Время и Вечность

С 27 сентября по 4 октября в Вологде состоится Шестой фестиваль «Кружева»
Время и Вечность

Фестиваль стал одним из культурных брендов Вологды, предъявил оригинальную концепцию, привлек выдающихся российских и зарубежных исполнителей.

Предстоящий фестиваль откроется в праздник Крестовоздвижения Господня. Христиане имеют возможность, говорил Апостол Павел, «взяться за предлежащую надежду (Крест), которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий» (Евр. 6; 18—19).

Две линии Креста — два символа: Вечность — вертикаль, Время — горизонталь. Вечность может пересекать Время в любой точке. Место их пересечения становится источником энергии, который вдохновляет фестиваль, определяет его суть и смысл.

Воскресения и горизонты

Фестиваль начинается в Вологодском Кремле, в сердце Вологды, где, как в перекрестье Креста, сосредоточен духовный мир древнего русского города.

Одна из неизменных традиций — воскресные концерты колокольной музыки на колокольне Софийского собора и концерты русской духовной музыки в Соборе. Пронзая пространство и время, звоны и хоры словно бы устремляют нас ввысь, от дольнего мира к миру горнему.

Два воскресенья — две вершины, которые связуются между собой «горизонтальным» течением фестивальных концертов и событий.

Звоны и хоры обрамляют фестиваль. Звоны возглашают открытие и закрытие фестиваля, а концерты в Соборе — Молитва перед началом дела и на его окончание.

«Кружевные» традиции

Фестиваль с самого начала стал площадкой для исполнения великих симфоний и кантатно-ораториальных партитур с участием ведущих симфонических оркестров России и хоровых коллективов Вологодчины. В городе, где пока еще нет симфонического коллектива, каждый такой концерт — незаурядное событие!

Звучали 5-я симфония Бетховена, 4-я Чайковского, 2-я Рахманинова; «Казнь Степана Разина» Шостаковича, «Москва» П. Чайковского, «Иоанн Дамаскин» Танеева, «Три русские песни» и Шесть хоров на стихи русских поэтов Рахманинова, «Военные письма» Гаврилина, «Русский реквием» А. Чайковского.

Шестой фестиваль продолжит эту линию. Он откроется концертом, программа которого сделала бы честь афише любой столичной филармонии: «Александр Невский» Прокофьева (исполнение посвящено 70-летию Победы) и 5-я симфония Шостаковича. Возвращается и традиция участия в фестивале Ярославского симфонического оркестра под управлением М. Аннамамедова (принимал участие в фестивалях 2008 и 2011).

Особым событием фестиваля, его сердцевиной всегда был концерт в Международный день музыки. В этот день традиционно звучат величайшие творения мировой музыки, шедевры на все времена: Концерт Шопена и «Семь слов» Гайдна, песни Шуберта и скрипичные сонаты Баха, Моцарта, Прокофьева… В этом году — виолончельная сюита Баха, сонаты Шуберта и Брамса, пьесы Дебюсси, Чайковского, Форе.

Символ фестиваля

Ни одно сочинение не повторялось на фестивале за все годы его проведения, кроме «Осенней песни» П. И. Чайковского из «Времен года». Она звучала на фестивале в переложениях для народного оркестра, виолончели и фортепиано, виолончели с камерным оркестром, скрипки и фортепиано, фортепианного трио.

Ныне, в юбилейный год Чайковского, эта гениальная пьеса, вдохновенно передающая «печальную красу» русской осени — «унылой поры, очей очарованья», — прозвучит в оригинальной версии для фортепиано.

Мировая премьера

Ежегодно фестиваль «Кружева» заказывает новое сочинение одному из современных отечественных композиторов. Эта традиция широко распространена в мире, но крайне редкая в России. Заказ нового сочинения ставит вологодский фестиваль в ряд с ведущими мировыми и европейскими музыкальными форумами, умножает его масштаб и престиж. В свою очередь, фестиваль продвигает современное композиторское творчество.

За годы проведения форума сформировался цикл сочинений под названием «Вологодские кружева» для разных составов: увертюры для симфонического оркестра А. Чайковского, К. Бодрова, А. Васильева; для камерного оркестра М. Гоголина; для фортепиано, скрипки, виолончели и народного оркестра М. Броннера — своеобразная музыкальная летопись уникального народного промысла.

Автором «Вологодских кружев–6» стал Юрий Каспаров — выдающийся композитор и общественный деятель, заслуженный деятель искусств РФ, кавалер французского Ордена литературы и искусств, профессор Московской консерватории, основатель и художественный руководитель Московского ансамбля современной музыки, автор недавно вышедшей книги «… И я — композитор!». 8 июня он отметил 60-летие.

Свое сочинение для ансамбля барочных инструментов (гобой, труба, три скрипки, альт, виолончель, контрабас, с участием фортепиано и оркестровых колоколов), Ю. Каспаров назвал «Эхо тишины»:

«Мы вслушиваемся в тишину, часто или от случая к случаю, осознанно или чисто рефлекторно, и чем внимательнее мы, тем отчетливее различаем среди прочего эхо ушедшего. Того, что уже не вернется, каким было…».

Новая модель

Концепция фестиваля никогда не повторялась. Каждый раз предлагается новая модель. Фестиваль «Кружева» можно назвать учебником фестивального искусства.

В этом году организаторы отошли от идеи монографичности, превалировавшей в разных формах на предыдущих форумах, и предложили некую мозаику из контрастных программ и конструкций. 9 событий — как 9 островов, связанных невидимыми нитями в море под названием «Музыкальный фестиваль “Кружева”».

Как в кружевной ткани, здесь сплелось многое: симфония и кантата, соната и дуэт, звоны и хоры, барокко и джаз, симфонический и камерный оркестр, Шостакович и Прокофьев, Бах и Гендель, Шуберт и Брамс, бой часов и пьеса П.И. Чайковского, творческая встреча и презентация, фильм и проекты газеты «Музыкальное обозрение», бессмертная классика и мировая премьера…

Исполнители: Ярославский симфонический оркестр и хоровая капелла «Ярославия; Н. Кожухарь (участник фестиваля 2013) и ансамбль солистов The Pocket Symphony; М. Дробинский (исполнитель-резидент в 2011) и пианист, лауреат конкурса им. Клиберна Н. Мндоянц — в одном концерте сойдутся мудрость и молодость; мэтр джаза И. Бриль и талантливая певица П. Шамаева. Вологодские коллективы: камерный оркестр и мужской хор филармонии, ансамбль колокольной музыки.

Творческая встреча

Традицией фестиваля «Кружева» стали параллельные проекты: Всероссийская научно-практическая конференция «“Музыкальное обозрение” — образ музыкального пространства рубежа веков» и Круглый стол «СМИ и культура» (2008), выставки картин Т. Ян (2011), фотографий А. Колосова (2010, 2011, 2013), фотографий и коллажей А. Устинова (2008, 2010), творческая встреча с пианистом Р. Хараджаняном (2008), вечер поэзии М. Марковой (2011), мастер-класс пианиста А. Диева (2008).

На Шестом фестивале, 2 октября, вологжан ждет проект, расширяющий фестивальные горизонты. Он включает:

премьеру документального фильма «Кому нужна классическая музыка?». Фильм напомнит вологжа нам о кинофестивале «Фрески Севера», всколыхнет интерес к симфонической музыке;

творческую встречу с А. Устиновым, Ю. Каспаровым, М. Гоголиным;

презентацию Библиотеки газеты «Музыкальное обозрение»;

исполнение увертюры «Вологодские кружева» вологодского композитора Михаила Гоголина для камерного оркестра, народных голосов, кружевниц, колоколов художественного руководителя и губернатора (мировая премьера 2013).

«Кружева» и «МО»

«Музыкальное обозрение» — постоянный партнер фестиваля. Идея его проведения принадлежит главному редактору «МО» А. Устинову, приглашенному руководством Вологодской филармонии в качестве художественного руководителя. Он же — инициатор заказа и автор концепции нового сочинения. Творческая встреча с А. Ус ти новым — по сути, презентация газеты и ее проектов: Всероссийского фестиваля «Музыкальное обозрение–25»; Библиотеки «МО»; созданной в 2000 по инициативе «МО» Ассоциации музыкальных конкурсов России; композиторского проекта «Вологодские кружева».

27 сентября, в праздник Крестовоздвижения Господня и день открытия фестиваля, исполнится пять лет со дня кончины Петра Меркурьева — выдающегося человека, артиста, музыканта, музыкально-общественного деятеля, одного из основателей «МО». Он любил Вологду, дружил с патриархом вологодской музыкальной культуры Морисом Бонфельдом, активно участвовал в подготовке первых фестивалей «Кружева». Хоровым концертом в Соборе мы почтим память ушедших музыкантов.

А 1 октября, в Международный день музыки, отметим 26-й день рождения газеты. В кружево концерта вплетен автограф, “ex libris” газеты — сочинения из эксклюзивного проекта «МО» O pus 26: «Две арабески» для фортепиано К. Дебюсси, написанные композитором в 26 лет. Именно в Вологде начнется новый год и сезон газеты.

Организаторы благодарят Министерство культуры РФ, Департамент культуры, туризма и охраны объектов культурного наследия Вологодской области, Вологодскую филармонию им. Гаврилина, Ярославскую филармонию за поддержку в проведении Шестого фестиваля «Кружева».