Вышел в свет № 1 (408) национальной газеты «Музыкальное обозрение» за 2017 год

Вышел в свет № 1 (408) национальной газеты «Музыкальное обозрение» за 2017 год

В номере:

Последний полет. Памяти артистов и руководителей Ансамбля им. А.В. Александрова, погибших в авиакатастрофе над Черным морем;
Международный форум «Мечислав Вайнберг. Возвращение» пройдет в Москве, в Большом театре, с 16 по 19 февраля;
Владимир Юровский: «Мы наверстываем упущенное». Пятый фестиваль актуальной музыки «Другое пространство» прошел в Московской филармонии. В программе — новые сочинения и малоизвестные в России партитуры классиков авангарда;
Непреходящие «Времена». Репертуар симфонических оркестров мира пополнился новой аранжировкой фортепианного цикла «Времена года» П.И. Чайковского: ее автор — Сергей Абир;
Известный и неизвестный Шостакович. В издательстве DSCH вышел первый том «Летописи жизни и творчества» Д.Д. Шостаковича.

Последний полет

25 декабря 2016
в 5 часов 42 минуты
военный самолет ТУ-154,
вылетевший из аэропорта Адлера,
пролетев после взлета 70 секунд и 1700 метров,
упал с высоты 250 метров в Черное море в районе Сочи.
Самолет летел в Сирию.
На борту были военные, артисты, журналисты, общественные деятели.
В авиакатастрофе погибли все 92 человека, находившиеся в самолете, включая экипаж.
Среди них — руководители и артисты Ансамбля песни и пляски Российской Армии им. А.В. Александрова, летевшие для выступления с новогодним концертом перед российскими военнослужащими на авиабазе Хмейним.

В статье «Музыкального обозрения» — попытка пройти «по следам» трагедии. Понять ее причины и последствия:

«Эта трагедия всколыхнула всю страну. Шок. Боль. Нежелание принять случившееся. Понимание страшной реальности происшедшего — и непонимание: как же так?

Погиб легендарный коллектив, с которым все мы, рожденные в СССР или те, чьи родители, бабушки и дедушки родились в СССР, связаны уже генетической памятью: через поколения, через советскую историю. Через песни, которые в сознании и сердце каждого из нас. Потому что каждый из нас его слышал хотя бы два раза в жизни: слушая Гимн Советского Союза (России) и песню «Священная война».

Кто, какая роковая сила просчитала, когда и куда нанести свой страшный удар, и как он отзовется?

И зачем??? За что???

Вдруг политика и политики, диктаторы, религиозные фанатики, лжепатриоты, идеологи всех мастей, которые пожирали экономику, семью, любовь, — все обмельчало под небом этой огромной трагедии, отозвавшейся в каждом сердце. Зло становится ничтожным, ложь и предательство — трусливыми… Любой политик — пигмеем, любая ненависть — пшиком.

Вот это никак не укладывается в сознании и сердце.

Армия воюет, чтобы защитить культуру и искусство, творчество человека и Бога, чтобы защитить тех, кто не может защитить себя сам.

Но она не защитила Ансамбль Александрова. Свой ансамбль. А значит — саму себя».

Трагедия унесла жизни директора Департамента культуры Министерства обороны РФ Антона Губанкова, начальника – художественного руководителя Ансамбля им. Александрова генерал-полковника Валерия Халилова, 64 артистов и сотрудников Ансамбля — солистов, артистов хора и балета.

Всем им газета посвящает мемориальные статьи.

«Всю жизнь жадно я сочинял музыку»

С 16 по 19 февраля в Москве, в Большом театре и ГИИ, пройдет Международный форум «Мечислав Вайнберг. Возвращение», посвященный выдающемуся композитору ХХ столетия. Организаторы Форума — ГАБТ России и национальная газеты «Музыкальное обозрение», директор – куратор Форума — главный редактор «МО» Андрей Устинов.

В программе Форума — премьеры опер Вайнберга «Идиот» (Большой театр) и «Пассажирка» («Новая опера»), показ в Москве спектакля «Пассажирка» Екатеринбургского театра оперы и балета, концерты камерной вокальной и инструментальной музыки Вайнберга, творческие встречи, круглые столы с участием музыкантов, музыковедов, родственников и друзей композитора из 8 стран, фотовыставка, кинопоказ…

Судьба Вайнберга — словно матрица всей отечественной истории ХХ века: война, Холокост, гибель родных, сталинские репрессии, цензура… Его творчество — страстный протест против ужасов фашизма, тоталитаризма, человеконенавистничества.

В последние годы жизни Вайнберг был практически забыт. Впрочем, как пишет «МО», в 90-е годы забыли многих. Но в XXI веке творчество Вайнберга переживает ренессанс. Интерес к композитору, его биографии и наследию — феноменален. В мире ставятся его оперы, в исполнении лучших музыкантов звучат симфонии и камерные сочинения, издаются диски.

Форум в Москве — важнейший этап в процессе нового открытия и постижении Вайнберга в России. Кульминация «Вайнберг-проекта», который был объявлен два с половиной года назад и включал конференции, презентации, оперные премьеры, концерты, публикации в СМИ и многое другое, с участием видных деятелей музыкального искусства из России и других стран.

Газета публикует уникальные материалы: отрывки из интервью, которые Вайнберг дал музыковедам Манаширу Якубову и Людмиле Никитиной в 1994-м, в год 75-летия. Его воспоминания воссоздают не только страницы его собственной биографии, но и самые драматические страницы истории.

Фото из личного архива О. Рахальской.

«Мы пошли на Восток, спасаясь от пуль немецких, — вспоминал Вайнберг. — Нас могли подстрелить и польские пули. 17 сентября выступила Красная Армия, и тогда мы поняли, что надо идти в Советский Союз, и через денечек-два мы все дошли до демаркационной линии. <…> Был организован какой-то отряд, который проверял документы, но очень небрежно, потому что народу было очень много. Когда подошли ко мне, спросили: «Как фамилия» — «Вайнберг». — «Имя?» — «Мечислав». — «Что такое «Мечислав»? Ты — еврей?» — «Еврей». — «Значит, будешь Моисеем».

Так я попал в Россию».

«…6 февраля 1953 года был концерт в Зале Чайковского, где Ойстрах играл транскрипцию моей «Молдавской рапсодии» для скрипки с оркестром. Потом пришли мы домой, со мной пришел Чайковский (Борис Александрович) с супругой и Николай Иванович Пейко. Сидели за столом. В два часа ночи раздался звонок в дверь, и меня забрали, а они просидели всю ночь при обыске. <…>

Я был в одиночке. Можно только сидеть. Лежать нельзя. Ночью тебе не дают спать с одиннадцати до шести, бьет в глаза прожектор…».

Из писем к Ольге Рахальской:

«Композитор — это тот, кто умеет своим, непохожим на всех других светом осветить то, что в каждом из нас. Никакого значения не имеет «традиционализм», «авангардизм», «модернизм». Важно одно: твое.

Ведь композитор — это не забава, это вечный разговор, вечный поиск гармонии в людях и природе. Этот поиск — смысл и обязанность нашего кратковременного прохождения по земле.

Сила или бессилие художника в том, сможет ли он выразить вечную, всем известную правду, озарив ее новым, своим светом.

Если да, тогда он — еще один кирпич в храме, если — нет, тогда он — резонер, который повторяет много раз пережеванную истину.

***

…Быть композитором (в высоком смысле этого слова) и не быть личностью, значит не быть композитором.

Личность — это тот, кто в ежедневном быту, в общении с людьми излучает что-то такое, что делает его приметным, неповторимым, влияющим на окружающих.

Личность — это также тот, кто в своих поступках отличается от других (не потому, разумеется, что он оригинальничает, а потому, что он не боится идти дальше, к сути, которой многие из-за своей заурядности и инфантильности не видят), и своим сочинениям он придает свою, личную, единственную окраску, которой у других нет. Так что только полное, гармоничное единство таланта в ремесле и незаурядности в личности создает сплав по имени «творец».

А обладатели только одного из этих качеств называться этим именем не могут. Такое мое мнение.

При том не думай, что поведение «личности» — это обязательно поведение, полное динамики, мускулов, активности, — зримо ощутимый плакат. Речь идет о духовной активности, которая может проецироваться на многое и многих, внешне сохраняя полную пассивность.

Я знаю, никому не дано ни сделать, ни прожить больше, чем отпущено. И я не корю себя за то, что у меня что-то не получилось.

Я-то знаю, что личностью (как и композитором) надо родиться, а «вводить» ее в себя путем инъекций — смешно, бесполезно, и всегда будет заметна фальшь».

«Морская тишь и несчастливое плавание»

«МО» публикует развернутую рецензию на спектакль «Билли Бадд» в Большом театре (копродукция ГАБТ с Английской национальной оперой и берлинской Deutshe Oper). Постановщики — дирижер Уильям Лейси (ставил в ГАБТе «Свадьбу Фигаро» в сезоне 2014–2015) и режиссер Дэвид Олден.

Спектакль «Билли Бадд» назван «Событием 2016 года» по версии газеты «Музыкальное обозрение» в номинации «Опера — спектакль» и удостоен Премии «МО».

Фото Дамир Юсупов

«Опера с Прологом и Эпилогом от лица старого капитана, становится оперой-воспоминанием, оперой-Евангелием и оперой-предостережением, — пишет рецензент «МО» Юлия Бедерова. — Олден подчеркивает бриттеновскую мысль, превращая старого Вира в почерневшего от стыда нищего заключенного собственной тюрьмы, наказанного Иуду, бесславного Пилата и обезумевшего Евангелиста одновременно. Геометрическая фронтальность мизансцен, оставляющая героев всегда один на один с собой и сюжетом, лишающая их взаимодействия и корнями уходящая в кантатно-ораториальные жанры, при этом действуют в спектакле по принципу “все, что нас (и в данном случае, театр) не убивает, делает нас сильнее”.

И трагедия персонального одиночества и бессилия, рассказанная языком волшебной бриттеновской музыки, приобретает вселенские масштабы.

Единственный эпизод, где герой отворачивается от зала, что уже на него смотреть, — баллада Билли Бадда перед казнью. Наследница баховских, гайдновских, генделевских арий здесь она звучит как самая горестная музыка в мировой оперной хрестоматии — печальным гимном безысходности и безнадежности мира и любви».

Новая музыка лицом к публике

В Московской филармонии прошел Пятый фестиваль актуальной музыки «Другое пространство». Художественным руководителем фестиваля уже второй стал Владимир Юровский, а базовым коллективом— Госоркестр им. Светланова.

В. Юровский и ГАСО сегодня — очевидно, наиболее активные пропагандисты музыки ныне живущих авторов и малоизвестных произведений композиторов ХХ века.

В одном из интервью накануне открытия фестиваля Юровский на вопрос, не поздно ли исполнять на «фестивале актуальной музыки» сочинения Берио и Штокхаузена, созданные полвека назад, ответил: «Мы наверстываем упущенное и заполняем дыры в своем музыкальном образовании. Да, поздновато, конечно, но не наша вина, что до нас не нашлось людей, которые рискнули бы взяться за этих «священных чудовищ».

«Вместе с Юровским «дыры в образовании» заполняла публика, посетившая десять концертов фестиваля в зале Чайковского и Камерном зале Московской филармонии. Как и на предыдущем «Другом пространстве», ключевыми пунктами программы стали три вечера под управлением Юровского, обрушившие на публику лавину мировых и российских премьер: в первую очередь, новые сочинения Олега Пайбердина и Владимира Николаева, «Группы» Штокхаузена, «Эль Ниньо» Адамса, «Маленькая торжественная музыка в честь Пьера Булеза» Куртага…

И хотя «о систематическом продвижении современной музыки в проектах Филармонии говорить все еще рано, «Другое пространство» стало слишком ярким филармоническим событием, чтобы назвать его случайностью или результатом инициативы снизу. Филармония планирует закрепить успех фестиваля, и идет речь о том, чтобы провести абонемент, так или иначе связанный с идеей форума. Современной музыке посвящено еще два абонемента Филармонии: «Новая музыка» ансамбля «Академия старинной музыки» п/у Т. Гринденко и «Персона — композитор» (VIII сезон абонемента). Автор и ведущий последнего — Андрей Устинов, главный редактор газеты «Музыкальное обозрение», чьи гости в этом сезоне — И. Демуцкий, Ю. Воронцов, Т. Чудова. Музыка последнего столетия также широко представлена в абонементах ансамблей МГАСО и ГАСО. Фестиваль «Другое пространство» в очередной раз показал уникальность положения Юровского в нашей музыкальной жизни. Когда исполнитель играет с аудиторией по-честному, не ставя ее ниже себя и не делая ей скидок, она немедленно чувствует и ценит это. Жаль, что таких музыкантов немного в любую эпоху», — пишет рецензент «МО» Илья Овчинников.

Симфоническая интерпретация

Коллекция оркестровых версий цикла П.И. Чайковского «Времена года» пополнилась новой оригинальной редакцией израильского музыковеда, композитора, аранжировщика, выпускника Московской консерватории Сергея Рыцарева-Абира.

Сергей РЫЦАРЕВ-АБИР

«Новая оркестровка, написанная (хочется сказать, сочиненная) Сергеем Рыцаревым-Абиром, удивляет и волнует неожиданным эффектом «присутствия Чайковского»… Перед нами — потрясающей силы симфоническое произведение, оставляющее впечатление будто его мыслил автор, сам Чайковский, претворяя свои идеи «Времен года» не на фортепиано, а в симфоническом оркестре» («МО»).

В интервью главному редактору «МО» Андрею Устинову Сергей Абир рассказывает об аранжировке, оркестровке, инструментовке — как о профессии, ее тайнах, ее социальном статусе и востребованности в профессиональной исполнительской и слушательской аудиториях. Вторая тема беседы: как проходила работа над «Временами года», какова творческая лаборатория, подход и видение, приведшие к яркому художественному результату. Наконец, мнение С. Абира как со-автора об исполнении этой версии «Времен года»:

«Особенность моей оркестровой версии «Времен года» заключается в методе, который рассматривает оригинал (в данном случае фортепианный) как своего рода авторский набросок, схему будущего или возможного оркестрового произведения. Такой подход позволяет принять условия нового, многофункционального исполнительского состава и освобождает от прямого копирования текста средствами других инструментов, помогает мыслить оркестрово по моделям самого композитора. Вы как бы преодолеваете гравитацию фортепиано и входите в звуковое пространство другого измерения, со своими акустическими законами. И потенциал произведения идет вам навстречу, по-новому раскрывает свои возможности, помогает дышать скрытым фактурным линиям <…>

Пьесы хорошо группируются в небольшие сюиты. Такое понимание и использование собственно уже пришло от первых исполнителей: Ливерпульского Королевского филармонического оркестра п/у Василия Петренко и Симфонического оркестра Филармонии Лодзи п/у Ивана Монигетти <…> Можно было бы с полным правом назвать этот цикл Пятой оркестровой Сюитой или сюитой из ненаписанного балета. Такой я себе ее и представлял и до, и после окончания работы над ней».

Дмитрий Шостакович: жизнь и музыка в документах и фактах

В рубрике «Книги» представлено уникальное издание: «Летопись жизни и творчества Д.Д. Шостаковича». В конце 2016 года вышел первый том «Летописи», планируется выпустить еще четыре тома.

В первом томе «Летописи» содержатся материалы от 1903, когда состоялось бракосочетание родителей — Дмитрия Болеславовича Шостаковича и Софьи Васильевны Кокоулиной — до 1930, времени окончания Д.Д. Шостаковичем аспирантуры Ленинградской консерватории по классу композиции (курс фортепиано был завершен в 1923). Здесь дана информация о первых 20 опусах: от детских пьес и учебных заданий до симфонии, оперы «Нос», балета «Золотой век»; отражена концертная деятельность Шостаковича-пианиста; освещены исполнения и издания его сочинений в СССР и за рубежом.

Как отмечает автор статьи Н. Дроздецкая, «сердцевину Летописи составляют документы: письма, статьи, автобиографии, анкеты, творческие отчеты, автографы сочинений, дарственные надписи на фотографиях и нотных изданиях, рукописи учебных работ и сочинений, черновики и окончательные редакции сочинений, корректурные оттиски с авторской правкой, наброски и других материалах «от первого лица»; сведения метрических и домовых книг, служебная документация (приказы, протоколы заседаний и пр.); письма современников и дневники друзей; сведения советской и зарубежной периодической печати о сочинениях Шостаковича, отклики прессы на концерты с его участием как пианиста и композитора, объявления о продаже его изданных опусов; программы и афиши концертов, находящиеся в российских и европейских архивах и библиотеках.

Над изданием в течение многих лет трудилась «команда летописцев» — молодые ученые и мэтры шостаковичеведения; некоторые из них (М. Якубов, В. Варунц, А. Крюков) уже ушли из жизни. В процессе подготовки «Летописи» было сделано немало открытий, обнаружены рукописи ранее неизвестных или считавшихся утраченными сочинений молодого Шостаковича.

Особая роль в подготовке и издании этого уникального проекта принадлежит Ирине Антоновне Шостакович.

К недостаткам издания можно отнести его дизайн, полностью повторяющий трехтомник издательства «Композитор• Санкт-Петербург» «Шостакович в Ленинградской консерватории» (2013), чересчур мелкий шрифт (особенно в комментариях), а также недостаточно четкую навигацию.

Четвертый Транссибирский Арт-Фестиваль Вадима Репина

Один из крупнейших творческих форумов современной России пройдет с 15 марта по 3 апреля в Новосибирске и городах Новосибирской области, затем по традиции «перекочует» в другие города: Красноярск, Санкт-Петербург, Самара, Тюмень, а осенью — в Израиль и Японию.

Как рассказывает художественный руководитель фестиваля Вадим Репин, программа IV Транссибирского Арт-Фестиваля строится вокруг трех памятных дат: 80-летия Новосибирской области, 80-летия Новосибирской филармонии и 60-летия Новосибирской консерватории.

Вадим РЕПИН

В фестивале участвуют звезды мировой музыки: дирижеры Владимир Федосеев, Лоренс Фостер, пианисты Николас Ангелич, Дана Чиокарли, оркестр «Виртуозы Москвы», скрипачи Владимир Спиваков, Джулиано Карминьола, Леонидас Кавакос, Наталья Прищепенко; Александр Князев (виолончель и орган), Сергей Накаряков (флюгельгорн), оркестры Новосибирской, Тюменской, Самарской, Красноярской филармоний. Пройдет мировая премьера Двойного концерта «Dreamdancers» немецкого композитора Эйнотта Шнайдера. Знаменитый кинорежиссер Бруно Монсенжон представит свои фильмы о Давиде Ойстрахе и Гленне Гульде.

По традиции в фестивале примут участие ведущие музыканты Новосибирска, юные исполнители. Пройдут мастер-классы и семинары для молодых музыкантов.

«Все флаги в гости к нам»

В Москве прошел Первый фестиваль музыкальных театров России «Видеть музыку». В нем приняли участие 22 театра, в том числе все оперные театры Москвы.

На восьми сценических площадках столицы были показаны 33 спектакля. Организатор фестиваля — Ассоциация музыкальных театров России, которую возглавляет Георгий Исаакян.

Очевидно, что в основе замысла организаторов — стремление показать весь срез отечественного музыкального театра. В этом смысле фестиваль «Видеть музыку» стал прекрасным дополнением к национальной театральной премии «Золотая Маска», на которой ежегодно представляется первый уровень, фасад здания российского театра: спектакли, тщательно отобранные квалифицированными экспертами.

В то же время на фестивале «Видеть музыку» отражена глубина театрально-музыкального процесса, широта географии и жанров. Любой театр мог представить спектакли по своему выбору. А показ в Москве, на лучших столичных сценах в Москву для каждого регионального коллектива — исключительно важный факт в жизни любого регионального коллектива.

Г. Исаакян: «Я бы хотел, чтобы были замечены те, кто существует не замеченным. Главное, мы не разделяем провинцию и столицу. Установить такие живые связи, чтобы идеи, мысли, имена, названия активно циркулировали между российскими театрами – одна из практических целей нашего фестиваля. А одна из донкихотских целей состоит
в том, чтобы даже самые небольшие по своим возможностям региональные театры смогли ощутить себя частью общей системы, чтобы смогли почувствовать, что они и есть важный элемент этой системы, и чтобы они знали — то, что они делают, не затеряется в просторах страны».

Газета публикует подробный отчет о Круглом столе, посвященном актуальным проблемам музыкального театра, на котором собрались руководители и завлиты театров, участвовавших в фестивале, композиторы, драматурги, режиссеры, студенты и преподаватели профильных вузов, обозреватели СМИ.

Информация

«МО» информирует читателей о новых назначениях в учреждениях культуры России.

Директором Кафедрального собора в Калининграде назначена Вера Таривердиева — музыковед, журналист, президент Благотворительного фонда Микаэла Таривердиева.

Вера ТАРИВЕРДИЕВА

Газета рассказывает о мероприятиях Года Микаэла Таривердиева, прошедшего в 2016 в честь 85-летия со дня рождения выдающегося композитора. Главным событием Года стал фестиваль «Запомни этот миг», открывшийся оперным гала-концертов Большом театре, а завершившийся концертом в Зале им. Чайковского с участием БСО им. Чайковского и известных солистов. Памятные концерты прошли в городах России, Грузии, Армении, в Париже, Лондоне, Нью-Йорке, Гамбурге…

В 2017 году в Калининграде, в Кафедральном соборе пройдет Х юбилейный конкурс органистов имени М. Таривердиева. Вера Таривердиева — основатель и художественный руководитель этого престижного соревнования.

Главным режиссером Бурятского театра оперы и балета им. Цыдынжапова назначен бывший советник президента РФ по культуре Юрий Лаптев, главным дирижером — Йорн Фоссхейм (Норвегия).

Директор Филармонии Республики Саха (Якутия) — Туйаара Пестрякова.

Директор Томского колледжа им. Э. Денисова — Павел Никитин.

Ректором Санкт-Петербургской консерватории избран Алексей Васильев, до этого в течение 1,5 лет исполнявший обязанности руководителя вуза.

Музыкальный театр

В этой рубрике — материал о событиях в Ростовском государственном музыкальном театре (премьера оперы Верди «Жанна д’Арк», сезон 2016-2017);

Опера Дж. Верди "Жанна д'Арк", спектакль Ростовского музыкального театра

Информация об исполнении премьере оперы-оратории Д. Кривицкого «Бабий яр» в Концертном зале «Филармония-2» имени С.В. Рахманинова.

Сто лет назад

В рубрике «Рифма в 100 лет» «МО» продолжает публиковать статьи и материалы из «Российской музыкальной газеты» вековой давности. На сей раз — информация о концерте из произведений А. Глазунова в Москве; концерте оркестра под управлением С. Кусевицкого; спектаклях Армянского музыкального театра в Ереване. Любопытная информация — о проведении конкурса «Песня на фронте».

Конкурсы

Газета — информационный партнер Ассоциации музыкальных конкурсов России, объединяющей 170 конкурсов из 60 городов страны.

На страницах № 1 публикуются итоги конкурсов, прошедших в России в конце 2016 года, и условия всероссийских и международных состязаний, которые пройдут в 2017 году под эгидой АМКР.

In Memoriam

Газета публикует некрологи доктора искусствоведения Полины Вайдман, директора Дягилевского фестиваля в Перми Олега Левенкова, солистки Большого театра Ирины Удаловой, руководителя СК Карелии Александра Белобородова, профессора Московской консерватории кларнетиста Рафаэля Багдасаряна, профессора Волгоградской консерватории пианистки Елены Каган, врача-фониатра Зои Изгарышевой, почти полвека служившей в Большом театре и Театре им. Станиславского и Немировича-Данченко, музыкального обозревателя газеты Moscow Times Реймонда Столтса, более 20 лет работавшего в России.

Официальный представитель Steinway & Sons в России
ООО «Старт-Вест-94» — STEINWAY & SONS, BOSTON, ESSEX

121170, Москва, Кутузовский пр-т, д. 41, стр. 1
Тел./факс (495) 280-72-74, 780-05-96, e-mail: sw7800596@yandex.ru
Гамбург, Ронденбарг 10, Д 22525, Германия, тел. +49-40-85-39-11-07 www.steinwaysons.ru
Гарантия фабрики-изготовителя, выбор концертных роялей D-274 на фабрике