Вышел в свет № 2 (395) 2016 национальной газеты «Музыкальное обозрение»

Вышел в свет № 2 (395) 2016  национальной газеты «Музыкальное обозрение»

В номере:

«Преступление и очищение». Триумфальный успех новой постановки оперы Дмитрия Шостаковича «Катерина Измайлова» в Большом театре.

Учебник для директоров конкурсов: вот как надо! АМКР рекомендует. Конкурс пианистов имени Шопена в Варшаве: энциклопедия конкурсного дела. Эксклюзивный материал по заказу Ассоциации (Объединения) директоров музыкальных конкурсов и газеты «Музыкальное обозрение».

С московским шиком. После многолетней реконструкции премьерой оперы Римского-Корсакова «Садко» открылось здание театра «Геликон-опера».

Музей, музы, музыка. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина: новые горизонты музыкальной политики.

«Пер Гюнт» 25 лет спустя. Балет Джона Ноймайера и Альфреда Шнитке: спустя четверть века на сцене Большого театра, теперь в новой версии

Опера/премьера

«Преступление и очищение». В Большом театре состоялась премьера оперы Дмитрия Шостаковича «Катерина Измайлова» — второй редакции его оперы «Леди Макбет Мценского уезда». Ровно 80 лет назад «Леди Макбет» была подвергнута уничтожающей критике в статье «Сумбур вместо музыки». Лишь спустя более четверти века Шостакович вернулся к опере, создав ее новую редакцию. Именно эту редакцию поставил в ГАБТе Римас Туминас, художественный руководитель Театра им. Вахтангова. Музыкальный руководитель — Туган Сохиев.

Сцена из оперы «Катерина Измайлова», Большой театр. Фото Дамир Юсупов.

Большой театр не впервые пригласил для постановки драматического режиссера (за последние годы можно вспомнить «Золотого петушка» К. Серебренникова, «Князя Игоря» Ю. Любимова, «Свадьбу Фигаро» Е. Писарева, «Кармен» А. Бородина, «Иоланту» С. Женовача), однако именно «Катерина Измайлова» Туминаса стала триумфом и режиссера, и театра.

Как пишет рецензент «МО» Екатерина Ключникова, «Пожалуй, впервые участие выдающегося драматического режиссера столь мощно обогащает оперный жанр, привносит новую, захватывающую театральную эстетику и неожиданные возможности для решения, казалось бы, не решаемых специфически-оперных задач.

Театральный мир Р. Туминаса богат поэтическими метафорами и философскими обобщениями, в которых музыкальность и авторский текст — превыше всего. Оттого у нет сложностей с длинными монологами героев, они звучат на одном дыхании, приправленные психологически оправданной емкой пластикой, без суетливых передвижений на сцене.

Актуальность постановки «Катерины Измайловой» для сегодняшнего дня является чрезвычайной. <…> Все типажи узнаваемы и считываемы, а тексты свободно экстраполируются на нашу жизнь».

Рецензент «МО» особо отмечает Надю Михаэль и Марину Лобанову в партии Катерины; «идеальный звуковой баланс, безукоризненную, даже стерильную звучность и стилевые переключения» оркестра под управлением Т. Сохиева, прекрасное звучание хора.

И общий вывод: «Катерина» стала первым выдающимся результатом в Большом театре с новым руководством.

Музыкальный театр

С московским шиком. «Дом, который построил Бертман»: в центре Москвы, на Большой Никитской, после почти 10-летней реставрации-долгостроя, мытарств по «людям» и борьбы с охранителями памятников архитектуры, открылось здание театра «Геликон-опера». Здание, которое худрук «Геликона» Дмитрий Бертман называет «историческим» (здесь, в бывшем Центральном Доме медиков, театр начинался в 1990).

«МО» подробно описывает интерьеры отреставрированного здания, сделанного с истинно купеческим размахом и шиком, плавно переходящим в китч <…> который вбирает в себя без разбора, без стиля и вкуса все, кажущееся модным, красивым, богатым…».

Сцена из спектакля «Садко», Геликон-опера. Фото Антон Дубровский.

Комментируя первую премьеру — оперу Римского-Корсакова «Садко» (кстати, весьма редкого гостя на московской сцене), «МО» отмечает, что Предложенная режиссером символика — случайно или по воле постановщика? — «причудливым образом вплетала в единое метапослание и само здание с залихватским декором, и зрительный зал с публикой, и всю историю «Геликона», скитающегося по разным сценам. <…>

Дмитрий Бертман вышел из всех ситуаций победителем. Он победил власть, город, российскую действительность, отыгрался московским китчем над всеми, в том числе «отзеркалил» и его, и себя, и собственный театр, и Москву. Он победил даже оперу Римского-Корсакова, павшую перед ним «на колени». Столь хитро разглядеть в «Садко» собственную историю, вывернуть ее «наизнанку», наверное, еще никто не мог».

Балет

«Пер Гюнт» 25 лет спустя. В январе в Большом театре состоялись гастроли Гамбургского балета под руководством Джона Ноймайера. Был показан спектакль «Пер Гюнт» Ноймайера на музыку Альфреда Шнитке в версии 2015 года. «МО» публикует рецензию балетного обозревателя Екатерины Беляевой и фрагменты интервью авторов балета.

Сцена из балета «Пер Гюнт», Гамбургский балет на сцене Большого театра. Фото Павел Рычков.

В частности, Дж. Ноймайер рассказывает о том, почему его многие десятилетия привлекает сюжет драмы Г. Ибсена, о работе с А. Шнитке, о новой версии балета: «Я нахожусь сейчас в таком жизненном периоде, когда мне хочется еще раз переосмыслить те из моих балетов, которые имеют значение для будущего. Я захотел вернуться к «Перу», так как балет создавался на совершенно новую музыку — прекрасную и желанную для постановки 1989. Та постановка очень подробно зафиксирована. Я записывал все свои мысли по каждой сцене. Естественно, что когда я открыл эти записи снова, мне захотелось многие вещи перепроверить. Для новой версии были существенно переделаны все картины «Пера» — хореографически и дизайнерски. Заметно изменились костюмы, прежде всего в сцене «королевства троллей», в старой редакции они выглядели устаревшими».

Информация. Назначения

Газета представляет новые лица российской культуры: министра культуры Новосибирской области Игоря Решетникова, директора Томской филармонии Наталию Чабовскую, директора Российского института истории искусств Александра Казина.

Мурад Кажлаев

Публикуется информация о новом гимне Дагестана (автор композитор Мурад Кажлаев, стихи Расула Гамзатова), об открытии в Липецке концертного зала имени Т.Н. Хренникова, о претендентах на премию International Opera Awards, среди которых немало российских музыкантов (В. Юровский, А. Нетребко, Д. Хворостовский и др., а также режиссер Д. Черняков).

Оркестр

«У высоких берегов Амура» — так называется статья, подготовленная к 80-летию Дальневосточного академического симфонического оркестра в Хабаровске. В статье подробно представлена история ДВАСО и сегодняшний день одного из ведущих симфонических коллективов к востоку от Урала.

Дальневосточный академический симфонический оркестр, дирижер Тигран Ахназарян
Фестиваль

Музей, музы, музыка. «МО» представляет музыкальную политику ГМИИ им. Пушкина, которая с последний годы стала исключительно разнообразной. Фактически музей стал еще одной московской концертной организацией филармонического типа, где проходят фестивали, циклы концертов (как самостоятельные абонементы — например, «Пятницы в Пушкинском», так и сопровождающие выставочные проекты), камерные концерты в филиадле ГМИИ — Мемориальной квартире С.Т. Рихтера, органный абонемент, и театрализованные концерты, и литературно-музыкальные проекты…

ГМИИ им. Пушкина

Газета подробно комментирует прошедший юбилейный 35-й фестиваль «Декабрьские вечера», посвященный 100-летию со дня рождения великого пианиста ХХ века Святослава Рихтера, одного из основателей «Декабрьских вечеров».

Публикуется информация о VII фестивале Мстислава Ростроповича, который пройдет с 27 марта по 5 апреля в Москве, Санкт-Петербурге и Кронштадте и будет посвящен 90-летию со дня рождения Галины Вишневской.

Симфоническая карта России

Газета завершает публикацию итогов сезона 2014–2015 гг. симфонических оркестров России. Представлена информация о 20 российских оркестрах, в их числе:

АСО Московской филармонии, ГСО Республики Татарстан, Национальный филармонический оркестр России, Новосибирский симфонический оркестр, АСО Нижегородской филармонии, ГАСК России п/у В. Полянского, Симфонический оркестр Москвы «Русская филармония», НСО Башкортостана, Вятский симфонический оркестр (Киров), Дубненский симфонический оркестр, АСО Северо-Кавказской филармонии им. Сафонова, Ростовский симфонический оркестр, Омский симфонический оркестр, Тихоокеанский симфонический оркестр (Владивосток), Симфонический оркестр Карельской филармонии, Тамбовский симфонический оркестр, Брянский губернаторский симфонический оркестр, Симфонический оркестр Государственной филармонии Алтайского края, Симфонический оркестр Псковской филармонии, Государственный симфонический оркестр Удмуртии.. Всего же в 13-м сезоне проекта «Симфоническая карта России», который газета ведет с 2003 года, приняли участие более 40 коллективов.

Осенью 2016, по итогам сезона 2015–2016 гг., проект будет продолжен.

Книги

Л. Кириллина Людвиг ван Бетховен (серия ЖЗЛ);

Книга доктора искусствоведения, профессора Московской консерватории Ларисы Кириллиной, из серии «ЖЗЛ» — продолжение бетховенианы известного исследователя. В 2009 она выпустила двухтомную монографию о великом венском классике, названную «МО» книжным проектом года. Двумя годами ранее в ее переводе увидели свет исторические свидетельства современников Бетховена — Ф. Вегелера и Ф. Риса. А в издательстве «Музыка» в течение 2011–2015 гг. вышло новое издание писем Бетховена — самое полное в России.

Книга увлекательно написана, как будто вся история далекого гения разворачивается воочию для читателя. В ней основательно утверждается новая традиция в русской бетховениане, которая, вероятно, станет главной и устойчивой для отечественного музыкознания на ближайшие годы. Увлекательные беллетризованные экскурсы в прошлое разворачиваются на фоне достоверного контекста: исторических событий, литературных и художественных явлений, бытовых реалий, документов и портретов.

«В России и во Франции еще в XIX в. сложилась традиция воспринимать Бетховена как прямого выразителя идей революции в музыке и чуть ли не как революционера в его житейских делах и поступках, — пишет Л. Кириллина. — Взлохмаченный суровый гений, плебей по рождению и по взглядам, готовый крепко приложить любого попавшегося под руку аристократа и шокировать салонных дам громогласными импровизациями на тему “Марсельезы”… Таков собирательный образ Бетховена-революционера в массовом сознании… Но в реальности все обстояло гораздо сложнее…».

О том, как «все обстояло в реальности» — на страницах новой книги Л. Кириллиной о Бетховене.

«Арво Пярт. Беседы, Исследования, Размышления».

Книга об Арво Пярте, вышедшая к 80-летию композитора, знакомит российского читателя с работами ведущих исследователей его творчества: Леопольда Браунайса (Австрия), Саале Кареды (Эстония) и Елены Токун (Россия). Особо ценны рассуждения «от первого лица».

«Я всегда опирался на тексты, которые были мне особенно близки и преисполнены для меня экзистенциального значения, — говорит, в частности, Арво Пярт. — Это то, что уходит корнями очень глубоко и в то же время поднимает меня выше… Священные тексты всегда очень актуальны… Эти тексты существуют независимо от нас, и они ждут нас: каждый человек приходит к ним в свое время. Эта встреча происходит тогда, когда эти тексты воспринимаются уже не как литература или произведения искусства, а как точка отсчета или ориентир. “Всему свое время”, — говорил Соломон, и действительно, “есть время смеяться и время плакать”. Наша совесть и наш разум образуют как бы весы, с помощью которых мы можем принимать решения: нам была дана свобода решать, но никто, кроме Бога, не может себе позволить судить, потому что только Он знает время».

Р.А. Тертерян. «Беседы с Аветом Тертеряном».

Новая книга об Авете Тертеряне — расширенный вариант издания, вышедшего в 1989. Ее основная часть представляет диалоги композитора с сыном, музыковедом Рубеном Тертеряном, записанные в середине 1980-х. Обсуждаются все созданные до середины 1980-х произведения Тертеряна, поднимаются широкие эстетические проблемы: отношение к творческому процессу; содержание, форма и критерий ценности в искусстве; стиль и эволюция музыкальных жанров; музыкальный авангард; ориентализм; средства выразительности и компоненты музыкального языка; философско-религиозные вопросы… В метких афоризмах и тонких музыкальных наблюдениях «от первого лица» раскрывается фигура одного из последних творцов монументальных жанров в постсоветской музыкальной истории, и одновременно — образ одного из самых эрудированных и самобытных музыкантов-новаторов XX столетия.

В статье рассказывается и о возрождении интереса к симфоническому творчеству Тертеряна в последние годы, благодаря усилиям дирижеров Мурада Аннамамедова (ему Тертерян подарил партитуры всех своих симфоний) и Дмитрия Лисса.

«Рифма в 100 лет»

То, о чем писала «Русская музыкальная газета» Н.Ф. Финдейзена в начале 1916 года — на страницах «МО» спустя ровно век: Русская музыка за границей. Музыка и война. Феминистский конкурс. Моцартиана без мифов. И другие материалы.

In memoriam

Газета публикует статьb памяти выдающегося французского композитора и дирижера Пьера Булеза — Король ушедшей эпохи;

дирижера, основателя Литовского камерного оркестра, народного артиста СССР Саулюса Сондецкиса — Аристократ музыки;

Саулюс Сондецкис

некрологи композитора Георгия Фиртича, широко известного музыкой к мультфильму «Приключения капитана Врунгеля»; виолончелиста Дмитрия Миллера, 50 лет работавшего в оркестра Большого театра; солистки балета Новосибирского театра оперы и балета народной артистки СССР Лидии Крупениной; журналиста, писателя, главного редактора журнала «Музыкальная жизнь Якова Платека.

Конкурсы

«МО» подводит итоги конкурсов, проходивших в конце 2015 – начале 2016 гг. в России и за рубежом.

Учебник для директоров конкурсов: вот как надо! АМКР рекомендует. Материал посвящен итогам XVII конкурса пианистов имени Шопена в Варшаве. «МО» и АМКР определяют Конкурс Шопена как «энциклопедию конкурсного дела», своеобразное учебное пособие для тех, кто проводит музыкальные конкурсы.

В эксклюзивной статье, написанной по заказу «МО» и Ассоциации (Объединения) директоров музыкальных конкурсов, подробно рассказано не только об истории состязания — одного из старейших и самых престижных фортепианных конкурсов в мир, об итогах XVII конкурса, но и об алгоритме проведения его проведения: сопутствующих мероприятиях (конференция, концертная программа), рекламной кампании, работе пресс-центра, системе оценок и т.д.

Публикуются условия конкурсов, которые пройдут в 2016 году под эгидой Ассоциации музыкальных конкурсов России.

Официальный представитель Steinway & Sons в России
ООО «Старт-Вест-94» — STEINWAY & SONS, BOSTON, ESSEX

121170, Москва, Кутузовский пр-т, д. 41, стр. 1
Тел./факс (495) 280-72-74, 780-05-96, e-mail: sw7800596@yandex.ru
Гамбург, Ронденбарг 10, Д 22525, Германия, тел. +49-40-85-39-11-07 www.steinwaysons.ru
Гарантия фабрики-изготовителя, выбор концертных роялей D-274 на фабрике