Вышел № 8-9 (415-416) газеты «Музыкальное обозрение» за 2017 год

Вышел № 8-9 (415-416) газеты «Музыкальное обозрение» за 2017 год

В номере:

«Высшая ценность — жизнь»

В Москве, в Большом зале консерватории, в пятый раз вручили премию «Камертон» имени Анны Политковской. С сольным концертом выступил Евгений Кисин, не игравший в России 8 лет.

Рифма в 100 лет

«Музыкальное обозрение» начинает печатать «Дневники» редактора «Российской музыкальной газеты» Николая Финдейзена. До конца года будут опубликованы «Дневники» 1917 года.

Акценты, имена, тенденции

В статье — анализ сезона 2017/2018 гг. Московской филармонии. Его главные события: Большой фестиваль РНО, гастроли коллективов под управлением мэтров мирового искусства Джона Ноймайера, Уильяма Кристи, Филиппа Херревеге, Хельмута Риллинга, юбилейный фестиваль Родиона Щедрина, концерты Владимира Юровского и Юлии Лежневой.

Оркестр

Кто заменит Зубина Мету? В 2019 году маэстро покинет свой пост в Израильском филармоническом оркестре. Кто станет его преемником? С какими проблемами ему предстоит столкнуться? Об этом — в статье из израильской газеты «Хаарец» (перевод Павла Райгородского).

событие

«Высшая ценность — жизнь». В Москве состоялась церемония вручения премии «Камертон» имени Анны Политковской

С благотворительным сольным концертом выступил Евгений Кисин. И церемония, и концерт в Большом зале Московской консерватории стали событиями высокого общественно-политического, этического звучания и значения.

Фото Андрей Воробьев / СЖР

Премия «Камертон» имени Анны Политковской за достижения в области защиты прав человека и свободы прессы вручается с 2013 года 8 сентября, в День международной солидарности журналистов, который был учрежден в память о Юлиусе Фучике — чешском журналисте, казненном гитлеровцами 8 сентября 1943.

В этом году лауреатами названы писательница и журналист, обозреватель «Эха Москвы» и «Новой газеты» Юлия Латынина — «за бесстрашие, высочайшее профессиональное мастерство, за пробуждение в читателях и слушателях высокой ответственности и гражданского самосознания» и военный журналист, специальный корреспондент ВГТРК Евгений Поддубный — «за исполнение профессионального долга».

Основатель премии, журналист и продюсер Георгий Каретников рассказал, что переговоры с Е. Кисиным о концерте шли несколько лет. «Принимать участие в концертах такого рода я буду всю жизнь, пока в мире происходит несправедливость», — говорит артист. И решение принять участие в церемонии вручения премии «Камертон» — для него совершенно естественный и логичный Поступок. Как и то, что он играл этот концерт без гонорара.

рифма в 100 лет

Николай Финдейзен. Дневники 1917 года

Начиная с этого номера, «МО» в ближайших четырех номерах (до конца года) планирует напечатать «Дневники 1917 года» Николая Федоровича Финдейзена — выдающегося русского музыкального журналиста, издателя, редактора, основателя и главного редактора «Русской музыкальной газеты», уникального деятеля в истории российской музыкальной культуры.

Николай Федорович Финдейзен. Фотопортрет из альбома, составленного Б. Д. Тюнеевым. Петроград. 1917.

В 2018 году исполнится 150 лет со дня рождения Н.Ф. Финдейзена (1868–1928).

Идея издания «Дневников» Финдейзена принадлежит М.Л. Космовской, профессору Курского педагогического университета. Издание осуществило санкт-петербургское издательство «Дмитрий Буланин», выпустившее 4 тома: 1892–1901, 1902–1908, 1909–1914, 1915–1920). М.Л. Космовская расшифровала рукопись и подготовила «Дневники» к публикации, ей же принадлежит авторство вступительной статьи и комментариев к каждому тому.

музыкальный театр

«На луне-луне-лунище»

Обозреватели Татьяна Белова и Екатерина Бабурина представляют прошлогодние премьеры — «Турандот» Пуччини и «Трубадур» Верди — и новый сезон театра «Геликон-опера».

Сцена из спектакля «Турандот», Геликон-опера, 2017. Фото Анна Молянова

В начале нового сезона театр отмечает юбилеи своего художественного руководителя Дмитрия Бертмана и музыкального руководителя, главного приглашенного дирижера Владимира Федосеева.

На сезон 2017/2018 театр заявил семь премьер: «Мазепу» и «Пиковую даму Чайковского, «Алеко» Рахманинова, «Человеческий голос» Пуленка, «Золотого петушка» Римского-Корсакова (перенос постановки Д. Бертмана 2016 года из Дюссельдорфа), диптих комических опер «Служанка-госпожа» Перголези и «Телефон» Менотти.

оркестр

Андрей Аниханов назначен художественным руководителем и главным дирижером Волгоградского академического симфонического оркестра. Он стал вторым руководителем в истории ВАСО, после основателя коллектива Эдуарда Серова, скончавшегося год назад.

Андрей АНИХАНОВ
Александр АНИСИМОВ

Исполнилось 70 лет Александру Анисимову — главному дирижеру ГАСО Республики Беларусь, в 2011–2017 главному дирижеру, а ныне приглашенному дирижеру Самарского театра оперы и балета.

Отметили юбилеи дирижеры Дмитрий Орлов, Владимир Онуфриев и Александр Хургин.

Новости из регионов России:

В Туле создан симфонический оркестр,

Архангельский камерный оркестр включен в состав Поморской филармонии,

Тигран Ахназарян — главный дирижер Южно-Сахалинского камерного оркестра,

Владислав Ивановский — главный дирижер Тольяттинского симфонического оркестра.

Новости из-за рубежа:

Теодор Курентзис не будет дирижировать премьерой оперы Яначека «Записки из мертвого дома» в Ковент-Гарден.

Семен Бычков с сезон 2018/2019 возглавит оркестр Чешской филармонии.

Зубин Мета через два года покинет пост главного дирижера Израильского филармонического оркестра. Кто станет его преемником?

филармония

Акценты, имена, тенденции: Московская филармония в 96-м концертном сезоне

Особенность нынешнего сезона — сосредоточение большинства наиболее заметных событий в его осенней части. Это 9-й Большой фестиваль РНО, на котором художественный руководитель оркестра и фестиваля Михаил Плетнев трижды выступил как дирижер и однажды как пианист; программы ГАСО с В. Юровским, А. Лазаревым и В. Петренко, концертное исполнение оперы «Золото Рейна» Вагнера солистами и оркестром Мариинского театра под управлением В. Гергиева, выступления скрипачей В. Репина, Р. Капюсона, К. Тецлаффа с оркестром Musica Viva, Н. Цнайдера.

Московская филармония
Концертный зал им. П.И. Чайковского, Москва. Фото Михаил Ковалев

Ноябрь — уникальный месяц по концентрации гастролей мастеров современного европейского искусства старшего поколения: Дж. Ноймайера, Ф. Херревеге, Х. Риллинга и У. Кристи с исполнением шедевров барокко. Несмотря на то, что их средний возраст — больше 75 лет (Херревеге в мае исполнилось 70, Ноймайеру в феврале — 78, Кристи скоро 73, Риллингу — за 80), выдающиеся маэстро демонстрируют поразительную творческую молодость, неутомимость, свежесть взгляда на музыку далеких эпох.

абонементы

«www.баян.ru. Звезды баяна и аккордеона»

В трех концертах абонемента выступят лауреаты международных конкурсов Мария Власова, Иосиф Пуриц, Айдар Салахов. Представлены различные направления и стили баянного и аккордеонного искусства: джаз, танго и клезмерская музыка, фольклор.

Будет звучать проверенная веками классика и музыка наших современников. Концерты состоятся 2 ноября 2017, 12 февраля и 28 марта 2018 в Камерном зале МГАФ.

vlasova3

2 ноября 2017
Мария ВЛАСОВА
Бах, Чайковский, Рахманинов, Ляпунов, Паганини, Бернстайн, Гершвин

puritz3

12 февраля 2018
Иосиф ПУРИЦ
Гершвин, Мендельсон, Скарлатти, Мусоргский, Щедрин, Пьяццолла, Фейдман

salakhov3

28 марта 2018
Айдар САЛАХОВ
Скарлатти, Чайковский, Лист, Вивальди, Губайдулина, Эллингтон, Петерсбурский, Пьяццолла. Монти

Рихтер и Мравинский. Свиридов и Шостакович

Московская филармония и «Музыкальное обозрение» представляют абонемент, посвященный документальным фильмам о музыке. В концертах абонемента будут показаны фильмы о великих музыкантах ХХ века. Музыканты откровенно рассказывают с экрана о своем искусстве, творчестве. О них рассказывают современники. Звучит гениальная музыка. Воспроизводятся редчайшие документальные кадры.

Абонемент представляет автор фильмов — классик отечественного документального кино, профессор, академик Андрей Золотов. В диалоге с ним — главный редактор «МО» Андрей Устинов.

информация

В номере опубликована информация о назначениях в организациях культуры России:

Андрей Скальный — министр культуры Кировской области
Эльвира Раскопина — директор Вятской филармонии
Наталья Тонковидова — директор Департамента культуры Тольятти
Елена Болтыбаева — начальник Управления культуры Еврейской автономной области
Валерий Газета — директор Биробиджанской филармонии

книги

«Согласны на медаль»

«МО» подробно рецензирует альбом-каталог коллекционера А. Кокарева (внук Т.Н. Хренникова) и А. Салыкова (специалист в области нумизматики) «Русские и советские музыканты в медальерном искусстве», выпущенный издательством «Композитор».

В каталоге представлено более 900 образцов медальерного искусства, посвященных 185 деятелям отечественной музыкальной культуры. Дано описание каждого образца и краткие (и не всегда выверенные) сведения о персонажах.

Авторы обозначают свой труд как «научное издание». Очевидно, однако, что в ней не хватает аналитического подхода и ответов на некоторые важные вопросы.

«Сборник статей избранных»

Издательство «Новое литературное обозрение» выпустило трехтомник «Новая русская музыкальная критика», в котором собраны публикации первого постсоветского десятилетия (1993–2003).

«Гигантский трехтомник (почти 1900 страниц) посвящен новой русской музыкальной критике. Название и объем издания — явная претензия на антологию или даже энциклопедию. Эти книжные жанры всегда балансируют между призрачной завершенностью и экзистенциальной неполнотой, и неудачи часто связаны с чрезмерной уверенностью ее авторов, что книга исчерпывает тему».

«Эстетика опоздания»

Авторский сборник статей и выступлений выдающегося режиссера и композитора, педагога, автора научных статей и эстетических манифестов, социолога и музыканта по образованию Хайнера Геббельса позволяет русскоязычному читателю наконец-то познакомиться с его взглядами на современную эстетику и больше узнать о его творчестве. Книга вышла в серии «Театр и его дневник», выпускаемой Электротеатром «Станиславский».

В рубрике также представлены книги «Искушение прекрасным. Классическая музыка в современной массовой культуре» Дарьи Журковой («НЛО»), «Мир музыки под одной обложкой» Марка Зильберквита («Музыка»), «Череп Бетховена. Мрачные и загадочные истории из мира классической музыки» Тима Рейборна («Альпина Паблишер»).

рифма в 100 лет

«Сбылась мечта Чайковского»

В традиционной рубрике «МО» «Рифма в сто лет» — материалы из «Русской музыкальной газеты» Николая Финдейзена 1917 года.

Новая постановка «Евгения Онегина» в Петроградской консерватории:

«Когда в 1879 г. консерваторская московская молодежь впервые исполнила “Онегина”, композитор приуныл: форма исполнения была так дилетантски слаба, что о “духе” и говорить было нечего; “ветераны” в течении целого ряда лет были меньшим из двух зол… Только в наши дни, на 38-й год сценической жизни “Онегина”, осуществляется мечта композитора: опера так общеизвестна, преподавание сольного пения так поднялось, что в 1917 г. консерваторской молодежи вполне под силу форма названной оперы, а следовательно, может выявиться и “дух” произведения, зачастую улетучивающийся из “ветеранской” передачи», — пишет рецензент «РМГ».

Что сочиняли в 1917 году русские композиторы?

«А. Кастальский заканчивает серию песнопений Страстной Седмицы и Св. Пасхи. Н. Метнер закончил новую серию «Сказок» для фортепиано и в настоящее время работает над фортепианным концертом… Н. Мясковский написал 8 романсов на стихи Зин. Гиппиус и IV симфонию, С. Прокофьев — 3-й фортепианный и скрипичный концерты, сонату и 20 пьес для фортепиано, С. Рахманинов работает над 4-м фортепианным концертом, Н. Черепнин закончил 2-ю литургию…».

Об этих и других новостях музыкальной жизни 1917 года — в рубрике «Рифма в 100 лет» нового номера «МО».

конкурсы

Впереди планеты всей

Молодые российские музыканты завоевали награды на престижных международных конкурсах, проводимых под эгидой WFIMC (Всемирной федерации международных музыкальных конкурсов). Газета представляет лауреатов:

Дмитрий Шишкин (фортепиано) — I премия на конкурсе в Тромсё (Норвегия).
Анастасия Антонова (клавесин) — I премия и Анна Кискачи (клавесин) — III премия на конкурсе «Пражская весна».
Дмитрий Майборода (фортепиано) — II премия на конкурсе в г. Хаэн (Испания).
Каролина Эррера (альт) — II премия на конкурсе в г. Маркнойкирхен (Германия).
Анна Кондрашина (флейта) — III премия на конкурсе в г. Кобе (Япония).

Второй Всероссийский музыкальный конкурс

Всероссийский музыкальный конкурс представляет собой четырехлетний цикл. 2017 — 4-й, заключительный год цикла: соревнуются музыканты по специальностям «Народные инструменты» и «Дирижирование оркестром народных инструментов».

Лауреатами по специальности «Дирижирование оркестром народных инструментов» стали: II премия — Данил Стаднюк (Москва), Анатолий Семенов (Санкт-Петербург); III премия — Иван Виноградов (Москва). Диплома удостоен Павел Васильев (Екатеринбург).

Новости Ассоциации музыкальных конкурсов (АМКР)

Газета публикует итоги и условия конкурсов, проходящих в России в 2017/2018 гг.

In memoriam

В номере напечатаны статьи памяти народного артиста СССР Зурабы Соткилавы, профессоров Санкт-Петербургской консерватории пианиста Павла Егорова и музыковеда Ивана Федосеева, хормейстера театра имени Н.И. Сац Руслана Генэ, музыканта и продюсера Павла Слободкина, скрипача Дмитрия Когана, сотрудника пресс-службы Большого театра Светланы Заворотны.

Официальный представитель Steinway & Sons в России
ООО «Старт-Вест-94» — STEINWAY & SONS, BOSTON, ESSEX

121170, Москва, Кутузовский пр-т, д. 41, стр. 1
Тел./факс (495) 280-72-74, 780-05-96, e-mail: sw7800596@yandex.ru
Гамбург, Ронденбарг 10, Д 22525, Германия, тел. +49-40-85-39-11-07 www.steinwaysons.ru
Гарантия фабрики-изготовителя, выбор концертных роялей D-274 на фабрике