Всероссийский форум «Современная музыкальная журналистика: образ музыкального пространства России XXI века».

Всероссийский форум «Современная музыкальная журналистика: образ музыкального пространства России XXI века».

В 2018 в городах России (Владивосток, Воронеж, Курск, Москва, Петрозаводск, Санкт-Петербург, Томск) состоялся Всероссийский форум «Современная музыкальная журналистика: образ музыкального пространства России XXI века».

Автор и куратор проекта — главный редактор национальной газеты и интернет-издания «Музыкальное обозрение» Андрей Устинов.

Кликните, чтобы увеличить

Памятные даты

На 2018-2019 год приходятся важные даты в истории отечественной музыкальной журналистики.

23 июля исполнилось 150 лет со дня рождения Николая Федоровича Финдейзена (1868–1928) — журналиста, музыкального критика, музыковеда, историка, издателя, основателя и бессменного главного редактора «Русской музыкальной газеты».

125 лет назад, в конце 1893 (по новому стилю в начале 1894) года вышел первый номер «РМГ», которая в течение 25 лет была крупнейшим русским музыкальным изданием.

В нынешнем году исполнилось 100 лет со дня выхода последнего номера «РМГ», 90 лет со дня смерти Н.Ф. Финдейзена (20 сентября 1928).

90-летие отметил Юрий Корев, возглавлявший журнал половину этого срока — 42 года (с 1970 по 2012).

От Финдейзена и «РМГ» — к «МО»

Памятные даты газеты «Музыкальное обозрение»2018 и 2019:

17 июня 2018 исполнилось 75 лет со дня рождения одного из основателей «МО» Петра Меркурьева (1943–2010). В 2019 исполнится 90 лет со дня рождения Бориса Диментмана (1929–2014), сооснователя газеты.

В 2019 отметит 30-летие национальная газета «Музыкальное обозрение» — ныне уже и газета, и интернет-издание; холдинг, осуществляющий проекты в самых разных направлениях работы.

Сегодня, по прошествии почти 30 лет, «МО» мыслит себя преемницей «РМГ».

Об этом говорят и музыковеды, и историки. Профессор Марина Космовская в своем докладе «Русская музыкальная газета» Н.Ф. Финдейзена и «Музыкальное обозрение» А.А. Устинова: преемственность и развитие» на научно-практической конференции в Вологде (2008).

Свою миссию «МО» видит и в сохранении и возрождении исторической памяти о Н.Ф. Финдейзене, его деятельности, его газете. Первые публикации о Финдейзене в «МО» приходятся на 1990-е годы. С 2014 в каждом номере в рубрике «Рифма в 100 лет» печатаются материалы из «РМГ». В 2017 и 2018 опубликованы «Дневники» Финдейзена 1917 и 1918 гг.

Журналистские проекты «МО»

«Музыкальное обозрение» более 20 лет развивает направление музыкальной журналистики, в разных формах и жанрах. В 1990-х, когда только зарождались PR-службы театров, филармоний, концертных организаций, «МО» фактически первым начало разрабатывать критерии работы этих служб, принципы PR-обеспечения академических музыкальных событий. Первым опытом такой работы стал пресс-центр XI конкурса им. Чайковского в 1998, образованный на базе редакции «МО».

Успешный опыт, в т.ч. по созданию первого сайта конкурса, был продолжен на XII конкурсе в 2002.

На основе редакции «МО» работали пресс-центры конкурсов, фестивалей, других музыкальных событий, для которых «МО» разрабатывало информационные стратегии и информационное сопровождение.

Редакция газеты впервые в нашей стране разработала и с конца 1990-х начала проводить курсы лекций и мастер-классы по «Теории музыкальной журналистики» и «Основам музыкальной журналистики» в музыкальных вузах России.

Мастер-классы регулярно проходят и в ходе «Дней газеты “Музыкальное обозрение”» в различных регионах России.

Газетой были разработаны критерии формирования рекламной и печатной продукции к конкурсам, фестивалям, концертам, спектаклям. Эти наработки нашли свой практический выход в многочисленных буклетах, программках.

В октябре 2008 в Вологде, во время Первого фестиваля «Кружева», была проведена конференция «Газета «Музыкальное обозрение»: образ музыкального пространства России рубежа веков»впервые в истории русской музыки средству массовой информации был посвящен столь представительный форум, в котором участвовали 12 ведущих музыковедов России, доктора и кандидаты наук, профессора ведущих вузов: К. Зенкин, В. Задерацкий. Е. Сорокина (Московская консерватория), В. Гуревич, И. Райскин (Санкт-Петербург), А. Селицкий (Ростов-на-Дону), Е. Трембовельский (Воронеж), Т. Синецкая (Челябинск) М. Космовская (Курск), В. Давыдова (Волгоград), С. Блинова (Волгоград), Л. Купец (Петрозаводск), М. Басок (Екатеринбург).

Проекты «Года Финдейзена»

В 2018 по предложению редакции «МО» Пятый Транссибирский Арт-Фестиваль Вадима Репина в Новосибирске принял в свою программу проект «Академия Арт-журналистики». В ней приняли участие более 100 слушателей из 20 регионов. В качестве спикеров и лекторов были приглашены музыкальные критики и журналисты ведущих изданий, представители Большого театра, специалисты в области масс-медиа: Т. Белова, Ю. Бедерова, Е. Бирюкова, А. Макарова, П. Поспелов, И. Яськевич, профессор ВШЭ А. Качкаева.

Арт-академия органично вписалась в образовательную программу Фестиваля.

«МО» — первое российское музыкальное издание, начавшее сотрудничать в совместных проектах с электронными СМИ: радиостанциями «Радио России», «Говорит Москва», «Орфей», а в последнее время — телевидением. 29 маяэтого года впервые в истории российского ТВ на канале «Культура» в программе «Наблюдатель» прошла передача, посвященная музыкальной журналистике и критике. Инициатором дискуссии был главный редактор «МО» А. Устинов.

Еще один крупный проект «МО» — Всероссийский форум «Современная музыкальная журналистика: образ музыкального пространства России XXI века», который проводится на средства гранта Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства.

В программе Форума — творческие встречи, лекции, мастер-классы, мероприятия с участием известных музыкантов, музыковедов, журналистов, дискуссии, круглые столы по актуальным вопросам музыкальной жизни, концерты.

Главные идеи, цели и задачи Форума: необходимость развития музыкальной журналистики, объединение представителей музыкального сообщества — журналистов, критиков, композиторов, музыковедов, преподавателей, студентов — в процессе анализа, исследования, поисков способов решения проблем музыкальной журналистики и, в целом, музыкальной жизни сегодняшней России.

Воронеж: на Платоновском фестивале

Мастер-классы и лекции Андрея Устинова стали частью VIII Международного Платоновского фестиваля искусства и прошли в Воронежском государственном институте искусств и Воронежском государственном университете 6 июня.

«Современная арт-журналистика. Что делать? Кто виноват? Those are the questions» — таково было не только название воронежской части Форума, но и ее глубинный смысл.

Воронежский государственный университет, 6 июня, 2018

«Актуальность Форума обусловлена, прежде всего, нынешним состоянием музыкальной журналистики в России, — отметил А. Устинов. — Если о ней (т.е. о музыкальной журналистике) можно говорить, как о явлении музыкальной и культурной жизни Москвы и Санкт-Петербурга, то в других городах России, за редким исключением, серьезная музыкальная журналистика фактически отсутствует.

Актуальность Форума продиктована и вызовами нашего времени, новой информационной реальностью, цифровой революцией, спросом в обществе на образовательные, лекционные проекты.

Если раньше можно было держаться в профессии, в том числе и в профессии журналиста, за счет круга когда-то полученных знаний и умений, то сегодня, в эпоху чуть ли не каждодневных технологических перемен и обновления художественных тенденций, требуется постоянное совершенствование, включенность в актуальный процесс».

Курск: «День Финдейзена»

Форумв Курске состоялся 20 сентября, в день 90-летия со дня смерти Н.Ф. Финдейзена. Этой дате был посвящен «День Финдейзена».

По инициативе организатора Форума в Курске, профессора Курского государственного университета Марины Космовской. День памяти выдающегося деятеля русской культуры начался рано утром панихидой об упокоении Н.Ф. Финдейзена и русских музыкантов в Храме Святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия Курского государственного университета. Панихиду отслужил настоятель Храма иерей Евгений Литовкин.

Затем в Конференц-Зале КГУ прошло торжественное заседание «Два века — две газеты. Рифма в 100 лет». Его открыла докладом «Музыкальная критика и журналистика от “Русской музыкальной газеты” Н.Ф. Финдейзена до “Музыкального обозрения” А.А. Устинова» доктор искусствоведения, профессор, зав. кафедрой музыкального искусства и образования КГУ Марина Космовская — ученый, на рубеже XX–XXI веков фактически заново открывший Финдейзена для России, хранитель его наследия. М. Космовская более 30 лет изучает жизнь, деятельность и творчество Н. Финдейзена, подготовила к публикации «Дневники» Финдейзена (к 2018 году вышло четыре тома, охватывающих период с 1892 по 1920 гг.).

Курский государственный университет, , Конференц-Зал, торжественное заседание «Два века — две газеты. Рифма в 100 лет»

В научной конференции, посвященной памяти Н.Ф. Финдейзена, в разных формах (очной и заочной) приняли участие известные исследователи: М. Космовская, доктора искусствоведения, профессора Санкт-Петербургской консерватории Лариса Данько и Аркадий Климовицкий, главный редактор газеты «Мариинский театр», член Правления Союза композиторов Санкт-Петербурга Иосиф Райскин, глава Шубертовского общества в Харькове Григорий Ганзбург и их коллеги из Петрозаводска, Курска, других городов.

Состоялась встреча А. Устинова с ректором КГУ А. Худиным.

Завершился «День Финдейзена» концертом памяти Н.Ф. Финдейзена с участием солистов Курской филармонии. Юлия Быкова (скрипка), Надежда Гордеева (фортепиано) и Игорь Петров (виолончель) исполнили произведения Шумана, Скрябина и Рахманинова.

Владивосток: марш-бросок к Тихому океану

В самой восточной точке Форума его события принимал 24–25 сентября Дальневосточный государственный институт искусств (ректор А. Чугунов, организатор мероприятий — проректор, профессор А. Смородинова). Для рассмотрения на мастер-классах были представлено около 40 студенческих работ.

Дальневосточный государственный институт искусств, 24 сентября 2018

В дар ДВГИИ, как и всем учебным заведениям и другим организациям, проводившим Форум, были переданы комплекты «МО» за 2016–2018 и первый том Библиотеки «МО»: книга «Международный конкурс имени П. И. Чайковского: Хроника событий. Факты. Интервью. Комментарии»

Петрозаводск: союз консерватории и филармонии

Петрозаводский этап Форума (11–12 октября) открылся концертом в Малом зале нового корпуса Петрозаводской государственной консерватории имени А.К. Глазунова.

Студенты и ассистенты-стажеры кафедры специального фортепиано ПГКподготовили концерт ежегодного Всероссийского фестиваля «“Музыкальное обозрение” – OPUS 29». Фестиваль проводится с 2004, его порядковый номер соответствует году деятельности газеты (в 2018 газете исполнилось 29 лет). Прозвучали сочинения Бетховена, Шопена, Грига, Скрябина, Метнера из эксклюзивного проекта «МО» «OPUS 29»: отмеченные опусом либо номером 29, написанные композиторами в 29 лет или в год 29-летия. Концерты фестиваля «Музыкальное обозрение» проходят в ПГК ежегодно. Их организатор — зав. кафедрой специального фортепиано, профессор Виктор Портной.

В тот же день А. Устинов встретился с и.о. ректора ПГК профессором В. Соловьевым.

На следующий день заседания Форума прошли в Петрозаводской консерватории и Карельской филармонии.

ПГК и «МО»

Истории взаимоотношений ПГК и «МО» в области музыкальной журналистики — полтора десятилетия. В начале 2000-х эти отношения завязались и успешно развиваются усилиями, прежде всего, кандидата искусствоведения, профессора кафедры истории музыки, зав. кафедрой музыки финно-угорских народов Любови Купец. Основываясь, в том числе, и на опыте газеты, она разработала и преподает курсы дисциплин «Основы музыкальной критики», «Музыкальная критика и журналистика».

Студенты ПГК под руководством Л. Купец участвовали во многих проектах «МО»: конкурсах студенческих работ, посвященных «Музыкальному обозрению» («МО – opus17») и аннотаций на компакт-диски, «Оркестровая карта России», проектах газеты на радио «Орфей» («Opus 20» – «Opus 23»), подготовке материалов для фестиваля «Музыкальное обозрение». Многие выпускники класса Л. Купец успешно сотрудничают с газетой как авторы, редакторы, рецензенты.

На конференции в Вологде (октябрь 2008) Л. Купец выступила с двумя докладами: «Имиджевые стратегии: формула эксклюзивности “+19”» (к предстоящему 20-летию «МО») и «Современная музыкальная журналистика в России: модели и мнения».

Профессор Л. Купец открыла заседание Форума лекцией «“МО” и Петрозаводская консерватория. 15 лет творческих контактов».

Петрозаводская государственная консерватория им. Глазунова, 12 октября 2018

А. Устинов и Л. Купец провели мастер-классы «Концертные программы Карельской филармонии и «Opus 29». Как писать о музыкальном событии».

Накануне Форума, по просьбе его организаторов Карельская филармония выделила студентам билеты на концерты XXX фестиваля камерного искусства «Осенняя лира»: пианиста Алексея Володина, Ансамбля ударных инструментов оркестра Мариинского театра и Ансамбля солистов «Академия старинной музыки». Студенты, побывавшие на этих концертах, написали более 30 отзывов, которые были проанализированы на мастер-классах. Были рассмотрены отзывы на концерт «Opus 29», состоявшийся накануне в Консерватории.

В Карельской филармонии прошел Круглый стол (Дискуссия) «Музыкальная жизнь Петрозаводска. Сезон 2017/2018. Филармония VS Музыкальный театр VS Консерватория», в котором был подробно проанализирован сезон всех музыкальных институций Петрозаводска: театра, филармонии, симфонического оркестра, вуза. В дискуссии приняли участие А. Устинов, Л. Купец, директор Филармонии И. Устинова, преподаватели, студенты, представители музыкальной общественности Петрозаводска.

Состоялась встреча и беседа А. Устинова с министром культуры Карелии А. Лесоненом.

Москва. Встреча в Alma mater

15 октября прошли встречи в Академическом музыкальном училище при Московской консерватории (директор В. Демидов). Многие бывшие и нынешние сотрудники «МО» — выпускники знаменитой «Мерзляковки»: А. Устинов, один из основателей газеты П. Меркурьев, К. Замоторина, М. Броканова, О. Бодрова, М. Сегельман, А. Паудяль, П. Райгородский, который также провел творческую встречу, лекцию и мастер-класс.

Устинов Андрей в Мерзляковке 2018
Академическое музыкальное училище при Московской консерватории, 15 октября 2018

А. Устинов и П. Райгородский поделились воспоминаниями о годах учебы в «Мерзляковке» и передали в дар Училищу первые четыре тома книг «Библиотеки “МО”» и комплекты газет за последние два года.

16 октября Форум переместился в Российскую академию музыки имени Гнесиных (и.о. ректора Г. Маяровская), где в нынешнем году создана кафедра музыкальной журналистики (и.о. зав. кафедрой — доцент Юлия Агишева).

Томск: на родине Эдисона Денисова

В Томской областной филармонии (директор Н. Чабовская) Форум продолжался три дня и, помимо «обязательной» для всех городов программы, был насыщен разнообразными событиями и акцентами, раскрывающими музыкальную журналистику, слово о музыке в разных аспектах.

27 октября — Представление творческая встреча с новым художественным руководителем и главным дирижером Томского симфонического оркестра Михаилом Грановским.

Томская областная филармония, 27 октября 2018

Затем состоялась презентация проекта к предстоящему в 2019 90-летию со дня рождения выдающегося композитора, уроженца Томска Эдисона Денисова (1929–1996) и томская премьера документального фильма «Иван-Солдат». Фильм режиссера и продюсера Н. Ивановой — о работе студентов и преподавателей Томского музыкального колледжа им. Денисова и Новосибирской консерватории над постановкой оперы Денисова «Иван-Солдат» (ее премьера прошла в Томске в 2015).

28 октябряпервый концерт абонемента № 1 Томской филармонии «ГЛАВНЫЙ представляет»: «Симфонические краски («Испания глазами иностранцев»)». В программе произведения Глинки, Даргомыжского, Римского-Корсакова, Чайковского, Шабрие, Лало, Равеля, вдохновленные образами Испании. Программу концерта представил А. Устинов, давший своеобразный мастер-класс в жанре вступительного слова и комментариев к сочинениям.

29 октября — лекция, творческая встреча и мастер-классы.

Санкт-Петербург: в унисон с Культурным Форумом

В Северной столице Форум принимали старейшие вузы искусств:

12 ноября — первая в России консерватория и13 ноября — Академия русского балета имени А.Я. Вагановой, отметившая в этом году 280-летие.

Встречи с молодыми музыкантами прошли накануне Седьмого Санкт-Петербургского международного культурного форума.

В консерватории проведение Форума курировала проректор, профессор Н. Брагинская. На мастер-классах состоялось обсуждение более 30 студенческих работ в разных жанрах.

А. Устинов встретился с ректором СПбГК А. Васильевым.

Перспективы жанра

Всероссийский форум аккумулировал многие направления развития музыкальной журналистики в России: от исторического аспекта, сохранения исторической памяти и традиций русской культуры — до таких конкретных направлений, как те или иные  жанры и формы слова о музыке и музыкантах (подготовка статьи, эссе,  рецензии, буклета, программки к концерту,  вступительного слова, комментариев к программе концерта, рекламных материалов и др.), мультимедийная журналистика, анализ сезонов, филармонических абонементов, программ различных музыкальных организаций).

Форум показал значение опыта газеты «Музыкальное обозрение» и востребованность ее деятельности в этой сфере.

По итогам Форума будет выпущен сборник материалов «Оркестр. Репетиция. Концерт. Не Феллини» — на основе статей рубрики «Оркестр», самой разнообразной и жанрово представительной, включающей все жанры и формы газетных публикаций: «Интервью», «Персона», «Юбилей», «Памятные даты», «Книги», «Ин мемориам», «Рифма в 100 лет», рецензии, аналитические статьи и ряд других.

Павел РАЙГОРОДСКИЙ