You have no items in your cart.
Вышел № 8-9 (415-416) газеты «Музыкальное обозрение» за 2017 год
В номере:
«Высшая ценность — жизнь»
В Москве, в Большом зале консерватории, в пятый раз вручили премию «Камертон» имени Анны Политковской. С сольным концертом выступил Евгений Кисин, не игравший в России 8 лет.
Рифма в 100 лет
«Музыкальное обозрение» начинает печатать «Дневники» редактора «Российской музыкальной газеты» Николая Финдейзена. До конца года будут опубликованы «Дневники» 1917 года.
Акценты, имена, тенденции
В статье — анализ сезона 2017/2018 гг. Московской филармонии. Его главные события: Большой фестиваль РНО, гастроли коллективов под управлением мэтров мирового искусства Джона Ноймайера, Уильяма Кристи, Филиппа Херревеге, Хельмута Риллинга, юбилейный фестиваль Родиона Щедрина, концерты Владимира Юровского и Юлии Лежневой.
Оркестр
Кто заменит Зубина Мету? В 2019 году маэстро покинет свой пост в Израильском филармоническом оркестре. Кто станет его преемником? С какими проблемами ему предстоит столкнуться? Об этом — в статье из израильской газеты «Хаарец» (перевод Павла Райгородского).
событие
«Высшая ценность — жизнь». В Москве состоялась церемония вручения премии «Камертон» имени Анны Политковской
С благотворительным сольным концертом выступил Евгений Кисин. И церемония, и концерт в Большом зале Московской консерватории стали событиями высокого общественно-политического, этического звучания и значения.
Премия «Камертон» имени Анны Политковской за достижения в области защиты прав человека и свободы прессы вручается с 2013 года 8 сентября, в День международной солидарности журналистов, который был учрежден в память о Юлиусе Фучике — чешском журналисте, казненном гитлеровцами 8 сентября 1943.
В этом году лауреатами названы писательница и журналист, обозреватель «Эха Москвы» и «Новой газеты» Юлия Латынина — «за бесстрашие, высочайшее профессиональное мастерство, за пробуждение в читателях и слушателях высокой ответственности и гражданского самосознания» и военный журналист, специальный корреспондент ВГТРК Евгений Поддубный — «за исполнение профессионального долга».
Основатель премии, журналист и продюсер Георгий Каретников рассказал, что переговоры с Е. Кисиным о концерте шли несколько лет. «Принимать участие в концертах такого рода я буду всю жизнь, пока в мире происходит несправедливость», — говорит артист. И решение принять участие в церемонии вручения премии «Камертон» — для него совершенно естественный и логичный Поступок. Как и то, что он играл этот концерт без гонорара.
рифма в 100 лет
Николай Финдейзен. Дневники 1917 года
Начиная с этого номера, «МО» в ближайших четырех номерах (до конца года) планирует напечатать «Дневники 1917 года» Николая Федоровича Финдейзена — выдающегося русского музыкального журналиста, издателя, редактора, основателя и главного редактора «Русской музыкальной газеты», уникального деятеля в истории российской музыкальной культуры.
В 2018 году исполнится 150 лет со дня рождения Н.Ф. Финдейзена (1868–1928).
Идея издания «Дневников» Финдейзена принадлежит М.Л. Космовской, профессору Курского педагогического университета. Издание осуществило санкт-петербургское издательство «Дмитрий Буланин», выпустившее 4 тома: 1892–1901, 1902–1908, 1909–1914, 1915–1920). М.Л. Космовская расшифровала рукопись и подготовила «Дневники» к публикации, ей же принадлежит авторство вступительной статьи и комментариев к каждому тому.
музыкальный театр
«На луне-луне-лунище»
Обозреватели Татьяна Белова и Екатерина Бабурина представляют прошлогодние премьеры — «Турандот» Пуччини и «Трубадур» Верди — и новый сезон театра «Геликон-опера».
В начале нового сезона театр отмечает юбилеи своего художественного руководителя Дмитрия Бертмана и музыкального руководителя, главного приглашенного дирижера Владимира Федосеева.
На сезон 2017/2018 театр заявил семь премьер: «Мазепу» и «Пиковую даму Чайковского, «Алеко» Рахманинова, «Человеческий голос» Пуленка, «Золотого петушка» Римского-Корсакова (перенос постановки Д. Бертмана 2016 года из Дюссельдорфа), диптих комических опер «Служанка-госпожа» Перголези и «Телефон» Менотти.
оркестр
Андрей Аниханов назначен художественным руководителем и главным дирижером Волгоградского академического симфонического оркестра. Он стал вторым руководителем в истории ВАСО, после основателя коллектива Эдуарда Серова, скончавшегося год назад.
Исполнилось 70 лет Александру Анисимову — главному дирижеру ГАСО Республики Беларусь, в 2011–2017 главному дирижеру, а ныне приглашенному дирижеру Самарского театра оперы и балета.
Отметили юбилеи дирижеры Дмитрий Орлов, Владимир Онуфриев и Александр Хургин.
Новости из регионов России:
В Туле создан симфонический оркестр,
Архангельский камерный оркестр включен в состав Поморской филармонии,
Тигран Ахназарян — главный дирижер Южно-Сахалинского камерного оркестра,
Владислав Ивановский — главный дирижер Тольяттинского симфонического оркестра.
Новости из-за рубежа:
Теодор Курентзис не будет дирижировать премьерой оперы Яначека «Записки из мертвого дома» в Ковент-Гарден.
Семен Бычков с сезон 2018/2019 возглавит оркестр Чешской филармонии.
Зубин Мета через два года покинет пост главного дирижера Израильского филармонического оркестра. Кто станет его преемником?
филармония
Акценты, имена, тенденции: Московская филармония в 96-м концертном сезоне
Особенность нынешнего сезона — сосредоточение большинства наиболее заметных событий в его осенней части. Это 9-й Большой фестиваль РНО, на котором художественный руководитель оркестра и фестиваля Михаил Плетнев трижды выступил как дирижер и однажды как пианист; программы ГАСО с В. Юровским, А. Лазаревым и В. Петренко, концертное исполнение оперы «Золото Рейна» Вагнера солистами и оркестром Мариинского театра под управлением В. Гергиева, выступления скрипачей В. Репина, Р. Капюсона, К. Тецлаффа с оркестром Musica Viva, Н. Цнайдера.
Ноябрь — уникальный месяц по концентрации гастролей мастеров современного европейского искусства старшего поколения: Дж. Ноймайера, Ф. Херревеге, Х. Риллинга и У. Кристи с исполнением шедевров барокко. Несмотря на то, что их средний возраст — больше 75 лет (Херревеге в мае исполнилось 70, Ноймайеру в феврале — 78, Кристи скоро 73, Риллингу — за 80), выдающиеся маэстро демонстрируют поразительную творческую молодость, неутомимость, свежесть взгляда на музыку далеких эпох.
абонементы
«www.баян.ru. Звезды баяна и аккордеона»
В трех концертах абонемента выступят лауреаты международных конкурсов Мария Власова, Иосиф Пуриц, Айдар Салахов. Представлены различные направления и стили баянного и аккордеонного искусства: джаз, танго и клезмерская музыка, фольклор.
Будет звучать проверенная веками классика и музыка наших современников. Концерты состоятся 2 ноября 2017, 12 февраля и 28 марта 2018 в Камерном зале МГАФ.
28 марта 2018
Айдар САЛАХОВ
Скарлатти, Чайковский, Лист, Вивальди, Губайдулина, Эллингтон, Петерсбурский, Пьяццолла. Монти
Рихтер и Мравинский. Свиридов и Шостакович
Московская филармония и «Музыкальное обозрение» представляют абонемент, посвященный документальным фильмам о музыке. В концертах абонемента будут показаны фильмы о великих музыкантах ХХ века. Музыканты откровенно рассказывают с экрана о своем искусстве, творчестве. О них рассказывают современники. Звучит гениальная музыка. Воспроизводятся редчайшие документальные кадры.
Абонемент представляет автор фильмов — классик отечественного документального кино, профессор, академик Андрей Золотов. В диалоге с ним — главный редактор «МО» Андрей Устинов.
информация
В номере опубликована информация о назначениях в организациях культуры России:
Андрей Скальный — министр культуры Кировской области
Эльвира Раскопина — директор Вятской филармонии
Наталья Тонковидова — директор Департамента культуры Тольятти
Елена Болтыбаева — начальник Управления культуры Еврейской автономной области
Валерий Газета — директор Биробиджанской филармонии
книги
«Согласны на медаль»
«МО» подробно рецензирует альбом-каталог коллекционера А. Кокарева (внук Т.Н. Хренникова) и А. Салыкова (специалист в области нумизматики) «Русские и советские музыканты в медальерном искусстве», выпущенный издательством «Композитор».
В каталоге представлено более 900 образцов медальерного искусства, посвященных 185 деятелям отечественной музыкальной культуры. Дано описание каждого образца и краткие (и не всегда выверенные) сведения о персонажах.
Авторы обозначают свой труд как «научное издание». Очевидно, однако, что в ней не хватает аналитического подхода и ответов на некоторые важные вопросы.
«Сборник статей избранных»
Издательство «Новое литературное обозрение» выпустило трехтомник «Новая русская музыкальная критика», в котором собраны публикации первого постсоветского десятилетия (1993–2003).
«Гигантский трехтомник (почти 1900 страниц) посвящен новой русской музыкальной критике. Название и объем издания — явная претензия на антологию или даже энциклопедию. Эти книжные жанры всегда балансируют между призрачной завершенностью и экзистенциальной неполнотой, и неудачи часто связаны с чрезмерной уверенностью ее авторов, что книга исчерпывает тему».
«Эстетика опоздания»
Авторский сборник статей и выступлений выдающегося режиссера и композитора, педагога, автора научных статей и эстетических манифестов, социолога и музыканта по образованию Хайнера Геббельса позволяет русскоязычному читателю наконец-то познакомиться с его взглядами на современную эстетику и больше узнать о его творчестве. Книга вышла в серии «Театр и его дневник», выпускаемой Электротеатром «Станиславский».
В рубрике также представлены книги «Искушение прекрасным. Классическая музыка в современной массовой культуре» Дарьи Журковой («НЛО»), «Мир музыки под одной обложкой» Марка Зильберквита («Музыка»), «Череп Бетховена. Мрачные и загадочные истории из мира классической музыки» Тима Рейборна («Альпина Паблишер»).
рифма в 100 лет
«Сбылась мечта Чайковского»
В традиционной рубрике «МО» «Рифма в сто лет» — материалы из «Русской музыкальной газеты» Николая Финдейзена 1917 года.
Новая постановка «Евгения Онегина» в Петроградской консерватории:
«Когда в 1879 г. консерваторская московская молодежь впервые исполнила “Онегина”, композитор приуныл: форма исполнения была так дилетантски слаба, что о “духе” и говорить было нечего; “ветераны” в течении целого ряда лет были меньшим из двух зол… Только в наши дни, на 38-й год сценической жизни “Онегина”, осуществляется мечта композитора: опера так общеизвестна, преподавание сольного пения так поднялось, что в 1917 г. консерваторской молодежи вполне под силу форма названной оперы, а следовательно, может выявиться и “дух” произведения, зачастую улетучивающийся из “ветеранской” передачи», — пишет рецензент «РМГ».
Что сочиняли в 1917 году русские композиторы?
«А. Кастальский заканчивает серию песнопений Страстной Седмицы и Св. Пасхи. Н. Метнер закончил новую серию «Сказок» для фортепиано и в настоящее время работает над фортепианным концертом… Н. Мясковский написал 8 романсов на стихи Зин. Гиппиус и IV симфонию, С. Прокофьев — 3-й фортепианный и скрипичный концерты, сонату и 20 пьес для фортепиано, С. Рахманинов работает над 4-м фортепианным концертом, Н. Черепнин закончил 2-ю литургию…».
Об этих и других новостях музыкальной жизни 1917 года — в рубрике «Рифма в 100 лет» нового номера «МО».
конкурсы
Впереди планеты всей
Молодые российские музыканты завоевали награды на престижных международных конкурсах, проводимых под эгидой WFIMC (Всемирной федерации международных музыкальных конкурсов). Газета представляет лауреатов:
Дмитрий Шишкин (фортепиано) — I премия на конкурсе в Тромсё (Норвегия).
Анастасия Антонова (клавесин) — I премия и Анна Кискачи (клавесин) — III премия на конкурсе «Пражская весна».
Дмитрий Майборода (фортепиано) — II премия на конкурсе в г. Хаэн (Испания).
Каролина Эррера (альт) — II премия на конкурсе в г. Маркнойкирхен (Германия).
Анна Кондрашина (флейта) — III премия на конкурсе в г. Кобе (Япония).
Второй Всероссийский музыкальный конкурс
Всероссийский музыкальный конкурс представляет собой четырехлетний цикл. 2017 — 4-й, заключительный год цикла: соревнуются музыканты по специальностям «Народные инструменты» и «Дирижирование оркестром народных инструментов».
Лауреатами по специальности «Дирижирование оркестром народных инструментов» стали: II премия — Данил Стаднюк (Москва), Анатолий Семенов (Санкт-Петербург); III премия — Иван Виноградов (Москва). Диплома удостоен Павел Васильев (Екатеринбург).
Новости Ассоциации музыкальных конкурсов (АМКР)
Газета публикует итоги и условия конкурсов, проходящих в России в 2017/2018 гг.
In memoriam
В номере напечатаны статьи памяти народного артиста СССР Зурабы Соткилавы, профессоров Санкт-Петербургской консерватории пианиста Павла Егорова и музыковеда Ивана Федосеева, хормейстера театра имени Н.И. Сац Руслана Генэ, музыканта и продюсера Павла Слободкина, скрипача Дмитрия Когана, сотрудника пресс-службы Большого театра Светланы Заворотны.
Официальный представитель Steinway & Sons в России
ООО «Старт-Вест-94» — STEINWAY & SONS, BOSTON, ESSEX
121170, Москва, Кутузовский пр-т, д. 41, стр. 1
Тел./факс (495) 280-72-74, 780-05-96, e-mail: sw7800596@yandex.ru
Гамбург, Ронденбарг 10, Д 22525, Германия, тел. +49-40-85-39-11-07 www.steinwaysons.ru
Гарантия фабрики-изготовителя, выбор концертных роялей D-274 на фабрике