Вперед, только вперед!

Вопреки кризису, книжно-музыкальный рынок развивается
Вперед, только вперед!

Российский Год литературы, объявленный в 2015, начался с разрушительного пожара в крупнейшей научной библиотеке ИНИОН РАН. Событие воспринималось символом книжной катастрофы, так как, несмотря на усилия по восстановлению фондов, что-то оказалось утерянным навсегда.

Год литературы инициировал повышенное общественное внимание к книжной сфере. В СМИ выходили публикации, посвященные ее проблемам. О давнем системном сбое в производстве литературы в России говорили многие эксперты. Отмечалось отсутствие отлаженной системы дистрибуции, то есть сети распространения книг по стране.

В этом смысле неутешительна статистика даже российских мегаполисов. По официальным данным, в Москве, где живет около 12 млн. чел. (и это без учета приезжих и тех, кто специально «вырывается» в столицу для книжного шопинга), существует всего 199 магазинов (то есть1 книжный на 60 тыс. чел.), в то время как в Санкт-Петербурге на примерно 5 млн. чел. приходится около 400. Для сравнения: в Париже, где проживает около 3 млн. чел., их 700 (то есть 1 магазин — на 4 тыс. чел.).

В России нет единой книжной базы данных, куда бы поступали сведения о новинках. Она не только должна собирать названия, но и предполагает экспертную оценку, рейтинги и различные классификаторы. Пока ее отсутствие возмещается активностью магазинов и издательств в соцсетях и интернет-рассылках (на страничке «Фаланстера» в ВК даже можно оставить запрос на библиографию по любой интересующей теме).

Болевая точка — существование несетевых маленьких книжных магазинов. Многие такие магазины (площадью менее 80 кв.м) находятся на грани выживания (например, «Фаланстер», «Порядок слов», «Все свободны», «Искатель», «Гилея»). Они нуждаются, как указывают эксперты, в поддержки властей и бизнеса. В 2015 их положение в Москве ухудшилось, так как властями был введен дополнительный торговый сбор, связанный с арендой помещений. Положение усугубляется и платными парковками вокруг магазинов в центре города. При этом от налога освобождены, к примеру, химчистки, парикмахерские, ателье, рынки, ярмарки, вендинговые автоматы, торговые точки в театрах, кино, музеях и даже продавцы кваса и мороженого. Для несетевых частных книжных магазинов новый побор означает фактически уничтожение. Из-за нерентабельности в 2015 в столице уже закрылось 18 книжных.

Еще одно негативное событие 2015, отмечаемое издателями, — закрытие фонда «Династия» Дмитрия Зимина, поддерживающего направление научно-просветительской литературы. И в целом заметен спад деятельности грантовых фондов.

Движение вперед

Однако вопреки проблемам и пессимистическим прогнозам, связанным с кризисом 2015 года, в сегменте интеллектуальной и музыкальной книги не наблюдалось ни спада, ни стагнации. Русскоязычная библиотечка по музыке обогатилась важными новинками, что приятно отличает нынешний год от предыдущего.

Можно говорить о стабильном интересе и устойчивом производстве. Общая тенденция в музыкальной сфере — музыкальная тематика окончательно перестала быть приоритетом профессиональных издательств. Она естественным образом включается в культурологические и просветительские проекты малых и больших издательств.

Тематический охват музыкальных явлений весьма широк: от московского панк-андеграунда (один из лидеров продаж — книга Ф. Сандалова «Формейшн: история одной сцены»), истории шансонье (М. Кравчинский «Музыкальные диверсанты», издательство «Деком»), джаза («Джон Колтрейн: жизнь и музыка», издательство Арт-Волхонка) до развлекательной истории повседневности («Грохочет бал, сияет бал… Светские у веселения в Петербурге XVIII–начала XX века», Государственный музей истории СПб). Диапазон интересов впечатляет, но в тоже время выбор тематики весьма хаотичен. Увидеть логику в появлении музыкальных книг практически невозможно.

Среди показателей 2015 отмечается снижение выпускаемых тиражей, сокращение на треть финансовых показателей лидеров продаж (по данным Forbes). Однако, согласно данным Института глобализации и социальных движений, наибольшие потери в связи с кризисом несет развлекательный жанр. И наоборот: повышенный интерес наблюдается в области интеллектуальной литературы.

Особое внимание потребителя вызвали специализированные книжные мероприятия (ярмарка «Non/Fiction» и Книжный фестиваль на Красной площади). Как замечает главный редактор «НЛО» Ирина Прохорова, именно «в сложные времена люди в нашей стране уделяют больше внимания книгам».

Крупнейшее литературное событие 2015: впервые за последние 30 лет Нобелевскую премию по литературе присудили русскоязычному автору — Светлане Алексиевич. Ее имя теперь вписано в один ряд с И. Буниным, Б. Пастернаком, М. Шолоховым, А. Солженицыным, И. Бродским.

Фестивали

«Фасадным» событием Года литературы явился Книжный фестиваль на Красной площади, проводимый впервые на столь официозной территории и под покровительством властей. Фестиваль посетил В. Путин. Одним из медийных лиц мероприятия, представляющих музыкальный мир, стал пианист Д. Мацуев. Планируется, что главная площадь страны будет каждый год превращаться на несколько дней в книжную ярмарку.

Традиционная «Non Fiction» в Москве в 2015 собрала большое количество посетителей: около 34 тысяч за 5 дней. Издательства отмечали высокие уровни продаж, аншлаги на проводимых интеллектуальных мероприятиях. Многие посетители отмечали, что в 2015 ярмарка отличалась продуманной организацией, было четкое и удобное для посетителей распределение издательств, сделаны тематические залы.

Первый зал был отдан представителям Альянса независимых книготорговцев, куда входят небольшие частные издательства. В плане размещения им были даны своего рода территориальные преференции. Здесь же располагался дистрибьютор музыкальных книг «Арт-транзит» (по совместительству «Классика-XXI») и питерское «Издательство им. Новикова», часть продукции которого также связана с музыкой. К традиционному участнику ярмарки, издательству «DSCH», впервые присоединилось издательство «Музыка».

Темы

Книги по истории России и научно-популярные биографии предлагались издательствами наиболее активно. В двадцатку лучших книг года, по версии магазина «Фаланстер», вошли: Сергей Плохий «“Последняя империя”. О последних месяцах существования СССР» (М.: Corpus); Т. Э. Проффер «Бродский среди нас» (М.: Corpus); О. Хлевнюк «Сталин. Жизнь одного вождя: биография» (М.: Corpus), несколько книг по истории и философии анархии.

Продолжается публикация на русском языке фундаментальных трудов различных философов — от древности до постмодерна (новые работы Ж. Бодрийяра, В. Беньямина и др.). Особенно отмечены: двухтомник А. Пятигорского (СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2015), продолжение серии книг Г. Померанца, выход 11 тома из собрания работ Г. Шпета, «Эстетика немецких романтиков» (все это в «Центре гуманитарных инициатив», работающем в совместной программе с РАН, руководитель серий С. Я. Левит, лауреат Премии «МО» за 2014).

Сохраняется устойчивый интерес к советской истории: впервые полностью опубликован блокадный дневник Ольги Берггольц (РГАЛИ, совместно с «Вита Нова»). Премией «Просветитель» отмечена книга А. Юрчака «Это было всегда, пока не кончилось», о последнем советском поколении (М.: НЛО).

В сфере художественной серьезной литературы неожиданно в конце года в лидеры самых продаваемых романов вышла утопия Дж. Оруэлла «1984». Еще один бестселлер — роман Л. Улицкой «Лестница Якова» (АСТ; Редакция Елены Шубиной).

Искусствоведческая литература на русском языке обогатилась: книгой-манифестом классика постмодернистского театра Хайнера Гёббельса «Эстетика отсутствия» (Издательство «Электротеатра “Станиславский”», серия «Театр и его дневник», приурочена к премьере его спектакля в Москве), автобиографией режиссера Т. Гиллиама («Гиллиамески», М.: АСТ; Corpus), дневниками Энди Уорхола (совместная программа издательства «Ad Marginem» и ЦСИ «Гараж).

Событием стал выход грандиозного энциклопедического издания «Искусство с 1900. Модернизм. Антимодернизм. Постмодернизм» (авторы-составители Хэл Фостер, Розалинда Краусс, Ив‑Ален Буа и Бенджамин Х. Д. Бухло; М.: «Ад Маргинем», совместная программа с «Гаражом»).

Книжный год в «МО»

Газета «МО» продолжает выступать главным экспертом музыкально-книжного процесса в России. Газетой отслеживается и структурируется информация о новинках, рецензируется значительная их часть, формируется общая картина книгоиздательского процесса и база данных профессиональных музыкальных изданий, составляются рейтинги и отмечаются лучшие книги года. Тем самым именно в сфере музыкальной литературы проблема информационного обеспечения, о которой говорили эксперты в других областях интеллектуальной книги, решена.

В постоянной рубрике «Книги» за 2015 было представлено около 170 книг.

Специальный номер «Книги»

«МО» отметила Год литературы беспрецедентным проектом. В 2015 был подготовлен специальный выпуск газеты, посвященный книжному музыкальному рынку. В нем представлены около 150 книг, 134 автора, 47 подробных рецензий, 24 издательства. Охвачен общий тираж — 300 000 экз., общее количество страниц — 60 000.

Отдельным проектом стало аналитика юбилейного года П. И. Чайковского в России и за рубежом, в том числе — книжных изданий о Чайковском в России и за рубежом.

На страницах этого тематического выпуска выступили одни из главных игроков книжного процесса в нашей стране: Ирина Прохорова, главный редактор издательства «НЛО», и Марина Каменева, директор наиболее успешного книжного магазина «Москва».

Библиотека «МО»

Газета продолжила издание своей Библиотеки, стартовавшее в 2014, в год 25‑летия «МО». В 2015 появился обновленный Справочник «Музыкальные конкурсы России» (информация о возможности его приобретения — на сайте www.muzobozrenie.ru).

Готовятся к выпуску сборники статей и воспоминаний, посвященных основателям «МО»: П. В. Меркурьеву и Б. С. Диментману.

Музыкальные юбилеи

Тематика выпускаемых в течение года книг продолжает формироваться юбилейными датами. Наиболее громким и важным событием в 2015 стала презентация первых четырех томов нового Полного собрания сочинений П. И. Чайковского, приуроченного к 175‑летию со дня рождения композитора. В них вошли две редакции Первого фортепианного концерта (партитура и клавира). В год Чайковского также вышли 5 книг о композиторе.

К книжно-музыкальным знакам 2015 года можно отнести следующие издания:

— С. Бирюков «Денис Мацуев. Жизнь на Cresсendo» (к 40‑летию пианиста, издательство «Музыка»);

— к 90‑летию со дня рождения М. Плисецкой вышло 3 издания. Это «Майя и другие» (сборник в серии «Сноб», АСТ, Редакция Елены Шубиной), А. Баганова, А. Шляхов «Майя Плисецкая. Адская искра. Музыкальная любовь» (АСТ) и фотоальбом (издательство «Авто-Граф»);

— «В высоте небес. О музыке Эдисона Денисова» к 85‑летию со дня рождения композитора (редактор-составитель Е. Купровская, издательство Московской консерватории);

— к годовщинам смерти С. И. Танеева и А. Н. Скрябина, которые отмечаются в один год, увидели свет: книга Г. Лукиной «Творчество С. И. Танеева в свете русской духовной традиции» (М.: Композитор) и публикация неизвестных писем А. Скрябина из архива С. Кусевицкого, хранящегося в Америке (автор-составитель В. Юзефович, изданы Мемориальным музеем А. Н. Скрябина).

К 100‑летию со дня смерти Скрябина один из главных знатоков его творчества Валентина Рубцова подготовила факсимильное издание Седьмой сонаты для немецкого издательства «G. Henle Verlag». Оригинал хранится в собрании рукописей Джульярдской школы в Нью-Йорке.

Первая публикация на русском языке избранного эпистолярия Э. Сати (книга «Записки млекопитающего», издательство им. И. Лимбаха) приурочена к 170‑летию со дня его рождения.

Музыкальные издательства

Лидерами книжно-музыкального процесса остаются петербургский «Композитор» и издательство «Музыка».

Светлана Таирова, директор издательства «Композитор — Санкт-Петербург»: «Более 300 наших новых изданий увидели свет в 2015. По количеству наименований это на 7% больше, чем в 2014, а тиражи выросли почти на 20%». Речь идет в первую очередь о нотных изданиях, которые составляют основу каталога (примерно три четверти). Нотные издания в основном выпускает и «Музыка».

Благодаря интересу масс-медиа к юбилею Чайковского и широко раскрученному в прессе проекту ПСС, повышенное внимание было уделено челябинскому издательству «MPI» (оно же «АвтоГраф»).

В 2015 отмечен необычайный интерес к музыкальным персонам в старейшей серии «ЖЗЛ» издательства «Молодая гвардия». Книги посвящены И. С. Баху, Т. Хренникову (первая монография о нем), Л. ван Бетховену (одна из лучших книг и по стилю, и по историко-научной интерпретации, написана известным знатоком Л. Кириллиной), Г. Малеру. Важно отметить высокий научный уровень всех книг.

Продолжается программа «Ад Маргинем Пресс» совместно с центром современного искусства «Гараж», где вышли две значимые книги, пользующиеся спросом среди гуманитариев. Впервые на русском языке опубликованы интервью Дж. Кейджа (Р. Костелянец «Разговоры с Дж. Кейджем») и антология интервью с представителями второй волны авангарда в сборнике «Краткая история новой музыки» (автор — известный куратор Х. Обрист).

В новом московском издательстве «Бослен» стартовала серия познавательных детских книг, объединенных общим героем Буравчиком. В ней значительное место уделяется музыке.

ПСС

Полные собрания сочинений — наиболее дорогостоящая и трудоемкая продукция в музыкальных издательствах. В петербургском «Композиторе» продолжается издание наследия В. Гаврилина: вышли еще два тома. Из запланированных 20 томов уже изданы 18.

По словам С. Таировой, возникли большие проблемы с собранием А. Шнитке: «Архив А. Г. Шнитке разрознен и полностью не хранится в России. Собрание его сочинений — это совместный проект с Архивом Альфреда Шнитке в Голдсмитс-колледже Лондонского университета. После смерти в 2014 научного редактора Собрания сочинений Шнитке, директора Центра русской музыки при Голдсмитс-колледже А. В. Ивашкина мы столкнулись с большими трудностями в получении даже копий рукописей Шнитке. Мы испытываем чувство глубокой признательности к ушедшему от нас в феврале 2016 Саулюсу Сондецкису, первому исполнителю многих сочинений Шнитке. Его бескорыстная помощь позволила нам в минувшем году выпустить очередные три тома».

Еще один проект «Композитора» — издание сочинений А. Кнайфеля. «По договоренности с А. Кнайфелем, — говорит С. Таирова, — мы решили пойти на эксперимент: собрание его сочинений пока что осуществляется и распространяется только в электронном виде. Готовы 40 сочинений.»

В «Музыке» впервые увидело свет полное собрание духовных сочинений М. Балакирева в I томе (подготовка текста, вступит. статьи, коммент. и прилож. Т. Зайцевой).

Статистика

В 2015 выпущены 24 издания об отечественной музыке и в два раза меньше — 11 книг — о зарубежной. Среди композиторов по количеству посвященных им изданий лидируют Чайковский — 5, Бах — 3, Бетховен, Мусоргский — по 2.

Значителен интерес к отечественным композиторам конца ХХ — начала XXI вв. Среди тех, кому посвящены монографии: Э. Денисов, Г. Уствольская, Г. Фрид, Н. Корндорф (к книге прилагается диск с записью сочинения «Восьмая глава»), С. Слонимский, В. Калистратов.

Продолжают выходить книги о выдающихся пианистах: появилась первая масштабная книга о С. Фейнберге (к 125‑летию со дня рождения), издания о Г. Гинзбурге, А. Гольденвейзере.

В сфере музыкальной науки нужно отметить теоретико-историческое исследование Л. Купец «Музыкальная картина мира в художественном процессе. Исследовательские очерки» (Петрозаводск, изд. ПетрГУ).

В 2015 отмечается повышенный интерес к духовной музыке (5 изданий), а также к «синтетическим» дисциплинам, когда музыка является частью гуманитарного знания (5 книг). Как и в прошлые годы, отдельный пласт литературы складывается вокруг балетной сферы (9 книг).

Эксклюзивными являются книги о музыкальной культуре Петербурга, традиционно выпускаемые в питерском «Композиторе». Как отмечает С. Таирова, «издан 13‑й том энциклопедического словаря “Музыкальный Петербург” (совместный проект с РИИИ). В Год 70‑летия Победы завершена серия книг А. Н. Крюкова (1929—2015), ученого, посвятившего жизнь поискам и сохранению материалов о музыке в блокадном Ленинграде. Следует обратить внимание на портреты двух музыкантов‑иностранцев, которые связали свою жизнь с Петербургом: это немецкий пианист и композитор Д. Г. Штейбельт (автор Л. Золотницкая) и Л. В. Теппер де Фергюсон, преподаватель пения в Царскосельском Лицее пушкинской поры (автор О. Байрд)».

В этом же издательстве подготовлены книги, расширяющие библиотеку дирижера: Ф. Вейнгартнера «О дирижировании» и Н. Малько «Основы техники дирижирования» (уже вышли два тиража). Знаменательным так же стал выход в петербургском издательстве впервые на русском языке книги «Тезаурус гамм и мелодических оборотов. Справочник для музыкантов — композиторов и исполнителей» Николаса Слонимского.

Премия «МО»

Каждый год «МО» выбирает главную книгу года. По итогам 2015 на первый план вышла не одна книга, а собрание важных, качественных, открывающих новые научные горизонты книг, выпущенных Научно-издательским центром Московской консерватории (руководитель НИЦ — докт. иск. Наталья Власова). Являясь частью мега-система консерватории, издательство обеспечено и своим сегментом потребителей (студенты консерваторского холдинга с десятилеткой, профессорский состав), и своим собственным магазином в стенах учебного заведения.

В 2015 знаковыми стали выпущенные НИЦ новые книги о Н. Корндорфе и Э. Денисове, первое исследование о русско-американском, ныне практически забытом композиторе Иосифе Шиллингере, исследование Н. Савкиной об опере «Огненный ангел» к юбилею Прокофьева, сборник о киномузыке «Закадровое искусство», в котором представлены материалы Международной научной конференции «Закадровое искусство: история и теория киномузыки», прошедшей в МГК в 2012.