею известного поэта, прозаика, драматурга, мемуариста Михаила Садовского.

Новости номера:

Игорь Костолевский — президент театральной премии «Золотая маска».

Владимир Буздыган — руководитель Департамента культуры Минобороны РФ.

Евгений Кисин женился на подруге юности Карина Арзумановой.

Найдена новая фотография Шопена.

11-летний сын футболиста Андрея Аршавина сыграл роль в спектакле Большого театра «Билли Бадд».

В Берлине открылся Концертный зал имени Пьера Булеза.

В Краснотурьинске, на родине изобретателя радио А.С. Попова, открылся филиал Свердловской филармонии.

Владимир Урин награжден премией «Фигаро» имени Андрея Миронова.

В Бостоне и Нью-Йорке прошла премьера Тройного концерта Софии Губайдулиной для скрипки, виолончели и баяна с оркестром.

Илья Демуцкий получил премию Европейской киноакадемии за 2016 в номинации «Лучший композитор».

Дмитрий Курляндский представит Россию на 57-й Венецианской биеннале.

В Пермском институте культуры будут готовить композиторов.

Альберт Мишин возглавил Хоровую капеллу Тюмени.

Тольяттинской консерватории вернули аккредитацию, но не вернули ректора.

Светлана Безродная и «Вивальди-оркестр» выступили в Крыму.

Дмитрий Коган и оркестр «Русская филармония» поздравили с 80-летием Валентину Терешкову.

In Memoriam

Газета публикует некрологи арфистки, солистки оркестра Большого театра Ирины Пашинской, главного дирижера Южно-Сахалинского камерного оркестра Александра Зражаева, певца, солиста МАМТ Леонида Екимова, литовского композитора и пианиста Юлиуса Андрееваса, виолончелиста Анатолия Никитина, старейшей органистки России Нины Оксентян, известного музыканта из Санкт-Петербурга Виктора Козлова.

steinway_2017_03

Официальный представитель Steinway & Sons в России
ООО «Старт-Вест-94» — STEINWAY & SONS, BOSTON, ESSEX

121170, Москва, Кутузовский пр-т, д. 41, стр. 1
Тел./факс (495) 280-72-74, 780-05-96, e-mail: sw7800596@yandex.ru
Гамбург, Ронденбарг 10, Д 22525, Германия, тел. +49-40-85-39-11-07 www.steinwaysons.ru
Гарантия фабрики-изготовителя, выбор концертных роялей D-274 на фабрике