Вышел в свет № 12 (393) 2015 национальной газеты «Музыкальное обозрение»

Вышел в свет № 12 (393) 2015  национальной газеты «Музыкальное обозрение»

В номере:

«Руководство к действию». Одобрена «Концепция развития концертной деятельности в области академической музыки в Российской Федерации на период до 2025 года»;

От театра Мейерхольда к КЗЧ. Концертный зал им. Чайковского в Москве отметил 75-летний юбилей;

«Заметки на полях». Воспоминания и размышления о XV Международном конкурсе имени П.И. Чайковского;

«Посредственность как социальная опасность». Лекция поэта Ольги Седаковой;

«Окно в мир можно закрыть газетой». Выставка в Музее им. Глинки, посвященная 25-летию газеты «Музыкальное обозрение».

Событие года

24 ноября Дмитрий Медведев подписал распоряжение Правительства РФ об одобрении «Концепция развития концертной деятельности в области академической музыки в Российской Федерации на период до 2025 года»

Завершена более чем трехлетняя работа над документом, регламентирующим принципы филармонической и гастрольно-концертной деятельности в современной России.

Концепция представляет собой важный документ федерального значения, который определяет вектор развития концертной деятельности в области академической музыки, основные формы ее государственной поддержки.
Это своего рода учебник для департаментов культуры и других органов власти с указаниями и рекомендациями, руководство к действию.

Важно, что к проблемам филармонической деятельности привлечено внимание органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Одобренный документ подчеркивает особый статус филармоний как ведущих организаций по распространению академического музыкального искусства. Он позволит совершенствовать концертную практику в области академической музыки.

Событие

«Большое видится на расстояньи…» — таков лейтмотив редакционной статьи, посвященной итогам XV Международного конкурса имени П.И. Чайковского. Газета отмечает как достоинства прошедшего состязания (прозрачную систему судейства, трансляции по каналу Medici, освещение конкурса на ТВ «Культура», проведение конкурса детских конкурсов, посвященных 175-летию П.И. Чайковского), так и отдельные несовершенства (система отбора, ситуация с присуждением Гран-при, разделение на 2 города…).

А. Устинов, главный редактор «МО»: «Большое достижение этого Конкурса — запрет на участие учеников членов жюри. Это сработало, и Конкурс обошелся без скандалов. И даже неожиданное, за месяц до Конкурса, появление в жюри виолончелистов педагога одного из участников, вышедшего впоследствии в финал, не испортило картины. Результаты в основном удовлетворили всех. А если кого-то не удовлетворили, то следует говорить о какой-то сумме мнений, а не о некоем “сговоре”, как порой бывало прежде».

Лекция

«Посредственность как социальная опасность». Лекция поэта, прозаика, переводчика, этнографа Ольги Седаковой, прочитанная 10 лет назад

в одной из библиотек Архангельска, и сегодня чрезвычайно актуальна. Противопоставляя «посредственность» понятию «непосредственности»,
О. Седакова утверждает, что быть посредственным — это не фатальная неизбежность, не приговор судьбы, а нравственный выбор каждого человека. Человек посредственный — это «человек с отсеченной духовно-нравственной сферой», «освобожденный от душевного труда».

Выставка

«Окно в мир можно закрыть газетой» — так называлась выставка в Музее им. Глинки, прошедшая к 25-летию газеты «Музыкальное обозрение». В газете подробно описывается выставка и уникальные арт-объекты.

«Выставка, как и любая нынешняя визуальная акция, – дело временное. Но лишь постфактум можно было осознать, додумать и открыть то, что тогда делалось во многом интуитивно, на порыве художественного и эмоционального подъема юбилейных страстей.

Игра со смыслами, взаимодополнение, широчайший ассоциативный круг, вызывающий у каждого посетителя свои эмоции, идеи и впечатления, связанные с его личным бэкграундом и визуально-музыкальным опытом, эрудицией».

Рифма в 100 лет

«Музыкальное обозрение продолжает печатать материалы из «Русской музыкальной газеты» Н. Финдейзена 100-летней давности. Неврученная глинкинская премия, попытки в «ура-патриотическом раже» запретить исполнение музыки Бетховена, другие курьезы военной поры.

«…Громадное количество производимых в Германии и рассылаемых оттуда по всему свету жильных струн изготовляется из кишек <…> русских овец южных степных губерний, среднеазиатских владений и Сибири. Кишки наших степных овец дают чистые белые струны, назначаемые немцами к экспорту, под именем лучших итальянских» (№ 49 от 6 декабря, стлб. 807-808).

Симфоническая карта России

В номере — продолжение ежегодного проекта «МО»: итоги прошедшего концертного сезона российских симфонических оркестров.

Конкурсы

В этой рубрике представлены итоги IX международного юношеского конкурса им. П.И. Чайковского, проходившего с 5 по 15 декабря в Новосибирске, XII конкурса Центральной музыкальной школы по специальностям «струнные инструменты, условия конкурсов, входящих в АМКР.

Книги

Газета публикует рецензию на книгу известного музыкального критика, обозревателя газеты «Труд» Сергея Бирюкова «Денис Мацуев. Жизнь на Crescendo». Автор рассказывает о том, как проходила совместная с пианистом работа над этим изданием.

Называя Мацуева «лидером эпохи», «МО», в частности, пишет: «Очевидно, что сегодня в обществе существует потребность (пресловутое «витает в воздухе») именно в таких музыкантах — коммуникабельных, успешных, сильных, эмоциональных, умещающихся в образ «русского раздолья», с «устойчивой» психикой, готовых рвать струны на рояле и искренне любящих массовую публику».

«Сын за отца»

Заметка о двух юбилеях уходящего года: 90-летии со дня рождения классика башкирской музыки Наримана Сабитова (1925–1971) и 60-летии его сына Рустема Сабитова, крупнейшего современного композитора Башкортостана, дирижера, общественного деятеля.

In memoriam

Материалы этой рубрики посвящены памяти композитора, народного артиста СССР Александра Холминова, кинорежиссера, народного артиста СССР Эльдара Рязанова, пианистки, более 60 лет работавшей в знаменитом Мерзляковском училище, Александре Свиридовой.

Газета информирует читателей о прошедшем в Москве XI съезде Союза композиторов России.

Официальный представитель Steinway & Sons в России
ООО «Старт-Вест-94» — STEINWAY & SONS, BOSTON, ESSEX

121170, Москва, Кутузовский пр-т, д. 41, стр. 1
Тел./факс (495) 280-72-74, 780-05-96, e-mail: sw7800596@yandex.ru
Гамбург, Ронденбарг 10, Д 22525, Германия, тел. +49-40-85-39-11-07 www.steinwaysons.ru
Гарантия фабрики-изготовителя, выбор концертных роялей D-274 на фабрике