Вышел № 3 (424) газеты «Музыкальное обозрение» за 2018 год

<strong>Вышел № 3 (424) газеты «Музыкальное обозрение» за 2018 год</strong>
Фото Андрей Устинов

В номере:

история
Не забыть и не повторить
В Москве возведен Мемориал жертвам политических репрессий. Этот памятник — официальный, от государственной власти — ждали более 60 лет. С тех пор как на ХХ съезде впервые был осужден культ личности Сталина и во всеуслышание, на весь мир прозвучали факты чудовищных преступлений, жертвами которых стали миллионы людей и целые народы.

история
Репрессированные музыканты
«Музыкальное обозрение» и общество «Мемориал» публикуют имена музыкантов, репрессированных в годы советской власти.
Нейгауз. Мейерхольд. Микеладзе. Жиляев. Вайнберг.
Музыканты домов культуры и кинотеатров, артисты филармоний, ансамблей, оркестров, студенты и преподаватели консерваторий, артисты Большого театра…

история
Мы живем в мире неподведенных итогов
Арсений Рогинский. Речь на вручении обществу «Мемориал» премии Pax Christi International: «Каждое новое поколение должно вновь и вновь обращаться к своему прошлому, вновь и вновь осмысливать и переосмысливать его, в особенности его горькие и страшные страницы».

персона
«Кремерата» для скрипки соло
Гидон Кремер: концерты, творческие встречи, презентация фильма Г. Кремера «Картинки с Востока» в Москве и Новосибирске.

событие
С Бахом и Богом в сердце
Президент ФРГ Вальтер Штайнмайер и легендарный балетмейстер Джон Ноймайер в Москве. Балет «Страсти по Матфею» на сцене Концертного зала имени П.И. Чайковского.

балет
Вина и искупление
Рецензия Гизелы Зонненбург (“Ballett-Journal”) на спектакль «Страсти по Матфею» в переводе Ольги Рудаковой.

памятные даты
В честь Монтеверди и Девы Марии
450 лет со дня рождения Клаудио Монтеверди. Филипп Херревеге и Collegium Vocale Gent исполнили «Вечерню пресвятой Девы Марии» в Москве и Санкт-Петербурге.

событие
Сад, который вырастил Кристи
«Английский сад» от Les Arts Florissants. Лариса Кириллина — о новой программе коллектива под управлением маэстро Уильяма Кристи.

книги
Учитель, любовь и свобода
Пианист Вадим Пальмов — о своем учителе, пианисте и педагоге Натане Перельмане. Книга Натана Перельмана «Беседы у рояля».

сто лет назад
Рифма в 100 лет
В первых номерах «Русской музыкальной газеты» Николая Финдейзена за 1918 год: раскол в Мариинском театре, арест и освобождение Александра Зилоти, концерт в честь начала работы Учредительного собрания.

in memoriam
In memoriam
«Я верю, что, уйдя из этого мира, я попаду в другой, где будут свои облака, деревья и всё». Владимир Шаинский

конкурсы
Третий Всероссийский музыкальный конкурс стартовал
Открыт прием заявок по специальностям «фортепиано», «скрипка», «виолончель», «сольное пение».

история

Не забыть и не повторить
Книга памяти.
Репрессированные музыканты

«Музыкальное обозрение»
и Международное историко-просветительское,
благотворительное
и правозащитное общество «Мемориал» —
начинаем публиковать
в газете «Музыкальное обозрение»
Книгу памяти —
имена репрессированных музыкантов.

Сегодня трудно сказать, сколько продлится этот процесс. Но уже сейчас ясно, что в этом году это более 30 страниц газеты, а на каждой странице около 30 имен, и это лишь малая часть…

Представьте себе — в этом списке музыканты кинотеатров, домов культуры, артисты филармоний, ансамблей, студенты и преподаватели консерваторий, артисты Большого театра…

Начинается публикация с имен и трагических страниц биографий выдающихся деятелей искусства — протоколы допросов, раскаяния, письма, ходатайства коллег об освобождении.

Выдающийся пианист и педагог, профессор Московской консерватории — Генрих Нейгауз — 8 месяцев в застенках Лубянки.

Выдающийся композитор — Мечислав Вайнберг — почти три месяца в Бутырской тюрьме. И только смерть Сталина, ходатайства коллег и Шостаковича спасли его.

Выдающийся режиссер — Всеволод Мейерхольд, дирижер — Евгений Микеладзе, музыковед — Николай Жиляев —
расстреляны.

Памятник — «Стена скорби» — открыт осенью 2017 года. Мемориал жертвам политических репрессий. Памятник – покаяние. Наш долг — Знать, Помнить, Осудить, Простить…. Но могут ли простить жертвы?

Соглашусь с мнением, что стоило бы заменить слово Простить на слово Не повторить.
«Знать, Помнить, Осудить, Не повторить…»

Через два месяца после открытия памятника, 18 декабря прошлого года, ушел из жизни Председатель правления общества «Мемориал» Арсений Рогинский. Вот что он говорил:
«Покаяние — одноразовое и символическое действо; осмысление прошлого — это постоянная работа и упорная работа.
Ее нельзя сделать один раз и навсегда. Каждое новое поколение должно вновь и вновь осмысливать и переосмысливать прошлое, в особенности его горькие и страшные страницы. И это будет вновь и вновь пробуждать гражданскую активность людей, их волю не допустить сползания страны в маразм несвободы, диктатуры и бесправия».

история

Репрессированные музыканты

Генрих НЕЙГАУЗ
neigauz300

Генрих Густавович Нейгауз (1888–1964) — пианист, профессор Московской консерватории. Среди его учеников С. Рихтер, Э. Гилельс, Р. Тамаркина, Я. Зак, Е. Малинин, В. Горностаева, С. Нейгауз, В. Крайнев, А. Любимов, Э. Вирсаладзе…
Арестован 4 ноября 1941.
Освобожден и выслан из Москвы 19 июля 1942.

Протокол допроса
Генриха Нейгауза
от 3 декабря 1941 года,
1 час ночи – 6 часов утра

Вопрос: …Следствие, уличая Вас рядом фактов Ваших контрреволюционных высказываний за последние три года, требует дать правдивые и полные показания о Вашей антисоветской деятельности. Намерены ли Вы это сделать?

Ответ: Я намерен давать правдивые и полные показания о своей антисоветской деятельности. На предыдущих допросах я занимал позицию самозащиты и фактически отрицал предъявленное обвинение, так как свои антисоветские высказывания расценивал не как таковые, а как результат легкомысленного, обывательского отношения к серьезным вопросам Советской действительности. Будучи уличен рядом фактов моих антисоветских высказываний и убедившись в наличии у следствия материалов, я твердо решил дать развернутые показания о своей антисоветской деятельности, которая выражалась в моих антисоветских настроениях и высказываниях.

Евгений МИКЕЛАДЗЕ
mikeladze300

Евгений Семенович Микеладзе (1903–1937) — главный дирижер Грузинского театра оперы и балета.
Арестован 4 ноября 1937.
Расстрелян 22 декабря 1937.

Прошение о помиловании

«…у меня нет никаких моральных прав обратиться к Секретарю ЦК Грузии, к товарищу Л.П. Берия, но все-таки прошу смягчить мне наказание и дать мне возможность своим трудом, каким бы он тяжелым не был, вернуть права на гражданство СССР.

Евгений Микеладзе. 13 декабря. 1937 г.»

Приговор «Тройки»
«Расстрелять. Имущество, принадлежащее ему, конфисковать. 22 декабря 1937».

Мечислав ВАЙНБЕРГ
wainberg300

Мечислав Самуилович Вайнберг (1919–1996) — композитор. Зять С.М. Михоэлса.
Арестован в ночь на 7 февраля 1953.
Освобожден 25 апреля 1953 по ходатайству Д.Д. Шостаковича

Из статьи И.А. Барсовой «Мечислав Вайнберг. 78 дней и ночей»:

«В ночь с 6 на 7 февраля после концерта Мечислав Вайнберг был арестован в собственной квартире. Позже он рассказывал: «6 февраля 1953 года был концерт в зале им. Чайковского, где Ойстрах играл транскрипцию моей “Молдавской рапсодии” для скрипки с оркестром. Потом пришли мы домой, со мной пришел Чайковский (Борис Александрович) с супругой и Николай Иванович Пейко. Сидели за столом. В два часа ночи раздался звонок в дверь, и меня забрали, а они просидели всю ночь при обыске».

<…>

Вайнберг не был сослан. Географически свой «ГУЛАГ» он пережил в Бутырке, и продолжался он 78 дней и ночей, которые композитор провел в одиночной камере. Ночами ему не давали спать, стараясь добиться нужных показаний. «Можно только сидеть. Лежать нельзя. Ночью иногда бьет очень сильный юпитер в глаза, так что спать невозможно».

Николай ЖИЛЯЕВ
zhiliaev300

Николай Сергеевич Жиляев (1881–1938) — композитор, пианист, музыкальный критики педагог. Профессор Московской консерватории. У него учились Е. Голубев, А. Хачатурян, Л. Книппер, К. Кондрашин, А. Спадавеккиа, Д. Житомирский, С. Кац, А. Станчинский, С. Фейнберг, А. Александров.

Арестован 3 ноября 1937 г.
Расстрелян 20 января 1938.
Реабилитирован в 1961

Из книги «Николай Сергеевич Жиляев: Труды, дни и гибель». Сост. И.А. Барсова. М., 2008:

«3 ноября [1937. — «МО»] Жиляев был арестован. НКВД конфисковало его архив и всю его огромную библиотеку — книжную и нотную. Жиляев исчез в недрах следственной тюрьмы. В 1940 году коллеги и друзья Николая Сергеевича послали в Центральный комитет партии на имя В.М.Молотова письмо с просьбой сообщить о его судьбе и пересмотреть дело (копии письма, как и Протеста Генерального Прокурора СССР по делу Жиляева, были много позже переданы в Музей им. М.И.Глинки). Ни­колая Сергеевича Жиляева в тот момент уже два года не было в живых».

Всеволод МЕЙЕРХОЛЬД
meyerhold300

Всеволод Эмильевич Мейерхольд (1874–1940) — режиссер.
Арестован 20 июня1939.
Расстрелян 2 февраля 1940.
Реабилитирован в 1955

Председателю
Совета Народных Комиссаров СССР
Вячеславу Михайловичу Молотову
Заключенного
Мейерхольда-Райха
Всеволода Эмильевича
(год. рожд. 1874, б. чл. ВКП (б) с 1918 г.; Национ. Немец

Заявление

Меня здесь били — больного шестидесятишестилетнего старика. Клали на пол лицом вниз, резиновым жгутом били по пяткам и по спине; когда сидел на стуле, той же резиной били по ногам (сверху, с большой силой) и по местам от колен до верхних частей ног. И в следующие дни, когда эти места ног были залиты обильным внутренним кровоизлиянием, то по этим красно-сине-желтым кровоподтекам снова били этим жгутом, и боль была такая, что, казалось, на больные чувствительные места ног лили крутой кипяток (я кричал и плакал от боли). Меня били по спине этой резиной, меня били по лицу размахами с высоты…

Вс. Мейерхольд

книга памяти

«…Всех поименно назвать»

Газета «Музыкальное обозрение» начинает публиковать имена музыкантов и музыкальных деятелей, репрессированных в годы советской власти.
Списки предоставлены обществом «Мемориал».
«МО» благодарит общество «Мемориал» и лично Ирину Степановну Островскую.
В этом номере опубликованы имена 53 музыкантов.

Аверьянов Александр Андреевич
Родился в 1887 г., г. Казань; русский;
пианист треста кинофикации при Совнаркоме ТАССР.
Проживал: г. Казань, ул. Чернышевского.
Арестован 22 декабря 1937 г.
Приговорен: тройка при НКВД ТАССР 30 декабря 1937 г.
Расстрелян 3 января 1938 г.
Место захоронения — Казань.
Реабилитирован в ноябре 1966 г.
Источник: Книга памяти Республики Татарстан

***
Адамов Герман Михайлович
Родился в 1907 г., Ростов-на-Дону; русский; образование высшее; б/п;
музыкант оркестра Государственного академического Большого театра СССР.
Проживал: Москва, Кабанихинский пер., д.26, кв.4.
Арестован 3 ноября 1936 г.
Приговорен: ВКВС СССР 7 августа 1937 г., обв.: участии в к.-р. террористической организации.
Расстрелян 7 августа 1937 г.
Место захоронения — Москва, Донское кладбище.
Реабилитирован 2 июля 1957 г. ВКВС СССР
Источник: Москва, расстрельные списки – Донской крематорий

***
Алексеева Валентина Сергеевна
Родилась в 1889 г.
Библиотекарь, Московская государственная консерватория.
Проживала: ул. Герцена, 13, кв. 5.
Источник: газета «Московская правда»
Номер дела: дело 13261

***
Арапов Анатолий Владимирович
Родился в 1908 г., Красноярский кр., г. Красноярск; русский; образование специальное училище; б/п;
музыкант-скрипач в гортеатре им. Пушкина.
Проживал: Красноярский кр., г. Красноярск.
Арестован 15 февраля 1938 г.
Приговорен: тройкой УНКВД КК 21 февраля 1938 г., обв.: АСА, КРП.
Приговор: ВМН
Расстрелян 26 февраля 1938 г.
Место захоронения — в г. Красноярске.
Реабилитирован 15 мая 1956 г. ВТ СибВО
Источник: Красноярское общество «Мемориал», Книга памяти Красноярского края
Номер дела: П-5513

***
Бакицкий Андрей Иванович
Родился в 1890 г., Курская обл., г. Новый Оскол;
руководитель духового оркестра.
Проживал: Старооскольский окр., с. Чернянка.
Арестован 9 февраля 1930 г.
Расстрелян 26 февраля 1930 г.
Реабилитирован в сентябре 1989 г.
Источник: Книга памяти Белгородской обл.

***
Баллод Владимир Давыдович
Родился в 1896 г., г. Рига;
директор Саратовской консерватории.
Проживал: г. Саратов.
Арестован 26 октября 1937 г.
Приговорен: Особое совещание при НКВД СССР 16 апреля 1938 г., обв.: за проведение к/р деятельности.
Приговор: к высылке в Казахстан сроком на 5 лет.
Реабилитирован 25 июня 1989 г. Прокуратурой Саратовской области.
Источник: Книга памяти Саратовской обл. — подготовительные материалы.
Номер дела: ОФ-26865

история

Арсений Рогинский: «Мы живем в мире неподведенных итогов»

Через два месяца после открытия памятника, 18 декабря прошлого года, ушел из жизни один из основателей и председатель правления общества «Мемориал» Арсений Рогинский (1946–2017).

В своей речи, произнесенной в 2013 году на вручении обществу «Мемориал» премии Pax Christi International, он смог наиболее точно сформулировать этическую, гражданскую позицию нашего соотечественника и современника по отношению к трагическим событиям прошлого:
«Мы живем в мире неподведенных итогов — не только итогов террора, но и итогов советского прошлого в целом.

Алексей Рогинский

Мы ни в какой степени не готовы принять себя вину за преступления прошлого.

Но надо ли нам принимать на себя такую вину? В течение последних лет “Мемориал” мучительно искал иную формулу расчета с прошлым, которую мы могли бы предложить обществу. Нам кажется, что мы в конце концов ее нащупали. Ее подсказала нам повседневная деятельность наших организаций, в которой работа с прошлым неразрывно сплетена с актуальной борьбой за сегодняшние права человека, осмысление исторических трагедий — с повышением гражданской ответственности за настоящее России.

Главное — что для серьезного осознания прошлого, для поиска выхода из тупиков исторических противоречий необходима гражданская ответственность. Ответственность, которую добровольно принимает на себя каждый человек, чувствующий себя членом некоего исторически сложившегося сообщества, за деяния, совершаемые сегодня и совершавшиеся когда-то от имени этого сообщества.

Если народ объединен не только сиюминутным гражданским и политическим бытом, но и общим прошлым, и чаянием общего будущего — то категория гражданской ответственности естественным образом распространяется и на национальную историю.

Именно гражданская ответственность за собственную историю, а не великие достижения и великие катастрофы как таковые, делают народ в полной мере нацией — обществом сограждан.

Покаяние — одноразовое и символическое действо; осмысление прошлого — это постоянная и упорная работа. Ее нельзя сделать один раз и навсегда. Каждое новое поколение должно вновь и вновь осмысливать и переосмысливать прошлое, в особенности его горькие и страшные страницы.

И это будет вновь и вновь пробуждать гражданскую активность людей, их волю не допустить сползания страны в маразм несвободы, диктатуры и бесправия».

персона

«Кремерата» для скрипки соло

Гидон Кремер — в последние годы нечастый гость в России. В прошлом году музыкант, литератор, общественный деятель, а теперь еще и кинорежиссер отметил 70-летие и 20-летие своего камерного оркестра «Кремерата Балтика».

Тем более примечательными и запоминающимися стали два его визита — поздней осенью 2017 в Москву и ранней весной 2018 в Новосибирск.

Гидон Кремер

В Москве Кремер принял участие в двух концертах Госоркестра с В. Юровским, исполнив скрипичные концерты М. Вайнберга и В. Кисина. В «Гоголь-центре» Кремер сыграл российскую премьеру цикла М. Вайнберга «Прелюдии к ушедшему времени» — 24 прелюдии для виолончели соло, аранжированные музыкантом для скрипки. Исполнение сопровождается показом фотографий литовского фотохудожника А. Суткуса. На этом же вечере Кремер представил свой первый фильм — «Картинки с Востока» и провел творческую встречу со зрителями (ведущий Виталий Манский). Место встречи было выбрано не случайно: таким образом, Гидон Кремер еще солидаризировался с худруком «Гоголь-центра» Кириллом Серебренниковым, находящимся под домашним арестом.

В Новосибирске Кремер выступил на Пятом Транссибирском Арт-Фестивале Вадима Репина. В программе — «Прелюдии к ушедшему времени» и произведения А. Шнитке. Прошла творческая встреча в рамках Академии Арт-журналистики (ведущие Андрей Устинов и Юлия Бедерова), на которой, как и в Москве, был показан фильм «Картинки с Востока».

Монологи и диалоги Гидона Кремера, его рассказ об открытии Мечислава Вайнберга, о «Прелюдиях к ушедшему времени» и первом фильме, оценки того, что происходит в современной России и в современном искусстве — на страницах «МО» в материале «“Кремерата” для скрипки соло».

событие

«Особо сложное грозовое небо»

100-летие Октябрьского переворота было отмечено музыкантами достаточно скромно. Самыми громкими и яркими музыкальными событиями стали концерты Госоркестра имени Е.Ф. Светланова под управлением Владимира Юровского. Солировал Гидон Кремер.

Владимир Юровский

«“Главное событие ХХ века” было отмечено исполнением двух партитур, обрамляющих первый из двух концертов: Симфонии № 2 Шостаковича на стихи А. Безыменского, посвященная 10-летию Октября, и кантаты Прокофьева «К ХХ-летию Октября».

Симфония, которую сам Шостакович считал неудачной, и сегодня производит впечатление яркого эксперимента (что для 20-летнего композитора вполне естественно).

Кантата «К ХХ-летию Октября» Прокофьева — единственный в своем роде памятник Октябрьской революции. Памятник эпохе и памятник эпохи. Такие грандиозные сочинения рождаются, может быть, несколько раз в столетие: Пассионы Баха, 9-я симфония Бетховена,

8-я Малера. Более 300 исполнителей на сцене и в зале. Музыка, которая потрясает, штурмует и крушит все вокруг.

«Кантата 1937 года, не исполнявшаяся при жизни автора, а во второй половине XX века звучавшая без «сталинских» частей (музыка написана на тексты Маркса, Ленина и Сталина), стала сенсацией программы и так страшно отметила юбилей революции, что страшнее трудно себе представить, — отметила обозреватель газеты «Коммерсант» Ю. Бедерова. — Музыка, наполненная восторгом и тихим ужасом, малерианской едкой иронией и откровенной патетикой, совершенно не стесняющаяся сокрушительных формальных инноваций, обаятельная и жуткая, прозвучала открытием, а заодно и самым выразительным филармоническим памятником не только русской революции, но и последующему веку как ее жертве».

событие

С Бахом и Богом в сердце

В Концертном имени П.И. Чайковского впервые в России был показан легендарный балет Джона Ноймайера «Страсти по Матфею» на музыку И.С. Баха. Российская премьера балета, история которого насчитывает почти 40 лет, стала частью культурной программы визита в Россию президента ФРГ Ф.В. Штайнмайера.

Франк-Вальтер Штайнмайер
Джон Ноймайер

«Меня глубоко тронули «Страсти по Матфею» Иоганна Себастьяна Баха, — рассказывает Джон Ноймайер. — Музыка «Страстей», в ее всеобщем и личностном аспекте, побудила меня найти ей хореографический эквивалент. Я — и христианин, и танцовщик. Вся моя жизнь, все мои мысли и чувства — это танец, и мой истинный язык — это хореография. Вот почему я попытался выразить мои религиозные убеждения и опыт языком хореографии и придать им художественную форму. <…>

Возможно, моим самым значительным и ошеломляющим опытом в работе над «Страстями по Матфею» было коллективное творчество. <…> С тех пор как я начал заниматься практической хореографией и ставить балеты, у меня не было периода, когда бы я наслаждался такой гармонией с танцорами, как во время создания «Страстей по Матфею». <…> Работа над этим балетом останется самым глубоким опытом за всю мою профессиональную жизнь».

балет

Вина и искупление

«МО» публикует рецензию на спектакль «Страсти по Матфею» немецкого обозревателя Гизелы Зонненбург из журнала “Ballett-Journal” в переводе Ольги Рудаковой.

Сцена из балета Дж. Ноймайера «Страсти по Матфею». Фото ® Kiran West

«Цель Ноймайера — не буквальная инсценировка евангельских событий, а создание нового произведения на основе Библии, — пишет немецкий критик. <…> Ноймайеру удается создать на сцене атмосферу, в которой многое воспринимается по-особому, в том числе, как это часто бывает в творчестве постановщика, и категория времени. С одной стороны, мы видим модели поведения людей, которые существуют на протяжении двух тысячелетий; с другой стороны, многие из них кажутся сверхактуальными.

Предательство, отлучение, изгнание, восхищение, а затем линчевание человека, который не похож на других — кто из нас не наблюдал, а может быть даже не переживал подобные испытания? <…> Процесс обновления коснулся и Гамбургского балета и пошел ему на пользу: об этом прежде всего свидетельствует мастерское исполнение гениального балета, балансирующего между Небом, Адом и Раем на земле».

событие

Сад, который вырастил Кристи

Ансамбль Les Arts Florissants во главе с Уильямом Кристи выступает в России каждый год. После предыдущих программ «Итальянский сад» и «Сад господина Рамо» музыканты из Франции — Les Arts Florissants и участники Академии молодых певцов Le Jardin des voix — пригласили публику Московской филармонии в путешествие по старой Англии.

Ансамбль Les Arts Florissants, Уильям Кристи (слева). Фото Евгений Разумный

О программе «Английский сад» пишет доктор искусствоведения, профессор Московской консерватории Лариса Кириллина:

«Помимо музыки, Уильям Кристи известен своей любовью к садовому искусству, которую он смог реализовать в собственном саду рядом с особняком XVII века во французском департаменте Вандея, где музыкант живет уже 20 лет. <…> Уильям Кристи изучает философию английского сада и с восхищением, и с любовью, и с иронической отстраненностью, которая, впрочем, также вполне соответствует сути предмета: британский юмор обычно воздействует не столько на инстинкты, сколько на интеллект, основываясь на игре слов, смыслов и ассоциаций. Сад может быть прочитан как текст или как партитура, но верно и обратное: звуки, очертания нот, слова и буквы образуют кусты, цветники и пышные кущи. <…> И хотя практически все произведения, прозвучавшие в концерте, имели тексты, иногда переплетавшиеся между собой, а иногда и резко контрастные, ощущение магии возникало благодаря возникшей поверх всего атмосфере счастливого сотворчества не только музыкантов, выступавших на сцене, но и дирижера, артистов и зала».

«Мы обратились к музыке XVII – середины XVIII вв.: это достаточно редко исполняемые произведения, мадригалы, кэтчи Перселла, — рассказал московским журналистам маэстро Кристи. — В программе смешены разные стили: серьезная музыка, арт-музыка (она относится к раннему XVII столетию в Англии) и то, что можно было бы назвать почти что популярной музыкой. Это нужно, чтобы почувствовать дух того времени».

Маэстро назвал барочную музыку «последним взлетом европейского гуманизма», заметил, что никогда не делает того, что не хочет и не любит, и пригласил всех на фестиваль, который он каждое лето проводит в своем роскошном поместье.

памятные даты

В честь Клаудио Монтеверди

450-летие великого итальянского композитора Клаудио Монтеверди отмечалось во всем мире. В России состоялась премьера его оперы «Ариадна», реконструированной по сохранившимся фрагментам (в театре им. Сац). Прошли концерты в Москве, Перми и других городах. В Московской консерватории состоялась международная конференция, посвященная юбилею Монтеверди. Вышла книга профессора МГК Е. Гординой «Монтеверди. Мантуанские шедевры». В центре ее внимания — биография и творческий путь композитора, два его сочинения (опера «Орфей» и «Вечерня пресвятой Девы Марии»), а также анализ и оценка его уникального места в истории европейской музыки — как главного связующего звена от Ренессанса к Новому времени.

Главным событием «Года Монтеверди» в России стали гастроли ансамбля Collegium vocale Gent во главе со своим основателем — Филиппом Херревеге. В Санкт-Петербурге и Москве музыканты из Бельгии исполнили «Вечерню Пресвятой Девы Марии» (Vespro della Beata Vergine).

Ансамбль Collegium Vocale Gent. Дирижер – Филипп Херревеге. 30 октября 2017, Концертный зал имени П.И. Чайковского/ Фото пресс-служба Московской филармонии

«МО» публикует фрагменты рецензий на московский концерт, а также интервью, которое Филипп Херревеге дал на сайте Московской филармонии в один из приездов в Россию, изложив свои творческие принципы:

«В жизни важно делать выбор. Делать то, что ты можешь сделать наилучшим образом. <…> Я заинтересован только в самой лучшей музыке (речь идет о музыке, которую можно дирижировать). Я пытаюсь выбирать репертуар так, как будто это последний концерт в моей жизни. <…> А самая прекрасная музыка, которую я бы выбрал для своего самого последнего концерта — “Прощание” из “Песни о земле” Малера».

книги

Учитель, любовь и свобода

На страницах «МО» — статья о книге выдающегося ленинградского/петербургского музыканта, пианиста, профессора консерватории Натана Перельмана (1906–2002). Автор статьи — ученик Перельмана, профессор Высшей школы музыки в Карлсруэ (Германия) Вадим Пальмов.

«В 2013, через 11 лет после смерти моего Учителя, выдающегося музыканта, пианиста, литератора, профессора Ленинградской-Санкт-Петербургской Консерватории Н.Е. Перельмана в московском издательстве «Арт-транзит» вышла книга «Натан Перельман. Беседы у рояля. Воспоминания. Письма».

<…>

Должен сказать, что мне, как и многим другим, довелось испытать ту радость свободы, которую Учитель щедро дарил своим воспитанникам. В редкие моменты моего упрямства и несогласия с ним он частенько говорил: «Ну что ж, хочешь играть так? Играй! Когда тебе будет сто пядьдесят лет, как мне, может быть, ты будешь думать иначе». Раньше мне казалось, что любовь Перельмана к непохожим на него самого, умение восхититься противоположным мнением или музыкальной интерпретацией было продолжением атмосферы класса  его учителя Л.В. Николаева, в ряду наиболее ярких учеников которого имена столь разных, а иногда и полярно противоположных музыкантов — Юдиной, Софроницкого, Разумовской, Серебрякова, Шостаковича… Позже я понял, что путаю причину и следствие — Натан Перельман и был одним из блистательных «николаевцев» потому, что свободомыслие, творческая смелость, гордость были врожденными его качествами, а вовсе не приобретенными, и это подтверждает вся его долгая жизнь, исполненная любви и искренности. «Играть благородно, будучи неблагородным, невозможно, ибо искусство – это поступки» (Натан Перельман «В классе рояля»). Какой же внутренней чистотой и святым чувством к музыке нужно обладать, чтобы написать такую фразу! Потому что был искренен и свободен.                                                                                                                                                                      Такое ощущение свободы как первостепенного условия существования трудно представить в известных нам исторических «предлагаемых обстоятельствах», ведь он прожил жизнь, по его собственному выражению, от дела Бейлиса до дела ГКЧП (слава Богу, после ГКЧП еще одиннадцать лет), и политические процессы, бурлившие в стране, конечно же, не могли миновать его.

<…>

Натан Ефимович Перельман умер 18 февраля 2002 года. Имя Натан — палиндром и цифра 2002 тоже палиндром. Завершенность. В моей жизни не было человека более счастливого и свободного. Более естественного. Натан Ефимович кажется мне персонажем чьей-то доброй фантазии, подарившей ему долгую и радостную жизнь. Несмотря на тяжелейшие болезни, перенесенные в молодости, несмотря на сталинские тридцатые, историю с репрессированным братом и потом начало пятидесятых (период, когда ему не разрешали выступать в крупных концертных залах), несмотря на не-партийность, смелый и острый язык, и прочее, прочее. Поэтому замечательно и символично, что книга «Натан Перельман. Беседы у рояля. Письма, Воспоминания» заканчивается сказкой Резо Габриадзе «Цветы на его могилу». Пусть даже эта сказка больше фантазия талантливого художника – ее автора, чем рассказ о Н.Е.Перельмане, который действительно был сказочный. И Любовь – то, что охватывает меня при одном упоминании его имени. Он был соткан из любви, с любовью служил Музыке и был с теми, кого любил».

Также в номере представлены книги:

«Оперная музыка и сценическое действие» известного оперного дирижера Евгения Акулова; «Заметки оперного хормейстера профессора Московской консерватории Александра Хазанова; «Русское хоровое общество» музыковеда Евгении Сабадышиной (автор рецензий Елена Прыткова);

«Жизнь от пиано до фортиссимо» петербургского композитора Виктора Плешака, «Английский архив» журналиста Ефима Барбана (автор рецензий Александр Харьковский).

сто лет назад

Рифма в 100 лет: 1918—2018

«МО» продолжает публиковать статьи и материалы из «Русской музыкальной газеты» Николая Финдейзена. В этом номере — материалы начала 1918, 25-го и последнего года выпуска «РМГ».

Последствия переворота октября 1917 сказывались и на музыкальной жизни. Произошел раскол труппы Мариинского театра: часть труппы поддержала большевиков, но основная масса артистов выступила против распоряжений новой власти:

«Управляющий труппой Мариинского театра А.И. Зилоти подал в отставку, которая была принята художественно-репертуарным комитетом. Но это явилось причиной нового конфликта: 8-го января спектакль был отменен, т.к. хор и оркестр отказались выступить, ввиду принятия Комитетом отставки г. Зилоти. Кроме того, забастовщики потребовали удаления из труппы режиссера Мейерхольда, дирижеров Малько и Асланова, певиц Коваленко и Владимировой, тенора Ершова и представителя технической части инженера Графа, примкнувших к большевикам».

Закрывались музыкальные издания и организации: «Редакция журнала «Музыка и Пение», просуществовавшего 23 года, объявила о временном прекращении издания вследствие «дошедшей до крайних размеров дороговизны рабочих рук».

С 1 ноября 1917 г. закрыты Бесплатные музыкально-хоровые классы при Народном доме (осн. в 1902 г.) — тоже одно из культурных «завоеваний» нашей народной революции».

«РМГ» тоже испытывала тяжелые времена. В редакционной статье отмечалось, что «Общественная разруха в особенности сильно коснулась печатного дела. <…> Только желание не прекращать издания «Русской Музыкальной Газеты» на 25-й год своего существования побуждает редакцию не склоняться перед безвременьем и продолжать свой — ныне ставший поистине непосильным — труд».

Через полгода «РМГ» прекратила свое существование.

информация

В июле откроется Филармония в московском парке «Зарядье». Нужен ли Москве четвертый (после Большого зала консерватории, Концертного зала имени П.И. Чайковского, Светлановского зала Дома музыки) зал с примерно одинаковой вместимостью — 1500–1700 мест?

Концертный зал Зарядье (проектное изображение)

«ГУДИ, Россия!» Директором Государственного училища хорового искусства назначен саксофонист Игорь Бутман, член Высшего совета партии «Единая Россия».

Женщины — министры культуры: Ивановской области — Наталья Трофимова, Кировской области — Татьяна Мазур, Забайкальского края — Елена Михайлова, Республики Хакасия — Татьяна Чаптыкова.

Министерство культуры РФ распределило гранты Правительства 15 музыкальным организациям на реализацию творческих проектов в 2018 году на сумму 100 000 000 руб. Среди получателей — Карельская, Вологодская, Омская филармонии, Свердловская детская филармония, филармония Республики Северная Осетия-Алания, концертные организации Санкт-Петербурга: «Театр Мюзик-Холл», Государственный русский оркестр им. Андреева, симфонический оркестр Ленинградской области «Таврический».

Мария Шувалова, дочь вице-премьера И. Шувалова, зачислена в балетную труппу Большого театра.

образование

«Фестиваль длиною в год» — традиционный ежегодный отчет Ростовской государственной консерватории имени С.В. Рахманинова. 2017 год был юбилейным для вуза: ему исполнилось 50 лет. Автор — профессор, бывший ректор, а ныне проректор РГК А. Данилов — подробно рассказывает о юбилейном фестивале, в котором приняли участие все факультеты, кафедры и коллективы вуза.

В отчете — информация о концертной работе и научной деятельности РГК, международных связях, деятельности редакционно-издательского отдела, СНТО, других подразделений вуза.

Представлены педагоги — юбиляры 2017 года и обладатели почетных наград, студенты — лауреаты международных и российских конкурсов.

in memoriam

«И хотя нам прошлого немного жаль, Лучшее, конечно, впереди!»

«Шаинский создал свой неповторимый песенный мир. Он как никто выразил в мелодиях и ритмах своих песен настроения советского человека эпохи «развитого социализма». Свою ноту и тему Шаинский нашел сразу: «Хмуриться не надо, Лада!» и «Не плачь, девчонка!» — вот его творческие девизы и кредо. Без лишних рефлексий, изысков и аллюзий, просто, порой прямолинейно, «в лоб» Шаинский писал о жизни, о работе и отдыхе, об армейской службе, о природе, о любви.

Статья Марии Зуевой и Павла Райгородского посвящена памяти популярнейшего советского композитора-песенника Владимира Шаинского, скончавшегося в американском городе Сан-Диего на 93-м году жизни.

Под большинство его мелодий можно маршировать, «вместе весело шагать по просторам». Бодрая маршевая поступь, оптимизм его незамысловатых песен отвечали запросам времени и многомиллионной аудитории конца 60-х – середины 80-х. Они стали такими же символами эпохи, как вазовская «копейка» и борьба за мир, БАМ и КАМАЗ, телевизоры «Рубин» и «Темп», квартиры-«распашонки», майские и ноябрьские парады и демонстрации, а после них — шумные застолья (обязательно с песнями Шаинского!), стихи Асадова, фильмы Гайдая и Рязанова, победы советских фигуристов, хоккеистов и шахматистов…

Эти песни действительно пела вся страна — дружным хором, от мала до велика, не задумываясь о смысле, да и не веря ни в их оптимизм… При внешней жизнерадостности, в образах, интонации, стилистике его песен поневоле отражалась и ощущалась пустота и порочность советского строя, усталость и равнодушие людей».

конкурсы

Всероссийский музыкальный конкурс

«Музыкальное обозрение» — партнер компании «Росконцерт», организатора Всероссийского музыкального конкурса. В 2018 году пройдет первый этап Третьего Всероссийского музыкального конкурса: по специальностям фортепиано, скрипка, виолончель, сольное пение.

Газета сообщает о новшествах по сравнению с предыдущими двумя конкурсами.

В частности, с нынешнего года количество участников, допущенных к финальному III туру, увеличено с 10 до 12 человек (кроме вокалистов, у которых в III туре примут участие по 10 мужчин и женщин).

Значительно возрос призовой фонд Всероссийского музыкального конкурса по всем специальностям. I премия теперь составит 350 000 руб. (было 240 000 тыс. руб.); II премия — 250 000 руб. (было 180 000 руб.); III премия — 150 000 руб. (было 100 000 руб.). Увеличены денежное вознаграждение дипломантов (3 диплома по 50 000 руб.) и участников I этапа III тура, не прошедших в финал — 25 000 руб. (6 человек по каждой специальности). Общий призовой фонд конкурса — 4,3 млн. руб.

Объявлены председатели жюри: фортепиано — Владимир Овчинников, скрипка — Юрий Башмет, виолончель — Сергей Ролдугин, сольное пение — Ольга Бородина.

Опубликовано расписание конкурса, а также отчет о пресс-конференции, прошедшей в ТАСС в режиме телемоста, во время которого Генеральный директор «Росконцерта» А. Васильев объявил, что именно в этот момент начинается прием заявок на конкурс. Процитированы важные высказывания участников пресс-конференции и телемоста: председателя жюри конкурса скрипачей Ю. Башмета, ректоров Санкт-Петербургской консерватории А. Васильева, Казанской — Р. Абдуллина, Высшей школы музыки Якутии — В. Никифоровой.

Ю. Башмет: «Конкурс нужен. Конечно, жаль, что нет альтового конкурса. Но я думаю, что если скрипачи будут хорошо работать, мы заставим их играть на альте»)))

Конкурсы

Газета публикует материалы о музыкальных конкурсах, которые проходят в России под эгидой Ассоциации музыкальных конкурсов (АМКР). В этом номере — итоги конкурсов, прошедших в конце 2017 – начале 2018 гг., и условия конкурсов 2018–2019 гг.,  в том числе Третьего Московского международного конкурса пианистов Владимира Крайнева, который пройдет с 26 марта по 1 апреля 2019 года.

Официальный представитель Steinway & Sons в России
ООО «Старт-Вест-94» — STEINWAY & SONS, BOSTON, ESSEX

121170, Москва, Кутузовский пр-т, д. 41, стр. 1
Тел./факс (495) 280-72-74, 780-05-96, e-mail: sw7800596@yandex.ru
Гамбург, Ронденбарг 10, Д 22525, Германия, тел. +49-40-85-39-11-07 www.steinwaysons.ru
Гарантия фабрики-изготовителя, выбор концертных роялей D-274 на фабрике