Вышел в свет № 1 (394) 2016 национальной газеты «Музыкальное обозрение»

Вышел в свет № 1 (394) 2016 национальной газеты «Музыкальное обозрение»

В номере:

Объявлены лауреаты Премии «МО» «События и персоны» за 2015 год.

Возвращение Моисея Вайнберга. В феврале 2017 в Москве пройдет международная конференция, посвященная жизни и творчеству выдающегося композитора ХХ века.

В Мариинском театре состоялась премьера новой оперы Родиона Щедрина «Рождественская сказка».

Играют ли в современной России современную музыку? Мнение Владимира Юровского и «МО».

Выдающееся культурное событие всероссийского масштаба: создан Тюменский государственный симфонический оркестр.

Итоги 2015 года

og:image

Объявлены лауреаты Премии «МО» «События и персоны» за 2015 год:

Событие года: принятие «Концепции развития концертной деятельности в области академической музыки в Российской Федерации на период до 2025 года»

Фестиваль года: «Золотая Маска»

Фестиваль года: Транссибирский Арт-фестиваль

Событие года: создание Тюменского государственного симфонического оркестра

Проект года: Электротеатр «Станиславский»

Ректор года: Михаил Гантварг

Спектакль года — опера: М. Мусоргский. «Хованщина». Спектакль МАМТ им. Станиславского и Немировича-Данченко

Спектакль года — балет: П. Гертель. «Тщетная предосторожность». Спектакль Екатеринбургского государственного академического театра оперы и балета

Музыкальный коллектив года: Московский ансамбль современной музыки

Музыкальный коллектив года: Ансамбль солистов «Студия новой музыки» Московской консерватории

Музыкальный критик года: Сергей Бирюков (обозреватель газеты «Труд»)

Музыкальный критик года: Юлия Бедерова

Издательство года: Научно-издательский центр «Московская консерватория»

С 1995 года газета «Музыкальное обозрение» публикует рейтинг «Персоны и события» и присуждает Премию «МО». Это единственная в России профессиональная награда в области академической музыки, охватывает все жанры, направления, тенденции в развитии этого вида искусства в нашей стране.

За 20 лет лауреатами «МО» стали более 300 музыкантов, музыкальных и общественных деятелей. В их числе исполнители и композиторы, дирижеры и музыковеды. Музыкальные коллективы: театры, симфонические и камерные оркестры, ансамбли. Политические деятели, главы регионов, министры. Директора и художественные руководители театров оперы и балета, филармоний, музыкальных издательств, ректоры вузов, продюсеры.

«Событиями года» были названы крупные музыкальные проекты: оперные и балетные спектакли, фестивали. Проекты в области концертной, издательской деятельности, звукозаписи, строительство концертных залов. Книги о музыке и музыкантах.

Подробная информация о лауреатах премии «Персоны и события» 2015 года — в № 1 «МО».

Власть и культура

В рубрике:

Указ В.В. Путина «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». «МО» публикует раздел этого документа, посвященный культуре;

информация о концерте Детского хора России в честь открытия Года Прокофьева, в Государственном Кремлевском дворце, и выступлении на концерте Президента РФ В.В. Путина;

о лауреатах Премии Правительства РФ в области культуры за 2015 год;

о грантах Президента РФ в области культуры и искусства на 2016 год: их получат 83 коллектива, в т.ч. 54 в области музыкального искусства (театры, оркестры, хоры, учебные заведения), в общем объеме 5301млн. руб.

о новых проектах Всероссийского хорового общества, связанных с распространением хорового пения в сельской местности («Поющая Россия») и ИТУ;

Николай Ярошенко, «Хор», 1894, холст, масло, 93 х 126 см

.
о лицензировании в Москве уличных музыкантов, с использованием опыта зарубежных стран.

«Министерство может много» — статья о деятельности Министерства культуры РФ в 2015 году. В материале —

грантовая политика: распределение грантов концертным организациям;

кадровые изменения: уход Михаила Брызгалова с должности директора Департамента культурного наследия на должность директора ВМОМК им. Глинки (ранее «МО» подробно писало о кадровых перестановках в МК РФ в 2015 году);

законотворческая деятельность: участие в разработке «Стратегии культурной политики» и изменений в Закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», касающихся деятелей культуры — гастролеров из-за рубежа (согласно этим изменениям, артисты могут находиться и работать на территории РФ без визы на протяжении 30 дней);

бюджет отрасли: по словам министра культуры Владимира Мединского, «Все наши учреждения, то есть собственно работники культуры, остались при своих деньгах. У них нет десятипроцентного секвестра. <…> Музеям сохранен план финансирования в рамках 2014-го — Года культуры. А он был максимальным с 1991. Библиотеки тоже остаются на уровне 2014».

Т.е., несмотря на финансовый кризис и сложности с финансированием культуры, в целом ситуация, по мнению министра, не вызывает беспокойства.

«Моисей Вайнберг. “Пассажирка”. Первая театральная постановка в России».

Премьера в Екатеринбургском театре оперы и балета 15 сентября 2016 года. Проект ЕГАТОиБ и Института Адам Мицкевича в Варшаве.

Официальный пресс-агент — газета «Музыкальное обозрение».

Новости проекта

Объявлено о проведении в феврале 2017 в Москве, в Большом театре России и Государственном институте искусствознания Международной конференции «Композитор Моисей Вайнберг (1919–1996). Возвращение. К 100-летию со дня рождения в 2019», с участием ученых из России, Польши, Германии, Испании, США, Израиля.

Организаторы конференции — Большой театр, ГИИ, Екатеринбургский театр оперы и балета, Институт Адама Мицкевича в Польше, газета «Музыкальное обозрение».

Презентация проекта «Моисей Вайнберг. “Пассажирка”. Первая театральная постановка в России» 16 ноября 2015 года

.

В феврале 2017 состоится показ спектакля «Пассажирка» ЕГАТОиБ на сцене ГАБТ. Соглашение об этом подписали генеральный директор ГАБТ Владимир Урин, кураторы проекта: главный редактор газеты «Музыкальное обозрение» Андрей Устинов и директор ЕГАТОиБ Андрей Шишкин.

На февраль 2017 планируется премьера одной из опер Вайнберга в Большом театре, о которой Владимир Урин объявит в мае.

Московская презентация проекта «Моисей Вайнберг. Пассажирка…» состоялась 16 ноября 2015 во время конференции «Россия – Польша: музыкальный диалог».

13–14 апреля 2016 состоится презентация проекта в Екатеринбургском театре оперы и балета.

В ходе презентации пройдет:

демонстрация сценографического решения оперы (режиссер и художник Тадеуш Штрасбергер) и костюмов (художник по костюмам Вита Цыкун);

чтение радиопьесы З. Посмыш «Пассажирка из каюты 45», на основе которой было написано либретто оперы Вайнберга (артисты Свердловского академического театра драмы, режиссер Дмитрий Зимин);

исполнение Симфонии № 8 «Цветы Польши» Вайнберга на стихи Юлиана Тувима.

Партнер проекта и презентации — Институт Адама Мицкевича в Варшаве.

5 мая — Концерт к Дню Победы, в котором прозвучат 13-я симфония Дмитрия Шостаковича и «Русский реквием» Александра Чайковского.

«Сказка — ложь, да в ней намек»

Родион Щедрин. «Рождественская сказка»

Премьера в Мариинском театре. Режиссер Алексей Степанюк. Либретто композитора по мотивам сказки чешской писательницы XIX века Божены Немцовой в переводе Николая Лескова и русских народных сказок (в нашей стране более известен вариант С. Маршака «Двенадцать месяцев»).

Будучи уже много лет фактически композитором-резидентом Мариинского театра, Щедрин посвятил новую оперу театру и дирижеру В. Гергиеву.

Сцена из оперы Родиона Щедрина «Рождественская сказка», Мариинский театр

В материале — рецензия петербургского критика Владимира Дудина, отзывы прессы и резюме «МО»:

«Формально «Рождественская сказка» — спектакль сколь взрослый, столь и детский. На афише значится «6+». Но это вовсе не добрая и светлая сказка. Это сказка-назидание, сатира — острая, порой злая. Прямая и явная сатира на современную Россию. Чтобы понять это, достаточно прочесть либретто, от первого до последнего слова написанного самим композитором: ни дать ни взять — «Мертвые души» XXI века. Здесь и политика, и ирония, и сарказм. Это Гоголь — Щедрин, Салтыков-Щедрин — Щедрин, Сухово-Кобылин — Щедрин, Лесков — Щедрин. И все вместе — Родион Щедрин».

«Онегин в яблоках»

П.И. Чайковский. «Евгений Онегин». Премьера спектакля Краснодарского музыкального театра в постановке Алексея Степанюка (перенос спектакля Мариинского театра 2014 г.).

Как отмечает рецензент «МО» Екатерина Ключникова, «Премьера в Краснодаре получилась чрезвычайно яркой, взорвавшей прежний культурный уровень города. Ее удивительная гармоничность в сложении нескольких «сил»: уникальность режиссерской трактовки проявилась на фоне самоотверженности местной труппы. Постановочная команда нашла здесь благодарную и заинтересованную команду. А дирекция приложила максимум усилий, создав запоминающийся бренд спектакля.

«Евгений Онегин», сцена из спектакля Краснодарского музыкального театра

Если постановка А. Степанюка для Петербурга стала еще одним прочтением оперного хита Чайковского, то для Краснодара это — точка отсчета, свершение, достижение и явный запрос на будущее. Можно только порадоваться за умное руководство, которое приглашает к себе ярких режиссеров.

<…> Стремление театра к новому статусу и художественному уровню налицо. У Краснодара есть все шансы и ресурсы стать не только поставщиком яблок, но и культурным центром благодатного, плодородного региона России».

Представлена история и сегодняшний день Краснодарского музыкального театра, входящего в КТО «Премьера» имени Л.Г. Гатова.

Балет

В статьях балетного обозревателя «МО» Екатерины Беляевой:

«Ешь, молись, люби» — о спектакле «Manger» французского балетмейстера Бориса Шармаца на фестивале NET в Москве;

Анжелен Прельжокаж

«В “Круге дягилевом”» — VI фестиваль «Дягилев P.S.» в Санкт-Петербурге. Специальным гостем фестиваля стал выдающийся балетмейстер современности Анжелен Прельжокаж.

Оркестр

«Семь лет творения»

Создан Тюменский государственный симфонический оркестр. Первый концерт ТГСО состоялся 20 ноября 2015 на фестивале Дениса Мацуева.

«Этот концерт заслуживает эпитета “триумфальный”. Градус счастья, радости буквально зашкаливал — и на сцене, и в зале. Ни одной равнодушной пары глаз. Все присутствующие испытывали эйфорию от увиденного и услышанного. Ощущали чувство гордости за свой оркестр. Гордости от того, что в их присутствии и буквально на их глазах творится музыкальная история города и региона» («МО»).

Презентация Тюменского государственного симфонического оркестра. Дирижер — Евгений Шестаков.

Формирование оркестра под руководством директора Тюменской филармонии Михаила Бирмана и при поддержке руководства области во главе с губернатором Владимиром Якушевым шло несколько лет. Была детально разработана стратегия и концепция создания и развития коллектива.

Художественный руководитель и главный дирижер ТГСО Евгений Шестаков в эксклюзивном интервью «МО» рассказал о том, как проходил конкурс в оркестр, насколько тщательно осуществлялся отбор музыкантов, как готовились первые выступления оркестра.

Создание Тюменского государственного симфонического оркестра названо «Событием года» в рейтинге «МО» «Персоны и события 2015».

В рубрике «Оркестр»:

Эльмир Низамов — композитор-резидент ГСО Республики Татарстан в сезоне 2015–2016 гг.

Александр Вустин — композитор-резидент ГАСО им. Светланова в сезоне 2015–2016 гг.

«Впервые в России». Впервые ли?

Есть ли в России композиторы-резиденты и звучит ли музыка современных композиторов? Точка зрения художественного руководителя ГАСО им. Светланова Владимира Юровского и мнение экспертов «МО».

Опубликованы статьи памяти скончавшихся дирижеров:

Гилберта Каплана, известного как «дирижера одной симфонии» — 2-й Малера;

Роберта Крафта — друга и биографа Игоря Стравинского;

выдающегося немецкого маэстро Курта Мазура.

Симфоническая карта России

Газета продолжает публиковать итоги мониторинга симфонических оркестров России сезона 2014–2015 гг.

В № 1 — итоги сезона 2014–2015 БСО им. Чайковского (худ. рук. и гл. дирижер В. Федосеев), АСО Санкт-Петербургской филармонии (А. Дмитриев), Дальневосточного симфонического оркестра (Т. Ахназарян), оркестров Курской филармонии (И. Сукачев), Крымской филармонии (А. Долинский), АСО Саратовской филармонии (Э. Ледюк-Баром), симфонических оркестров Волгограда (Э. Серов), Красноярска (В. Ланде), Воронежа (В. Вербицкий), РГСО кинематографии (С. Скрипка), МГСО для детей и юношества (Д. Орлов), оркестра филармонии Якутии (Ф. Мастранджело).

Юбилеи

Юбиляры номера — выдающиеся деятели музыкального искусства: скрипач, дирижер, педагог Эдуард Грач; музыковед Валентина Холопова; президент Ассоциации фортепианных мастеров России Владимир Частных.

Книги

В рубрике, материалы которой подготовила обозреватель Екатерина Ключникова, — информация о новых изданиях:

Р. Костелянец. «Разговоры с Кейджем»,

О. Булгакова. «Голос как культурный феномен»,

Сборник материалов международной научной конференции «Закадровое искусство. История и теория киномузыки».

В рецензии на книгу о Дж. Кейдже приводятся некоторые его высказывания — такие же оригинальные и эпатажные, каким был сам этот «композитор-изобретатель»:

«Теперь я совсем не пользуюсь словом “форма”, поскольку занимаюсь созданием процессов, природы которых заранее не знаю. Как тут говорить о

форме?»

«Сейчас меня занимает больше дезорганизация и такое состояние ума, которое

в дзэн-буддизме называется недуманьем».

«Я сторонник музыки как средства изменить сознание».

«Рифма в 100 лет»

То, о чем писала «Русская музыкальная газета» Н.Ф. Финдейзена в начале 1916 года — на страницах «МО» спустя ровно век (редактор рубрики — Екатерина Ключникова).

«Из праздных разговоров о минувшем годе»:

«…Независимо от какой бы то ни было политики, прошлый год и в музыкальных делах показал, как много своеобразного творится на матушке Руси. Когда прошло первое боязливое время, концертная и театральная жизнь

— в столицах, по крайней мере — не только восстановилась, но даже как будто расширилась. <…> Между тем, во всех воющих странах музыкальная жизнь настолько остановилась, что во Франции и Германии прекратились даже наиболее солидные и материально обеспеченные музыкальные журналы — “S. I. M.” в Париже и “Die Musik” в Берлине…».

In memoriam

Некрологи директора оркестра «Новая Россия» Роберта Бушкова;

дирижера Юрия Гамалея, почти 40 лет стоявшего за пультом Кировского театра;

кларнетиста и многолетнего председателя Московского музыкального общества Авангарда Федотова;

пианиста, исследователя творчества А.Н. Скрябина Павла Лобанова.

Конкурсы

Итоги Третьего этапа Всероссийского балетного конкурса.

Итоги конкурсов, проходивших в конце 2015 года в России и за рубежом. Условия конкурсов, которые пройдут в 2016 году под эгидой Ассоциации музыкальных конкурсов России. 

В номере опубликована подробная афиша Третьего Транссибирского Арт-фестиваля, который пройдет в апреле–мае в Новосибирске и других городах России, а также в Японии, Корее и Израиле.

Официальный представитель Steinway & Sons в России
ООО «Старт-Вест-94» — STEINWAY & SONS, BOSTON, ESSEX

121170, Москва, Кутузовский пр-т, д. 41, стр. 1
Тел./факс (495) 280-72-74, 780-05-96, e-mail: sw7800596@yandex.ru
Гамбург, Ронденбарг 10, Д 22525, Германия, тел. +49-40-85-39-11-07 www.steinwaysons.ru
Гарантия фабрики-изготовителя, выбор концертных роялей D-274 на фабрике