Времена не выбирают

«Музыкальное обозрение»: взгляд из 2014
Времена не выбирают
Фото: Елена СМИРНОВА

В начале каждого прожитого года или иного периода жизни мы подводим итоги предыдущего. Можно рассматривать и воспринимать каждый пройденный этап с разных позиций, находить в нем что-то созвучное своему пониманию мира или, наоборот, противоречащее ему. Многое зависит от вкуса, воспитания, образования, поставленных целей и задач.

Юбилей — повод оглянуться, оценить прожитый временной отрезок. Сравнить прошлое и настоящее. Вспомнить, как все начиналось.

Час Х

Год рождения «МО» — 1989. Год резких катаклизмов, некой шоковой терапии. Именно в этот год произошло то, что еще недавно считалось невозможным в политике, государственной сфере и обществе, предопределив установление нового мирового порядка, фактически новой эпохи в истории человечества: вывод советских войск из Афганистана, крушение социалистического лагеря, падение Берлинской стены, начало распада СССР и объединения Германии…

На этом разломе и появляется «МО», газета, очень скоро утвердившаяся как нечто гораздо большее, чем печатное издание. Как символ и некий перспективный план того, что должно быть. Ведь именно по номерам газеты через 40–50 лет (именно с этого периода начинается отделение истории от современности) будут создавать потомки образ российской музыки.

И вот год 2014. Он отмечен множеством переломных социальных и политических событий, что наполняет каждое культурное начинание особым историческим смыслом.

2014 — это год 100-летия Первой мировой войны, 150-летия Рихарда Штрауса. Это год Вальса и первых Зимних Олимпийских игр в России, ставших триумфом отечественного спорта. Это Год Культуры и присоединения Крыма. И при этом год больших государственных и мировых потрясений, всеобщего недоверия и ожидания глобальных катаклизмов. И на этом неспокойном фоне мы подошли к своему юбилею. 

Взгляд из газеты

Меняющаяся с невероятной скоростью картина мира влияет и на условия существования музыканта в профессии и в социуме. Увы, не в лучшую сторону.

Престиж профессии академического музыканта падает. Музыка современных композиторов, за редкими исключениями, не интересует ни исполнителей, ни слушателей, ни руководителей филармоний. Звучит в основном на фестивалях, ставших последним прибежищем большинства современных авторов.

Снижается финансирование культуры. Особенно это заметно в Год культуры, на фоне громких лозунгов и отчетов. Российская культура на 99% финансируется государством, но при этом отсутствуют (особенно в регионах) надежные механизмы поддержки и финансирования серьезного академического искусства и культуры (театров, вузов, филармоний). Не секрет, что основное внимание и самое мощное финансирование выделяется нескольким ведущим федеральным учреждениям культуры. Остальным достается лишь небольшая толика средств.

С каждым годом все сложнее положение музыкальных вузов, консерваторий. На многие специальности уже практически нет конкурса, а на иных вообще некому учиться. Значит ли это, что через несколько лет некому будет играть в оркестрах, петь в оперных театрах, преподавать?

Общего понимания того, как должна развиваться музыкальная культура, оркестровая, филармоническая деятельность, нет вовсе. Большинство руководителей предпочитают действовать сами по себе, в соответствии с личными, порой невежественными представлениями, противоречащими общему музыкантскому делу. Во многих местах у руля стоят непрофессионалы. В то же время любая критика вызывает обиды и агрессивный отпор, конструктивные предложения воспринимаются в штыки.

Были бы сегодня живы Гоголь и Салтыков-Щедрин — наверняка бы нашли в сегодняшней российской действительности немало актуальных тем и сюжетов.

Академическое музыкальное искусство, которым мы занимаемся, пришло в Россию из Европы. По сути, оно — европейское. И мы просто обязаны относиться к нему по-европейски, жить по общепринятым законам и правилам, а не так, как это во многом происходит сейчас: «кто в лес, кто по дрова».

Интересы и проблемы академических музыкантов иногда попадают в поле зрения государства. Несколько музыканты, которые пользуются особой благосклонностью властей: обласканы премиями и наградами, входят во всевозможные советы, комиссии, возглавляют общества и т.д. и т.п. Среди коллег-профессионалов эти музыканты (чьи имена у всех на слуху) не имеют столь же высокого реноме, но вот парадокс: именно благодаря сложившемуся положению вещей наше профессиональное сообщество во многом и существует, и спасается от полного исчезновения.

Радует, что возвращаются по-настоящему яркие личности — В. Юровский, Б. Березовский, — в начале 90-х уехавшие из страны. Сегодня их творчество стало украшением российской концертной жизни. Как и искусство молодых талантливых исполнителей, многие из которых участвуют в нашем фестивале.

Власть интернета…

За 25 лет сложилась совершенно новая информационная ситуация, новое информационное пространство по сравнению с тем, в котором мы начинали. Особенно это стало заметно именно в последние годы. Новостная лента стала в десятки, если не в сотни раз интенсивнее. Число событий на единицу места и времени превосходит все мыслимые и немыслимые пределы, и полноценно реагировать на них невозможно.

Свои законы диктует интернет: телеграфный, телетайпный стиль, своеобразный котел, бульон, в котором перевариваются и перемалываются гигабайты информации. Агрессивно воздействует, давит на потребителя информации клиповое, сиюсекундное мышление, не предполагающее ни осмысления, ни даже робкой попытки «остановиться, оглянуться…». Новость живет мгновение, тут же опровергается, оказывается «фэйком», забывается, вновь всплывает и вновь теряется в соцсетях… на смену ей мгновенно приходит другая, третья, сотая — и так до бесконечности, теряя смысл и значение в сонме таких же новостей-«мотыльков».

В условиях, когда кто угодно может без стеснения высказать, выложить в соцсетях свое мнение на любую тему, выдавая его за истину в последней инстанции, само понятие «общественное мнение» теряет смысл.

В деятельности наших коллег — журналистов и критиков все меньше внимания уделяется аналитике, обзорам. В основном все переключились на анонсы и рецензии. Количество информационных поводов зашкаливает, любое мнение почти сразу теряет значение, а главное — интерес потребителя. То, что актуально сегодня, завтра становится второстепенным, а послезавтра канет в небытие.

…и новые акценты

Однако подобный «рваный», клочковатый, хаотичный, мутный, порой бессмысленный новостной поток, полный информационного сора и шелухи, в котором легко утратить ориентиры, провоцирует и обратную реакцию. Вызывает у homines existimansчеловека думающего — отторжение и противодействие. Стимулирует его к поискам совершенно иных источников информации.

Когда плывет корабль, к нему прилипают мириады ракушек и прочего морского «мусора», под грузом которого он может в какой-то момент не выдержать и утонуть. Мы хотели бы представить объективную, ничем не замусоренную информацию. Из фактов, событий, явлений создавать объективную картину мира, пытаясь отделить зерна от плевел. Или же самим стать настолько мощным крейсером, который никакими «ракушками» не остановить.

Поэтому в последние годы мы стараемся делать акцент на эксклюзивных комментариях по самым актуальным темам, широком анализе первостепенных, наиболее значимых событий не только музыкальной, но и культурной жизни в целом.Не уступая позиций по масштабному освещению событий, насыщению своих страниц актуальной информацией, мы значительно усилили аналитическую составляющую.Этого от нас ждут читатели.

Результат такого подхода — наши ежегодные итоговые обзоры. Они — не просто подведение итогов конкретного временнОго отрезка. Это материалы скорее надвременнЫе: анализ тенденций и векторов культурной и музыкальной жизни, в которой отражается жизнь политическая, экономическая, социальная. Но если пять лет такие обзоры занимали в среднем две полосы, то теперь в сумме это более 20 полос: отдельный номер газеты, в котором — и всесторонний анализ того, что было, и в значительной мере прогноз на будущее.

Особое внимание мы уделяем инициативам и действиям (или бездействию) властей всех уровней в сфере культуры, учитывая особенности нашего государственного устройства, когда все вопросы решаются мэрами, губернаторами, правительством, президентом.

Ретроспектива

Подводя итоги четвертьвекового пути, хочется остановиться на последнем пятилетии истории «МО». Речь идет даже не о пяти, а о шести годах: начиная с октября 2008, когда в Вологде прошел Первый музыкальный фестиваль «Кружева», ставший традиционным, и конференция «“Музыкальное обозрение” — образ музыкального пространства России рубежа веков».

Это событие дало старт празднованию 20-летия газеты. А в октябре 2009 состоялся Всероссийский фестиваль «Музыкальное обозрение – ХХ», в рамках которого прошло более 70 концертов в 35 городах России.

Жизнь продолжается

Период между 20-летием и 25-летием стал, пожалуй, самым трудным и самым насыщенным в истории редакции. Вскоре после того как мы отметили 20-летие, в одночасье более чем наполовину сменилась команда. Через год, в сентябре 2010, ушел из жизни один из основателей «МО» Петр Меркурьев. Минувшим летом, по истечении  пятилетия, скончался патриарх редакции Борис Диментман.

Но жизнь не останавливается. Еще до юбилея мы переехали в новое помещение, на улице Чаянова, где раньше располагался всем известный Музфонд. Дом, где жили Прокофьев, Глиэр, Шапорин, Ан. Александров, Хачатурян, Хренников, стал и нашим домом.

«Шестилетие» получилось исключительно насыщенным по количеству и качеству творческих проектов.

По всем направлениям нашей деятельности мы достигли новых рубежей.

Библиотека специальных выпусков газеты за прошедшую «шестилетку» приросла почти 20 томами (от 4 до 20 полос), и сейчас их уже более 50. За эти годы героями специальных номеров стали Белгородская, Карельская, Омская, Пермская, Самарская, Тюменская филармонии, Госфилармония на Кавминводах; Новосибирский и Самарский театры оперы и балета; Саратовская консерватория; Музей музыкальной культуры им. Глинки; Государственный симфонический оркестр Татарстана.

Отдельными номерами вышли выпуски: «“МО” — Красноярский край», «К 100-летию Екатеринбургского театра оперы и балета», «Балетная карта России 2011–2012».

Специальный номер был посвящен Всероссийскому фестивалю «Музыкальное обозрение–ХХ» в 2009.

Ежегодно мы публикуем «Итоги сезона симфонических и камерных оркестров», которые также можно назвать специальными выпусками газеты.

Все это — история и сегодняшний день музыкальной России. События, факты, хроника, лица, персоны, премьеры. Жизнь.

Вологда, Красноярск

С 2010 по 2014 прошло четыре фестиваля «Кружева», который в этом году проведен в 5-й раз, теперь это музыкальный бренд Вологды и Вологодской филармонии. Организуя фестиваль, мы применили в самые креативные идеи фестивального и концертного дела. Фактически создан учебник фестивального искусства.

Резонансным стал проект «Музыкальное обозрение — Красноярский край. Специальный выпуск» (2012) — музыкально-информационный форум в Красноярске, столице второго по площади региона России. Форуму предшествовал выпуск специального номера «МО», посвященного музыкальной культуре Красноярского края.

Наш «OPUS»

Ежегодно с 2004, с 15-летия газеты, проходит Всероссийский фестиваль «Опус…», номер которого соответствует году деятельности газеты. В этом эксклюзивном проекте «МО» участвуют филармонии, вузы, колледжи и ССМШ, солисты, симфонические, камерные и народные оркестры, ансамбли: десятки музыкальных организаций, сотни музыкантов — от студентов до народных артистов. 

«Персона–композитор»

Значительно расширилось сотрудничество «МО» с Московской филармонией. Филармония провела два концерта в честь 20-летия газеты (1 октября 2009 в КЗЧ и Камерном зале). В сезоне 2009–2010 стартовал инициированный газетой абонемент «Персона–композитор» в Камерном зале МГАФ. За 5 сезонов состоялось около 20 концертов, участниками которых стали Р. Щедрин, А. Эшпай, С. Губайдулина, С. Слонимский, А. Чайковский, В. Казенин, Ю. Каспаров, В. Тарнопольский, Е. Подгайц, М. Броннер, Ю. Воронцов, К. Бодров, К. Волков, В. Кобекин, молодые композиторы. Эксклюзивный проект представляет творчество ныне живущих современников не в рамках стандартного авторского вечера, а как творческую встречу, с особой драматургией и атмосферой.

Проект «Персона–композитор» органично вписался в направление, по которому неуклонно следует газета: поддержки современной музыки. Это относится и к другим абонементам «МО» в Московской филармонии.В сезоне 2013–2014 в абонементе «www.баян.ru» звучали сочинения С. Губайдулиной, Р. Леденева, К. Волкова, М. Броннера, Е. Подгайца, А. Васильева, С. Беринского, О. Чистохиной, и «Игра в классики» (к 20-летию ансамбля «Студия новой музыки») — С. Губайдулиной, А. Голышева, А. Волконского.

В новом сезоне заявлен абонемент «Сталинские премии.  Камерная музыка 1941 – 1945. К 70-летию Победы в Великой Отечественной войне»: прозвучат сочинения Прокофьева, Шостаковича, Мясковского, Книппера, Кабалевского, Свиридова, Вайнберга.

Московская филармония выступает партнером юбилейного концерта газеты 1 октября 2014 в Концертном зале им. П.И. Чайковского.

Композиторские проекты

После двух коллективных сочинений — «Десять взглядов на десять заповедей» (2004) и «Посвящение. К 100-летию Д.Д. Шостаковича» для симфонического оркестра (2006) (авторы — 17 российских композиторов разных поколений, от 1925 до 1980 г.р.) — газета стала инициатором еще двух проектов: «Вологодские кружева» (по заказу фестиваля «Кружева» в Вологде написано уже 5 увертюр с данным названием для разных составов, своеобразная музыкальная летопись старинного вологодского промысла; авторы А. Чайковский, К. Бодров, А. Васильев, М. Гоголин, М. Броннер) и Kyrieeleison(автор К. Бодров, сочинение написано специально к юбилейному концерту «МО» в КЗЧ и посвящено газете «Музыкальное обозрение»). 

Круглые столы

Еще более вырос авторитет «МО» в музыкально-информационном пространстве. Проведены круглые столы по актуальным проблемам современного музыкального искусства.

в Москве — «Народные инструменты на филармонической сцене», «Музыкальные конкурсы: бизнес в искусстве или искусство бизнеса?» (в рамках XIV конкурса им. Чайковского);

в Вологде и Красноярске — «СМИ и культура»;

в Вологде — круглый стол, посвященный концертной жизни малых городов России;

в Екатеринбурге — «Симфонический оркестр в современной России: актуальные проблемы».

Каждый из них стал событием, стимулировав дальнейшую разработку этих тем не только на страницах «МО», но и в рамках государственной культурной политики. 

Аналитические записки

По заданию Министерства культуры, Аппарата Правительства РФ, других госструктур газета ежегодно готовит мониторинги, доклады, аналитические записки по различным темам: деятельность концертных организаций РФ, анализ конкурсного движения в России, итоги выступлений российских музыкантов на международных конкурсах за рубежом, фестивальная карта России.

Эксперты «МО» принимали участие в разработке Концепции филармонической деятельности и развития концертного дела в России.

АМКР

Через год отметит 15-летие Ассоциация музыкальных конкурсов России. Сегодня членами и партнерами АМКР являются около 200 международных, Всероссийских, региональных конкурсов. Среди них: Конкурс им. Чайковского, Всероссийский музыкальный конкурс, конкурсы им. Янкелевича в Омске, ЦМШ и им. Магомаева в Москве, им. Кнушевицкого в Саратове, «Сибирские музыкальные ассамблеи» в Новосибирске, конкурс Е. Образцовой, им. А. Петрова, «Роман Сладкопевец» в Петербурге.

В 2011 проведена Пятая конференция АМКР (в рамках XIV конкурса им. Чайковского). Издан третий выпуск справочника «Музыкальные конкурсы России», четвертый — готовится к изданию.

Представители «МО» работали в оргкомитетах, жюри, пресс-центрах конкурсов в Москве, Уфе, Волгограде, Екатеринбурге, Сургуте.

Вся информация о конкурсной жизни России — на сайте АМКР www.music-competitions.ru, который открылся в дни 20-летия «МО».

В союзе с «Орфеем»

В течение 4 лет в эфире радио «Орфей» был совместный проект «Орфея» и «МО» «С красной строки». Еженедельные передачи включали обзор нового номера газеты и сочинения из эксклюзивного проекта «Opus…» (ор. 19, 20, 21, 22, 23), аннотации к которым писали студенты Ростовской, Петрозаводской и Волгоградской консерваторий под руководством наших давних партнеров, музыковедов, профессоров А. Селицкого, Л. Купец и В. Давыдовой.

Этот проект, инициированный «МО», дал серьезный импульс информационному и новостному вещанию радио «Орфей».

События и персоны

Ежегодно пополняется список лауреатов газеты — персон и событий, среди которых такие события последних лет,  как премьеры Пермского театра оперы и балета «Один день Ивана Денисовича» и «Фиделио», «Иван Сусанин» Челябинского театра, «Борис Годунов» и «Граф Ори» Екатеринбургского театра; открытие концертных залов Омской и Белгородской филармоний; фестивали «Другие пространство», «Дягилев P.S.»; персоны — С. Губайдулина, М. Янсонс, В. Юровский, Ю. Каспаров, В. Тарнопольский, В. Урин, Х. Герзмава, А. Шалашов, А. Чайковский, Б. Березовский, Д. Мацуев…

Особое внимание — молодым. «Персонами года» названы представители нового поколения — пианист Р. Урасин, скрипач Н. Борисоглебский, виолончелисты Б. Андрианов, А. Бузлов, композитор К. Бодров, режиссер Е. Василева.

«Оркестровая карта России»

Этот проект в 2013 отметил 10-летие. Оркестровая палитра, представленная на страницах «МО»,необычайно широка. В прошлом году мы опубликовали итоги сезона 85 российских оркестров: 53 симфонических и 32 камерных, охватив не менее 80% всего оркестрового хозяйства страны.

Наша «оркестровая карта» — это и статистические данные, и всесторонний анализ репертуара, концертной и гастрольной деятельности, условий для репетиционной работы, многих других факторов, определяющих жизнь того или иного оркестра, его место в масштабе всей страны. В целом эта информация дает объективную картину сегодняшней оркестровой ситуации в России. Не случайно этот проект пользуется особым вниманием и интересом в филармоническом сообществе, среди дирижеров, оркестрантов, солистов.

Книги. Издательские проекты

«МО» — единственное издание, представляющее практически всю книжную продукцию о музыке, выпускаемую в России. Не менее 40 развернутых рецензий в год (а всего примерно 500 наименований), высокопрофессиональные статьи о тенденциях и трендах современного музыкального книгоиздания — наша книжная рубрика была и остается главным ориентиром в этом бурном море.

Продолжаются наши издательские проекты. К 25-летию приурочен выпуск двух первых томов Библиотеки «Музыкального обозрения»: «Международный конкурс имени П.И. Чайковского. Хроника событий. Факты. Интервью. Комментарии. 1994. 1998. 2002. 2007. 2011» по материалам, опубликованным в «МО» в 1994–2011, и альбом INSTRUMENTARIUM, основой которого стали фотографии, помещенные на первых полосах «МО» в последние 10 лет.

Выставочные проекты, организованные газетой, проходили в Москве, Саратове, Вологде, Красноярске. Об этом, как и о книжных проектах прошлых лет — на страницах этого номера.

Многие проекты «МО» поддержаны Министерством культуры, региональными органами власти, грантами Президента.

Газета меняется и визуально. Пять лет назад мы выпускали около 300 полос формата А3 в год. Сегодня — почти 400. Принципиально изменился дизайн, предложены новые художественные решения и принципы оформления рубрик, статей, рецензий. 

Быть впереди

Мы в своей истории многое сделали впервые.

Впервые газета стала изданием, которое не только поставляет информацию и отражает факты и события окружающей действительности, но и формирует эту действительность. Она стала особым объектом на культурном пространстве, фактически сломав границы между информационным изданием и явлением художественной культуры.

Впервые в «МО» были напечатаны условия международных конкурсов за рубежом. Это вызвало невероятный ажиотаж среди советских (тогда еще) музыкантов: они впервые получили возможность выехать на зарубежный конкурс самостоятельно, без разрешения парткомов и месткомов, деканатов и ректоратов, за свой счет и исключительно благодаря своим желаниям и возможностям.

Впервые именно нашей газетой было создано профессиональное информационно-музыкальное сообщество: Ассоциация музыкальных конкурсов России.

«МО» стала первым музыкальным изданием, под эгидой которого были организованы фестивали, концерты и филармонические абонементы, издательские и композиторские проекты.

Именно «МО» принадлежит идея представить тот или иной проект (например, выпуск книги) как арт-объект, действо, со своим сценарием, действующими лицами, яркой и запоминающейся музыкальной составляющей.

Так состоялись концерты-презентации книг, вышедших под брендом газеты: «Беседы с Лютославским» (концерт в КЗЧ 29 октября 1994) и «Лев Наумов. Под знаком Нейгауза. Беседы с Катериной Замоториной» (КЗЧ, 30 апреля 2002); концерты-презентации роялей во многих городах страны; выставки фотографий, коллажей, «сошедших» с первых полос газеты в широкое художественное пространство — совершенно новые формы синтеза искусств, демонстрирующие уникальные музыкальные образы и объекты.

Впервые в истории в честь газеты была организована научно-практическая конференция «“Музыкальное обозрение” — образ музыкального пространства России рубежа веков». Впервые газета стала объектом скрупулезного анализа со стороны научного сообщества. С докладами на конференции выступили 15 ведущих музыковедов России, 8 докторов и 7 кандидатов наук.

Впервые под эгидой «МО» прошли мастер-классы для молодых симфонических дирижеров России.

Впервые газетой были организованы конкурсы студенческих работ, посвященных «МО», и конкурс читательских рецензий на компакт-диски.

«МО» — первое и единственное издание, которое инициировало композиторские проекты, стимулируя современное композиторское творчество.

И первое музыкальное издание, начавшее выпускать свою Библиотеку.

Впервые в истории на базе редакции газеты «МО» были организованы пресс-центры международных конкурсов: им. Чайковского (1998, 2002), им. Шопена в Москве (1996–2008), им. Лисициана (2008).

И сегодня мы представляем всей стране главный проект своего юбилейного года: Всероссийский фестиваль «Музыкальное обозрение – 25».

Это не только десятки концертов и тысячи участников. Это теле- и радиопрограммы.Статьи и комментарии в российских СМИ. Флэшмобы и различные культурные акции.

С нами сегодня типографии, дизайнеры, трафареты на асфальте, самолеты, поезда, пароходы.

Обо всем этом мы говорим с радостью, но без бахвальства.

Мы имеем право гордиться своими достижениями, но помним слова Б. Пастенака:

«Цель творчества— самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.
Но надо жить без самозванства,
Так жить, чтобы в конце концов
Привлечь к себе любовь пространства,
Услышать будущего зов».

Произнося «Привлечь к себе любовь пространства», можно поставить акцент на любом слове — и смысл кардинально изменится. Мы ставим акцент на любви — нашей любви к делу, которому мы служим. И надеемся, что заслужили «любовь пространства», профессионального сообщества музыкантов России. 

Мы не отличаем «пораженья от победы». Тот, кто зациклен на поражениях — духовно умирает. Тот, у кого голова кружится от побед — останавливается. Но само переплетение успехов и неудач, трудностей и радостей от их преодоления — это и есть жизнь.

Мы вынуждены были быть первыми. Иного нам не дано. Ни тогда, в 1989, ни сейчас.

Это — путь, который мы выбрали и которым идем четверть века.

Материалы по теме