Время собирать камни

Юбилейный концерт «МО» 1 октября — это итог, ответная связь с читателем, публикой и возможность посмотреть на себя со стороны
Время собирать камни

У жанра юбилейного концерта в России сложилось реноме акции статусного свойства, с титульными выходами юбиляра и поздравлениями vip-персон. Множество речей, официальных зачитываемых бумаг, выходящих за всякие временные рамки, что навевает скуку на публику. Искусство, которым владеет юбиляр, отходит на второй план, вернее, во второе, а вернее, даже третье отделение (банкет), до которого «доживают» не многие.

Концерт, состоявшийся 1 октября в Концертном зале им. Чайковского и посвященный 25-летию газеты «Музыкальное обозрение», не просто выходит за рамки традиционной модели, а полностью ее разрушает. Более того, он положил начало новому жанру — не только поздравительных мероприятий, но и в целом подобного рода действа как художественного явления.

Газета как мир

Знаменитое изречение исследователя медиа Маршалла Маклюэна гласит: «Средство коммуникации есть само сообщение» (буквально «The Media is the Message»). А значит, медиа — то есть формат подачи, идеология издания, мировоззрение всей его команды — создает сегодня особый смысл мира, фактически формируют мир, картину его восприятия. В этом смысле изречение Станислава Ежи Леца, выбранное как эпиграф для концерта «МО», о том, что «окно в мир можно закрыть газетой», не совсем точное, пожалуй, устаревшее. Газета (и любое СМИ) не столько отдельный объект вне мира, в который мы заглядываем через окно, а фактически сама олицетворяет весь мир, а в случае с «МО» — мир музыкальный, охватывающий всю Россию.

Концерт «МО» стал уникальным опытом остановить мгновенье и понять мир газеты, газету как мир и мир в газете

Концерт «МО» стал уникальным опытом остановить мгновенье и понять мир газеты, газету как мир и мир в газете. Были визуализированы те директории и территории, из которых складываются ее токи, энергии, традиции, темы и интересы. Осязаемо прочерчена связь прошлого и настоящего, показаны идеи будущего. А в центре всего действия находилась музыка, как главный вдохновитель, объект служения и поклонения, как факел жизни, который нужно пронести через все времена и страны.

Миром правит любовь

Главной объединяющей идеей концерта стало исполнение сочинений, освященных цифрой 25: либо они были написаны композиторами в 25 лет, либо имеют этот опус или порядковый номер.

Так сложилось, что вся программа оказалась во власти единого универсального чувства — любви. Любви к газете, слову и музыке. Любви к прекрасным девушкам, как у Рихарда Штрауса к Паулине де Ана, ставшей его женой. Когда Россини писал оперу «Газета», из которой прозвучала увертюра, то он был влюблен в певицу Изабеллу Кольбран. И опера, конечно, о любви. Григ, сочиняя фортепианный концерт, был вдохновлен рождением дочери. Шопен писал этюды ор. 25 в альбом своей возлюбленной Марии Водзиньской. Шуман сочинил цикл «Мирты» накануне женитьбы на Кларе Вик.

От любви земной программа вела к любви-благодарности сотрудникам редакции разных поколений, которые были в зале. И далее, признание в любви к родителям: главный редактор газеты Андрей Устинов публично поблагодарил своих маму и папу и вручил цветы.

А дальше — любовь-преклонение перед творческими «отцами», давшими жизнь газете. Так заканчивался юбилейный вечер. Разговор, посвящение и музыкальная эпитафия трем основателям: Тихону Хренникову, Петру Меркурьеву и Борису Диментману.

Главной объединяющей идеей концерта стало исполнение сочинений, освященных цифрой 25: либо они были написаны композиторами в 25 лет, либо имеют этот опус или порядковый номер

И венец этого чувства — возвышенная любовь к Всевышнему, проявленная через «Kyrie eleison», сочинение, написанное специально к юбилею газеты молодым композитором К. Бодровым. «Господи, помилуй» оказалось не столько абстрактной молитвой, сколько внутренним ощущением, очищением, ведь газетная деятельность связана с сиюминутным, преходящим, а значит и все, кто этим занимается часто, не замечая, размениваются на пустяки. И вот этот момент (приходящийся, кстати, на момент «золотого сечения» программы!) позволил ощутить прикосновение Вечности, сказать «остановись, мгновенье!», чтобы познать благость бытия.

И в этом акте любви, в ее разновидностях, происходит, как указывал философ Эрих Фромм, постижение полноты жизни. В знаменитом труде «Искусство любви» он писал: «Это процесс самообновления и самообогащения», а высшая форма любви связана с преодолением одиночества и желанием пережить единство со Вселенной.

«Одной крови»

Концерт-юбилей начинается с… флэшмоба «Я читаю газету “Музыкальное обозрение”», дающего совершенно необычный эффект неожиданного начала. Выходят рабочие сцены, осветители. Ведущие Андрей Устинов и Дмитрий Вдовин, еще в повседневной одежде, объявляют: «Надо взять газету в руки, открыть ее так, как держит ее человек на экране на фотографии». Хлопушка, свет и… Дубль первый… Шорох страниц, умные лица читателей. С газеты начинается концерт — газетой он и заканчивается, как символ бессмертности печатного носителя.

Все, пришедшие в КЗЧ, получили подарок — свежий номер «МО», который совместил в себе и буклет и газету. И прежде чем войти во вселенную издания через юбилейное торжество, публика сама прокладывала дорогу к нему через обложку, заголовки, темы, шрифты, картинки и тексты.

Флэшмоб, как искусство акционизма, связан с действенным выражением своей позиции, единением с теми, кто «одной крови». И, наверное, эта уникальная акция стала единственным случаем в музыкальной практике вообще. А еще, впервые газета могла воочию лицезреть своих преданных читателей. И через акцию чтения (заметим, довольно редкого явления для публичных мероприятий) каждый почувствовал родство с близ сидящими и единение с любимым изданием.

Это ощущение родства с пришедшими на концерт защитило организаторов и участников от ненужного пафоса, а все поздравления звучали благородно, этически тонко, без патоки и лилейности. Здесь не было царского кресла, в котором восседал бы главный редактор, не было бессмысленных хоров восхвалений. Вместо этого — работа души, совместное проживание бытия газеты, ее символов, смыслов и образов.

Флэшмоб задал действу особую коммуникативность, не только подвел публику к слушанию музыки, но и ввел в атмосферу и процесс действа. Флэшмоб символизировал объединенность, соборность: все, кто пришел на концерт, должны были уйти — и ушли — в одной вере. С газеты начинается концерт — газетой он и заканчивается, как символом бессмертности печатного носителя.

После трех дублей и стука хлопушек кадры видеоинсталляции объявили о начале юбилейного действа «Opus 25». Ведущие переодеваются в смокинги, рассаживается оркестр и гаснет свет. Заданная флэшмобом бодрая атмосфера совместного «делания» перешла в Пролог. Блестящее исполнение единственного музыкального посвящения газете в увертюре Дж. Россини к одноименной опере задало энергию движения и старт музыкальной линии происходящего. А «аккомпанировал» оркестру звук печатной машинки (на экране печатался текст краткого содержания оперы о газетном объявлении и силе любви), под стук которой разгонялась музыка. И возникал эффект «яйца и курицы»: что первично — стук, ритм, рождающий слово, который переходит в музыку, или музыка, переходящая в слово?!

Тандем

Надо сказать, что первоначально кон­церт должен был вести по традиции, как и в прошлые юбилеи, незабвенный Свя­тослав Бэлза. Всегда элегантно и с достоинством импровизируя на сцене, прида­вая знак качества своим участие. Но на этот раз судьба распорядилась иначе… По­лучился двойной конферанс — Андрей Устинов в тандеме с оперным деятелем, педагогом, художественным руководите­лем Молодежной программы Большого те­атра Дмитрием Вдовиным. Они изменили траекторию повествования, придав боль­ше театральности. Выверенный, лаконич­ный и емкий текст, разыгранные амплуа ведущих создавали ощущение и серьезно­сти, и искрометного юмора, и ответствен­ности момента, и легкости бытия.

Пружина энергии

Актуальной формой, внедрившейся в му­зыкальный современный процесс, стали видеоинсталляции. Обычно они воспри­нимаются и подаются организаторами концертов как нечто вроде дополнения/ развлечения, сопровождения, заменяюще­го конферансье. Однако в концерте «МО» видеоряд сам по себе стал художественным явлением, создающим форму, драматур­гию повествования.

Специально были подготовлены видео­ролики, созданные в разных техниках, в том числе графике, коллаже. И вот парал­лельно россиниевским пассажам зритель постигал все сложности создания газеты. В духе лучших работ отечественных муль­типликаторов, авторы запечатлели огром­ную эволюцию в развитии масс-медиа, которую мы пережили за последние 25 лет, — от рукописного текста и печатной машинки к компьютеру, iPad и массовым технологиям производства. И вот — газе­та уже «стучится в дверь» к читателю. Видео каждый раз давало старт и закан­чивало смысловые разделы концерта. Роли­ки фактически явились живой партитурой, особенно во время исполнения произведе­ния «Посвящение», отмечая стыки компо­зиции, появление нового материала.

Отдельной видеолинией стали три бло­ка поздравлений, перемежающих музыку и выступления ведущих и расставленных по нарастающей логике развития. Режис­сер Екатерина Василёва использовала разные формы подачи поздравительных текстов, ни один из которых не выглядел формальностью, а добавлял штрихи к кол­лективному портрету издания. Просто чтение телеграмм, в духе коллажа: «Истинный барометр российской музы­кальной жизни» (Юрий Башмет).

«Газета объединила под своим крылом все самое лучшее, что есть в музыкальном мире России» (худрук театра «Геликон-опе­ра» Дмитрий Бертман).

«Все здесь, как в некоем Божьем мире» (музыковед Валентина Холопова).

Размеренная декламация поздравительных телеграмм от первых лиц: от руководителя Администрации президента РФ С. Иванова, председателя Совета Федерации В. Матвиенко, министра культуры РФ В. Мединского, специального представителя президента РФ по международному культурному сотрудничеству М. Швыдкого. А вот звучит тихий голос С. Губайдуллиной, запоминающиеся выступления члена Совета Федерации Н. Дементьевой и депутата Государственной думы М. Максаковой, детского доктора мира Л. Рошаля и генерального директора Московской филармонии А. Шалашова.

Имена — одно известнее другого: Ю. Темирканов и А. Чайковский, М. Янсонс и В. Юровский, Д. Лисс и А. Сладковский, М. Плетнев и А. Калягин… Отдельный блок видеопоздравлений от vip-исполнителей — Ю. Башмета, В. Репина, А. Князева, Н. Борисоглебского, Б. Березовского, Ф. Липса… На сайте «МО» можно прочитать более 200 поздравлений газете.

Второе отделение открылось с высокой ноты: видеопоздравлением от Великого Большого театра и его генерального директора В. Урина: с тонким юмором, феерической иронией, в нем вспоминается и критика газеты в адрес театра, и показывается обратная связь между газетой и реальным музыкальным процессом. А в конце — обещания измениться к лучшему (что было отмечено газетой в № 8-9 в статье о премьере «Орлеанской девы» в концертном исполнении, подготовленной новым худруком Т. Сохиевым). Точно так же, как флэшмоб задал тонус и градус всему действу и его началу, так и театрализованное, выстроенное как мини-спектакль поздравление В. Урина дало импульс продолжению.

А далее — пожелания В. Юровского газете «как можно дольше оставаться молодой, задорной, плыть против течения, как это свойственно молодым людям, и жить с ощущением, что все еще впереди».

Слова А. Тителя о «пухлой газете на скромной бумаге, которая намного лучше дорогого эффектного глянца!».

Пространственное мышление, ощутимая кинетика действия, историческое осмысление себя в отдельности и в контексте мира — все эти векторы были заданы с самого начала.

Визуальная музыка

Видеоряд в буквальном смысле оживал, выходя за рамки экрана. Так, В. Урин смотрел из зала приветствие от Большого театра и от самого себя. А главный дирижер оркестра и концерта Юрий Симонов, выйдя на сцену, встав на подиум и приготовясь дать ауфтакт к вступлению «Дон Жуана» (еще одна тонкость — впервые эта симфоническая поэма прозвучала ровно за 100 лет до основания «МО»), в этот момент появился и на экране со словами поздравления. Повернувшись к залу, Ю.И. Симонов слушал… самого себя, поздравляющего газету.

После этого Симонов с экрана обратился к оркестру, с подиума — дал ауфтакт, и по его руке все вместе — маэстро и оркестранты — грянули «Ура!» в честь газеты!

Видео выходило и за стены зала: оно корреспондировалось с мощно выстроенной визуальной линией, созданной в пространствах КЗЧ. Начиная с нижнего фойе, зрителей встречали символы и образы «МО»: разложенные газеты, огромный экран, транслирующий концерт, флаеры с названием газеты и логотипом юбилея (профиль головы, вырезанной из газеты), коллажи с названием и логотипом «МО» (на поезде, самолете, морском лайнере, трафарет на асфальте, выложенные из печенья-букв, название газеты рядом с чашечкой кофе).

Дальше — путешествие вверх, в главное фойе, где зрителей встречала центральная инсталляция. Запечатанные пачки газет — как будто строительные блоки, из которых выложен пьедестал-постамент, на нем расположились арт-объекты, символизирующие мироздание газеты и ее метаидеи (автор инсталляций и объектов — главный редактор «МО»).

Из газетных блоков торчат клавиши, лежит метроном, отсчитывающий остановившееся время или время, ушедшее от внешнего мира… Деревянная блок-флейта, венецианская маска, деревянные солдатики как символ работоспособности, порядка и дисциплины, бюст Чайковского как «наше все». Циферблат без стрелок, руки, гравюры с изображением муз, героев комедии дель арте…

Мы выключаемся из географических координат (собраны все языки мира), как будто погружаясь в мифологическое пространство. А вокруг расположены манекены, обклеенные газетой, как современные арт-объекты для тактильных опытов зрителей.

«Газетные люди» идут, стоят в задумчивости, чувствуют себя уверенно, широко расставив ноги. Кто-то впал в транс в позе «Мыслителя» Родена, приглашая публику присесть рядом.

Особой популярностью среди тех, кто любит делать селфи, пользовался мужской манекен, высоко поднимающий колено (то ли танцующий, то ли бегущий, но в любом случае, излучающий энергию устремленности вперед — чрезвычайно актуально для современности).

Можно было постоять рядом с музой-манекеном, у которой женские гендерные признаки не подчеркивались — наоборот, были максимально сглажены. Видимо, перед искусством все равны.

Какие-то объекты заставляли размышлять, постигать их смысл, как, например, пульты с чистыми листами разной формы. Или бумажный кораблик из газет…

Доминантный символ, рассыпанный по всему холлу— аппетитные яблоки. Это и образ яркой, желто-оранжевой нынешней осени, то есть «живого» времени. И образы соблазна и раздора, идущие из древнегреческой мифологии. И символ плодородия, дополняющего красоту бытия, к которой всегда стремится «МО». Звучащее дополнялось и обогащалось незвучащим, как бы комментируя его.

Из газеты в книги

Визуальное в век современной медийной культуры стало главным кодом, в том числе и в постижении музыкальной культуры. Поэтому у всех первых полос газеты всегда существовало уникальное лицо — фотография или коллаж, неожиданный ракурс, схваченный из мира музыки, инструментов, книги и прилавки музыкальных магазинов. Накопленные за 25 лет, они были объединены в большой фотопроект главного редактора — альбом «Instrumentarium» (издательство «Композитор — Санкт-Петербург», 2014). Альбом, впервые увидев свет, «приветствовал» публику в зале на стенде с литературой. Его можно было купить, как и другие издания, объединенные в масштабный беспрецедентный проект «Библиотека газеты Музыкальное обозрение», запущенный в юбилейный год.

Еще одна новинка — книга «Конкурс им. Чайковского. Хроника событий. Факты. Интервью. Комментарии» (издательство «Композитор — Санкт-Петербург», 2014), собравшая все публикации «МО» об этом соревновании с 1994 по 2011. Связь «МО» с Конкурсом колоссальная: дважды редакция возглавляла его пресс-центр (1998 и 2002), постоянно освещала знаковые события, готовила и вела дневники на телевидении, была хроникером, критиком и опорой.

И потому символичным было участие в концерте победителя XIII конкурса им. Чайковского М. Култышева. А созданная газетой Ассоциация музыкальных конкурсов России — безусловный лидер конкурсного движения в нашей стране.

Соло для каждого

Концерт вобрал в себя множество музыкальных жанров. Внутри действия состоялся бенефис симфонического оркестра и дирижера Юрия Симонова, исполнивших фактически отделение разнообразной по стилям и жанрам симфонической музыки.

Маэстро Симонов, обладающий сильным волевым жестом, блестяще провел весь концерт от виртуозной увертюры к многосоставным, многозвучным партитурам современных композиторов с органом и хором, все время держа публику в напряжении и внимании. В его сценическом амплуа ощущалось и статность, и ирония, и масштаб, и легкость, и уверенность, и прочный контакт с залом и публикой.

В интерпретации Ю. Симонова привычная музыка — фортепианный концерт Грига — приобрел черты драмы с мощной кульминацией, взвешенными темпами и выверенными линиями развития. Инструментальный театр Симонова придал этому сочинению черты балладности. А уровень философского обобщения даже выходил за вложенные в него посылы композитора. Норвежская классика сроднилась с русской исполнительской школой, обретя черты рахманиновского размаха.

В этом же стиле русского симфонизма, с его теплым звуком струнных и деревянных духовых, и немецкого симфонизма с мощным полетом медных прозвучала и масштабным тутти во втором отделении прозвучала поэма «Дон Жуан» Р. Штрауса — как вдумчивое исследование феномена любви, от ее безграничности и парения над миром, до ее границ и разочарований зрелого героя-любовника. И не было того «инвалидного» окончания, когда поэма заканчивается, обрываясь без всякой психологической мотивации. У Симонова поэма достигает пронзительного энергетического центра, после которого слушателю дается момент тишины для катарсиса. И от этого форма выстраивается гармонично.

Фактически и выступление солиста стало еще одной микроформой вечера — презентацией, небольшим концертом-рециталом Мирослава Култышева. В тандеме с оркестром он придал воздушные и серебристые краски григовской музыке. А потом в цикле бисов (которые были встроены в программу действа как органичная его часть) показал себя как романтик и в душе, и в исполнительской манере. Но при всей своей внешней и внутренней хрупкости ощущалась мощная энергетика. Эмоционально, тонко и даже несколько мистически прозвучала любимая, вечная классика — этюды Шопена и транскрипция Шумана-Листа, завершившая отделение, но открывшая и утвердившая новый вектор концерта. В коде этой пьесы звучит цитата из песни Шуберта «Ave Maria», как синтез любви земной и небесной, которая во II отделении продолжилась в «Kyrie» К. Бодрова и финальном Адажио Т. Хренникова.

Проект

За прошедшие 25 лет «МО» часто становилась инициатором и куратором композиторских проектов, можно сказать, участвуя в создании симфонической партитуры нашего времени. Во II отделении прозвучало одно из сочинений, инициированных «МО»: «Посвящение», возникшее в 2006, в год 100-летия Д. Шостаковича. Тогда семи молодым композиторам было предложено написать общее сочинение с темой-подписью гения «DSCH» (подробнее о его музыкальной структуре см. «МО» № 7 за 2014).

Образ Шостаковича, его звучащее имя — еще один символ концерта и траектории движения «МО». Музыка гения явилась базисом не только для этого сочинения, но и для всей нынешней культуры, из нее выросло и само «МО» и те, кто сегодня создает музыкальную картину мира. Шостакович — символ недавнего его прошлого, основа для нас сегодняшних и для того будущего, которое складывается из осколков современности. «МО» через такие осмысленные проекты и пытается формировать звучащее будущее, кровеносную систему будущего музыкального «организма».

Необходимо отметить, что партитура была подготовлена дирижером с предельной тщательностью, вниманием и уважением, что по отношению к новой музыке бывает достаточно редко (одна из частых проблем, с которой сталкиваются композиторы — новое сочинение разучивают на «скорую руку» с тем, чтобы исполнить один раз и забыть).

Еще один бенефис — композитора Кузьмы Бодрова. И отдельное «браво» оркестру за представление мировой премьеры его «Kyrie eleison». Маэстро Симонов досконально изучил партитуру, и его интерпретация подняла ее до философских обобщений, превосходя по глубине в некоторых моментах даже замысел композитора.

«Kyrie eleison» для симфонического оркестра, хора и органа, как одна из частей будущей Мессы К. Бодрова, посвящена газете. Это новый композиторский проект «МО». Линия новой музыки, все годы проводимая газетой, привела к духовному осмыслению действительности.

Премьерность постоянно присутствует в деятельности «МО». Выход каждого номера становится настоящим событием: продуманная концепция, материалы связаны друг с другом, вырисовывается общая драматургия, со своими подголосками, символами, полифонией и ассоциациями. Можно сказать, что только газетных мировых премьер у «МО» было за 25 лет около 400. Не считая фестивалей, конкурсов, лекций, абонементов, концертов, изданий, творческих встреч… их было, наверное, не меньше за эти годы.

Форма

Таким образом, внутри юбилейного действа можно было увидеть и форму классического концерта, и три бенефиса (оркестра и дирижера, пианиста, композитора). И театральную историю, восходящую к опере. Ансамблевые выступления ведущих, три блока поздравлений, как своего рода речитативы, перемежались с сольными выходами — ариями. Их «исполнили» все участники — начиная от дирижера, оркестра, солиста, заканчивая редакцией газеты. Приглашение режиссера на юбилейный концерт позволило выстроить все действие по форме. Получился не набор поздравлений, как часто бывает, а многослойный умный перформанс.

Во всем ощущались токи притяжения и отталкивания: мэтры и молодежь, светское и религиозное, пружина музыкальных стилей — от классицизма, романтизма к современным техникам, и все это под общим трендом путешествия по времени существования газеты.

Содержание

Множество символических идей резонировало в этот день, 1 октября. Международный день музыки, объединяющий всех музыкантов мира. Всероссийский фестиваль «Музыкальное обозрение-25», в котором принимали участие музыканты почти 60 городов, 60 оркестров, более 100 солистов, около 5000 музыкантов, более 50 000 слушателей, 100 концертов и спектаклей. Только 1 октября, в день рождения газеты, проходили концерты в 32 городах. Программы с участием А. Устинова на радио «Орфей» и ТВ «Культура», поздравления, публикуемые в газете и открытие обновленного к юбилею сайта (muzobozrenie.ru). Трансляция юбилейного концерта онлайн на «Орфее» и сайте Московской филармонии www.meloman.ru.

Осознание того, где и на каком отрезке истории находится «МО», идея исторической памяти как залога эволюционного развития культуры — все это реализовалось в идее обращения к отцам-основателям и целого блока видео, музыки и трогательных слов, обращенных к Тихону Хренникову, Петру Меркурьеву и Борису Диментману. И в то же время они обращались с экрана Зала им. Чайковского к нам сегодняшним, как будто передавая духовное завещание.

В хронике были подобраны символические отрывки из последнего интервью Т. Хренникова:

«Я с огромным удовольствием и счастьем поздравляю своих земляков с наступающим праздником Рождества и Новым годом. Я желаю всем в Новом году здоровья, счастья, успехов во всех делах и полного благополучия в жизни. Музыкальное искусство России — это великое искусство. А людям, которые связаны с искусством, и которые приобщаются к музыкальному искусству – я желаю самых больших успехов. И чтобы их работа в будущем приносила бы нашей стране только славу и гордость».

А герой П. Меркурьева в монологе из фильма «Супруги Орловы» говорит о времени, зачитывая отрывки из газеты: «Тик-так, маятник стучит и с каждым мигом жизнь сокращается на секунду. Как жить, чтобы ни одна секунда не исчезала, не волнуя души и ума?!» Исполненное как музыкальная эпитафия, при погашенном свете, Адажио Т.Н. Хренникова из балета «Гусарская баллада» произвело светлое, пронзительное и в то же время, удивительно умиротворяющее действие, как тихая молитва. А освещенные пюпитры воспринимались как памятные свечи.

Символическое объединение прошлого, настоящего и будущего свершилось, как и произошел в этом номере синтез всех проложенных до этого векторов — память, благородство, любовь, будущее, философия… Публика была отпущена без бисов, с ощущением от аритмичной парящей музыки небесного Адажио.

В центре системы

Газета через концерт визуализировала масштаб собственной системы координат. С ней связаны институции, персоны и виды деятельности, без которых немыслимо существование музыкальной культуры. Она стала точкой сборки различных институций общества и культуры: СМИ, театров, образования, музыкальных персон топового уровня. Были представлены все уровни государственной власти (в том числе, две экс-министра культуры и нынешний В. Мединский). При этом все представленные институции, системы общества были показаны через конкретные лица, персонифицированы, а оттого пространство концерта было наполнено человеческим, личностным началом.

Юбилей превратился в мульти-культурную акцию: концерт, отличающийся высоким уровнем исполнения, презентации музыкантов, мировая премьера, флэшмоб, инсталляции и видеоарт, книги и общение с залом. В этом воплотилось множество линий, устремлений газеты, которые она развивала в течение всей своей деятельности. Смысловые пласты, разные векторы времени накладывались друг на друга, образуя полифонический сложный текст, прочитать который сразу невозможно. И в этом смысле концерт обрел эффект отложенного действия, продолжая жить в сознании публики и влиять на нее и теперь уже — на историю.

Из прошлого в будущее

Концерт можно рассматривать как модель современного актуального музыкального события. И как модель успешной устойчивой музыкальной культуры, к формированию которой стремится газета. Газета благожелательно относится к своей аудитории, при этом не заигрывает с ней и не снижает планку бытия с ее сложными вопросами и проблемами. Оттого и мировая премьера современного автора, и серьезная духовная тематика заявлены на юбилее.

В представленном концерте-концепции газета провела своего рода публичное музыкально-эстетическое самоисследование. Перед нами был раскрыт секрет газеты как синтез формы и содержания, как своего рода молитва, очищение и исповедь. И в этом представлении «МО» удивительным образом сошлись основные парадигмы современной музыкальной культуры, в единстве времени и места.

P.S.

Каждая линия концерта получила продолжение. Инсталляции в фойе воплотились в именной выставке «МО», проходившей в Музее им. Глинки. Книги презентовались в магазине «Москва» и на сайте «МО», продавались на книжной ярмарке Non-fiction. А мировая премьера будет исполнена еще раз по инициативе Ю. Симонова.
За каждым разделом, формой деятельности, представленными на концерте — огромные территории бытия «МО». Концерт стал ядром, точкой сборки, многослойным духовным эпицентром, в котором прошлое, настоящее и будущее, традиции и инновации, музыкальное и внемузыкальное переплелись в многослойной картине бытия под названием «Музыкальное обозрение». В этом заключен великий круговорот жизни, времен, эпох и стилей, скрепленный «шестеренками» памяти. То, чего нам сегодня не хватает, когда каждый день рассыпается на множество медийных событий. И когда уже трудно понять, насколько они реальны…