Вышел № 10 (417, 418) газеты «Музыкальное обозрение» за 2017 год

Вышел № 10 (417, 418) газеты «Музыкальное обозрение» за 2017 год
Фото Андрей Устинов

В номере:

Книги – 70 изданий, выпущенных 15 издательствами России
Представлены два крупнейших вуза: Казанская консерватория и Дальневосточный институт искусств.
 Эхо Революции – Рифма в 100 лет. «Дневники 1917 года» Николая Финдейзена — продолжаем публиковать уникальные свидетельства выдающегося издателя и музыкального критика, главного редактора «Русской музыкальной газеты», о ситуации в русской музыкальной культуре в период между Февральской и Октябрьской революциями.
Карл Шпицвег (1808—1885). Книжный червь (ок. 1850/1860)

В третий раз в своей истории газеты «Музыкальное обозрение» выпустила специальный номер, посвященный музыкальному книгоизданию.

В номере представлены 70 книг (на 26 из них — рецензии), выпущенных 15 издательствами России. В основном это книги, вышедшие в 2016–2017.

«Книжно-издательский рынок развивается, несмотря на то, что все бо’льшую популярность приобретают электронные книги, чтение на компьютерах, ноутбуках, айпадах. Но книга в бумажном варианте по-прежнему актуальна. Надеемся, так будет еще долго. И «Музыкальное обозрение» будет для читателей путеводителем по миру изданий о классической и современной академической музыке».

Авторы представлений аннотаций и  рецензий — ведущие музыковеды, доктора и кандидаты искусствоведения, профессора и преподаватели ведущих вузов России, Израиля, Франции, научные сотрудники Государственного института искусствознания, ВМОМК им. Глинки, Дома-музея П.И. Чайковского в Клину, Мемориального музея А.Н. Скрябина Дома русского зарубежья им. А.И. Солженицына: Ада Айнбиндер, Наталья Власова, Серей Грохотов, Елена Кривцова, Любовь Купец, Валентина Рубцова, Александр Харьковский, Марина Рыцарева, Екатерина Купровская…

Особый проект номера — представление книг издательства «Композитор•Санкт-Петербург» — безусловного лидера музыкально-издательского рынка последнего десятилетия.

Значительный раздел представляет русское музыкальное искусство: творчество Петра Чайковского, Анатолия Лядова, Александра Скрябина, Сергея Прокофьева, Рейнгольда Глиэра, Григорния Фрида, Галины Уствольской, Эдисона Денисова, Николая Корндорфа, искусство Василия Сафонова, Александра Зилоти, Александра Гольденвейзера, полтора века Московской консерватории…

Чайковский — «наше всё». Активизировался процесс по изданию новых томов Академического полного собрания сочинений П.И. Чайковского, у истоков которого стояла доктор искусствоведения Полина Вайдман (1947–2016), а ныне эту работу продолжает ее дочь Ада Айнбиндер. Вышли новые тома ПСС, подготовленные Государственным институтом искусствознания и выпущенные челябинским издательством MPI: Литургия Святого Иоанна Златоуста (Серия V. Духовные сочинения. Т.1); «Ундина» (Серия I. Сценические произведения. Опера. Т.3); Музыка к гимну «К радости» Ф. Шиллера (Серия IV. Кантаты и хоровые произведения с оркестром и a cappella. Т.1). Том «Ундины» был ранее презентован в Вене одним из инициаторов издания ПСС дирижером Владимиром Федосеевым.

Газета представляет книги о Чайковском выдающихся российских музыковедов Аркадия Климовицкого и Марины Рыцаревой, уникальный справочник «Библиография жизни и творчества П.И. Чайковского. Указатель литературы, вышедшей на русском языке за 140 лет (1866–2006)», включающий 13280 наименований, а также сборники ранее неизвестных и вновь появившихся материалов о Чайковском, изданные Музеем-заповедником П.И. Чайковского в Клину и Санкт-Петербургской консерваторией.

Александр СКРЯБИН

Один из ведущих ученых-скрябинистов — доктор искусствоведения, зам. директора Мемориального музея Валентина Рубцова — представляет Полное собрание сочинений А.Н. Скрябина, выпускаемое издательством «Музыка» (к настоящему времени вышло 6 томов, и еще 6 готовятся к печати), а также другие издания, пополнившие и обогатившие отечественную скрябиниану.

Сергей ПРОКОФЬЕВ

К 125-летию С.С. Прокофьева. Уникальную книгу профессора Московской консерватории Натальи Савкиной об опере «Огненный Ангел» и не менее значительный Сборник статей и материалов под редакцией профессора МГК Екатерины Власовой представляет Елена Кривцова — известный исследователь творчества Прокофьева, автор и редактор многих книг и статей, посвященных Прокофьеву и его взаимоотношениям со второй женой Миррой Мендельсон-Прокофьевой.

Рейнгольд ГЛИЭР

Особо представлены в номере издания о Рейнгольде Глиэре и Анатолии Лядове — композиторах, чье творчество не так хорошо известно. Дана не только информация о книгах, посвященных этим выдающимся музыкантам, но и ценные биографические сведения, связанные с семейными архивами: книга о Лядове составлена из материалов, собранных и зафиксированных его двоюродной сестрой Ольгой Корсакевич (в 1920-х годах), а автор статьи о Глиэре — праправнук композитора Кирилл Новосельский.

Впервые в нашей стране вышла книга о практически неизвестном в России композиторов русского зарубежья — Владимире Дукельском (1903–1969), который в 1921 г. эмигрировал в США и стал Верноном Дюком. Автор книги — выпускница Петрозаводской консерватории Антонина Максимова — в поисках материалов о Дукельском много времени провела на его второй родине, была знакома с вдовой композитора.

Также фактически впервые столь масштабно представлен ленинградский композитор Юрий Кочуров (1907–1952) — в книге недавно ушедшей из жизни его ученицы, профессора Санкт-Петербургской консерватории Екатерины Ручьевской.

Григорий ФРИД

Представлены книги, герои которых — отечественные композиторы второй половины ХХ века: Григорий Фрид, Эдисон Денисов, Галина Уствольская, Николай Корндорф. Со страниц книг предстают незаурядные личности и яркие художники, каждый из которых занял уникальное место в отечественной музыкальной культуре. Многие страницы книги о Г.С. Фриде посвящены работе Московского молодежного музыкального клуба, которым музыкант руководил почти полвека.

Газета представляет книги, выпущенные к 150-летию Московской консерватории в 2015–2017 гг. — а это более 30 изданий. Особыми рецензиями отмечены двухтомная энциклопедия «Московская консерватория. 1866–2016» и альбом фотографий «Московская консерватория в объективе профессора А.А. Паршина».

Василий САФОНОВ

Тему Московской консерватории продолжает рецензия на издание «Трудись и надейся…»: новые материалы и исследования о выдающемся пианисте и дирижере, профессоре и ректоре Московской консерватории Василии Сафонове (редактор- составитель — Леонид Тумаринсон, известный исследователь жизни и творчества В.И. Сафонова).

В свою очередь, «фортепианная» тема находит продолжение в рецензиях на книги, посвященные блестящему русскому музыканту, педагогу и пианисту Александру Зилоти (дяде и одному из учителей С.В. Рахманинова). Интерес к его персоне выразился сразу в трех изданиях, вышедших практически одновременно в Московской и Ростовской консерваториях, а также в санкт-петербургском «Композиторе».

Выдающимся пианистам и педагогам посвящены и представленные в «МО» книги о А. Гольденвейзере и В. Нильсене — ленинградском / петербургском музыканте, которого высоко ценил Эмиль Гилельс.

Музыкальная наука представлена в номере рецензиями на новые книги о великих философах А.Ф. Лосеве и А. Бергсоне, с анализом их концепций, связанных с музыкальным искусством и художественным творчеством…

В рубрике «Образование» — отчеты ведущих вузов России: Казанской государственной консерватории имени Н.Г. Жиганова (о событиях учебного года 2016/2017) и Дальневосточного государственного института искусств (специальный выпуск «МО» к 55-летию вуза).

Как отмечается в отчете КГК, главными событиями учебного года стали:

• визит в консерваторию всемирно известной выпускницы вуза Софии Губайдулиной и творческая встреча с композитором в дни празднования ее 85-летия;
• включение научного журнала Казанской консерватории в Перечень ВАК;
• гастроли Симфонического оркестра и хора студентов Казанской консерватории по городам Германии и Италии;
• назначение народной артистки РФ, профессора МГК им. П.И. Чайковского и КГК им. Н.Г. Жиганова Ирины Бочковой заведующей кафедрой скрипки;

Средняя специальная музыкальная школа при КГК провела свой первый фестиваль, а Оперная студия показала две премьеры.

История Дальневосточного института искусств и сегодняшний день вуза характеризуют ДВГИИ как форпост высшего музыкального, театрального и художественного образования на Дальнем Востоке. Так что не одним филиалом Мариинского театра жива ныне музыкальная культура Приморья!

Николай ФИНДЕЙЗЕН

Рифма в сто лет. В этой рубрике «МО» продолжает публиковать «Дневники 1917 года» Николая Финдейзена — главного редактора «Русской музыкальной газеты», очевидца драматических и трагических событий революции:

«Как далеки мы от свободы, от законности и правды! От окружающего хамства буквально тошнит. Исполнится ли, Господи, мечта пожить в законном государстве? <…> Разруха идет гигантскими шагами. Кажется, нынешнее «временное правительство», распоряжающееся еще бесцеремоннее и глупее прежнего царского, — скоро так надоест, что его просто выгонят. Цены растут, налоги самовольно набавляют; на все, что прежде требовало санкции Государственной Думы (она, как Пошлепкина «сама себя высекла»!), теперь точно так же проводится указами. Бироны, да и только, напрасно прикрывающиеся фиговым листом “из-под свободы”. Все это надоело до тошноты».

Как всегда, «МО» публикует избранные материалы из номеров «РМГ», выходивших в 1917 году. Один из самых забавных — о том, что «во время пребывания нашего нового военного министра А.Ф. Керенского и французского министра Альб. Тома на съезде юго-западного фронта, речь популярного французского социалиста была покрыта громом рукоплесканий и завершилась манифестацией в честь нашей союзницы Франции. А.Ф. Керенский предложил спеть “Марсельезу” и сам дирижировал пением».  

Также, по сведениям «РМГ», в Петроградской консерватории в 1916/1917 учебном году обучалось 2509 человек. Окончило с дипломом 133 студента (по классу фортепиано — 92, пению — 9, оркестровому отделу — 26, теории композиции — 6) и с аттестатом 59 (по фортепиано — 20, пению — 6, оркестровому отделу — 32 и органу — 1). 

Возвращаемся в год 2017. Газета «Музыкальное обозрение» — официальный информационный партнер Ассоциации музыкальных конкурсов России.

В рубрике «Конкурсы» — итоги и условия музыкальных конкурсов, которые проходят в 2017 – 2018 гг. в России под эгидой Ассоциации музыкальных конкурсов.

Официальный представитель Steinway & Sons в России
ООО «Старт-Вест-94» — STEINWAY & SONS, BOSTON, ESSEX

121170, Москва, Кутузовский пр-т, д. 41, стр. 1
Тел./факс (495) 280-72-74, 780-05-96, e-mail: [email protected]
Гамбург, Ронденбарг 10, Д 22525, Германия, тел. +49-40-85-39-11-07 www.steinwaysons.ru
Гарантия фабрики-изготовителя, выбор концертных роялей D-274 на фабрике