Владимир Юровский: «То, что у Госоркестра до сих пор нет своей базы, — несерьезно»

Владимир Юровский: «То, что у Госоркестра до сих пор нет своей базы, — несерьезно»
Фото Вячеслав Прокофьев / ИТАР-ТАСС

Владимир Юровский, один из главных интерпретаторов современной музыки, в октябре отметит пятилетие в качестве художественного руководителя коллектива. Накануне концерта он рассказал в интервью ТАСС о сотрудничестве с ГАСО, выборе редких программ для концертов и новой должности, которая должна появиться в оркестре.

— Несколько лет назад в Московской филармонии у вас появился свой цикл просветительских концертов «Владимир Юровский дирижирует и рассказывает». Будет ли продолжение в этом году?

— Да, будут три концерта в июне. Тема в этом году у всех одна – Шекспир. В один вечер мы представим мировую премьеру оперы Сергея Слонимского “Король Лир”. Во второй – театральные сочинения Прокофьева и Шостаковича, продолжение того, что мы делали в первый год. Там будет музыка Шостаковича к спектаклю “Гамлет” Театра имени Вахтангова и музыка Прокофьева к спектаклю Таирова “Египетские ночи”. Третий вечер мы решили посвятить киномузыке Шостаковича, все-таки в этом году 110 лет с его дня рождения. Сперва мы думали показать фильм “Король Лир” с живым оркестром, но в итоге выбрали картину Григория Козинцева и Леонида Трауберга “Новый Вавилон” 1929 года, к которому молодой Шостакович написал партитуру. Мы хотим показать весь фильм с живой музыкой.

— Осенью ГАСО будет праздновать сразу две даты: 80 лет со дня основания оркестра и 5 лет, как вы являетесь его художественным руководителем. Вы довольны этим пятилетием?

— Моя работа с оркестром меня очень радует, мне нравится, как работает коллектив, и у меня очень хорошие отношения с музыкантами, и творческие, и личные. Но что очень сильно огорчает, что спустя эти пяти лет у оркестра так и нет собственной базы. В конце января, пока я был в Москве, мы еще раз написали письмо в министерство культуры с просьбой посодействовать оркестру в нахождении постоянного жилья. Ответ пока не последовал.

Это абсурд, что один из главных государственных оркестров страны по статусу не имеет своей базы. Да, у нас есть помещение в Московском институте стали и сплавов, но там мы в гостях, а это несерьезно для такого оркестра. Недавно мы получили деньги на наш проект “композитор в резиденции”: нам были добавлены средства, которые мы просили на пропаганду современной отечественной музыки. Но история с базой оркестра куда серьезнее. Когда он был основан в 1936 году, то база была в Московской консерватории. По самым разным причинам, после ухода из оркестра Евгения Федоровича Светланова в 2000 году, оркестр в консерватории больше не живет. Нам дают возможность там репетировать, у нас прекрасные отношения и с консерваторией, и с ректором Александром Соколовым. Но это не дом. А нам нужно хранить инструменты, постоянно проводить наши репетиции в одном и том же месте, и желательно, чтобы оттуда не нужно было добираться в зал за тридевять земель. Для публики жизнь оркестра выглядит так, как будто он раз в неделю-две появляется на сцене во фраках. Но оркестр ведет повседневную жизнь, ее нам вести негде. Это меня страшно угнетает. Я хочу попытаться обратиться в мэрию, может быть, там нам смогут помочь. Так что, с одной стороны, все замечательно, а с другой – есть проблема, которая с каждым днем становится все более насущной, и решения пока нет.

— А ведь у коллектива нет и главного дирижера?

— Главным дирижером все равно по совместительству как бы являюсь я. Но у меня очень ограниченные возможности присутствия в Москве. При том, что я как мог раздвигал свой график, в 2017 году меня в Москве будет гораздо меньше. Поэтому мы хотим ввести в оркестре позицию главного приглашенного дирижера. Это будет гость, с которым оркестр любит работать, который имеет определенное реноме в России и в мире и который будет проводить с оркестром определенное количество программ в год.

Источник публикации ТАСС, 26.03.2016, Виктория Иванова