You have no items in your cart.
Вышел № 1 (422) газеты «Музыкальное обозрение» за 2018 год
В номере:
• «Симфоническая карта России» — эксклюзивный проект «Музыкального обозрения».
• Сезоны российских симфонических оркестров
• Российские музыканты — лауреаты международных конкурсов WFIMC
• Конкурсы: условия и итоги
Симфоническая карта России
«Об оркестре замолвите слово…»
«МО» завершает 15-й сезон своего эксклюзивного проекта «Оркестровая карта России». В этом номере представлен мониторинг прошлого сезона 24 симфонических оркестров.
Всего же по итогам сезона 2016/2017 в проекте приняли участие 40 оркестров: 28 симфонических и 12 камерных.
Мониторинг проводится газетой с 2003. За 15 лет участниками проекта были почти все симфонические и камерные оркестры России. В отдельные годы число полученных и опубликованных нами отчетов составляло 80–85 — а это подавляющее большинство оркестровых коллективов России.
По итогам сезона 2016/2017 приняли участие 40 оркестров — 28 симфонических и 12 камерных, в основном региональных.
Газета предлагает читателям широкую палитру оркестровой жизни: хронику деятельности оркестров, их худруков и главных дирижеров в течение сезона; уникальные статистические данные; анализ репертуара; количественный и качественный состав оркестров.
По результатам мониторинга эксперты «МО» диагностируют многочисленные проблемы оркестрового сообщества.
Немало вопросов вызывает репертуар: в программах многих коллективов преобладает «легкая» и популярная классика («Метель» Свиридова, польки и вальсы И. Штрауса, балетная музыка, увертюры из опер, оперетт, кинофильмов), вокальные и инструментальные миниатюры, киномузыка и т.д.
В то же время в репертуаре недостаточно широко или почти не представлен основной, корневой репертуар симфонического оркестра. Это симфонии и крупные симфонические сочинения 2-й половины XIX–XX веков: Брамс, Брукнер, Малер, Сибелиус, Р. Штраус, Прокофьев, Шостакович, Барток, Бриттен, Мессиан; русская классика (кроме Чайковского и Рахманинова). Почти нет в репертуаре современной музыки конца XX и XXI веков.
В ряде коллективов идут сокращения штата оркестрантов: это, безусловно, влияет на репертуарную политику.
«Сегодня, в отличие от времен 5–10-летней давности, далеко не все оркестры готовы, что называется, «светиться», предоставлять своим коллегам пищу для сопоставлений, информировать коллег и оркестровое сообщество о своих проблемах, да и достижениях тоже, — пишет «МО». — Многие коллективы отказываются выполнять одно из главных условий участия в проекте — не присылают данные о зарплатах оркестрантов. Как правило, зарплаты эти ниже средних зарплат в регионе. Время от времени появляются некие образования, называемые симфоническими оркестрами, но ни по репертуару, ни по составу, ни по регулярности выступлений, ни по иным параметрам не могут попасть в категорию симфонических и порой даже камерных оркестров: скорее их можно назвать камерными ансамблями.
<…>
Все это — показатели очень серьезных проблем: кадровых (речь идет как об оркестрантах, так и о дирижерах, администраторах, менеджерах оркестров, руководстве филармоний), инструментария, концертных площадок, проката нот, зарплат, соблюдения юридических норм и многих других.
Так что оркестровое хозяйство России, мягко говоря, не отличается богатырским здоровьем. И требует серьезного лечения».
Конкурсы
Лауреаты конкурсов WFIMC
Молодые российские музыканты продолжают «коллекционировать» успехи на престижных состязаниях, проходящих под эгидой Всемирной федерации международных музыкальных конкурсов (WFIMC). В этом номере «МО» рассказывает о результатах конкурсов, прошедших во второй половине 2017 года.
Пианистка Анна Генюшене завоевала III премию на 61-м конкурсе имени Ферруччо Бузони в Больцано (Италия).
Еще одна пианистка — Татьяна Дорохова — удостоена III премии на IX Международном конкурсе имени Иоганна Непомука Гуммеля в столице Словакии Братиславе.
Нового успеха добился один из самых титулованных молодых российских музыкантов флейтист Матвей Демин, завоевавший II премию и приз на XII международном конкурсе исполнителей на духовых инструментах Aeolus Winds Competition. В настоящее время Матвей Демин — концертмейстер одного из лучших оркестров Европы — цюрихского Тонхалле.
30-летний санкт-петербургский дирижер Ярослав Забояркин завоевал почетный диплом
Десятого международного конкурса дирижеров имени Гжегоша Фительберга в Катовице.
Конкурсы АМКР
Газета публикует материалы о музыкальных конкурсах, которые проходят в России под эгидой Ассоциации музыкальных конкурсов (АМКР). В этом номере — итоги конкурсов, прошедших в конце 2017 года, и условия конкурсов 2018 года.