«Впервые в России»

Владимир Юровский пригласил композитора-резидента и воззвал к совести филармонического сообщества
«Впервые в России»
Владимир Юровский и Александр Вустин

.

Накануне концерта 20 января В. Юровский дал интервью «Российской газете» и «Независимой газете», в которых критически отозвался по поводу того, какое место занимает современная академическая музыка в филармонической жизни России.

«Это очень важная для меня тема, и я рад, что мы объявили эту новость. На Западе оркестры постоянно работают с современными композиторами, исполняют их сочинения, заказывают партитуры. Таким образом развивается и репертуар оркестра, и сам процесс музыки. Но в России подобного опыта нет, кроме, пожалуй, единственного случая сотрудничества оркестра Ленинградской филармонии под руководством Евгения Мравинского с Дмитрием Шостаковичем.

И мы впервые с тех времен будем сотрудничать с современными композиторами, выбирая на один год “композитора в резиденции”. Я выбрал композитора Александра Вустина. 20 января прозвучит премьера его сочинения “Песня Лукерьи”. Это очень яркое и интересное по материалу сочинение, в котором соединяются симфонический и фольклорный языки.

Я считаю важным, чтобы оркестр работал с живущими композиторами. Если оркестр будет играть только музыку мертвых композиторов, он не сможет развиваться, не сможет двигаться в будущее» («РГ»).

«Хочу пробудить совесть»

«На мой взгляд, именно сегодня, когда всюду финансовый кризис и на серьезное искусство выделяется все меньше средств, долг профессиональных коллективов — не только оркестров, но и театров, хоров, камерных ансамблей — заказывать и играть актуальную музыку. Нельзя сказать, что современная музыка в нашей жизни отсутствует; она присутствует очень активно. Но есть момент некой геттоизации: музыка эта существует за высокими заборами, в рамках предназначенных для нее фестивалей, на которые ходят определенные люди, и играют там определенные люди. Получается, что эта музыка для людей одного класса, а остальная — для людей другого. Такое разделение, с моей точки зрения, глубоко неверно. Прежде всего должна увеличиться процентная доля современной музыки в филармонической афише — как раньше была квота на прием в учебные заведения представителей той или иной национальности, — само по себе это, может быть, и абсурдно, но необходимо как средство борьбы с несправедливостью. То, что современных авторов ничтожно мало в абонементных программах, — акт творческой дискриминации.

Новым проектом я хочу максимально обогатить повседневную филармоническую жизнь. Для меня это привычно, на Западе большинство оркестров имеет своего композитора в резиденции. Это не пожизненная должность, а контракт, который заключается на несколько лет. Посредниками обычно выступают издательские дома, которые действуют как агенты композитора и помогают заключать групповые заказы. В большинстве случаев заказчиками являются филармонические общества или симфонические оркестры.

Эта практика, к сожалению, практически отсутствует в нашей стране. Я недавно выяснил, что Московская филармония один раз за всю историю своего существования выступала заказчиком — к юбилею квартета Бородина, когда еще был жив Валентин Берлинский, заказала квартет Александру Раскатову.

Я хочу пробудить сначала совесть, а потом и интерес других филармонических сообществ, подать им пример. Конечно, я это делаю для себя и своего оркестра, но с расчетом, что за нами потянутся другие. Все, как могут, зарабатывают себе на хлеб. Но мы, исполнители, живем сравнительно неплохо, а композиторы живут впроголодь.

Я хочу поговорить с руководством Московской филармонии, с представителями Министерства культуры о том, чтобы возложить большие обязательства по исполнению современной, хотя бы отечественной музыки на наши основные коллективы» («НГ»).

На вопрос, знает ли он о том, что Симфонический оркестр Татарстана в прошлом году пригласил в качестве резидента молодого композитора Эльмира Низамова, В. Юровский честно признался: «Нет, не знал, но очень этому обстоятельству рад».

.

Неужели впервые?

Размышления о судьбах новой музыки в реалиях современной российской действительности

Слова маэстро о том, что поддержка современных композиторов — важная миссия исполнителей и коллективов, безусловно, справедливы. Сложно, однако, согласиться с попытками представить нынешний проект В. Юровского и ГАСО как первый, выводящий современную музыку из «гетто», со времен «сотрудничества ЗКР АСО Ленинградской филармонии с Д. Шостаковичем» (к слову, ни Е. Мравинский, ни его оркестр, ни Ленинградская филармония никогда не заказывали партитуры Д. Шостаковичу; интервьюер, вероятно, могла бы поправить В. Юровского).

Да, в основном музыка современных композиторов звучит в рамках специализированных фестивалей и мероприятий, которые посещает ограниченный круг заинтересованных лиц, а филармонии предпочитают обходиться без современной музыки. Это связано и с тем, что основная часть аудитории концертов мало ею интересуется, предпочитая проверенные веками «хиты», и с проблемой авторских прав: за исполнение на бис даже 3—5‑минутного сочинения современного композитора (да и любого, на кого распространяются закон о защите авторских прав, т. е. умершего менее 70 лет назад) филармонии вынуждены отчислять в РАО значительную часть сборов со всего концерта.

Новая музыка звучит!

Тем не менее, не все так уж плохо. И говорить о долге, взывать к совести филармоний, утверждать, что практика «композитора-резидента» и заказа сочинений в нашей стране фактически отсутствует, пожалуй, не совсем верно.

В России есть и композиторы-резиденты, пусть их пока значительно меньше, чем за рубежом. Так, задолго до объявления А. Вустина резидентом ГАСО, в апреле 2015 А. Сладковский объявил имя композитора-резидента ГСО РТ на сезон 2015/2016 Эльмира Низамова (см. с. 25).

Эту же позицию ввели многие фестивали. Ежегодно заказывают новые сочинения фестиваль «Возвращение» (кстати, они были первыми), «Евразия» в Екатеринбурге, «Кружева» в Вологде, Транссибирский арт-фестиваль Вадима Репина в Новосибирске.

Постоянно сотрудничают с современными композиторами оркестры: «Новая Россия» (в его программах регулярно звучит музыка А. Чайковского, Г. Канчели), ГАСК п/у В. Полянского, УАФО п/у Д. Лисса. Особый респект — ГСО Татарстана п /у А. Сладковского, который проводит ежегодный фестиваль современной музыки «Конкордия», а с нынешнего года — фествиаль татарской музыки им. Назиба Жиганова. В 2012 оркестром записана «Антология музыки татарских композиторов» на трех CD.

Эльмир Низамов и Александр Сладковский

Филармонии

Московская филармони я в этом аспекте, как и во многих других — «впереди России всей». С 2010 МГАФ проводит фестиваль (ныне биеннале) «Другое пространство», поручив В. Юровскому художественное руководство этим форумом. Постоянно звучат новинки и премьеры в Камерном зале, в т. ч. в цикле «Персона — композитор» и других абонементах.

Санкт-Петербургская филармония в прошлом сезоне заказала новое произведение Настасье Хрущевой («Красота», три песни для женского голоса с оркестром) в рамках программы поддержки молодых композиторов: мировую премьеру исполнил АСО филармонии под управлением М. Агреста.

Свое пространство новой музыки у Омской филармонии и симфонического оркестра: биеннале, которой руководит худрук ОАСО Д. Васильев.

Театры

Более 10 лет Родион Щедрин является фактически композитором-резидентом Мариинского театра: там идут семь его сочинений; три оперы («Очарованный странник» в сценической версии, «Левша», «Рождественская сказка») созданы специально для Мариинки, а в исполнении оркестра звучат многие симфонические произведения. В. Гергиев ставит оперы современных композиторов (Триптих по Гогоолю, «Братья Карамазовы» А. Смелкова), проводит фестиваль «Новые горизонты».

Большой театр не раз обращался к творчеству Л. Десятникова, несколько лет назад поставил балет Е. Подгайца «Мойдодыр», а в прошлом году — «Герой нашего времени» И. Демуцкого.

Время от времени ставит произведения современников Пермский театр оперы и балета: при Г. Исаакяне в 2000-х — «Пена дней» Э. Денисова, «Один день Ивана Денисовича» А. Чайковского; в 2014 — опера Д. Курляндского «Носферату».

На протяжении всей своей истории ежегодно представляют премьеры современников Театр им. Сац и Камерный театр им. Б. Покровского. Только что Нижегородский театр оперы и балета представил два оперы Л. Клиничева об А. Ахматовой и М. Цветаевой. Постоянно обращаются к творчеству национальных композиторов театры Казани, Уфы, Якутии…

Наконец, новый проект — «Электротеатр “Станиславский”», на пространстве которого современная музыка звучит практически ежедневно.

Много делают для продвижения совремнной музыки вузы, прежде всего — Московская консерватория и ее ансамбль солистов «Студия новой музыки».

«Музыкальное обозрение»

Немало проектов в области новой музыки в активе «МО». Трижды газета заказывала новые сочинения. Два коллективных опуса:

в 2004 — концерт для оркестра «Десять взглядов на десять заповедей», за 10 лет прозвучавший около 30 раз в десятках городов России (авторы — М. Броннер, Ю. Воронцов, А. Вустин, С. Жуков, Р. Леденев, С. Павленко, Е. Подгайц, Р. Сабитов, А. Чайковский, А. Эшпай; московской премьерой дирижировал В. Зива); в 2006 — «Посвящение. К 100‑летию Д. Д. Шостаковича» (авторы О. Алюшина, К. Бодров, О. Бочихина, А. Буканов, А. Васильев, Т. Новикова, А. Сюмак);

в 2014 — Kyrie eleison для хора, оркестра и органа, автор К. Бодров (к 25‑летию «МО», дирижер Ю. Симонов).

С 2009 проходит абонемент МГАФ «Персона — композитор», в котором участвовали более 20 композиторов разных поколений: от А. Эшпая, Р. Щедрина и С. Губайдулиной до В. Горлинского и А. Ромашковой.

Фестиваль «Кружева» в Вологде с 2008 заказывает российским композиторам новое сочинение — увертюру «Вологодские кружева» для разных составов (в числе авторов — А. Чайковский, К. Бодров, А. Васильев, М. Гоголин, М. Броннер, Ю. Каспаров).

Композиторами-резидентами фестиваля были Александр Чайковский (в 2013) и Юрий Каспаров (в 2015).

Юрий Каспаров на фестивале «Кружева», Вологда, сентябрь 2015

Если пофантазировать…

В. Юровский работает по западным лекалам. Бывая в России 1—2 месяца в году, он может и не знать о каких-то вещах и процессах. И, вероятно, дело его помощников, как и журналистов — доносить до него полную и точную информацию.

Но, повторяем, в целом маэстро прав. Особенно в отношении симфонической музыки и симфонических оркестров. И усилия наших ведущих дирижеров — В. Юровского, А. Сладковского, Д. Лисса, Р. Нигаматуллина, Д. Васильева и других — по продвижению симфонической музыки современных российских авторов заслуживают самой высокой оценки.

Если же представить, что хотя бы несколько из названных выше институций — симфонические оркестры (их в стране около 70), филармонии (более 80), театры оперы и балета (около 30), фестивали (пересчитать которые невозможно) — привлекут композиторов‑резидентов (фактически речь идет о некой стипендии) и будут заказывать им хотя бы по одному новому сочинению, то ежегодно будет звучать не менее 150—200 премьер современных российских композиторов.

P.S.

6 июня 2016 в своем цикле просветительских концертов «Истории с оркестром. Владимир Юровский дирижирует и рассказывает» В. Юровский представит мировую премьеру оперы С. Слонимского «Король Лир». Также в программе концертов театральная и киномузыка С. Прокофьева и Д. Шостаковича.