Вышел в свет № 10 (389, 390) национальной газеты «Музыкальное обозрение» за 2015 год

Вышел в свет № 10 (389, 390)  национальной газеты «Музыкальное обозрение» за 2015 год

В номере:

IV Санкт-Петербургский международный культурный форум пройдет с 14 по 16 декабря.

«Золотая Маска» объявила номинантов. Экспертные советы завершили работу. Среди претендентов — Дж. Ноймайер, Д. Вишнева, В. Самодуров, Р. Паулс, А. Титель, Х. Герзмава, Т. Курентзис. Каковы будут решения жюри?

События в мире современной музыки: юбилеи Владимира Тарнопольского и Юрия Каспарова, масштабные фестивали в Москве, Астрахани, Перми, премьера сочинения Ираиды Юсуповой, престижная награда Александра Хубеева, итоги Академии молодых композиторов в г. Чайковском.

Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко в наступившем сезоне: оперные и балетные премьеры, гастроли, подготовка к 100-летию.

Уральская «Кармен»: испанские страсти на фоне танков. 13-я постановка оперы Бизе в истории Екатеринбургского театра оперы и балета.

Событие

С 14 по 16 декабря в северной столице России состоится IV Санкт-Петербургский Международный культурный форум. Ежегодная встреча, как всегда, соберет деятелей культуры, политиков, ученых России и многих стран мира. Предстоят совещания, семинары, конференции, дискуссии, обширная концертная программа.

Работа будет идти в 12 секциях (Театр, Музыка, Музеи и выставочные проекты, Кино, Цирк и уличный театр, Народное творчество и нематериальное культурное наследие, Балет и танец, Изобразительное искусство, Сохранение культурного наследия, Литература и чтение, Массовые коммуникации, Образование), которые возглавят известные деятели культуры и искусства: Михаил Пиотровский, Борис Эйфман, Вячеслав Полунин, Сергей Стадлер, Андрей Могучий, Семен Михайловский, Людмила Вербицкая и др.).

Форум будет посвящен 70-летию ЮНЕСКО.

«Золотая Маска»

Национальная театральная премия объявила номинантов конкурса-фестиваля 2016 года по итогам театрального сезона 2014/2015. В списке номинантов в категории «Музыкальный театр» — 33 спектакля (10 опер, 18 балетов в номинациях «балет» и «современный танец», 5 оперетт и мюзиклов), 121 персона (в т.ч. 15 дирижеров, 15 режиссеров, 12 балетмейстеров-хореографов, 6 композиторов).

В числе номинантов: дирижеры Александр Лазарев, Оливер фон Дохнаньи, Теодор Курентзис, Феликс Коробов, Евгений Волынский; режиссеры Александр Титель, Екатерина Василёва, Дмитрий Бертман, Борис Юхананов; балетмейстеры Джон Ноймайер, Вячеслав Самодуров, Юрий Посохов; балерина Диана Вишнева; певица Хибла Герзмава; композитор Раймонд Паулс.

Лидеры среди театров: Пермский театр оперы и балета — 5 спектаклей (3 оперы, 2 балета), 25 номинаций; Большой театр — 2 спектакля (1 опера, 1 балет), 18 номинаций; Екатеринбургский театр оперы и балета — 4 спектакля (1 опера, 3 балета), 15 номинаций; МАМТ — 3 спектакля (2 оперы, 1 балет), 15 номинаций.

Среди номинированных спектаклей — оперы «Сатьяграха» (Екатеринбург), «Сказки Гофмана» (Пермь), «Свадьба Фигаро» (ГАБТ), «Медея» и «Хованщина» (МАМТ), две «Пиковые дамы» (Мариинский и Самарский театр). Лидеры в балете — «Татьяна» (МАМТ) и «Герой нашего времени» (ГАБТ).

Театр «Геликон-опера» и Д. Бертман получили номинации в жанре оперетты/мюзикла («Прекрасная Елена»).

Подробности — в новом номере «МО».

Опера — премьера

В Екатеринбургском театре оперы и балета поставлена 13-я «Кармен» за более чем вековую историю театра. Режиссер Александр Титель перенес лействие в послевоенную Европу 50-х годов ХХ века. Используя первую редакцию (с разговорными диалогами), он решил «повернуть» оперу в сторону несколько иного жанра:

«Мы (художник Владимир Арефьев и я) хотели, чтобы спектакль начинался как мюзикл, чтобы не было этой пресловутой “оперности” — ведь тут даже привычных оперных арий нет. Точнее, в классическом смысле слова… есть две арии — Хозе с цветком и ария Микаэлы — ну, еще, гадание Кармен. А все остальное напевается, это набор шансонов, которые могли бы спеть Шарль Азнавур, Мирей Матье, Эдит Пиаф и Ив Монтан».

А «Прекрасная музыкальная работа оркестра под управлением приглашенного Михаэля Гюттлера (поставил в ЕГАТОиБ спектакли «Корсар», «Тоска», «Борис Годунов», «Летучий голландец», в 2006/2007 был музыкальным руководителем театра) подкупает «командной игрой». Все музыкальные средства работают на концепцию режиссера. Оркестровые интерлюдии и марши даны быстрее, чем обычно. Заостряются ритмические акценты. Оттого и появляется ощущение опереточности с невероятной красочной музыкой, запоминающимися мелодиями и вальсами, по тонкости и нежности выигрывающими у И. Штрауса и Оффенбаха. Но это и есть часть концепции: роскошная музыка на фоне человеческих страстей» (из рецензии «МО»).

Музыкальный театр

Газета обозревает 97-й сезон Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко. Главные события — премьеры. Оперы «Волшебная лампа Аладдина» Н. Рота, (российская премьера), «Манон» Массне, «Любовь к трем апельсинам» Прокофьева на Основной сцене; на Малой сцене — «Кроткая» Дж. Тавенера, «Ариадна» Мартину и «Сказание об Орфее».

Как отметил художественный руководитель оперы А. Титель, в новом сезоне сменился жанровый вектор:

«В минувшем сезоне на Основной сцене нашего театра царила Ее Величество Трагедия: как индивидуальная — «Медея» Керубини, так и национальная — «Хованщина» Мусоргского. В новом сезоне на Основной сцене зрителей ждут опера-сказка, лирическая драма и театральная игра».

Балетные премьеры: вечер одноактных балетов классика английской хореографии Фредерика Аштона; медиа-балет в 2-х действиях «Расёмон. Вариации» Малая сцена); «Анна Каренина» немецкого хореографа Кристиана Шпука, художественного руководителя Цюрихского балета.

В планах театра — камерные концерты в Атриуме и Музыкальной гостиной, продолжение проекта «Большая Дмитровка, 17. История в лицах» к 100-летию театра (которое будет отмечаться в 2019 году): помимо творческих встреч с известными театральными деятелями, пройдут встречи с артистами МАМТ, мастерами старшего поколения,

Объявлены оперные премьеры сезона 2016/2017 на Основной сцене: «Пиковая дама» Чайковского, «Царь Эдип» Стравинского, «Замок Герцога Синяя Борода» Бартока, «Коронация Поппеи» Монтеверди.

Информация

Газета представляет новые и относительно новые лица российской культуры:

Михаил Бирман вернулся на должность директора Тюменской филармонии.

Бывший зам. министра культуры РФ Иван Демидов возглавил Фонд развития современного искусства, идея создания которого поддержана в Администрации Президента РФ.

В российских регионах — новые министры культуры, руководители Департаментов и Комитетов культуры (Московская область, Санкт-Петербург, Карелия, Тюменская область, Иркутская область).

Скандал

Вопиющий случай: студент Красноярской академии музыки и театра украл сочинение у уважаемого челябинского композитора, члена СК России Алана Кузьмина.

«Алексей Житов представился дирижером Красноярского оперного театра, написал, что ему очень понравилась моя музыка, и он хотел бы ее исполнить, — рассказывает Алан Кузьмин. — Спустя какое-то время он предложил мне написать произведение для исполнения на концерте, который состоится 21 мая в Красноярской краевой филармонии. Сообщил, что его исполнит оркестр Siberian Percussion, а он будет дирижировать.

<…> Он просто стер мою фамилию, вписал свою, “выгнал” партии и исполнил мое сочинение как свое, не изменив ни одной ноты, даже название сохранил <…> Думаю, что и в истории такого не было».

Кузьмин был готов принять извинения, но Житов исчез. Тогда Кузьмин подал в суд. Решение суда оглашено 16 ноября: ответчик (Житов) обязан выплатить истцу компенсацию за нарушение авторских прав и за моральный ущерб — всего 80 000 руб.

«Рифма в 100 лет»

О чем писала «Русская музыкальная газета» Н.Ф. Финдейзена в 1915 году.

К 50-летию А.К. Глазунова, «кладбище колоколов» в Риге, обзор балетного сезона 1914/1915 в Москве, судьба экспонатов музея и библиотеки Варшавского Музыкального общества и другие новости — в обзоре «РМГ» и «МО».

«По словам “Голоса Москвы”, инспектор народных училищ Амурской области разослал по подведомственным ему училищам такой циркуляр: “…Прошу вас разучить, с началом учебного года, с учениками вверенного вам училища обозначенную на обороте сего патриотическую песню, сочиненную инспектором Гродсковского высшего начального училища г. Сусловым. Город Зея, Амур. Апреля 16, 1915 г. № 1365. Инспектор народных училищ 2 района Амурской области Владимир Васильевич Колокольцов”. Подлежащие разучиванию вирши инспектора-поэта настолько хороши, что, по словам, “Забайкальской Нови” прочитавши их… “так и хочется ногой притопнуть”. Вряд ли, вероятно, от восторга…»

Современная музыка

В этой рубрике — статьи к 60-летним юбилеям Владимира Тарнопольского и Юрия Каспарова — музыкантов-просветителей, прилагающих огромные усилия к распространению новой музыки в России.

«Мы обречены на прогресс. Я не против классики, я сам на ней вырос, но если играть только ее — “завтра” не будет» (В. Тарнопольский).

«Я воспринимаю музыку как процесс. Тот ее тип, который мне близок, имеет драматургию, логику развития материала, что в конечном итоге создает выстроенную форму целого» (Ю. Каспаров).

Статьи о фестивалях современной музыки: «Московская осень» в Москве, «Дни современной музыки» в Астрахани, Sound 59 в Перми.

Подробные материалы о российской премьере кантаты Ираиды Юсуповой «Песня о Буревестнике или ускользающая красота революции» в «Электротеатре Станиславский» Академии молодых композиторов в г. Чайковском.

Газета представляет молодого композитора Александра Хубеева, лауреата конкурса Gaudeamus в Нидерландах. Хубеев — всего лишь второй российский победитель этого престижного состязания (первым был в 2003 году Дмитрий Курляндский).

Оркестр

«МО» представляет проект «Камерата России» — мониторинг деятельности камерных оркестров в сезоне 2014/2015. Репертуар, солисты, дирижеры, гастроли, фестивали, особые события и многое другое — в эксклюзивных материалах газеты, составленных по информации из коллективов многих городов России.

«Камерно-оркестровое “хозяйство” в нашей стране разнообразно по форме и противоречиво по содержанию. В этом коренное отличие от Европы, где камерный оркестр имеет статус элитного коллектива. Этот статус определяется особыми традициями камерно-оркестрового музицирования, определенным репертуаром, приглашением солистов и дирижеров мирового класса.

В России само понятие «камерный оркестр» довольно размыто. В одних случаях это ансамбль из 10–12 человек, в котором понятию “оркестр” соответствует лишь название. В других — наоборот, разрастается до уровня малого симфонического, с постоянным привлечением приглашенных музыкантов.  В-третьих — коллектив в составе симфонического оркестра, с нерегулярной практикой <…> Учитывая, что во многих регионах камерный оркестр — единственный источник академической музыки и нести “культуру в массы” больше некому, просветительская сторона их деятельности чрезвычайно важна».

Книги

В рубрике представлены новые издания:

Х.У. Обрист. «Краткая история новой музыки» (Москва, изд. Ad Marginem Press, 2015).

«Новая книга Обриста — об эпохе 1950-1980-х годов, возродившей внимание композиторов к музыкальным авангардным практикам (эту эпоху еще называют послевоенным музыкальным авангардом, или второй волной авангарда). <…> На страницах книги разворачивается комплексная история всех авангардных музыкальных поисков: композиторы виртуально спорят друг с другом или соглашаются, дополняют и развивают общие идеи, критикуют или хвалят. И хотя многие интервью уже опубликованы в зарубежных журналах, появившись впервые под одной обложкой, они дают срез эпохи и возможность понять движение этого направления искусства».

Л. Купец. «Музыкальная картина мира в художественном процессе. Исследовательские очерки» (Петрозаводск, 2014).

«Это сборник статей замечательного ученого, опытного педагога и публициста… Первое, на что обращает внимание читатель монографии — на невероятное число анализируемых персон и событий: от неизвестного А. Верстовского до Г. Свиридова, от Б. Асафьева до физика Н. Бора. При этом все они объединены единым “ключом”: анализом музыкальной картины мира».

В рубрике «Памяти музыкантов»: арфистка Ольга Эрдели; профессор Петрозаводской консерватории Тамара Краснопольская; бывший директор театра им. Сац Виктор Проворов; продюсер, один из руководителей Госконцерта и РГКК «Содружество» в 1988–2010 гг. Анатолий Пилюгин; пианист Дмитрий Тетерин).

В рубрике «Образование» — итоги 2014–2015 учебного года в Новосибирской и Уральской консерваториях.

В рубрике «Конкурсы» — российские музыканты, победители международных конкурсов за рубежом:

пианисты Алексей Сычев и Дина Иванова — первая и вторая премии на Международном конкурсе имени Листа в Веймаре и Байройте;

солистка Большого театра Алина Яровая — приз на вокальном конкурсе OperaLive в Италии.

Газета печатает итоги и условия конкурсов, проводимых в России под эгидой Ассоциации (Объединения) музыкальных конкурсов.

Специальный выпуск «МО»: к 80-летию Ростовского академического симфонического оркестра.

Официальный представитель Steinway & Sons в России
ООО «Старт-Вест-94» — STEINWAY & SONS, BOSTON, ESSEX

121170, Москва, Кутузовский пр-т, д. 41, стр. 1
Тел./факс (495) 280-72-74, 780-05-96, e-mail: sw7800596@yandex.ru
Гамбург, Ронденбарг 10, Д 22525, Германия, тел. +49-40-85-39-11-07 www.steinwaysons.ru
Гарантия фабрики-изготовителя, выбор концертных роялей D-274 на фабрике