Вышел в свет № 10 (403–404) национальной газеты «Музыкальное обозрение» за 2016 год

Вышел в свет № 10 (403–404)  национальной газеты «Музыкальное обозрение» за 2016 год

В номере:

100 000 — не предел! Московская филармония проводит 95-й сезон. На сезон 2016/2017 продано 100 000 абонементов. В афише — почти 750 концертов, 18 симфонических оркестров, 83 пианиста, 8 исполнений Двойного концерта Брамса, 7 — Рапсодии на тему Паганини Рахманинова, 6 — Фортепианного концерта Грига;

Cité de la musique — «Город музыки», парижская «Филармония-2». История строительства, афиша, абонементы, залы, исполнители;

USA — United Symphony of America. О том, как работают симфонические оркестры США, рассказывает вице-президент по художественному планированию Сиэтлского симфонического оркестра Елена Дубинец;

«Персона — композитор». Восьмой сезон абонемента Московской филармонии, в котором главный редактор «МО» Андрей Устинов представляет творчество наших современников;

«Шустрый да быстрый — выйдешь в министры. Храбрый с отвагой — станешь бродягой». Персона номера — композитор Мераб Гагнидзе;

In memoriam. Ушел из жизни выдающийся органист Гарри Гродберг.

Встреча в Кремле

3 ноября президент В. Путин встретился в Кремле с министром культуры В. Мединским. Министр доложил президенту о важных направлениях российской культурной политики: работе в регионах (открытие кинозалов и инновационных культурных центров в малых городах), реставрации памятников истории и культуры, восстановлении и развитии культурных объектов Крыма, программе строительства сельских ДК, реконструкции театральных зданий в Москве и Санкт-Петербурге, привлечении к этой работе бизнеса.

putin12

Особо были отмечены рекордные продажи абонементов Московской филармонии (100 000 абонементов) и развитие «Филармонии-2». В. Мединский пригласил В. Путина посетить новые залы Московской филармонии.

med11

100 000 — не предел!

Вот уже три месяца продолжается 95-й сезон Московской филармонии.

«МО» представляет и анализирует статистику сезона, его знаковые события.

Своим наиболее значительным достижением руководство филармонии считает рекордную продажу абонементов на нынешний сезон — 100 000. Это значит, что филармония по-прежнему остается привлекательной для слушателей, имеет свою устойчивую аудиторию, которая обеспечивает как минимум половину заполняемости залов на абонементных концертах. Об этом достижении доложил президенту министр культуры

В. Мединский (об их рабочей встрече также пишет «МО» в новом номере).

filarmmosc

Всего Московская филармония представляет 591 абонементный концерт в 9 залах. Как устойчивые тенденции обозреватель «МО» отмечает заметное сокращение концертов в залах Московской консерватории: всего 4 абонемента в Рахманиновском, ни одного — в Малом. В то же время все более «раскручивается» зал «Филармония-2» им. Рахманинова. С началом нового года там откроются еще два зала: игровой и театральный.

Важнейшие репертуарные тенденции: предпочтение в афише отдается романтической музыке: «короли афиши» — Брамс, Чайковский, Рахманинов. 8 раз исполняется Концерт для скрипки и виолончели Брамса, 7 — Рапсодия на тему Паганини Рахманинова, 6 — Фортепианный концерт Грига, по 5 — Скрипичный концерт Брамса, Третий фортепианный и «Симфонические танцы» Рахманинова, «Ромео и Джульетта», Сюита из «Щелкунчика», Скрипичный концерт Чайковского. По 4 раза звучат Пятый концерт Бетховена и Второй Рахманинова, фрагменты музыки к драме «Пер Гюнт» Грига и Сюита из балета «Ромео и Джульетта» Прокофьева. По 3 — Тройной концерт и Седьмая симфония Бетховена, Виолончельный концерт и Девятая Дворжака, Первый концерт и Вторая симфония Рахманинова, Вариации на тему рококо Чайковского.

В то же время лишь 2 раза исполняются симфонии Гайдна («Детская» и последняя, 104-я), 1 раз — Скрябина (2-я, в исполнении Госоркестра п/у Г. Рождественского), ни разу — симфонии Танеева, Глазунова, Мясковского, Берлиоза, считанное число раз (3-4) — Моцарта и Шуберта. Из 10 симфонических поэм Р. Штрауса играют две («Так говорил Заратустра» и «Тиль Уленшпигель»). Из 15 поэм Листа — ни одной.

Заметно сократилось число камерных и хоровых концертов. Из всех камерных и хоровых коллективов в этом сезоне персональные абонементы только у Квартета им. Бородина и Капеллы им. Юрлова.

Зато как никогда много оперы: фактически МГАФ стала еще одни м Московским оперным театром. С этим жанром так или иначе связаны 8 абонементов. Прозвучат 17 опер и три оперетты, а также несколько концертных программ.

Как всегда, впереди по интересу публики абонементы симфонических и камерных оркестров, пианистов, барочные абонементы («в частности, «Вершины мастерства») и детские.

Еще один тренд сезона — современная музыка. В больших залах она представлена в основном в концертах ГАСО им. Светланова (В. Юровский обещал в год 80-летия оркестра представить 80 премьер и старается выполнять свое обещание), а также в программах Камерного зала. Один из них — «Персона-композитор», который уже 8-й сезон проводит главный редактор «МО» Андрей Устинов.

«Персона – композитор»

Представление и интервью — Андрей Устинов

«Персона – композитор» — это:

портрет современного композитора,

мировые премьеры произведений, специально написанных для концертов абонемента,

беседы о современной музыке и современном искусстве.

погружение в тайны композиторского творчества.

«Персона – композитор» — это ландшафты и горизонты сегодняшней академической музыкальной России.

personacomp

За семь лет гостями Андрея Устинова были самые известные российские композиторы всех поколений: Родион Щедрин и София Губайдулина, Андрей Эшпай и Сергей Слонимский, Александр Чайковский и Кирилл Волков, Мераб Гагнидзе и Владимир Кобекин, Виктор Екимовский и Михаил Броннер, Владислав Казенин и Ефрем Подгайц, Юрий Воронцов и Сергей Жуков, Владимир Тарнопольский и Юрий Каспаров, молодые Артем Васильев, Алексей Сюмак, Кузьма Бодров, Владимир Горлинский, Анна Ромашкова.

Среди тех, кто представлял «Персон» на сцене Камерного зала филармонии — пианисты Екатерина Мечетина, Алексей Гориболь, Ксения Башмет, Андрей Ярошинский; скрипачи Никита Борисоглебский, Юлия Игонина; виолончелист Борис Андрианов; контрабасисты Александр Суслин, Григорий Кротенко; баянист Иосиф Пуриц; кларнетист Олег Танцов; фаготист Валерий Попов; «Романтик-квартет», ансамбль солистов МГК «Студия новой музыки»…

В прошлом сезоне впервые в истории специально для одного из абонементов Московской филармонии был подготовлен видеоролик — рекламная заставка абонемента «Персона – композитор». Ролик размещен на сайте и в фейсбуке газеты «Музыкальное обозрение».

Автор идеи — Андрей Устинов, видеохудожник — известный московский художник и куратор проектов в области contemporary art Ася Мухина.

Видеоролик имеет своеобразную трехступенчатую структуру. Перед зрителями и слушателями сначала проходят портреты великих композиторов прошлого — от Баха и Генделя до Шенберга и Веберна.

Затем — всех «Персон», начиная с первого сезона (2009–2010).

Наконец, трех композиторов — участниками абонемента в новом концертном сезоне:

30 ноября 2016 — Илья Демуцкий.

Фортепианные, хоровые, вокальные произведения в исполнении ансамбля солистов “Cyrillique”

1 марта 2017 — Юрий Воронцов.

Камерные произведения в исполнении ансамбля солистов «Студия новой музыки».

22 марта 2017 — Татьяна Чудова.

«Фон Мекк – Чайковский», одноактная опера в письмах (концертное исполнение).

«Шустрый да быстрый — выйдешь в министры. Храбрый с отвагой — станешь бродягой». Персона номера — композитор Мераб Гагнидзе.

Главный редактор «МО» Андрей Устинов дважды беседовал с М. Гагнидзе: на концерте абонемента «Персона – композитор» и накануне концерта. В этих беседах Гагнидзе предстает как личность и музыкант абсолютно самобытный, «отдельный», живущий по своим законам. Так, как велит ему Вера и Совесть человека и художника.

«Я не могу накопить деньги, разбогатеть — за мой труд не платят. Я не виноват. И потом, я не хитрый. Знаешь, говорят: «Шустрый да быстрый — выйдешь в министры. Храбрый с отвагой — станешь бродягой». Это про меня. Лучше быть бродягой, чем хитрым. Я не люблю хитрых. Я люблю простых людей.

ustgagn530

<…>

Господь поможет, он мне помогает. Не было дня, чтобы я голодный был, или чтобы денег совсем не было. Откуда-то что-то появляется.

Деньги у всех есть, кроме меня. Я никак не зарабатываю. Раньше меня приглашали в Европу, и там мне платили. Запад помогал. А теперь — тишина, как будто ничего никогда и не было. Перестали звонить, и точка. Не знаю, в санкциях дело или в чем-то другом…

Если проявят инициативу сами — пожалуйста. А напрашиваться — нет. Какая разница, играют — не играют… Глупости все это.

<…>

Если музыка появляется в голове, я слышу ее звучание, и оно мне кажется интересным — надо записывать, чтобы не пропало. Не запишешь — через полчаса уже не помнишь. А потом жалеешь: хороший кусок был, зря не записал. Иногда во сне что-то вижу — у меня есть «сонная музыка». Лень вставать, но думаю: «Завтра забуду». Встаю, беру партитурную бумагу и записываю, пока все спят.

<…>

Если музыка настоящая — то от Бога. Сам человек ничего не может. Ничего. Есть воля Господа — все открывается. Летать будешь! Но ведь не всем эта воля дается… Без воли Божьей невозможно жить».

USA — United Symphony of America

Как работают симфонические оркестры в США? Чем отличаются американские оркестры от российских?

Об этом рассказывает на примере своего оркестра вице-президент по художественному планированию Сиэтлского симфонического оркестра Елена Дубинец.

Она отмечает, что отличия касаются экономической (в первую очередь) и художественной основы оркестровой индустрии.

Главное отличие американской оркестровой системы от российской — в том, что можно назвать «самоокупаемостью»: почти полное отсутствие государственной поддержки и совершенно иное внутреннее устройство всей отрасли.

seattle

Автор подробно описывает, как и из чего складывается финансирование оркестра в США, как формируется бюджет, каковы права и обязанности оркестрантов, какова роль профсоюза и Попечительского совета в деятельности коллектива, как осуществляется художественное планирование на сезон и т.д. Вот некоторые важнейшие правила и особенности работы симфонического оркестра в США

«Практически все крупные американские оркестры действуют на основе требований профсоюза, главной задачей которого являются поддержание уровня благосостояния его членов (то есть музыкантов) и защита их прав. Чтобы быть зачисленным в оркестр, нужно не только обладать определенными художественными навыками, но и иметь поддержку трудового коллектива. Процедура увольнения из оркестра также осуществляется с учетом мнения коллектива. <…>

Администрация находится под строгим надзором Попечительского совета, и именно Совет одобряет (или не одобряет) условия контракта с музыкантами. Не выполнять условия контракта с музыкантами администрация оркестра не имеет права. Когда в тяжелые экономические периоды возникает необходимость уменьшить расходы, что часто влечет за собой желание руководства понизить зарплаты музыкантам, разрыв контракта с ними тоже должен происходить с согласия Попечительского совета.

Если в результате переговоров не удается прийти к обоюдному согласию по поводу условий контракта, то работа музыкантов может быть прервана. Это может происходить двумя способами: либо музыканты объявляют забастовку и перестают играть концерты — то есть, удовлетворять социальный заказ — до достижения приемлемых договоренностей; либо администрация объявляет так называемый «lockout» (принудительное прекращение выплаты зарплаты музыкантам) и останавливает работу оркестра до лучших времен. <…>

Далеко не все оркестры даже первой группы оркестров США (а это 20 ведущих оркестров с бюджетом не менее $ 16,5 млн.) функционируют круглый год. Seattle Symphony в Сиэтле концерты устраивает только с середины сентября до середины июля и выплачивает зарплату музыкантам только в течение 45 недель в год. От количества оплачиваемых недель зависит и количество программ, которые можно исполнять. В сумме оркестр играет порядка 200 концертов в год (повторяя одну и ту же программу не более трех раз), а также приглашает выступить в своем Бенаройя холле гастролирующие оркестры и музыкантов с сольными программами.

В настоящее время стандартный оркестровый классический абонемент составляет 22 недели, в каждую из которых одна и та же программа исполняется 2–3 раза после положенных по контракту четырех репетиций. Три недели в году оркестр играет по два концерта барочной музыки, а также одиночные концерты по типу гала-концертов со знаменитыми солистами, которые не могут провести в Сиэтле больше одного дня. Параллельно — для того, чтобы удержаться на плаву — оркестр играет немало легкой и эстрадной музыки: шесть недель в году по три концерта любимой американцами музыки с Бродвея или джазовый репертуар, а также отдельные концерты с популярными певцами, кинофильмы и видеоигры с живой музыкой и другую подобную продукцию».

Подробности — на страницах нового номера газеты «Музыкальное обозрение».

Под крышами Парижа

Газета публикует статью о «Городе музыки» в Париже — Cité de la musique, новом комплексе Парижской филармонии, открытом в январе 2015 года. В материале «МО» подробно рассказывается об истории строительства комплекса в Парк Ла-Виллет в XIX округе Парижа (стройка шла более 30 лет!), о главном концертном зале и здании снаружи и изнутри (архитектор Жан Нувель):

parisfilarm

«…Большой зал был спроектирован по схеме виноградника — в виде многоуровневых террас, расположенных вокруг сцены. Впервые в практике современной архитектуры Нувель применил «подвесные балконы», присоединенные к стенам зала только мостиками, по которым на них и попадают посетители. Все это позволяет звуковым волнам со сцены свободнее распространяться по аудитории. Положение подвешенных к потолку специальных акустических панелей можно регулировать, тем самым меняя акустику естественным образом, не прибегая к электронной акустической коррекции, сложной в настройке и сомнительной в эффективности.

Максимальное число зрителей — 3 650. Специальные выдвижные части зала позволяют варьировать его объем и наполняемость. В соответствии с общей мультистилевой идеей зал-трансформер может приспосабливаться под разные типы мероприятий. <…> Снаружи сложный силуэт здания образуют наклонные бетонные панели, а массивная крыша, отливающая металлическим блеском, — аллюзия на волнующееся Северное море. Именно крыша Филармонии 1 придает всему комплексу уникальный футуристический облик. Одновременно она является и смотровой площадкой — с 37-метровой высоты открываются захватывающие виды Парижа. Весь 7-й этаж отдан под панорамный ресторан с широким балконом, проходящим по всему периметру здания».

Подробнейшим образом дано описание программ в залах нового комплекса Парижской филармонии. Представлен один из первых концертных дней — 17.01.2015 (около 30 мероприятий) и один из последних уик-эндов — 19-20.11.2016 (более 20 мероприятий).

«При взгляде на расписание сезона 2016/2017 Парижской филармонии может показаться, что он проходит в эконом-режиме, особенно в будние дни — текущая афиша не так богата и разнообразна, как в дни открытия нового концертного комплекса, — пишет «МО». — Заполнять в ежедневном режиме огромный конгломерат Cité de la Musique непросто, тем более во время экономического кризиса. И все же периодически случаются «дни щедрости» (чаще всего суббота и воскресенье), а в программах и абонементах представлены имена выдающихся музыкантов, представляющих разные жанры и направления. <…> Парижская филармония ищет и находит нестандартные пути к слушателям, уделяя внимание массовым популярным жанрам, активно внедряя интерактив и визуализацию (кинопоказы, выставки в сопровождении «живой» музыки, анимация и квесты для детей, опен-эйры и т. п.).

Среди проектов филармонии — тематические музыкальные уикенды. Цикл концертов, проходящих в выходные дни и объединенных одной темой, жанром, фигурой композитора или исполнителя, тем или иным инструментом или каким-то географическим объектом, складывается в своеобразный мини-фестиваль, монографию или мини-абонемент. Количество концертов и музыкальных событий в рамках таких уикендов доходит до 10 (и более) ежедневно, напоминая о насыщенных до предела днях инаугурации «Города Музыки» зимой 2015.

В плане сезона 2016/2017 30 тематических уикендов на любой вкус…».

Вот теперь выбрали. Григорий Заславский избран ректором ГИТИСа

Избрание Григория Заславского (как и назначение и.о. ректора полгода назад, см. «МО» № 4-5) было встречено многими коллегами с настороженностью. Нового ректора называют фаворитом Министерства культуры в связи с его «охранительно-консервативной позицией» как театрального критика (слова самого Заславского) и той активной работой, которую он в последние годы вел в Минкультуры (с 2013 — руководитель рабочей группы по театральному делу Общественного совета при МК РФ). На сайте ведомства говорится, что Заславский «неоднократно публично высказывался в поддержку курса на воссоединение Крыма с Россией».

zaslavsk

В своем «инагуграционном» выступлении Заславский поблагодарил Министерство: «Я буду ректором тех, кто голосовал за, и тех, кто голосовал против, как принято говорить в таких случаях. Я буду поддерживать интересы прежде всего ГИТИСа. Некоторые решения наверняка понравятся не всем. Я, прежде всего, скажу спасибо Министерству культуры, тем людям, которые это мне доверили. И коллективу — я надеюсь, что вы не пожалеете об этом выборе», — сказал Заславский, обращаясь к коллективу.

Прямая речь: «Да, можно сказать, что у меня репутация такого охранительно-консервативного критика. С одной стороны, мне смешно это слышать, а с другой — если говорить об образовательном процессе, то мне такая характеристика нравится. В образовательном процессе, я считаю, не должно быть революций, здесь главное — сохранять и передавать традиции, которые складывались годами и даже веками» («МК»).

«Моя программа в том, чтобы вывести ГИТИС в пятерку лучших театральных вузов мира» (Газета.ru).

Г. Заславский (род. 1967) — известный театральный критик, выпускник ГИТИСа (1993), первый директор театра «Геликон-опера», ведущий театральных программ и рубрик на многих радиостанциях, телеканале «Мир», в «Независимой газете» и других печатных и электронных СМИ. Лауреат премии Москвы в области литературы и искусства.

Также «МО» публикует информацию о назначении нового директора Омской филармонии (ею стала Ирина Лапшина, сменившая Андрея Чувашова, который вернулся в Тюмень и стал директором Тюменской филармонии) и и.о. министра культуры Свердловской области (им стал Владимир Мантуров, сменивший Павла Крекова, который назначен зам. губернатора региона).

«Силуэты театрального прошлого. И.А. Всеволожской и его время»

«МО» представляет книгу мемуаров известного русского театрального деятеля В.П. Погожева о «золотом веке» императорских театров (1880–1890-е гг.). В этот период

их директором был И.А. Всеволожской, помощником которого в должности управляющего театральной конторой в Петербурге был Погожев. ставший инициатором грандиозных преобразований. Мемуарист описывает разные стороны театральной жизни: не только творческий и постановочный процесс, но и административно-хозяйственное устройство, работу бутафорских и монтировочных цехов, вплоть до описания работы плотницких и столярных мастерских.

mushi

Особое внимание уделено многим значительным персонажам конца XIX века. Перед читателем проходят такие персоны, как министр двора граф И.И. Воронцов-Дашков, статс-секретарь Н.С. Петров, И.А. Всеволожской и его окружение. И, разумеется, выдающиеся мастера русского искусства конца XIX – начала ХХ вв.: драматург Островский, балетмейстер Петипа, композиторы Чайковский, Римский-Корсаков, Направник, балерина Кшесинская и многие другие знаменитости: актеры, музыканты, танцовщики.
В книгу также включены статьи современных авторов: одна посвящена эпохе Александра III, а вторая — И.А. Всеволожскому и его времени.

Книга была издана летом 2016 года к выставке карикатур И.А. Всеволожского, которая прошла в музее-заповеднике «Царицыно».

Сто лет назад

«МО» продолжает публиковать материалы из «Русской музыкальной газеты» 1916 года.

В этом номере:

некролог композитора Макса Регера, скончавшегося 11 мая 1916;

рецензия на постановку оперы Сен-Санса «Самсон и Далила» в оперном театре Петроградской консерватории на древнееврейском языке;

рецензии на концерты оркестров под управлением А. Зилоти в Петрограде и С. Кусевицкого в Москве;

новости концертной жизни Томска и Омска и многое другое.

RMG1

Возмущение рецензента «РМГ» вызвала появившиеся в прессе объявления о концертах цыганских и кафешантанных солисток в Малом зале Петроградской консерватории. «Думал ли покойный основатель Консерватории, — пишет автор, — что концертный зал консерваторского здания, подаренного Музыкальному Обществу Императором Александром III, будет служить для подобных торговых щелей, ничего не имеющих общего с искусством, распространять которое призвано ИРМО?! Недаром группой профессоров Консерватории поднят вопрос о более целесообразном использовании Малого зала Консерватории. Но пересилят ли профессора г-на Арцыбушева — председателя Петроградской дирекции ИРМО, устроившего из концертных залов Консерватории торговые заведения?». Вопрос, актуальный и для наших дней…

In memoriam

10 ноября 2016 года ушел из жизни выдающийся органист, народный артист России, солист Московской филармонии Гарри Гродберг. «В фонетике его имени, — пишет «МО», — как будто звучат слова «орган» и «Бах». И в сознании тысяч любителей музыки имя Гарри Гродберга ассоциируется с Бахом и органом.

grodberg

Исполнитель, эксперт в области органостроения, он был подвижником органного искусства. При его участии в России появилось множество новых органов — а значит, стало больше музыкантов-исполнителей и слушателей. Этот инструмент завоевал в СССР и России популярность, не уступающую многовековой популярности органа в Европе.

Концертная деятельность Гарри Гродберга продолжалась почти 60 лет: тысячи концертов, сотни сыгранных произведений самых разных эпох — от предшественников Баха, классиков и романтиков до опусов ХХ века. Выступления Г. Гродберга проходили в десятках залов: от филармоний в городах России до берлинского Концертхауса.

Однажды Гродбергу задали вопрос: о чем бы он спросил Баха при встрече? «Я попросил бы его сыграть мне, — ответил маэстро. — Мы же не знаем, как он играл, и можем только предположить это по его сочинениям».

Газета публикует некрологи пианиста, заслуженного артиста РСФСР Леонида Блока, руководителя ансамбля ударных инструментов Большого театра Виктора Гришина

События, хроника, лауреаты: конкурсная жизнь в России и за рубежом

В традиционной рубрике «Конкурсы» газеты публикует информацию о состязаниях, которые прошли в 2016 и будут проходить в 2017 в нашей стране и за рубежом.

Публикуются итоги конкурсов, проходящих под эгидой Ассоциации директоров музыкальных конкурсов: композиторов имени А.П. Петрова и скрипачей им. Л, Ауэра в Санкт-Петербурге; вокалистов — им. М. Магомаева в Москве, на приз Ольги Сосновской в Сыктывкаре, «Белая акация» в Чебоксарах; исполнителей на народных инструментах имени О. Павловой в Чебоксарах.

amkr

Условия конкурсов «Народные мелодии» в Казани, оперных певцов Елены Образцовой, юных пианистов им. Н. Перельмана и камерной музыки им. Г. Свиридова в Санкт-Петербурге, которые пройдут в 2017 году.

Информация о вступлении Конкурса оперных певцов Елены Образцовой во Всемирную федерацию международных музыкальных конкурсов (WFIMC); о проведении Первого в истории состязания виолончелистов в рамках Конкурса Королевы Елизаветы в Брюсселе в 2017; об итогах Х Московского конкурса юных пианистов им. Шопена, итогах Первого Всероссийского балетного конкурса, а также другая полезная информация.

Подробности — на сайте www.music-competitions.ru

Специальный выпуск «МО» посвящен 70-летию Томской областной филармонии

covertomsk

В номере:

Приветствия министра культуры РФ В. Мединского и губернатора Томской области С. Жвачкина;

Мгновения, мгновения, мгновения. 70 фактов из истории Томской филармонии (1946–2016);

Партитура будущего. Монолог директора Томской филармонии Наталии Чабовской;

Симфоническая поэма. К 70-летию Томского академического симфонического оркестра;

Пространство музыки и света. Залы Томской филармонии;

На сцене — «Король инструментов». Исполнилось 35 лет филармоническому органу и Органному залу;

Коллективы филармонии: ансамбль «Сибирские узоры», камерные ансамбли, Музыкальный лекторий.

steinway_102016

Официальный представитель Steinway & Sons в России
ООО «Старт-Вест-94» — STEINWAY & SONS, BOSTON, ESSEX

121170, Москва, Кутузовский пр-т, д. 41, стр. 1
Тел./факс (495) 280-72-74, 780-05-96, e-mail: sw7800596@yandex.ru
Гамбург, Ронденбарг 10, Д 22525, Германия, тел. +49-40-85-39-11-07 www.steinwaysons.ru
Гарантия фабрики-изготовителя, выбор концертных роялей D-274 на фабрике